Наталья Суркова: я научилась не говорить слово «никогда»

На телеканале «Россия» начался показ нового сезона популярного остросюжетного сериала «Анна Медиум». Одну из главных ролей в сериале сыграла заслуженная артистка России Наталья Суркова. Каждое появление всенародно любимой актрисы на экране — это настоящее событие, которое надолго запоминается зрителям. Прима петербургского театра, где она служит уже почти четверть века, в эксклюзивном интервью «ТН» рассказала, сложно ли играть российских императриц, о роли случая, которые преподносит жизнь, и как важно делать правильный выбор, слушая свое сердце.

— Знаете, какой самый популярный вопрос у поклонников «Анна Медиум»? Почему полковник Жогов до сих пор не верит в экстрасенсорные способности Анны? 

— Как же не верит? Приходится верить, новый сезон уже пошел. (Улыбается.) Если серьезно, то вещие сны Анны, я считаю, не могут не вызывать у Жогина обоснованных сомнений. Человек такой профессии и в такой должности просто обязан сомневаться, проверять все версии, пока вина преступника не будет полностью доказана. А вдруг ошибка? Как говорится, доверяй, но проверяй. Зато вот мой персонаж — Татьяна Рыбакова верит в уникальные способности Анны уже беспрекословно.

— Такие герои, как Анна Островская, которые раскрывают преступления за счет сверхспособностей, разве они не обесценивают работу следователя?

— Увы, такие киноуникумы, как Анна Островская, Шерлок Холмс, Родион Меглин встречаются в повседневной работе следователей далеко не каждый день. Такой талант — дар божий! А вот толковые следователи — дотошные, проницательные, как тот же Жогин, нужны будут всегда. Возможно, они не такие гениальные, не такие эффектные, но без них раскрыть преступление будет крайне тяжело любому медиуму. Ведь не случайно рядом с гениями всегда люди практичные, рациональные — это залог успеха, это две стороны одной медали.

1
кадр из сериала "Анна Медиум"

— Как вы сами относитесь к людям с такими способностями, паранормальным явлениям? Были ли в вашей жизни такие примеры?

— В жизни происходит много загадочного, такого, что современному человеку объяснить практически невозможно. Но в моей жизни я подобных моментов что-то не припоминаю. Но ведь не зря у человека есть такое необъяснимое чувство — интуиция, дежавю. Другое дело, что мы уже отвыкли придавать им какое-то значение, ищем рациональное объяснение всему. А стоит ли? Давайте дадим возможность небольшой дозе паранормальности присутствовать в нашей жизни хотя бы в формате кино.

— Новый сезон «Анна Медиум» чем-нибудь удивит? Будут какие-то метаморфозы с вашим персонажем?

— Конечно, будут. Я не буду рассказывать, что произойдет, давайте смотреть вместе этот отличный сериал.

— Вы одинаково убедительно играете жестких, властных женщин и женственных. А в жизни вы какая?

— Я, как и любой человек, очень разная. Бываю и мягкая, и решительная, могу быть и грубоватой. Но зато я человек отходчивый. (Улыбается.) Если я работаю над какой-то ролью, стараюсь больше наблюдать за людьми, за женщинами такого склада характера, как моя будущая героиня. Когда играю, стараюсь «подружить» психологию героя с моей. И даже если роль неоднозначная, все равно я должна быть немножко адвокатом своего персонажа.

— Вам приходилось играть совершенно уникальных персонажей, которых очень мало кто видел, еще меньше знал, какие они были в реальной жизни. Российские императрицы Елизавета, Екатерина II — это фактически мифологические персонажи. Каким адвокатом вы выступали у этих великих женщин?

— Когда играешь исторического персонажа, обязательно найдется какой-нибудь человек, который скажет: «Минуточку! Здесь у вас несоответствие!» Понятно, что такой человек найдется в любом случае, и артисту важно это понимать, более тщательно готовится к таким ролям. Я очень много читала исторических документов того времени, все, что могла найти и о Екатерине, и особенно о Елизавете, о которой действительно мало что написано. Чисто по-женски я просто восхищаюсь этими двумя женщинами. Им потребовалось столько мужества в жизни для того, чтобы хотя бы остаться живыми. Поэтому такие роли всегда сложные, но этим же они и интересные в творческом измерении.

2
кадр из сериала "Анна Медиум"

— Если смотреть на ваши роли, то, с одной стороны, у вас императрицы, великие княгини, с другой — простые деревенские бабы, служанки — совершенно полярные образы на социальной лестнице. Это такой сознательный выбор — сыграть во всем актерском диапазоне?

— Отчасти этот так. Актер ведь всегда должен ставить пред собой максимальную творческую задачу. Но, как говорится, не все так однозначно. Любая роль, как правило, это воля случая, основанная на выборе режиссера, который видит актера в том или ином образе. Со своей стороны, я могу только согласиться или отказаться. Но, я убеждена, что зритель во время просмотра должен непременно пережить бурю эмоций: сострадать, осуждать или восхищаться, а задача артиста его к этому подвести. И шут, и король могут быть одинаково глубоко несчастны, поэтому сюжет, палитра чувств персонажей на экране, я считаю, важнее любых статусов. Бывают актрисы, которые принципиально отказываются играть, скажем так, неблагополучных в социальном плане персонажей, хотят даже на экране быть красивыми и успешными. Но мне в первую очередь интересен сюжет, образ моего персонажа, его киносудьба, зрительские эмоции, а не свое привлекательное изображение на экране. Единственное, я не играю откровенные гадости, мерзости — тогда я отказываюсь сразу.

— Какие аргументы склоняют вас в пользу роли?

— Многое зависит от сценария и режиссера. Еще я всегда спрашиваю, кто будет моими партнерами. Для меня важно понимать, как и с кем буду вместе играть. Если я понимаю, что эта роль мне не подходит или не интересна, я откажусь. Конечно, меня можно упросить. И несколько раз такое было. Я шла на компромисс из уважения к режиссеру. Но у меня и в мыслях никогда не было такого: «любая роль, лишь бы взяли». Я честно служу в успешном репертуарном театре, много играю в спектаклях — у меня все хорошо и в творческом плане, и с финансами. Поэтому я не стремлюсь получать роли «во что бы то ни стало». Но когда я понимаю, что предложенная роль мне интересна и я могу что-то важное в ней сказать, тогда пазл сходится, и я с удовольствием и воодушевлением соглашаюсь.

— Мне кажется, сейчас редко кто осмелится вам предложить проходные роли.

— Бывает по-разному.

— Одна из первых ваших ролей — это заключительный эпизод легендарной советской тетралогии «Конец операции «Резидент». Пусть роль эпизодическая, но команда, которая там была, впечатляет — Жжёнов, Вельяминов, Киндинов, Броневой. Как удалось попасть в столь звездную команду актеров, которых знала вся страна?

— Ой, как давно же это было. (улыбается) Этот фильм снимался в Нижнем Новгороде, когда я там училась в театральном училище. Меня наш директор попросил собрать ребят с курса, кто хотел сняться в массовке, — это обычное дело для театральных вузов. Когда мы пришли всей группой, то режиссер фильма Вениамин Дорман меня как-то сразу «вычислил» и предложил сняться в эпизоде. Помню, я так удивилась и даже испугалась, мне же было лет семнадцать. Но он меня успокоил, все рассказал, в итоге мы сыграли с Ирой Розановой продавщиц в магазине.

— Но у вас же уже была за плечами главная роль в фильме «И снова этот двор», который снял Владимир Головин. Чего же испугались?

— И эта роль мне тоже показалось случайностью. Фильм-концерт снимался на «Ленфильме», и меня одна ассистентка, я уже и не помню кто, позвала на пробы. Владимир Иванович в то время был уже известным актером, «человеком из телевизора», харизматичный, с мужским характером! Я думаю: что за чушь? Какой-то фильм-концерт. Вообще, я тогда была в несколько подвешенном состоянии, не знала, буду ли я работать в этой профессии или нет. Но я согласилась и ходила снималась в этом фильме, все мне показалось так легко.

— Вас и Семен Спивак «вычислил» и забрал к себе из чебоксарской труппы. Очевидная закономерность просматривается. Яркую, талантливую начинающую актрису режиссеры видели сразу?

— Я в то время не понимала, что я яркая и талантливая, уж поверьте. Даже не знала, есть ли у меня какие-то актерские способности. Воспринимала все как счастливую череду случайностей.

— Но сейчас вы уже по-другому видите?

— Конечно, вижу, но все равно это ни о чем не говорит. После «Резидента» меня же долго потом не снимали в кино. Творческий путь, он ведь всегда такой странный немного, движение не всегда линейное и вверх, и может не сразу все заладиться. Я знаю массу примеров, когда живет человек, играет в театре, какие-то эпизодики в кино, а потом вдруг — бац! И все начинают говорить, какой он серьезный и глубокий артист.

3
сцена из спектакля "Касатка" в Молодежном театре на Фонтанке

— А кого вы считаете своим крестным отцом в творчестве: Спивака, Месхиева или Головина?

— Своим главным педагогом я считаю Спивака. Это он во мне что-то увидел, много со мною работал, он мой главный учитель в профессии. Месхиева считаю одним из лучших российских режиссеров, с кем посчастливилось поработать, он первый начал меня снимать на серьезном уровне. Да, вначале он сомневался, но когда пригласил меня на пробы, то увидел и оценил мой потенциал. Я ему безмерно благодарна, потому что по большому счету меня в большое кино за руку привел именно он.

— Спивак почему решил стать вашим Пигмалионом?

— Я, если честно, не знаю этого до сих пор. Я познакомилась с ним случайно. Был в Питере такой замечательный артист Яков Степанов — фантастически талантливый актер и очень хороший человек. Однажды на вечеринке он между делом сказал мне: «Я знаю, с кем тебя познакомить. У меня есть друг Сенька Спивак, ему сейчас дали молодежный театр, надо нам идти туда». Меня ведь тогда никто никуда не брал, и я уже не верила, что возьмут. Я все-таки набралась смелости, сказала ему «эх, была не была» и пошли мы знакомиться с «Сенькой Спиваком». А ему тогда было лет всего 37-38. Мы с Яшей сделали совместный показ. Ну чудовищно плохой! Другой бы выгнал таких горе-артистов взашей, но Спивак, видимо, тогда что-то во мне увидел, возможно, интуитивно. Когда он сказал, что берет меня в труппу театра, я ушам не поверила. Честно! Но мое вхождение в труппу не было безоблачным, я не на белом коне въехала. Я очень страдала тогда, у меня ничего не получалось, коллеги приняли меня в штыки, но Спивак терпеливо со мной нянчился, пестовал, пока я не сыграла свою первую роль, а это была пьеса «Танго» — сложнейшая драматургия. Ну вот какой режиссер будет работать с молодой актрисой, у которой поначалу ничего толкового не получается? Одну сцену мы репетировали месяц! Кто из режиссеров сейчас сможет вообще захотеть это? Я лично такого не знаю.

— Он разве не объяснил? Вы же столько лет уже вместе работаете.

— Мы никогда об этом не разговаривали. Да и вряд ли он сам сможет это объяснить.

— А почему Спивак не снимал фильмы?

— Он хотел и как-то даже говорил: «Может, снять кино?» Во всяком случае, думал об этом. Но Семен Яковлевич по характеру очень мягкий и основательный, поэтому кино — не его природа. Тем более сегодняшнее кино, когда режиссеру нужно выдерживать темп, ритм съемок, делать все за короткое время. А он абсолютный перфекционист, может репетировать с актерами столько, сколько нужно, пока не получится. Часто нам говорил: «Если нужно отложить премьеру, мы ее отложим». В кино режиссеры с таким кредо уже практически не встречаются.

— С другой стороны, вам удалось сняться вместе с его дочерью Эмилией в двух проектах. Как работалось?

— Будете удивлены, но оба раза мы на площадке даже не пересекались. Так бывает, когда артисты заняты в разных сценах.

— В сериале «Актрисы», где у вас в этом плане довольно одиозная, но блестяще сыгранная роль «серого кардинала» театра. А Семен Яковлевич, учитывая ваш стаж и статус в труппе театра, советуется с вами?

— Нет, что вы! Да я сама никогда не рискну ему советовать. Мы обсуждаем только вопросы, касающиеся нашей совместной работы. Кто я такая, чтобы вершить судьбы других людей? В творческом процессе надо вести себя особенно деликатно.

— Многие удивились, зачем сериал «Актрисы» был снят? Зачем показали театральную кухню в таком свете?

— Когда прочитала сценарий, у меня возникли вопросы по поводу других персонажей сериала, а вот по поводу моего персонажа вопросов не было. Я сыграла помощника режиссера, а помрежей я видела в течение 37 лет в театре предостаточно, у меня были определенные наблюдения, которые мне пригодились для этой роли. Действия моего персонажа, особенно в конце сериала, тоже мне понятны. Здесь сложностей не было, мы с Федором Сергеевичем (Бондарчуком — Прим. автора) работали прекрасно, просто душа в душу. Он прекрасный режиссер! Мне было интересно, и даже увлекательно. Но все, что показали в сериале, — это все придумано, все совпадения, как принято говорить, случайны. Профессиональный театр в Москве — он один, в Нижнем Новгороде — другой, в Петербурге — третий, и не все театры в провинции живут так хорошо, как столичные. В сериале мы же играли ситуацию, а не хронику какого-то конкретного театра.

— У Бондарчука вышел и второй проект — «Балет». Там тоже есть скандальная подоплека и неприглядная изнанка театральной жизни. Стоит ли разрушать хрустальный образ самого театра для зрителей?

— В любом случае, надо понимать, что это некая фантазия на тему театров, этакий собирательный образ. Театр ведь гораздо глубже, он был «хрустальным», есть и будет. Несмотря на то, что столичные театры сейчас переживают некий творческий кризис, но театр, я уверена, все преодолеет. Еще Михаил Афанасьевич Булгаков написал, пусть и неоконченный «Театральный роман» — тоже своего рода тоже препарирование проблемы. Но это было его видение одной стороны театра. Сериал «Актриса» не является расшифровкой мира с названием «Театр», это всего лишь его некая грань.

— Что можно Булгакову, того не простили Паулине Андреевой, которая выступила сценаристом «Актрис». Не вынесла коллега сор из избы?

— Мне сложно об этом судить, я осталась как-то вне этих бурных обсуждений. С другой стороны, а почему бы и нет? Бывает ведь и такое. С удовольствием посмотрим теперь еще и «Балет». Наверняка есть резон повнимательнее присмотреться к инфернальным отношениям в цирке. (Улыбается.)

— Не секрет, что московские театры более успешны в коммерческом плане. У вас не было желания переехать в столицу, чтобы хотя бы перестать терять время на переезд на съемки из Питера?

— Меня часто об этом спрашивают. Но для меня, как для актрисы, очень важно быть в «своем» театре, а не в каком придется — в том, где я буду востребована, а не числиться. Знаю много талантливых питерских актеров, которые переехали в Москву и благополучно растворились там. Скажу честно, у меня пока не было ни одного серьезного предложения из московских театров, а сломя голову я, конечно, из своего никогда не уйду. Если будет интересная роль или проект в Москве, я с удовольствием ее рассмотрю. Я давно научена не говорить слово «никогда». По своему опыту знаю, что жизнь такая богатая, она может преподнести такие подарки и сюрпризы! Главное — быть к этому готовым.

— А как же кино? Ведь не слишком удобно, наверное, мотаться между двух столиц?

— А вот в кино иногда я выигрываю в том, что я питерская актриса. Сейчас очень много кино сейчас снимается в Петербурге, и московские актеры на том же «Сапсане» из Москвы едут сюда. Или бывает экспедиция в другой город, тогда мы туда все едем — и питерские, и московские. Наша профессия в принципе кочевая, предполагает у артиста определенную адаптивность к командировкам.

4
с дочерью

— Ваша дочь пошла по вашим стопам, правда, в другом театре. А ей тоже комфортно в Санкт-Петербурге?

— Меня дочь всегда ругает, когда я о ней говорю. (Улыбается.) Да, она очень любит Петербург, и даже мысли не допускает о переезде. Работать она поедет куда угодно, как и все мы, но переехать на постоянное место жизни… Не уверена. Видимо, пока так.

— Как вам с дочерью вместе игралось в фильмах?

— Я все время зажмуривалась! Старалась думать, что она — это всего лишь моя партнерша.

— Скажите честно, делали ей протекцию?

— Это исключено. То, что она в фильме оказалась со мной в одном кадре, — это сугубо инициатива режиссера. Поверьте на слово. Меня предварительно, конечно, спросили: не буду ли я против, если на роль моей дочери в фильме пригласят мою дочь. Я сказала: «Это ваше право и ваше желание».

— Пока она вас больше радует?

— Конечно, она меня радует, она очень талантливая и я ее очень люблю. Главное, чтобы она всегда была здорова и счастлива.

— У вас в ее возрасте был такой же характер?

— Она более интеллигентная, я была гораздо более прямолинейной и резкой. Еще она более собранная, более целеустремленная.

— Параллельно с актерской карьерой вы какое-то время занимались и дубляжом, вашими голосами говорят многие голливудские звезды. Почему вас заинтересовала эта деятельность?

— Интересно же! Все актеры рано или поздно этим занимаются. А я, что называется, человек настроения. Творческая энергия у меня иногда брызжет через край, и хочется чего-то нового попробовать. Но я не могу сказать, что дубляж — это моя страсть.

— Ваш коллега Вадим Андреев озвучил сотни ролей, и он сказал, что в дубляже важно не быть большим актером, чем условный Брюс Уиллис.

— Полностью согласна. Но дубляж — дело неблагодарное: сил и времени тратится много, а отдача, в том числе финансовая, не такая хорошая.

— А что больше всего раздражает на съемочной площадке?

— Меня всегда расстраивает, когда я встречаю на площадке равнодушного к творчеству режиссера. Когда он говорит: «Играйте, как написано». Я хочу привнести в роль часть своей души, а он говорит типа «забей». Это меня всегда бесит и ранит до глубины души. Но, слава богу, такие безучастные «творцы» появлялись нечасто.

— А как ваша семейная жизнь?

— Знаете, я не принадлежу к актрисам, которые выкладывают в соцсетях, что они едят на завтрак, или что надели для ужина. Я всегда поражаюсь, как у них сил и времени хватает на это. Я считаю, что актриса должна быть тайной, поэтому о личном я предпочитаю не говорить. Я уже лет 28 замужем, живу с одним мужем, правда, он уже второй. Но ничего сногсшибательного я вам рассказать не смогу, даже если захочу. У нас все, как у людей.

— Как вы отдыхаете, где любите отдыхать?

— У нас отдых бывает только летом, когда театр в отпуске. Мы очень любим сесть в автомобиль и уехать куда-нибудь на край земли. Несколько раз уезжали в Италию, в Грецию, ездили по Золотому кольцу России. Две недели лежать на пляже тюленем — это совершенно не наша история. Я люблю море, пляж, солнце, но мне становится там  скучно. Мне нужны впечатления! Мы часто импровизируем. Все зависит от того, когда будет отпуск, какая возможность есть что-нибудь посмотреть. Я всегда восхищаюсь людьми, которые всегда едут отдыхать в одно и то же место. Я не такой человек, мне интересен мир, неизведанные места, природные чудеса. Что будет в этом году, не знаю, мы еще не планировали, но скоро этим займемся.

Евгений Николаев
Фото: Кудряшова-Белокрыс, телеканал "Россия"