Александр Олешко: поставил себе планку — отметить столетие на сцене
31 августа в широкий прокат выйдет семейный фантастический фильм «Панда из космоса». В российском прокате голосом уникального инопланетянина стал заслуженный артист России Александр Олешко.
— Поделитесь своей историей озвучания панды Моцарта. Чем вас этот персонаж заинтересовал?
— Во-первых, я специалист по мультипликационным медведям, все началось с Паддингтона, продолжилось медвежонком Филом в замечательном мультипликационном сериале «Тайна медовой долины», потом большим фильмом «Чинк: хвостатый детектив», где я озвучивал медведя. Поэтому вполне логичное продолжение — теперь я панда Моцарт. Вообще, это большое счастье для актера — свой голос подарить какому-то доброму персонажу. Я всегда мечтал, чтобы в моем послужном списке были мультфильмы, а это не просто мультфильм, а полноценный художественный фильм с мультипликационным персонажем, который не только является фильмом для отдыха и развлечения, это фильм-удивление, фильм-образование, культура, фильм, который заставит думать, что очень важно. Чем раньше маленький человек начнет задумываться о том, в каком мире он живет, тем лучше. Все эти задачи в этом фильме выполнены блестяще. Я получил удовольствие и испытал восторг, когда работал над озвучанием, поэтому я обязательно приду на премьеру и посмотрю фильм еще раз от начала и до конца.
— Бытует множество легенд, о том, как актеры подходят к озвучанию. Что вам нужно, чтобы войти в роль, есть какие-то свои профессиональные секреты?
— Нужно, чтобы мне понравился персонаж, которого я озвучиваю, и тогда все соединяется. В данном случае создатели фильма мне ставили трогательную задачу: поближе к себе, оставаться собой, несмотря на то, что я озвучивал не только медвежонка, но и некое волшебное существо. Это очень интересное наблюдение тех, кто следит за моей жизнью, мне льстит, когда говорят «ваш голос или ваше жизненное кредо, какие-то ваши роли совпадают с тем, что бы мы хотели транслировать». Поэтому для меня это ответственность, честь и подтверждение того, что я иду правильно своей дорогой. Она у меня единственно верно определена — иди дорогою добра.
— Что для вас сложнее: играть роль в кино или озвучивать главного героя мультфильма?
— Думаю, это вопрос не совсем верный, потому что в актерской профессии нет простых задач, важно во все включаться и верить, что это не вымышленный персонаж, а реально существующий, и теперь он будет жить с твоим голосом. Чтобы персонаж тоже был доволен тобой, ты должен внимательно отнестись к тому, что придумали авторы и мультипликаторы, автор сценария, режиссер, актеры. Часто так бывало, что голос актера где-то помогал тому, что сыграл другой актер, а бывало, что это было отторжение, хотелось услышать, как же на самом деле говорят актеры зарубежных фильмов. А бывали случаи, когда зарубежные артисты, слушая наших советских актеров, озвучивших их роли, говорили: «вы сыграли голосом лучше, чем я сыграл на экране».
— Как вы относитесь к мультфильмам, есть любимые? Кто был вашим любимым персонажем в детстве?
— Думаю, это будет большой список, потому что мультфильмы для меня — еженедельная необходимость, это тот придуманный мир, в котором человек может быть счастливым, в котором он может узнать себя или отреагировать совершенно неожиданно. Но вряд ли современному зрителю XXI века известно, что над мультипликационным фильмом «Варежка» все советские дети и взрослые плакали и плачут до сих пор, потому что это абсолютный шедевр. И как им объяснить, что плачет человек потому, что девочка свято верит, что варежка — это ее собачка, поэтому эта собачка оживает, она с ней гуляет, играет… И как она грустит, когда оказывается, что это не собачка, а лишь ее фантазия. Но эта девочка настолько добра и прекрасна, так же, как и собачка, что потом появляется настоящая. Как объяснить, что фраза кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно» — это просто-напросто девиз любого нормального человека и его существования. Как объяснить, что волк и заяц из «Ну, погоди!» на самом деле не испытывали к друг другу никаких негативных чувств, они просто играли друг с другом. Поэтому для меня советская мультипликация — это абсолютный шедевр, эти фильмы учили нас, готовили к взрослой жизни, они точно показывали, что добро, а что зло, объясняли, что зло обязательно будет наказано, а добро победит, учили нас состраданию, милосердию, красоте. Если взять серию новогодних мультфильмов 50-х годов, тут же просто невозможно отойти от экрана, ты веришь, что Дед Мороз живой, зайцы действительно говорят голосом гениального Вицина, а огурцы голосом Яншина. К великому сожалению, все эти фамилии не известны современному поколению.
— «Панда из космоса» — это история в том числе про подростковые мечты, которые не совпадают с родительскими желаниями и требованиями, про сложности детско-родительских отношений. А у вас всегда было взаимопонимание с родителями?
— Нет, конечно, это естественно, но моя мама, когда у нас состоялся один серьезный и короткий разговор, сказала: «Если ты хочешь поступить не так, как мы тебе советуем, то ты должен понимать, что вся ответственность за этот поступок будет лежать на тебе, и мы ничем не сможем помочь». И я как-то хорошо это запомнил и стал анализировать, что можно, что нельзя. Что касается конкретного фильма, он мне чем-то напоминает «Малыша и Карлсона», только Карлсон был абсолютным хулиганом, а панда — это не совсем панда, а некое существо, которое поселилось в панде и прилетело для того, чтобы объяснить, как сделать, чтобы жизнь была счастливой, доброй, радостной. В этом смысле фильм очень правильный, воспитательно-образовательный.
— Вы сами стали актером благодаря чему-либо или скорее вопреки? Ведь ваш профессиональный путь нельзя назвать легким.
— Периодически благодаря, периодически вопреки. Мне кажется, что я просто услышал зов этой профессии и пошел на него, потому что в 5-6-летнем возрасте (а именно тогда я сформулировал свою мечту), я говорил об этом, не понимая, какие есть ручейки, пригорки, камешки на пути. Но я понимал, что без этого не могу жить и это то, чем буду заниматься всю жизнь, именно в этом я могу состояться, и именно это сделает меня счастливым, полноценным человеком. Не случайно же говорят: «Если вы точно выбрали свою профессию, вы ни одного дня в своей жизни не будете ходить на работу» Работаю я очень много и без выходных, это непросто, но при этом понимаю, что я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Я бы хотел, чтобы все те, кто еще не сформулировал свою мечту или не знает, кем бы он хотел стать, поскорее определились. А для того, чтобы определиться, нужно как можно раньше расширять кругозор, узнавать разные профессии, ходить в театры, концерты, музеи, цирк. Нужно научиться играть в шашки, шахматы, заниматься спортом, сходить к родителям на работу. У меня в детстве было любимое занятие — ходить к своим родителям или тетям на работу, где я примерял разные профессии. Я даже в раннем детстве попросил папу, который работал большим начальником, взять меня на собрание. Оно проходило за большим длинным столом, где сидели серьезные дяди в пиджаках и галстуках, а я притаился в уголочке и смотрел, как папа достаточно жестко ведет разговор. У него на столе стоял небольшой спил дерева, а в нем был маленький топорик с гравировкой «Не руби с плеча». Когда я вырос, то папа по моей просьбе подарил этот топорик, и теперь я все время смотрю на него и думаю, как это правильно, не рубить с плеча.
— В Голливуде актеры в большинстве своем стремятся выстроить карьеру и выбор ролей так, чтобы в итоге прийти к Оскару, а к чему стремитесь вы?
— Я в детстве всегда хотел стать народным артистом Советского Союза, мне так нравилось слушать, когда объявляли: «Народный артист Советского Союза». К сожалению, большой советской страны уже нет, но мне есть к чему стремиться. Я буду счастлив, когда стану народным артистом России, мне кажется это очень красиво, я не считаю звания пережитками, когда они заслуженно соединяются с именем и фамилией человека. Потому что так бывает, еще Раневская Бортникову сказала: «Пойдемте, дорогой друг, в гости, я вам покажу фотографии неизвестных народных артистов Советского Союза».
Но на самом деле важно, чтобы люди при упоминании твоей фамилии или, глядя на тебя, при встрече не кривились и не отводили взгляда, а просто по-доброму улыбались, это всегда ответ на твою жизнь и деятельность. С этим у меня все в порядке, и я надеюсь, что так будет всегда.
— Вас часто называют «человек-праздник». Многим по вашему образу кажется, что у вас легкий и открытый характер.
— Если так кажется, то это хорошо, но мне кажется, что легких характеров в принципе не бывает, потому что жизнь сама по себе не легкая и было бы странно, если бы люди в серьезных обстоятельствах были опрометчиво легки во всем. Я человек достаточно жесткий, и в первую очередь к самому себе, но если рядом со мной люди профессиональные, внимательные, любящие, добрые, отзывчивые, преданные своему делу, то они никогда не узнают о моей жесткости. Наоборот, будут согреты моим вниманием, любовью и заботой. А если люди не честные, если я вижу какое-то второе дно или недобрую игру, то тут мало не покажется.
— В чем секрет вашей личной молодости, которую все отмечают? Это гены, здоровый образ жизни, спорт или что-то еще?
— Я вам совершенно искренне скажу, что не понимаю этого вопроса, хотя мне его задают довольно часто. Мне кажется, что я абсолютно выгляжу на свой возраст — мне 47 лет. Но из-за того, что я люблю улыбаться и люблю видеть доброе, то, наверное, я не выгляжу дяденькой, которому через три года будет 50. Был когда-то фильм «Человек идет за солнцем» режиссера Михаила Калика, и недавно я даже попросил одного композитора написать мне такую песню «Человек идет за солнцем». Я люблю солнце, я южный человек и стараюсь в любом дне, даже пасмурном и тяжелом, найти что-то хорошее, и это возвести в степень. Может быть, поэтому я не становлюсь замученным дяденькой.
— Но такое ощущение, что последние лет 20 вы не меняетесь.
— Я ничего особенного для этого не делаю, мне кажется, что можно было бы выглядеть и получше, потому что я смотрю, что многие коллеги за этим следят.
— То есть это все-таки генетика и здоровый образ жизни?
— Знаете, все у меня бывает, как у всех. Ночью хочется открыть холодильник. Я много работаю, а когда человек много работает, это значит, что он все время в движении и ему некогда стареть. У меня с детства всегда был девиз: «Крути педали» и такая записочка, которую я иголочкой прикреплял к обоям съемных квартир, когда жил студентом по разным углам. На творческих вечерах я привожу такой пример: «Если купите новый велосипед, но не будете на нем ездить, он заржавеет через какое-то время, цепь осядет — так же и человек», поэтому, чем ты больше работаешь, тем лучше.
— От работы, даже от самой любимой, все равно устаешь. Как вы отдыхаете?
— У меня столько разных сфер деятельности, что есть замечательная возможность переключиться, но иногда мне это ставят в вину, говоря, «не поймешь, кто он — телеведущий или актер театра, или кино, или певец». А я человек-оркестр, и как раз по этому поводу никаких угрызений совести не испытываю и никаких комплексов по этому поводу у меня нет. Я специально хотел многое уметь, я этому учился, поэтому если устаю от театра, то много снимаюсь на телевидении, если от телевидения — веду концерты, если много концертов — я меняю репертуар. Не в пример многим певцам (а я не певец), которые поют чужие песни, у меня есть собственный репертуар, есть композиторы, поэты, я и сам пишу иногда и музыку, и стихи.
— Еще, мне кажется, у вас дома имеется хороший антистресс, имею в виду ваших питомцев. У вас дома ведь настоящее кошачье царство.
— Они как раз сейчас вокруг меня, можно сказать, я нахожусь в джакузи из котов. Не хотел становиться Юрием Куклачевым, которого я люблю, но так получилось. Когда я привез первого кота по имени Елисей, мне сказали: «Ну ничего, вы скоро к нам еще приедете. Там, где один мейн-кун, обязательно будет два». Так и случилось, через год я ему привез Алису, а еще через год увидел в интернете потрясающего кота, которого никак не могли пристроить. Поехал на край Москвы и забрал его, вырос в большого хулигана, но очень красивого и доброго, зовут Вальтер, но я называю Вальтиком.
— Между собой они дружат?
— Да, они дружат, но очень интересно. Когда я уезжаю на гастроли, мне из дома присылают разные видео со словами: «Посмотри». Коты совершенно меняются, когда я уезжаю, они ведут себя как собаки, тоскуют. Видимо, они меня выбрали главой семьи, я этому очень рад.
— В своих соцсетях этот год вы назвали парадом премьер. Интересно узнать, какими проектами гордитесь и что еще готовите зрителям?
— Это тот случай, когда мне нечего стыдиться и, наоборот, есть чем гордиться, потому что за этот год я столько всего сделал, что другому человеку, наверное, хватило бы лет на пять. Но я хотел, чтобы это было очень разнообразно, абсолютно неожиданно во всех сферах моей деятельности и, судя по тому, как это принято зрителями, критиками, нет ни одного критического отрицательного отзыва. Я уж не говорю про премии, которые получаю чуть ли не каждую неделю. Мне уже даже становится от этого неловко, но и приятно, конечно.
— Назовете главные творческие проекты этого года?
— Спектакль «Павел I» в театре Вахтангова и роль Павла I — это абсолютный вызов, начиная с афиши, потому что есть предубеждение: «Олешко? Может сыграть Павла I? Да ни за что». Но все это заканчивается ровно через пять минут от начала спектакля, потом удивление и радостные аплодисменты. Так же роль Немировича-Данченко в фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». Конечно, новые песни, совершенно другого содержания, и лирические, и драматические. Сюда же обязательно «Панда из космоса», потому что это работа голосом и драматическая работа.
— А каково было вернуться в легендарный проект «Папины дочки»? Не было какого-то внутреннего отрицания?
— Не было, потому что этот проект полюбился нескольким поколениям, и уже выросли взрослые люди, которые меня по-прежнему называют Аллигатором. Считаю, что это счастливый актерский билет, чего тут стыдиться, когда отрицательная роль стала любимой у многих зрителей и мы все получали огромное удовольствие, когда снимались и тогда, и сейчас. Буквально сегодня мне прислали график на осень, мы продолжим эти съемки. И конечно, фильм «Про мою маму и про меня», который еще придет к большому зрителю, но уже стал собирать призы. У меня в нем весьма неожиданная, драматическая роль, а в главной роли Нонна Гришаева. Потрясающий фильм, создан в лучших традициях замечательным режиссером Дмитрием Губаревым.
— Остались ли еще какие-то неизведанные горизонты, к которым хотелось бы приблизиться?
— А то! Впереди еще 54 активных года жизни, потому что я поставил себе планку, как Владимир Зельдин – отметить столетие на сцене, а потом еще полтора года получать поздравления по этому поводу.
— А что из событий последнего времени произвело на вас самое сильное впечатление?
— Грустные уходы великих людей. Юлия Борисова, Вера Васильева, Нина Дробышева, Ирина Мирошниченко — это люди, которые олицетворяют преданность профессии, люди, которые никогда бы не назвали себя звездами или суперзвездами. Это настоящие служители. И когда я вижу такие естественные уходы, потому что жизнь прожита большая, всегда остается вопрос: «А с кем остаемся мы?». Осыпается мозаика великих и неповторимых красок, судеб жизни людей, которые являют собой примеры. Очень важно иметь пример, иметь перед глазами человека, на которого, если ты не можешь быть похожим, то хотя бы вдохновиться им, расправить плечи, подойти к книжной полке или переосмыслить свою жизнь. Важно, чтобы были по-настоящему талантливые, великие, но скромные люди. Когда они уходят, остаются такие зияющие дыры, и один вопрос — кто их заштопает? Кто займет их место?
Но вместе с тем я побывал на детском международном форуме, выступал там с творческой встречей. Я увидел, что в новом поколении, причем, чем они меньше, тем интереснее, появляются совершенно прекрасные, замечательные люди, которые мне дают надежду, что далеко не все потеряно и наконец растет новое поколение, которое будет по-настоящему чувствовать, любить, знать, говорить, чтить, помнить и беречь.
фото: Алена Полосухина, личный архив