Владимир Машков: уже в скором времени будет развиваться космический туризм
20 апреля в кино выходит первый снятый в космосе художественный фильм «Вызов», совместный научно-просветительский проект Первого канала, Госкорпорации «Роскосмос», «Главкосмоса», студии Yellow, BlackandWhite, онлайн-кинотеатра START. Съемки фильма проходили на борту МКС в 400 километрах от Земли. Одну из главных ролей в картине сыграл Владимир Машков. Он рассказал «ТН» о том, почему это кино — настоящее, как прошли первые пять лет на посту худрука Театра Олега Табакова и почему женщины чувствуют сильнее мужчин.
— Владимир Львович, 20 апреля в кино выходит фильм «Вызов». Четыре года назад вы объявили об уходе из кино, но ради этого фильма сделали исключение. Почему?
— В этом фильме соединилось очень много хороших и правильных вещей. Во-первых, очень талантливая съемочная группа, невиданный и уникальный по масштабу проект, замечательная роль. И подготовка к ней началась задолго до съемочного периода, поэтому можно было спланировать свою жизнь и работу таким образом, чтобы эти съемки не нарушали мою деятельность в театре. Совокупность всех факторов и привела к счастливому случаю, когда удалось поработать с большими профессионалами в таких предлагаемых обстоятельствах.
— Что, с вашей точки зрения, было самым невероятным на съемках? Почему так важно было провести их именно в космосе?
— Сам космос для всех нас — невероятное открытие. Мы все немножко космонавты, потому что наша планета крутится во Вселенной вокруг маленького светила, и мы, так или иначе, путешествуем по Вселенной. Мечты о космосе всегда будоражили воображение людей. Поэтому все, что связано с картиной «Вызов», — новое, удивительное, начиная от места действия. Это первый и пока единственный художественный фильм, снятый на орбите, в котором мы принимали живейшее участие. То есть все эмоции, все чувства — они были настоящими. Все, что вы увидите в кадре, тот же взлет корабля, все снималось в режиме реального времени, когда на борту космического аппарата находились наши друзья, выполняющие большую миссию. Не только кинематографическую, но и для популяризации космонавтики, привлечения молодежи в эту самую отрасль научного знания. И параллельно это был очень важный эксперимент для Роскосмоса. Ведь Пересильд и Шипенко — это первый непрофессиональный экипаж, стартовавший с Байконура, который за столь короткое время (меньше чем полгода) был готов к тому, чтобы полететь на орбиту на 12 дней. Это большое достижение. Думаю, что в дальнейшем этот опыт поможет специалистам космической отрасли быстро подготовить людей для отправки в космос. Возможно, уже в очень скором времени космический туризм будет развиваться, ведь мечты о космосе будоражат многих людей на земле.
— Вы сами хотели бы полететь в космос? Юля и Клим делились с вами впечатлениями о полете?
— На съемочной площадке на Байконуре я проводил очень много времени с большими профессионалами, ребятами, которые не раз бывали в космосе. Да и раньше я всегда интересовался этой отраслью. Для меня там было много нового, но основное направление я знал. И, конечно, я знаю, какие ощущения были у наших космонавтов. Причем эти ощущения постоянно меняются, и там, и по прибытии на землю. Поэтому наше кино настоящее, без кинообмана.
— Расскажите, что за герой вам достался, кто он?
— Про героя, наверное, будут рассказывать зрители, что они увидят. Задачи, которые были поставлены передо мной, как перед артистом, я выполнил, мы тщательно искали образ этого человека — руководителя полета, главного конструктора Роскосмоса. Вспоминались многие, от Сергея Павловича Королева и до Сергея Константиновича Крикалева, конечно, это все великие люди… Когда-то философ Жорж Кювье сказал: «Гений — это неотступное внимание», так вот это как раз люди, обладающие неотступным вниманием к проблеме, к задаче. У них другое видение пространства, времени, они смотрят на происходящее с другой высоты. Поэтому могут принимать невероятные, неожиданные и иногда противоречивые решения. Вообще космическая отрасль очень точная, то есть ты не можешь нарушить то или иное штатное расписание, которое предусмотрено. Тут, как на войне, где устав написан кровью.
— У вас в процессе работы над ролью появилось много друзей из этой отрасли, космонавтов?
— Да, конечно. Профессия актера дает эту уникальную возможность хотя бы ненадолго проникнуть в суть чувств тех людей, которые занимаются этим делом. Здесь невероятно важно чувственное внимание. Это люди, которые могут взять ответственность и держать ответ за свои действия. Вот такую личность мы и попытались исследовать в образе моего героя.
— Есть ли у вас традиция отмечать День космонавтики?
— Думаю, у всех граждан Российской Федерации есть такая традиция. Так же, как отмечают 8 Марта, Новый год, День Победы, Пасху. Во всяком случае, я всегда отмечаю и буду отмечать. Мне на Байконуре подарили модель ракеты (их там делают местные мастера), и теперь она всегда рядом, стоит у меня на столе. Ракета P-1 — великое изобретение, созданное под руководством Королева, меня очень воодушевляет. Благодаря фильму я впервые побывал на Байконуре, и скажу вам, попасть туда — большое счастье. Если бы не эта история, вряд ли бы у меня была такая возможность.
— Как отразилось на вас отсутствие кинематографа в последние четыре года, вам его не хватает? Или, наоборот, выдохнули с облегчением, что можете перевести дух?
— Мне некогда скучать по каким-то вещам, потому что у меня иногда просто не хватает времени, хотелось бы, чтобы его было побольше часов на 10, 34 часа в сутках меня бы устроило. А кино, так или иначе, присутствует в моей жизни, помимо «Вызова» у меня был еще небольшой эксперимент — картина «Кто там?», которую снял Володя Маслов, и в ней принимали участие актеры нашего театра —Яна Сексте и Владислав Миллер. Практически на базе нашего театра создан маленький фильм, который, как мне кажется, очень эмоционален, точен и технологически очень здорово сделан. Мои ребята из театра много снимаются в кино, включая студентов, так что я с ним соприкасаюсь. Сейчас кино очень динамично создается, много выходит сериалов, которые снимаются очень быстро. И решения о съемках принимаются так же быстро. Я так не могу, потому что на мне огромная ответственность перед большим коллективом нашего театрального холдинга, ведь у нас не просто театр, в котором идут спектакли, у нас театр со своей школой, где идет большая работа.
— В апреле пять лет, как вы руководите Театром Олега Табакова. Как для вас пролетели эти годы? Что вы приобрели и что потеряли за это время?
— Пролетели они стремительно. Но я вам могу сказать, что время становится стремительным тогда, когда, наверное, уже много сделано. А сделано действительно очень много, ничего не потеряно, одни только приобретения и открытия. Открытия в нашей образовательной деятельности, следующий этап развития нашего театра совместно со школой. Самое главное, за это время из колледжа был создан уникальный институт, единственный в России. С интегрированной программой среднего общего и высшего образования. У нас сейчас два курса — второй и четвертый, мы набираем учеников раз в два года. Сейчас идут региональные отборочные прослушивания, мы набираем еще один курс. Только что мы были в Краснодаре, впереди поездки в Красноярск, Хабаровск и потом финальные прослушивания в Москве. Каждые два года мы ездим по всей стране в поисках талантливых ребят, потому что далеко не все имеют возможность приехать в Москву. Наша школа дает раннее актерское образование, и я уверен, за ним будущее. Мы набираем ребят после 9-го класса, 5 лет обучения, и они получают диплом о высшем образовании. Самое главное в нашей работе —сделать правильный выбор. Знаете, если мы не возьмем, не заметим по какой-то удивительной причине талант, то в этом нет ничего страшного. А вот если мы обманемся, возьмем человека неразвивающегося —это будет плохо. На нас очень большая ответственность в момент отбора, и потому у нас очень много этапов. Вначале мы собираем от ребят видеовизитки, где они представляют себя, потом мы едем в регионы, там встречаемся лично и проводим два тура. Потом мы начинаем с ними работать и понимать, насколько человек готов интенсивно развиваться. Ребята должны быть готовы к тому, что в 15 лет они вступают на профессиональный путь. Должно быть интенсивное и полное включение, либо человек просто не выдержит этот ритм. Каждый год мы смотрим порядка трех тысяч ребят на 24 места. И вот сейчас у нас на 4-м курсе 11 человек, а на 2-м — 13, все остальные отсеялись в процессе учебы. Но зато это те ребята, которые смогут заработать себе на жизнь полученной профессией, я в этом уверен. И они будут постоянно обогащать свои знания. Мы даем метод, как им существовать в этой профессии.
— А возможно ли в наше время человеку с улицы стать хорошим актером без образования? Бывают такие таланты от Бога?
— Без образования стать чем-то хорошим в профессиональной области очень трудно. Тем более артисту, как и врачу, оно необходимо всю жизнь, потому что ты работаешь прежде всего со своим психофизическим аппаратом, который изменяется во времени. Фонвизин сказал очень интересную вещь: «Чем отличается актер от артиста? Актер — это талантливый исполнитель, а артист — художник и творец». Поэтому необразованный человек может быть талантливым исполнителем, интересным типажом, в кино ведь вообще может сняться любой человек —как минимум он может сыграть самого себя, хотя бы с 50-го дубля. В театре же он не выдержит конкуренции, потому что в настоящем русском психологическом театре работают только профессионалы, которых должно быть слышно, видно, понятно, они должны дарить впечатления, без дублей, на протяжении двух часов. Спектакль становится либо лучше, либо хуже, и, если происходит второе, —он сходит со сцены. Плюс, еще раз повторюсь, у нас не простой театр, самое главное в нем, очаг нашего будущего, — это школа, наш институт, где мы, уча, учимся и сами. Это очень важный процесс, за нами идут молодые ребята, которые будут актерски более оснащенными, чем мы, потому что мы подготовили им для этого базу.
— Поделитесь планами, целями, что еще вы хотели бы увидеть на сцене Театра Олега Табакова? Планируются ли ваши новые режиссерские работы, а может быть, и актерские?
— У нас огромные планы, и, если бы я вам начал их сейчас перечислять, вы бы очень удивились. Как я сам постоянно удивляюсь их количеству. У нас идет большая работа, сейчас выходит один спектакль, который выпускаю я с молодыми артистами, следом еще один, в котором я буду играть. Параллельно идут отборы в театральную школу, а также у нас будет еще один курс — есть люди, которым мы будем повышать квалификацию. У нас большие планы на год юбилея Станиславского. Мы как бы находимся в цепи третьего рукопожатия от Константина Сергеевича Станиславского. Потому что он жал руку своему ученику, которого очень любил и последние годы жизни работал с ним, — это Василий Осипович Топорков. А он уже жал руку своему ученику — Олегу Павловичу Табакову. Я же помню руку Олега Павловича… Поэтому мы в третьем рукопожатии в постижении метода актерского существования, и наша задача в том, чтобы развиваться весьма интенсивно. Ставить надо большие, амбициозные задачи, иначе ты не достигнешь никаких.
— Олег Павлович Табаков, по вашему признанию, был вашей путеводной звездой, вторым родителем. Какие слова, наставления вашего учителя помогают вам в трудные минуты?
— Олег Палыч, как и его предшественники, которых я назвал — Василий Осипович Топорков и Константин Сергеевич Станиславский, и еще один легендарный ученик Василия Осиповича —Олег Николаевич Ефремов, а также великий актер Евгений Александрович Евстигнеев, — все они так или иначе с нами присутствуют, с оставленными после них задачами, написанными в книгах. У меня есть замечательная книжка, собранная Евдокией Германовой из высказываний Олега Палыча. И я иногда ее открываю наугад, когда думаю: «А что бы сказал Олег Палыч?». И вот недавно открыл, а там фраза: «Кто, если не ты». И вторая, очень важная для меня фраза: «Мы движемся к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели». Помню, когда вышла книга Олега Павловича «Моя настоящая жизнь», он мне ее подарил, совсем новую, запакованную, я полистал ее, мы о чем-то поговорили. И вот буквально в те дни, когда он ушел в марте 2018-го,я открыл эту книгу —а она совсем новая, с залипшимися страницами. И она так — раз, захрустела, открылся первый лист, и я увидел, что книга мне подписана. Рукой Олега Павловича было написано: «Вова, я тебя очень люблю. И я хочу, чтобы ты развивался интенсивно и полно. И тебе и людям будет хорошо». Он часто напоминал и себе самому, и нам, чтобы мы развивались интенсивно и полно, тогда и нам, и людям вокруг будет хорошо. Это обращение не только ко мне, а ко всему нашему уникальному коллективу, где есть школа, театр, есть мастерские, есть задачи и цели.
— За пять лет работы худруком театра появились ли люди, которых вы считаете своими учениками, гордитесь ими?
— Сказать о ком бы то ни было, что это мой ученик, вещь очень опасная. Мне кажется, это прерогатива самих учеников, они определяют, кто их учитель. Поэтому я бы не осмелился на данный момент сказать: «Вот это мой ученик». Скорее, это в ощущениях и чувствах тех, с кем мы работаем. Но я надеюсь, и знаю точно, что те, кто еще не работает в театре, но учится на двух курсах в нашей школе —это наши ученики. Это те ребята, кого мы выбрали из трех тысяч абитуриентов, мы тратим на них много времени и сил, и стараемся, чтобы появились именно те люди, с кем мы хотим работать на одной сцене. Вот это наша цель.
— Вам в этом году предстоит отметить юбилей. Есть волнение перед датой — 60 лет все-таки?
— Юбилеи предстоят, дай Бог, всем. И я всем желаю как можно больше юбилеев! Возвращаясь к космической теме, с которой мы начали, —Земля за год совершает полный оборот вокруг Солнца. Так вот я вместе с нашей планетой совершил 60 таких оборотов вокруг Солнца, дай Бог, чтобы еще столько же. Но это космическое путешествие зависит от многих факторов успешности. Насколько Бог наверху будет располагать возможностью меня подержать на этой планете и насколько я сам буду нужен здесь и сейчас. Только сам человек может сказать, что за ощущения он испытывает при том или ином рубеже. Я сейчас чувствую себя лучше, чем когда-либо, в хорошей физической форме, с четкими задачами и целями, чему я очень рад. Сколько нам дано держать свое внимание на поставленных задачах, это уже следующий момент исследования.
— Как вы обычно проводите свой день рождения 27 ноября? Есть какая-то традиция?
— Практически всегда этот день проходил на сцене. Я играю спектакли в день рождения, отпусков никогда не было.
— А когда у вас был последний отпуск за время руководства театром? Что вам помогает восстанавливать силы, когда понимаете, что энергия на нуле?
— У меня не было ни одного отпуска за последние пять лет. Но я не довожу себя до состояния энергии на нуле. Не помню, кто из умных людей сказал: «Отдых — это перемена деятельности». В театре постоянно меняется деятельность и ответственность, я ведь работаю и художественным руководителем, которому нужно решать в том числе экономические вопросы, и руководителем школы — это уже другие проблемы, и артистом на сцене, и режиссером. И художественным руководителем всего холдинга, который должен совместить все это. В общем, не соскучишься. Очень воодушевляющая, веселая, страстная деятельность.
— То есть вообще нет потребности в отдыхе?
— Я, наверное, из тех людей, кто не очень понимает, что это такое. Как говорят: «А как вы расслабляетесь?» — «А я и не напрягаюсь». Я увлечен своей деятельностью, мы много энергии получаем из зрительного зала, у нас очень успешный театр. И 400 зрителей каждый вечер дают такой мощный заряд, который не исследован еще даже на уровне космической медицины, как же происходит этот обмен.
— Вы максимально преуспели в профессии, но есть ли что-то, что очень хотелось сделать, совершить в жизни, но пока не получилось? Осталось ли еще место какой-то глобальной мечте?
— Конечно. У нас еще очень много всего впереди. Прежде всего могу сказать, что мы пока стеснены в пространстве, и уже давно, в течение всей жизни театра —36 лет, мы ждем, когда у нас будет возможность расправить крылья. Должен быть ремонт в Подвале на Чаплыгина, здание не доведено до конца, в театре никогда не было ремонта. Нам предстоит строительство театра-академии — не только физическое, но и духовное, эмоциональное, чувственное. Мы в самом начале пути, и нам есть, куда двигаться. Когда я был молодым артистом, в первую очередь переживал от отсутствия опыта. Я понимал ту или иную проблему, понимал, что нужно сделать, но не знал, как? И иногда не знал, как это искать в предлагаемых обстоятельствах. А сейчас мы проводим большую научную работу и у нас есть метод, чтобы подсказать, и себе тоже, как же двигаться, как приближаться к образу, высшей форме актерского существования —перевоплощению.
— Мы с вами встречаемся 8 марта, потому не могу не спросить: сколько букетов вы подарите сегодня?
— Вообще, восьмерка —хорошее число, символизирует бесконечность. И говоря о женщинах в жизни моей, с учетом того, что я работаю в театре, то их, конечно, очень много. И букетов мне приходится дарить немало —всем. У нас большой коллектив, где много девушек, женщин, да и в театр в основном приходят именно зрительницы. И они приводят своих мужчин. Обращение через женскую аудиторию к миру — это важно и постоянно. Делая тот или иной спектакль, мы понимаем, что женская аудитория будет в театре в большинстве, и она будет приводить своих близких, приобщать их к прекрасному. Потому что женщины — очень сильно чувствуют. Они чувствуют сильнее мужчин, они эмоциональнее, и у них есть в дальнейшем эмоциональный способ воздействовать на мир, если они воодушевились. Театр очень воодушевляет женскую половину, если те видят, что хотят увидеть, либо то, что еще никогда не видели. Вот у нас зеркальный театр, и это не просто так, это наша философия, мы идем к зеркалу сцены, которое отражает в первую очередь зрителя. И вообще человечество должно себя хорошо разглядеть в зеркалах. Зеркало нужно только человеку, чтобы увидеть себя или кого-то другого в нем. И если говорить об артистах, зеркало на гримировальном столике — трельяж, оно оглядывает тебя со всех сторон. Зеркало — это твой холст. Перед зеркалом невозможно репетировать, но исследовать себя артисту необходимо, кто же он… Кстати, глупо говорить, что актерство — женская профессия, так как она очень зависимая. Неправда, наша профессия очень мужская. Но для женщин.
Фото: Любовь Шеметова, пресс-служба театра, пресс-служба фильма "Вызов"
ЛИКА БРАГИНА
ДОСЬЕ
Родился: 27 ноября 1963 года в Туле
Образование: Школа-студия МХАТ (курс Олега Табакова)
Карьера: народный артист России, актер, режиссер, художественный руководитель Театра Олега Табакова и Московской театральной школы Олега Табакова. Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах, среди которых «Лимита», «Подмосковные вечера», «Вор», «Олигарх», «Папа», «Ликвидация», «Край», «Пепел», «Григорий Р.», «Родина», «Экипаж», «Движение вверх», «Налет», «Миллиард» и др.