Дарья Калмыкова: возвращение на театральную сцену – мой главный закрытый гештальт
Актриса Дарья Калмыкова рассказала «ТН» о новой театральной работе, своем поколении и недавнем юбилее, исполнении мечт и закрытии гештальтов, а также о воспитании сыновей и о том, как сохранить уважительные отношения с бывшим мужем.
- В апреле состоялась премьера спектакля «Остановка» на Основной сцене театра «Практика», насколько вам дорога эта работа?
- Эта работа мне безусловно дорога, потому что идея – собрать в одном спектакле первых выпускников мастерской Дмитрия Брусникина и Романа Козака, зрела у меня давно. Я очень хотела это осуществить и озвучила идею своему педагогу и художественному руководителю театра «Практика» Марине Станиславовне Брусникиной, с которой мы совсем недавно выпустили спектакль «Прыг-скок, обвалился потолок» по Шпаликову в театре Наций. Она мою идею поддержала, как и режиссер спектакля Игорь Теплов, который тоже является выпускником мастерской Брусникина. Он предложил пьесу «Остановка», а дальше все закрутилось-завертелось. И очень быстро собралась наша прекрасная команда – Роман Маякин, Антон Феоктистов, Анна Бегунова и Софья Каштанова.
- Какие темы вам важны в этом спектакле?
- Конечно было важно найти материал, который бы отзывался нам, нашему поколению, тому, о чем мы хотим сказать. «Остановка» всем и пришлась по душе, так как в ней поднимаются вечные вопросы, в том числе и те, что волнуют в нашем возрасте, в чем заключается тот самый «кризис сорока лет». Разбирая пьесу, мы много и откровенно говорили друг с другом, наверное, это тоже был некий психоанализ себя и возраста.
- Спектакль «Остановка» о поколении 40-летних. А что отличает ваше поколение от остальных? В чем его драма?
- Мы родились в Советском Союзе, застали это время, были на переломе первом и переломе втором. Не знаю, хорошо это, или плохо, мы - дети «совка». Но при этом наше взросление пришлось на совсем другую среду и эпоху, мы многое повидали. Что касается актерской профессии, то наше поколение начинало учиться в конце 90-х-начале 2000-х, на наших глазах происходило становление нового российского кино, оно только начинало воскресать, появлялся другой театр. Конечно, тогда еще не было таких возможностей, которые сейчас есть у молодых выпускников, мы только начинали эту индустрию.
- У вас много друзей со времен детства и юности?
- Есть люди, с которыми я росла, таких друзей из детства меньше, чем пальцев на одной руке. В школе я не особо была вовлечена в коллектив, старалась держаться обособленно, возможно из-за того, что я всегда хотела быть актрисой, было ощущение себя «белой вороной» в коллективе. Но как ни парадоксально, сейчас, спустя годы, мы иногда встречаемся с классом, общаемся, все очень интересные люди. А что касается института, мы были первыми «брусникинцами», 20 лет прошло с выпуска, но с каждым годом мы все ближе и ближе, постоянно на связи, поддерживаем друг друга. На своем курсе я обрела много близких людей, в том числе и свою самую близкую подругу Сашу Урсуляк.
- Что скажете о своей героине Наташе из «Остановки», близка она вам по мировоззрению, поступкам?
- Когда мы только начали разбирать пьесу, поначалу я вообще не понимала свою героиню и ее поступки. Но актеру всегда интересно сталкиваться с образом, который к нему имеет мало отношения. Ты начинаешь копать, разбираться в себе, находить какие-то точки соприкосновения, болевые точки, которые у тебя могут быть схожи с героиней. И в результате, ты понимаешь, что в каких-то моментах вы безусловно похожи. У меня к Наташе довольно трепетное отношение, я понимаю, что она (как и все герои нашего произведения) очень уязвимый человек. Мы все прячемся за какой-то оболочкой, маской, мы даже себе боимся порой сказать правду. Это самое трудное – себе в чем-то признаться. Собственно, об этом и спектакль.
- Вы сами сейчас находитесь в гармонии с собой и окружающим миром?
- Опять же, пройдя свой путь до середины, я не оказалась в сумрачном лесу, как у Данте, а наоборот. Мне сейчас очень нравится то состояние, тот возраст в котором я пребываю. Как мне кажется, наконец сошлось мое внутреннее сознание со мной внешней. Сейчас у меня стадия принятия себя, я к себе прислушиваюсь, и наверное, пришла к тому, что стала честно с собой разговаривать, себя открывать. Мне интересен этот процесс, он не должен останавливать, как мне кажется, у любого человека.
- Какие -то душевные, возрастные и прочие кризисы приходилось проходить?
- Конечно, и это прекрасно, потому что в любом кризисе мы растем. Опять же, вернусь к нашему спектаклю, недаром он называется «Остановка». С самого детства, в течение жизни мы проходим много кризисов, и к ним надо относиться, как к некому этапу, чтобы шагнуть дальше, не оставаться на месте. Нам всем дается по нашим возможностям, чтобы мы что-то поняли, чтобы шли дальше, или наоборот, остановились и задумались.
- В марте у вас был юбилей, которого так боятся почти все женщины. 40 лет считается какой-то поворотной цифрой… А вы легко перемахнули этот рубеж?
- Безусловно, я процитирую известную героиню фильма: «В 40 лет жизнь только начинается». Я с ней абсолютно согласна. Сейчас понятие возраста вообще очень растяжимое, есть прекрасно выглядящие женщины и в 40, и в 50 лет, у которых жизнь бьет ключом. Так что я смотрю на женщин 50+ и думаю «Боже, а там вообще так интересно!». Я прекрасно отношусь к своему возрасту, сейчас, я как женщина абсолютно принимаю себя. И как актриса, мне кажется, я намного интереснее, потому что сошлось внутреннее с внешним. И если меня спросят, хотела бы я вернуться в свои 25, я отвечу – нет.
- Как отметили юбилей?
- Долго думала, где отмечать, в результате отпраздновала у себя дома и это было прекрасно. И все, кто были приглашены в один голос сказали, что все-таки домашняя атмосфера – это домашняя атмосфера и она ни с чем не сравнится. Было очень весело, как я и хотела, с танцами, с теплым дружеским общение. Главным подарком для меня было, что рядом сидели мои родители, близкие друзья, сыновья.
- Удалось ли в последнее время закрыть какие-то давние гештальты?
- Ну, это конечно мое возращение в театр. Я ведь проработала в Театре Олега Табакова почти 20 лет, начиная с первого курса института. И ушла незадолго до того, как Олега Палыча не стало. В итоге, четыре года я не выходила на сцену. Первый год вроде как и не сожалела, появилось много свободного времени и даже была некая эйфория, что вот, впереди что-то новое, интересное. Но тем не менее, я всегда считала, так меня воспитывали и дома (мои дедушка и бабушка артисты, в первую очередь театральные) и в институте, что театр – это профессия. И его отсутствие стало для меня ощутимой внутренней потерей. И в 2021 году я себе сказала, что больше так не могу, сделала определенные шаги и случилась глобальная история со спектаклем «Прыг-скок, обвалился потолок» в театре Наций. Где осуществилась еще одна давняя задумка – мы сыграли вместе с моей подругой Сашей Урсуляк. А поставила спектакль наш педагог Марина Станиславовна Брусникина. Руководителем театра Наций является Евгений Миронов, который, собственно, и был моим первым театральным партером, когда я впервые вышла на сцену в Театре Олега Табакова. В 1999 году я ввелась в спектакль «Обыкновенная история» на роль Наденьки. Так что возращение на театральную сцену – мой главный закрытый гештальт.
- Насколько для вас важно, чтобы ваша творческая династия имела продолжение? Видите ли вы своих сыновей в будущем актерами?
- Я об этом как-то никогда не задумывалась. Макар учится в очень хорошей театрально-киношной 123-й школе, в следующем году у него выпускной. Сын абсолютно творческий человек, я вижу в нем большие задатки, но пока он выбирает путь продюсирования, и мне кажется, у него это может круто получиться. Хотя, у Макара есть опыт актерства, и ему до сих пор иногда присылают пробы. Но у него нет актерского стремления и амбиций, и когда я ему как-то сказала: «Может ты подумаешь?», Макар был категоричен «Нет, мама, я хочу быть по другую сторону».
Про Тихона пока не могу ничего сказать, он товарищ еще небольшой – 3 года 8 месяцев, но то, что в нем, как говорится, кровь - не водица, это очевидно. Парень он интересный, но хочу ли я, чтобы он стал артистом? С одной стороны, конечно, было бы интересно продолжить династию, а с другой, мы все отговариваем детей от этой профессии, понимая ее огромные подводные камни. Но у нашего поколения все же было немного по-другому, а сейчас у молодых больше возможностей. Сейчас выпускаются такие синтетические артисты, которые умеют все. У них больше возможностей, ресурсов, площадок для реализации. Поэтому, посмотрим, как дети захотят, так и будет. Я никогда не смогу сказать «нет», это их жизнь, их судьба. К тому же, нам Юля Пересильд доказала, что, если очень захотеть, можно и в космос полететь!
- Можно сказать, что вы с Макаром настоящие друзья и он ничего от вас не скрывает?
- Возраст, конечно, очень непростой – 16 лет, но я считаю, что мы друзья, потому что глобально мы с ним все обсуждаем, в том числе и личные вопросы. И я с ним, и он со мной, я всегда очень уважительно отношусь к его вопросам, а он к моим. Но думаю, что настоящими друзьями мы станем чуть позже, когда я перестану быть требующей мамой-контролером. Пока ему не исполнится хотя бы 18 лет, я не могу убрать этот контроль. А вот через несколько лет, я надеюсь, мы придем в такой штиль, когда нам будет очень интересно друг с другом и у нас будет настоящая взрослая дружба. Жду этого момента, а пока наслаждаюсь подростковым возрастом.
- Макар помогает в заботах о младшем брате?
- Честно скажу, мне хотелось бы большего (смеется). Но опять же, я понимаю, что Макару 16 лет и просить его быть нянькой для малыша – это смешно. Конечно, Макар является для Тихона недосягаемой величиной, и когда он обращает свой взор на него, это абсолютное счастье для Тихона. Ну и Макар очень нежный брат, я спокойно могу отправить его погулять с братишкой. Когда он хочет, то может дать много полезного Тихону.
- Какие достижения у Тихона, он ходит в детский сад, какие-то кружки, чем увлекается?
- Нет, пока он не ходит в детский сад, но я очень надеюсь, что в ближайшее время это произойдет. Тихон у нас парень очень мыслящий, взросло и с юмором формулирующий свои мысли. Сейчас его очень привлекают машины, конструкторы, животные, книги, он с удовольствием их листает, рассматривает. Как и Макар в детстве, Тихон уже любит ходить в театр, с трепетом и восторгом смотрит спектакли. Я ему сказала, что в театре надо говорить тихо, нельзя кричать, и уважая пространство, он если и спрашивает что-то, то исключительно громким шёпотом.
- Недавно вы с Тихоном были на открытии детской выставки «Союзмультфильма», причем, были вместе с бывшим супругом. Вы поровну делите родительские обязанности с Николаем? Считаете, что совместные выходы ребенка с обоими родителями необходимы?
- Да, я считаю, что это необходимо. Важно, чтобы ребенок видел любовь, в той или иной форме, и уважение родителей друг к другу. Мы с Николаем абсолютно поровну делим права и обязанности. Могу сказать, что Николай замечательный отец, как для Тихона, так и для Макара, сын называет его «папа Коля» и они большие друзья. Я очень надеюсь, что и дальше мы иногда будем проводить время вместе с ребенком, для Тихона очень важно, когда он физически может взять за руки сразу и папу и маму. Это дарит ребенку чувство защищенности и уверенности.
- То есть, вы спокойно отпускаете Тихона к папе на выходные?
- Я не то, что отпускаю на выходные, Николай сам ездит с ребятами на море – и с Тихоном, и с Макаром, уже два года. Они очень круто по-мужски проводят вместе время. Сейчас вот должны поехать втроем в Петербург, это очень дорогие и ценные для всех моменты. И я всегда Николая в этом поддерживаю.
- Какие планы на лето? Поедете на море, или может быть, любите на даче время проводить?
- Мои планы на лето – работать, работать и еще раз работать, потому что, во-первых, я люблю свою работу, а во-вторых, у меня двое детей, и я тоже хочу с ними поехать на море (смеется). А я для этого нужно много работать! У детей, конечно, есть дача, родовое гнездо, скоро отправлю Тихона туда с няней. У нас замечательная няня Наташа, которая для нас уже как член семьи.
- А себе любимую чем радуете в свободное время?
- Я пришла к тому, что фраза «возлюби себя, как ближнего своего», очень правильная. Нужно любить себя. Мы - то поколение, которому внушалось, что любить себя – что-то постыдное, эгоистичное. Для меня любить себя – заниматься своим здоровьем, уважать себя и свои границы, позволять себе желать то, что ты иногда хочешь сделать. Я стараюсь себя любить, могу иногда побыть одна, что очень важно, просто пойти погулять, встретиться с друзьями, на тот же массаж сходить, посмотреть классный сериал, побыть полноценно с детьми. В общем, провести время в первую очередь с пользой для себя. Недавно съездила так на один день в Питер на выставку Алексея Балабанова. Была наслышана о ней, расстраивалась, что никак туда не попадаю, и вдруг у меня образовался один свободный день и я спонтанно собралась и поехала. Погуляла по прекрасному городу, сходила на выставку, и это было так замечательно и прекрасно! Просто взяла и осуществила свою маленькую мечту, устроив себе мини-путешествие одним днем. Выставка произвела на меня неизгладимое впечатление, и, хотя я очень устала, но вернулась с огромным зарядом эмоций, сил, желанием что-то масштабное делать дальше.