Елена Полянская: моя профессия – это американские горки
«Когда мы только искали образ Вербы с режиссером, мне даже муж говорил: «Да выключи ты уже свою Вербу!»: актриса Елена Полянская – о своей героине в сериале «Девушки с Макаровым» на ТНТ
11 декабря в 20.00 на ТНТ покажут продолжение сериала «Девушки с Макаровым» - комедии о четырех прекрасных оперативницах из столичного ОВД, которые работают под началом сурового Павла Макарова (его играет Павел Майков). Одну из его подчиненных, трогательную Олесю Вербу в исполнении Елены Полянской, зрители полюбили за ее наивность, непосредственность и мягкую женственность. В интервью "ТН" Елена рассказала нам об отношении к своей героине, о том, как она меняется на протяжении сезонов, и о том, как сценаристы сериала каждый раз придумывают для «Девушек» что-то новенькое.
Расскажите, каким стал новый сезон “Девушек с Макаровым” для вас как для актрисы и для вашей героини Вербы?
Мне, как актрисе, всегда интересно прочитать сценарий нашего сериала, тем более, уже четвертого сезона. Меня увлекает, что нового придумают авторы, куда повернут сюжет, какие события будут происходить – не только с моей героиней, но и со всей компанией. Четвертый сезон стал для меня неожиданностью, Верба будет в любви! Она найдет того самого, единственного, но я не могу говорить, кто это, чтобы не выдавать секреты. Но выбор сценаристов стал для меня неожиданностью, я не могла предположить, что они сведут Вербу именно с этим героем. Потом, уже на съемках, мне это показалось очевидным, ведь они созданы друг для друга, в их тандеме получается классная семья. Мне импонирует то, что происходит с Вербой. История этих отношений не просто смешная, но и очень трогательная, милая, оба героя в них раскрываются с неожиданных сторон. У нас была сцена с этим героем – назовем его Мистер Икс – в которой я шутила, что мы будто мы семья из рекламы майонеза. У меня от нового сезона светлые эмоции!
В одном из интервью вы говорили, что для вас работа в “Девушках с Макаровым” была интересной с точки зрения входа в комедийный характер, в чем вам помогла книга Скотта Седиты. А как с тех пор ваша героиня Верба менялась, какие вы лично или сценаристы добавляли элементы в ее характер? Что из этих перемен вас удивило, может быть, что-то вызвало сопротивление?
Жанр ситкома не предполагает развития персонажа, но, конечно, время меняется, и ситкомы тоже меняются. В «Девушках с Макаровым» развитие есть: если посмотреть на Вербу в первом сезоне и в четвертом, станет понятно, что героиня прошла большой путь. Изначально она – неуверенная в себе мать-одиночка, добрая, наивная, у которой с ее мамой также есть непонимания. В четвертом сезоне Верба раскрывается совершенно с других сторон, особенно в отношениях с мужчиной. Дома она может проявлять себя как такой «маленький Наполеон», властная женщина. Даже Радда Новикова, наш режиссер, говорила: «Ну Верба, конечно, дает!» Но наивность, доброта никуда не уходят, на этом строится юмор.
Сейчас уже непросто разделить, что в характер героини привнесла я, а что написали сценаристы. Они ведь смотрят, что делали актеры, отталкиваются от нас – это совместное творчество. А удивило меня, наверное, то, что в третьем сезоне, когда я играла Вербу с короткой стрижкой, я никак сначала не могла понять, как сочетаются эта стрижка и героиня. Тогда я накрасила ресницы фиолетовой тушью, и мне психологически стало от этого легче – будто бы я добавила ей легкости, воздушности. В четвертом сезоне мы этот ход закрепили и сделали ей голубые ресницы, которые добавили Вербе «безуминки». Героиня уже живет во мне, она может быть с короткой стрижкой, длинной стрижкой, и я уже понимаю ее психологию. Однажды мне написала девушка со словами, что у нее есть такая же подруга, как Верба, один в один. Мне было приятно получить такой отклик и в кого-то «попасть». А ситуаций, которые вызвали у меня сопротивление, не было, потому что мы со съемочной командой друг друга слышим.
Не появилось ли у вас усталости от героини спустя столько лет работы над сериалом?
На удивление, нет! Я, если честно, думала, что к третьему сезону она может появиться, ну к четвертому уж точно, но нет. Я связываю это с тем, что у нас есть постоянный процесс обновления, и каждый раз сценаристы пишут очень смешные сезоны. И у меня нет ощущения, что они устают от этой истории, у них есть задор, кураж, который позволяет находить нетривиальные ходы. В сезоне будет много юмора, экшна, будут новые персонажи, героини раскроются с новых сторон. Попова, например, из пацанки начнет становиться женственной, нежной. Мы же в жизни тоже очень разнообразные, в определённых ситуациях проявляемся по-разному.
Зрители говорят, что часто именно герои ситкомов, в не серьезных драм или литературы, помогают найти им ответы на сложные вопросы и пережить какие-либо потрясения. Как вы думаете, почему психология так устроена? Писали ли вам о том, что Верба кому-либо помогла? Были ли у вас в жизни такие ситуации с внезапной помощью от героев комедий?
Мне, во-первых, кажется вполне естественным то, что человек, у которого большие проблемы в жизни, не захочет смотреть драму и погружаться в чьи-то сложные перипетии. Ему захочется расслабиться, посмотреть что-то и услышать, что жизнь – это классно. На мой взгляд, просмотр драм и трагедий – огромная работа души, сердца, невозможно их смотреть «с холодным носом». А если у человека и так в жизни не все хорошо, откуда взять силы на просмотр серьезных произведений?
Для меня одним из последних сериалов-потрясений стали «Сцены из супружеской жизни» по мотивам фильма Бергмана. Это прекрасный сериал, серьезное психологическое исследование, но смотреть его невероятно сложно – настолько точно авторы попадают в человека, и ты плачешь вместе с героями. Я останавливала просмотр и крепко-крепко обнимала мужа. А когда ты смотришь комедию, кажется, что все в жизни будет хорошо… Есть прекрасный пример: когда в прошлом веке в стране происходили ужасные вещи, Евгений Вахтангов взял и поставил «Турандот» Карло Гоцци. Казалось, что нужно показать что-то серьезное, отразить события, а он через сказку, комедию дель арте ответил на многие вопросы, которые волновали зрителя. Он стопроцентно попал в аудиторию. Так же и кабаре, которые открывались в начале века на фоне войны. Поэтому в сложное время люди смотрят комедии – чтобы выжить. Ситком – прекрасный жанр, в нем много иронии, доброго сарказма.
Если глобально - с какими ситуациями зрителям может помочь справиться Олеся Верба, другие героини, персонаж Павла Майкова?
Сложно сказать, как слово наше отзовется… Но смотрите: Верба – мать-одиночка, и поэтому кому-то может показаться, что если даже она справляется, то и я тоже справлюсь. Она часто попадает в нелепые, безвыходные ситуации, но она находит из них выход и этим дает надежду. Или, допустим, Синицкая: есть стереотип, что она глупая красотка, но было ведь дело, в котором она накрыла целую банду и показала себя как супергероиню. Значит, и зрители смогут преодолеть дурацкие стереотипы, связанные с тем, как их воспринимают другие. Мы дарим заряд настроения, дарим позитив.
Бывает ли у вас такое, что какие-то черты Олеси Вербы вдруг проявляются в вашей реальной жизни, или у вас четко настроено переключение между героинями и вами?
Знаете, моя мама все время удивляется, как я играю Вербу, потому что это совершенно не я. Конечно, у нас есть схожие черты: я, допустим, тоже считаю себя добрым, отзывчивым, скромным человеком. Но в то же время, я далеко не так наивна, как она, я более земная, рациональная, у меня есть план жизни, я очень собранный человек. Но я так нежно люблю свою героиню, и мне в удовольствие ее играть. Что касается переключения – когда в первом сезоне мы только искали образ Вербы с режиссером, мне даже муж говорил: «Да выключи ты уже свою Вербу!» Сейчас такого нет.
Кого вы играете в сериале “Универ. 13 лет спустя”? С какими эмоциями присоединились к касту сериала с такой большой историей, вливались в давно сплоченную команду актеров?
Я играю учительницу русского языка и литературы. Когда мне прислали сцены для проб, они показались мне безумно смешными, эта учительница такая чопорная, местами странная… А потом, когда меня утвердили, оказалось, что она «с огоньком»! Это к вопросу о том, как неожиданно могут раскрываться персонажи. Я была искренне рада сниматься в сериале, все чудесные люди, хорошо меня приняли. Больше всего пересечений было со Стасом Ярушиным, у нас сложился прекрасный тандем, мы много смеялись.
Не могу не отметить атмосферу на площадке, легкую, дружескую. Мне кажется, она сложилась благодаря режиссеру, у Сэма Литовчина есть суперсила создавать такую искреннюю атмосферу. Это большая редкость.
Как вы относитесь к таким современным перерождениям сериалов, вроде нового “Универа”, “Букиных”, “Папиных дочек”? Почему зрителям нужны эти повзрослевшие герои?
Я отношусь нормально, почему нет? Я не считаю, что это может быть вызвано кризисом идей, потому что сериалов в России выходит очень много. Думаю, людям просто интересно посмотреть на героев, которые появились тогда, когда сериальная культура только зарождалась. Вместе с ними люди росли, взрослели, и, наверное, им любопытно посмотреть, что же стало с семьей Букиных или Васнецовых. Я в детстве обожала «Трех мушкетеров» и была безумно рада, что их история продолжалась 10, 20 лет спустя.
Есть ли сериал или фильм, о продолжении которого вы мечтаете, или герой, о взрослой судьбе которого вам хотелось бы узнать?
Не могу назвать такого киногероя, о судьбе которого я хотела бы узнать. Я искренне люблю сериал «Друзья», и, кстати, к вопросу о просмотре комедий, когда грустно или плохо – меня в такие моменты всегда выручали «Друзья», настраивали на позитивный лад. Помню эпизод с Россом и кожаными штанами, каждый раз над ним смеюсь. Но продолжение «Друзей» уже сняли. В детстве я смотрела сериал «Дикий ангел», а потом пару лет назад наткнулась на него и подумала: «Боже мой, как же я его смотрела?» Сейчас я не стала бы смотреть его продолжение… Хотя я понимаю, почему люди хотят встретиться с кем-то, кого они давно знают.
В каких проектах вы сейчас играете или снимаетесь? Какие у вас планы на грядущий год?
Сегодня у меня была крайняя смена «Универа» - да, я называю ее «крайняя», потому что я суеверна! (смеется) Хотя я понимаю, что это, наверное, абсурдно. 19 января в Доме актера мы играем спектакль «Смит и Вессон», он был создан еще до пандемии, но мы сыграли его два раза – можно считать, что это премьера. На мой взгляд, это смешная, трогательная, жизнеутверждающая история про трех талантливых неудачников, которые объединяются и решают, как сегодня принято говорить, «хакнуть систему». Они бросают вызов всем, моя героиня подстрекает двух мужчин прыгнуть с Ниагарского водопада и остаться в живых. Кстати, истории известные такие случаи. Пока я живу этим спектаклем, нежно и трепетно отношусь к нему.
Планы строить сложно, моя профессия – это американские горки, никогда не знаешь, как все дальше будет. Но я живу так всегда, меня это устраивает. Всегда есть место импровизации!
Где будете отмечать Новый год? Есть ли у вас связанные с ним традиции?
Как правило, мы отмечаем праздник семьей, а потом встречаемся с друзьями, но пока этот вопрос не поднимался. Вообще 31 декабря я не очень люблю резать салаты, а люблю гулять! И мы 31 декабря пойдем на мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», а потом гулять по красивой Москве, есть баранки или плюшки, может быть, покататься на коньках… А потом прийти домой, включить «Иронию судьбы» или «Джентльменов удачи» - без этого я не могу! На столе обязательно будут оливье, мандарины, шампанское… Я хранительница традиций и все это очень люблю. Всем в Новом году я желаю исполнения заветной мечты, мира и чудес!