Антон Богданов: мое уральское детство было пропитано добрыми приключениями
26 февраля на СТС премьера комедийного сериала «Как Деревянко Ломоносова играл», одну из главных ролей в котором сыграл Антон Богданов. О своих любимых городах, опыте, полученном в «Реальных пацанах», своих кумирах, сыновьях и о том, какое кино нужно снимать для молодого поколения, Антон рассказал «ТН».
— Антон, съемки сериала «Как Деревянко Ломоносова играл» проходили в Архангельской области. Что там особенно запомнилось?
— Архангельск — прекрасный город, очень раскидистый и уютный одновременно. Туда действительно хочется возвращаться, но у меня была всего одна смена. А вот Ломоносово действительно удивило. Казалось бы, деревня деревней, но в самом центре современное двухэтажное здание — косторезное училище. Там испокон веков режут из костей мамонтов, лосей и китов сумасшедше красивые украшения и предметы интерьера. Я, конечно, прикупил сувениры и себе, и супруге. Музей тоже шикарный. Интересно, что туда добраться можно только по воде: машины заезжают на паром, он едет две минуты и опять разгружается. Особенно запомнилась чистота рек, потому что нам с Пашкой Деревянко купаться приходилось часто: было много трюковых сцен, где по сценарию то я, то он в воду падали.
— Вы сами родились в Мурманской области, а Мурманскую и Архангельскую часто сравнивают.
— Многие думают, что я из Мурманска, но я прожил в нем всего два месяца. Только печать в паспорте стоит, что там родился. Мы уехали, когда я был еще очень маленьким, поэтому город тех времен не помню. Но из-за съемок сериала «Полярный» в Мурманске бывал часто. Главное отличие в том, что раньше мне всегда выпадал север снежный, а в этот раз наконец удалось узнать, что такое север летний. В целом как города центрального региона, Рязань или Сызрань, похожи между собой, так схожи и большие, раскидистые регионы на окраинах. Такие, как Архангельская и Мурманская области, Пермский край. Это всегда широчайшие водоемы, реки, куча комаров и мошкары, много всего вкусного и съедобного под ногами. Помню, приходишь на съемку, а там первый час вся команда просто ест бруснику и чернику, которая повсюду. Точно такая же история была на съемках фильма «Иван Семенов: Большой поход» в Пермском крае, когда поднялись на горы, а там все в ягодах. Еще одна схожесть в суровости людей и одновременно теплоте. Север тебя просто так не примет, сперва проверит. Не знаю, в чем заключается проверка, но объятий при первой встрече точно не жди. Север в этом отношении очень сдержан. Зато, когда стал близким, тебя и за стол посадят, и баню растопят, и обязательно скажут: «Приезжай еще».
— Вы в целом часто бываете в разных уголках страны. Ваш топ-5 городов?
— У нас много прекрасных городов, и в пятерку все явно не влезут. Конечно, назову Москву, очень ее люблю. Город стал безумно красивым, уютным и очень подходящим для жизни современного человека. Санкт-Петербург — всесезонная любовь. Пермь недавно отпраздновала триста лет и очень преобразилась. Сейчас это, конечно, совершенно другой город, очень комфортный. Люблю приезжать в Екатеринбург: там много друзей, классных ресторанов и модной инфраструктуры. Казань тоже топчик: очень красивая набережная, ЗАГС. Новосибирск прекрасен. Ростов-на-Дону — гастрономическая столица России, в которой немало ресторанов и модных кластеров. Владивосток — сумасшедший город, совсем непохожий на остальные, потому что там океан, большие мосты, безумная еда, сопки, холмы, вулканы. Главный положительный момент в том, что почти все региональные центры за последние десять лет провели международные соревнования, саммиты или выставки, что очень влияет на развитие инфраструктуры. Мероприятия проходят, а она остается на благо жителей. Поэтому практически во всех крупных городах ухоженные тротуары и скверы, хорошие дороги, скейтпарки для молодежи. За все это взялись, что очень радует. Все города, в которых бываю, преобразились, в том числе и Архангельск.
— «Реальные пацаны» были вашим профессиональным стартом. Чему научил этот проект?
— Работать в первую очередь. Помню, как поехал сниматься к Тимуру Бекмамбетову в свой первый полнометражный фильм, вернулся и сказал ребятам: «Вы знаете, что в Москве и вообще в кино обед длится час? Люди успевают и поесть, и поспать». А у нас первые три или четыре года обед был полчаса. На самом деле многим профессиональным навыкам научили именно «Реальные пацаны»: видеть камеру, свет, располагаться в кадре, не стесняться, ответственности. Работай мы спустя рукава, наверное, этот продукт не получил бы такой бешеной популярности. Справляться с ней тоже там научился. Только ловил себя на мысли «Какой же я крутой», сразу на место опускался, понимал, что это все неправильно. С «Пацанами» начал гастролировать, общаться с молодежью и сверстниками в большом формате. Когда проводишь пресс-конференции или ездишь в исправительные колонии, это не то же самое, что просто поболтать с корешами. Например, есть подростки, которые умудряются постоянно вляпываться в криминальные истории. А ты для них авторитет, и тебе нужно что-то сказать. Именно с «Реальных пацанов» пошла моя социальная деятельность. Мы ездили в детские дома по всей стране, когда были на гастролях. Если была возможность, заезжали в исправительные колонии. Просто много разговаривали про творчество и кино и с трудными подростками, и с обычными. Нужно было научиться отвечать быстро и по делу, игнорировать странные вопросы или объяснять, почему они странные, углубляться в сложные темы и обращать их внимание на самое важное.
— В одном интервью вы рассказывали, что злились из-за глупости героев в «Реальных пацанах» и ждали заметного взросления Антохи.
— Я бы очень хотел, чтобы Вова и Антоха занялись бизнесом почестнее, а честность ведь приходит с опытом. То есть выезжать на хитрости, обмане или подставе можно героям, но недолго. Персонаж взрослел, а его поступки — нет. Если в первых сезонах они воровали люки, то в четвертом — рыли яму перед автосервисом, чтобы все, кто в нее попадал, ремонтировались у них. Разница в том, что четыре года назад это было смешно в силу наивности и возраста пацанов, а потом казалось глупостью. Я бы хотел, чтобы они предпринимали шаги посерьезнее. Например, Коля, персонаж Николая Наумова, взрослел: женился, стал депутатом, попытался уехать в Москву. А Антоха с Вовой — нет. Да, у них появлялись какие-то девчонки, но быстро отлетали. Уже после моего ухода Вова тоже женился, стал отцом, вот этого мне не хватало. Хотелось, чтобы они, глядя на Коляна, тянулись за ним. А получалось, что Коля менялся, а Антоха с Вовой оставались глупым хулиганьем, хоть и смешным, веселым, добрым и любимым страной.
— Вы даете советы молодым ребятам. А кто в свое время стал для вас ориентиром?
— Роберт Де Ниро, Курт Кобейн тоже говорил очень мудрые вещи. В детстве читал много журналов — и киношных, и музыкальных, а там и Василий Макарович Шукшин, и Сергей Витальевич Безруков, и все те люди, которые мне нравились.
— А сейчас чьи интервью интересны?
— Например, последние интервью Хабенского. Из старой гвардии добавил бы в этот список того же Де Ниро. Том Харди хорош. Из наших, конечно, это и Миронов, и Безруков, и Маковецкий, и Машков. В целом стараюсь всегда считывать и впитывать, что говорит старшее поколение.
— Говоря о режиссерской карьере, вы отмечали, что сосредоточились на создании детского кино, чтобы прививать подрастающему поколению правильные ценности. С этой точки зрения как относитесь к критике сериала «Слово пацана», в котором снялся ваш сын Леон (сын супруги Лауры Кемстач)?
— Я тоже застал начало девяностых и в районных драках участвовал. Но тогда ребенку просто нечем было заняться. «Слово пацана» сейчас — некий триггер. На самом деле педагогу, чиновнику или родителю важно поинтересоваться, что ребенок думает на этот счет, как проводит вечер и обстоят дела в классе, во дворе или в секции. Вот к чему действительно призывает сериал. Мне кажется, важно видеть в нем именно этот педагогический урок, а не романтизацию, которая лежит на поверхности. Да, она там есть, но просто как прием, которым воспользовался Жора Крыжовников. В последних сериях весь романтизм исчезает, мы видим жестокие последствия. И сериал в этом смысле помогает работать с молодежью. Мы должны задуматься: что сделать, чтобы это не повторилось с моим ребенком? О том, как важно заниматься детьми, я доношу и буду доносить и в своих фильмах. Ребенок приходит в кино не один, а со взрослыми, и здорово, что они здесь вместе. Именно родителей я призываю посмотреть, что происходит на экране. Если это хорошо, добивайтесь, чтобы в вашей семье было так же. Если плохо, избегайте этого. Например, меня спрашивают, что я закладывал в фильм «Иван Семенов: Большой поход»? И главное слово здесь — приключение. Наши дети забыли, что это такое. Не приключение на одно место, как пойти подраться и в полицию попасть, а доброе приключение, например, как у нас в сериале СТС: взять удочку, рюкзак, лодку, товарищей и пойти в поход или на рыбалку. Скалы, горы, сплавы — этого всего так много. И мое уральское детство было пропитано такими вещами. Когда становилось скучно во дворе, запрыгивали в электричку, мчали к ближайшим скалам, поднимались в горы или спускались в пещеры. Конечно, родители переживали, но это был активный отдых.
— Это также отвлекало от драк и потасовок во дворе?
— На драку всегда успеешь, если захочешь. Мне, например, всегда очень помогал спорт. Я занимался греко-римской борьбой и, вместо того чтобы сутками шататься во дворе, шел в секцию. После нее, конечно, тоже оставалось время пошлындать, но где-то это все равно спасало. В выходные собирались и куда-то уезжали. У нас была компания, которая активно ездила на сплавы и горнолыжку, все мы рано встали на лыжи и сноуборд. И в наше отсутствие обязательно что-нибудь неприятное во дворе случалось. Возвращаешься, ребята говорят: «Ой, тут такое было…» А ты думаешь: слава богу, нас не было.
— Спортсмены также являются ориентиром для многих. Возможно, есть желание сыграть такого героя?
— Я обожаю спорт, но, если никогда не сыграю что-то такое спортивное, ничего страшного, моя любовь никуда не денется. Я также большой фанат олимпийского движения. Спасибо за это папе, который в девяносто втором году посадил меня смотреть Олимпиаду. Вообще, всегда был спортивным парнем, мне было интересно везде: и в карате, и в борьбе. А начинал с бальных танцев, куда мама привела. Потом был и авиамоторный кружок, и картинг, и куда я только ни ходил. Но тогда это все было в каком-то упадке. Сейчас приводишь человека на футбол — и там классный стадион, крутая тренировочная база; приводишь на хоккей — хороший лед, теплые раздевалки. Когда я ходил в хоккейную секцию, мы переодевались на улице. Возможно, это отбивает желание заниматься дальше. Чтобы это терпеть, надо фанатично любить в спорт, либо родителям тебя туда таскать, может, даже через силу. Потом, возможно, поблагодаришь их за это. Если бы в моем детстве были такие инфраструктуры, как сейчас, наверное, в каких-то секциях я бы задержался чуть дольше.
— А есть конкретный спортсмен, чью историю хотелось бы воплотить на экране?
— Даже не знаю. Мне кажется, я где-то был очень схож с Алексеем Немовым. Для «Чемпионов», например, взяли историю великой гимнастки Светланы Хоркиной, а я тогда как раз начал опять заниматься гимнастикой и подумал: «Блин, сыграть такую роль было бы интересно». У нас много великих спортсменов, четырехкратных и пятикратных олимпийских чемпионов, и у каждого своя трагическая история перелома. Вспомнить того же пловца Сашу Попова, который получил ножевое ранение, когда за девушку заступился, или, например, нашего батутиста, которого весь колхоз собирал на Олимпиаду. Биатлонистов, которые продавали медали, чтобы вылечить отца. Таких историй очень много, поэтому, если кто-то напишет хороший сценарий, пришлет его мне и позовет на пробы, я на них побегу. Хотя, кажется, мне уже не спортсменов надо играть, а тренеров.
— Ваш сын Демьян остался верен одному спорту — плаванию. Планирует связать с ним жизнь?
— Не знаю, не давлю на обоих пацанов, пускай сами выбирают. Плавание в случае Демьяна было связано сугубо со здоровьем — с ранним плоскостопием. Мы тогда всей семьей пошли в хоккей, потому что очень его любим, а потом кто-то из остеопатов сказал: «Какой хоккей? Вам нельзя, срочно бросайте! Идите на плавание». Поэтому Демьян особенно к этому спорту относится, зная, что он его очень вытянул. Большие рекорды нам не нужны, ведь профессиональный спорт — это зачастую и травмы, и подорванное здоровье. Но, когда спорт присутствует, это только на пользу. Иногда сам думаю, когда плавать начну, но времени нет. А Демьян молодец, уже на второй юношеский разряд выплыл. Может, в этом году и на первый. Думаю, он спорт не бросит, но, чтобы претендовать на медали, понятно, придется увеличивать интенсивность. Это уже не три тренировки в неделю, а шесть, и тогда школа начнет страдать. В любом случае выбор только за ним. Решит плыть дальше — пускай. Захочет быть программистом — пожалуйста. Я всегда говорю и детям, и всей молодежи, что профессию должны выбрать сами.
фото: пресс-служба СТС