Ольга Лапшина: каждую осень у меня была депрессия и разбитое корыто
Талантливая самобытная актриса Ольга Лапшина сыграла одну из ролей в лирической комедии «Лето. Нулевые» — остроумной ностальгической истории, рассказывающей о поворотных событиях в жизни 15-летнего подростка. О том, какой шок она испытала при подготовке к роли, как спасла от смерти козу-актрису, долгом пути к мечте, своих «нулевых» и о том, как счастлива в детях, актриса рассказала «ТН».
— Чем вас привлек сценарий и ваша героиня в картине «Лето. Нулевые»?
— Во-первых, была некая растерянность от того, что мне предложили роль женщины-«мясника», которая была вынуждена забить всю свою домашнюю скотину, чтобы переехать к сыну в город. Там еще было очень красочно выписано про разделанные туши, и я с ужасом думала, как они будут это снимать. Работа с животными — это всегда другой уровень, мне нравится, хоть и сложно, когда есть возможность с живой природой соприкоснуться.
— То есть не отпугнул вас сценарий?
— Я была в шоке от того, что мне надо будет с этим мясом взаимодействовать. Но мы сняли более деликатно. И нужно было снять так, чтобы это было и комедийно, и трогательно, чтобы можно было слезу пустить. Создатели были на меня сразу нацелены, что Лапшина сможет все сделать, такой гротеск, сыграть бабенку, у которой все шик-блеск. Я помню, что теленка звали Антошкой, у меня видео даже осталось, как он своими мягкими губами снимал с меня косынку, и щипал уши. В общем, общение с домашней скотинкой прошло хорошо, это была наша победа.
— И коза не бодалась?
— Да, от нее требовалось, чтобы она шла, когда надо идти, и упиралась, когда надо упираться. Мы все это выполнили, и фильм, как я считаю, получился. Я осталась очень довольна своими партерами, и, конечно, главным героем Тимофеем Кочневым, который сыграл Сашку.
— Для вас это был первый опыт взаимодействия с парнокопытными на съемочной площадке?
— С коняшками я работала, с козами тоже. Даже в сериале «Солдаты» была такая козочка, которую купили специально для съемок и предполагалось, что ее съедят в конце. Она умница такая, жила в воинской части, ее между съемками солдаты кормили, и она очень хорошо снималась. Я играла там генеральшу с козой. И коза эта такая лапочка была, что я решила: «Фиг-два вы ее съедите». Причем мои съемочные дни заканчивались раньше, чем ее, я после этого уехала во Францию и оттуда разрулила всю эту ситуацию, чтобы в конце съемочного дня козу перевезли к нашему другу, у которого свое хозяйство. Он ее взял себе, и коза еще довольно долго прожила. Так актриса была спасена.
— Какими были ваши нулевые?
— У меня на тот момент было двое детей, сын и дочь, и была активная актерская жизнь. Я, с ними подхватясь, путешествовала, мы много ездили со спектаклями, я была очень счастлива. Для меня это было благодатное время, всегда какое-то движение вперед, к лучшему, дети в этом были, как мое сокровище. Я вообще очень счастлива в детях.
— Ваши дети так же свободно росли, как главный герой картины подросток Сашка?
— Во-первых, они учились в вольнодумской школе Тубельского, где предполагалось, что дети сами готовят уроки, сами пускаются в исследовательскую работу. Много ездили по стране, вплоть до того, что оба были на Кольском полуострове. Потом они учились в лицее Вернадского. В общем, получали образование, дающее полет творчества, фантазии, благодатное общение с глубокими, творческими, интересными людьми. У детей была свобода творчества, и мне кажется, они поэтому и профессии свои выбрали свободно по сердцу. Степа сценарист. Окончил ВГИК, мастерскую Юрия Арабова. Маша актриса. Окончила Школу-студию МХТ, мастерскую Дмитрия Брусникина. Они большие труженики. Мне кажется, во многом это благодаря тому, что я их не отдала в наши районные школы около дома. Ездили на учебу, сначала голосуя у дороги, потом своя машина появилась. Мы до сих пор общаемся с Машиной учительницей.
— В свои 15 лет чем вы увлекались, о чем мечтали?
— То, что я актриса, — это во мне жило всегда, другое дело, что в мои 15 лет было неловко об этом говорить, это было сокровенное чувство. Только совсем в детстве я не стеснялась говорить, что я актриса, а в 15 лет я это все в себе держала и занималась усиленно биологией. Это была для меня такая завеса, что я чем-то серьезным занимаюсь, но никому не говорю о том, что я актриса. У меня было терний больше, чем у моих детей, им с творческими мамой и папой было, наверное, проще. Мой папа был военный, а мамы не стало с моих 12 лет, и поэтому мои 15 проходили на преодоление. Хотя у меня была очень хорошая семья и сестра старшая, как-то мы старались дружно жить.
— В то время вы уже понимали, что актерство — это ваше призвание?
— Во всяком случае я уже вовсю клоунствовала, надувала щеки и говорила щеками, когда мне нужно было развеселить публику. Я бренькала на гитаре и пела разные авторские песни, романсы, эстраду 60-70-х. Я умела дружить. Участвовала в школьных мероприятиях, пела, читала стихи. Музыкой занималась на фортепьяно, потом родился мой племянник, мне официально стало можно не играть дома, и я прекратила это делать. А вот спустя много лет, снимаясь в фильме «Огород», предложила режиссеру, чтобы моя героиня сыграла то, что осталось с тех пор в мышечной памяти. А помню я всего два вальса — «Осенний сон» и «На сопках Маньчжурии» (он и вошел в фильм).
— В театральный институт тем не менее вы поступили только в 27 лет, а на пути к нему никогда не отчаивались?
— Каждую осень я отчаивалась, у меня была депрессия и разбитое корыто. Это было ужасно. Первые пять лет я регулярно пыталась поступить, а следующие пять лет актерствовала в театре.
— Что вам помогло не сойти со своего пути?
— Я всегда занималась в театральной студии, это было мое. Работала в библиотеке, но вечера всегда проводила в ДК Русакова, там была юношеская театральная студия, в которой я занималась, а потом пять лет я работала в театре «На досках». То есть все равно невостребованное мое актерство было востребовано в результате.
— Вашим мастером в ГИТИСе стала Галина Волчек, как думаете, чем вы на нее произвели впечатление, что она вас взяла к себе на курс?
— Во-первых, я с ней разговаривала как актриса с актрисой, на тот момент я была, так сказать, творчески реализована. Я не заискивала перед ней, не комплексовала, у меня был свой бэкграунд, я была невероятно уверена в себе, и в том, что за моей спиной стоит, на тот момент уже спектакли играла. Был у нас спектакль о Чернобыльской трагедии, сейчас этот стиль называется вербатим, тогда еще такого слова не было. Я читала монолог женщины, жительницы Припяти, о том, что там происходило. Это был 1989 год, еще никто особо не распространялся про Чернобыль, мы тогда первыми начали эту тему, в театре точно. Думаю, на Галину Борисовну произвело впечатление, что я в этом жанре вербатим существовала свободно, была спокойна, уверена. На тот момент я уже ездила в экспедиции с Сережей Старостиным, моим будущим мужем. И у меня было какое-то право на то, что я могу высказаться, я ощущала за собой мощную силу и правду, что могу донести до зрителя, то, что я знаю и умею.
— Вам часто достаются роли асоциальных или даже блаженных героинь, радует ли вас это или, может, хочется другого материала?
— Мне последнее время достаются роли ведьм, не то, что меня это напрягает, но я обращаю на это внимание. У меня что ни роль, то эзотерика, какая-нибудь ведьмочка, такое еще было — гротескная роль православного экстрасенса в сериале «Ласт квест». Это очень смешно было.
— А сейчас каких ролей хочется для творческой реализации?
— Никаких мне никогда ролей не хотелось. Сейчас хочу сыграть то, что уже намечено, я всегда плыву по течению, что ко мне в руки идет, я рассматриваю, но никакой такой роли мечты у меня не было. Хочу работать с хорошими режиссерами, партнерствовать с талантливыми актерами, хочу играть не только трагические роли, на которые меня, как правило, утверждают даже без проб, как, например, в «Слове пацана». Мне бы хотелось, чтобы было больше комедийных ролей, причем чтобы это был именно смешной юмор, а не дурацкий или пошлый.
— Насколько сильно ваши героини, особенно в период долгих съемок, влияют на вас в реальной жизни?
— Наверное, влияют. В фильме «Мария. Спасти Москву» у Веры Сторожевой, я играла Матронушку Московскую. Мало того, что ты берешь на себя такую дерзость сыграть святую, и надо сыграть ее хорошо и как-то соответствовать. А хочется соответствовать всему хорошему, и жить светло и честно. Пока это вроде удается.
— Вы для роли Матронушки просили благословения?
— Конечно, просила. Но батюшки тоже с юмором к этому относятся: «Ну после Матронушки ты звание заслуженной получишь от патриарха».
— А приходилось отказываться от ролей?
— Конечно, я отказываюсь, когда плохой сценарий. Вот сейчас тоже предлагали сериал на 17 серий, главная роль, но я думаю: «Что же мне срамиться на всю Ивановскую». Написано плохо, какая-то шняга. Или, например некоторые роли предлагают героинь под 70 лет, но есть же актрисы постарше. Мне 61, выгляжу моложе, а мне предлагают бабушек, меня это подбешивает. Считается, что я могу все возрасты сыграть...
— Как родился ваш семейный ансамбль? Ваш супруг, Сергей Старостин, известный музыкант. Вообще откуда такая любовь к народным песням?
— У него-то эта любовь еще дольше, чем у меня. Я когда прибилась к их консерваторской компании, с которой мы ходили в экспедиции, уже оставила свои бреньканья на гитаре и авторские песни у костра. Считаю, что именно благодаря народным песням и общению с народной культурой я изменилась к лучшему. Не представляю, кем бы я вообще была без этого мощного течения, которое повернуло мою жизнь в русло полноценного человеческого счастья. Это, конечно, связано и с моим мужем, и с людьми, которые нас окружали.
— Можно сказать, что музыка вас и познакомила?
— Да, он был начальником фольклорной экспедиции. Как-то нас жизнь прибила друг к другу, и петь стали вместе, и дети стали родиться. Один из музыкальных составов моего мужа называется «Семейное трио Сергея Старостина». Это мы с дочкой Машей. Иногда мы с Сережей выступаем дуэтом, иногда — они с Машей. В зависимости от запроса и нашей занятости. Но у Маши есть и своя программа, она поет в разных жанрах, проводит концерты ретро 60-70-х — то, что я когда-то пела в компаниях за столом. Она и в «Голосе» год назад очень успешно участвовала, дошла до четвертьфинала.
— Вы с Машей любите вместе работать? Не только петь, но и в кино, на театральной сцене?
— В кино мало пока что это используют, хотя недавно мы снялись вместе в фильме «Васечка и Норочка». У меня референс был — гример Люся Раужина, которая не так давно умерла, а Маша сыграла мою внучку, которая через 20 лет гримирует актрису, которую играет Света Иванова. В короткометражке «Ты здесь» мы играем одного человека, Маша в 1967 году, я в наше время. Мы и на сцену вместе выходили еще с тех пор, когда Маше было четыре года. Первая ее премьера была в спектакле «Облом off», Степа и Маша сыграли моих детей. Сейчас я любуюсь дочкой, когда мы вместе играем в спектакле «Интернат» с Нелей Уваровой. До недавнего времени мы еще играли мать и дочь в спектакле «Летели качели», у нее была главная роль, конечно, я волновалась, ее сцены какие-то слушала, подглядывала, где могла.
— Можете сказать, что узнаете в Маше себя?
— Да, есть такое. И внешне похожи, но мне кажется, что она гораздо многограннее и талантливее, и, я думаю, дальше пойдет.
— Что вам помогает сохранять любовь и гармонию, что царит у вас в семье уже на протяжении многих лет?
— Помогает то, что мы друг другу симпатичны, нам интересно внутри семьи, мы и глаз радуем, и какая-то радость сердца происходит от того, что мы вместе. Я вот, например, сыном своим восхищаюсь, какой он умница. Степа эрудит, самый умный у нас в семье. А с Машей мы добрые подружки, любим посмеяться, у нас одинаковый юмор. Мы живем в своем доме в Подмосковье, у детей есть в Москве квартиры, но они часто приезжают к нам, здесь у каждого есть комната, много своего пространства. Большая радость посидеть вместе за столом, наши мужчины хорошо готовят и с удовольствием это делают. У нас в семье собрались очень интересные люди, всегда взаимный интерес и какое-то познание, движение вперед.
— Как загородный житель, любите ли вы в земле покопаться?
— Да, но этим больше дочка занимается, она у нас настоящий земледелец, все это умеет, любит в земле копаться гораздо больше, чем я. А еще на дальней даче у меня уже много лет свой «Киноогород». Я сажаю фильмы и сериалы, в которых снялась. Прошлым летом на моем огороде росла картошка «Одним днем», шпинат «Слово пацана», кабачки «Похожий человек» и еще многое другое. А за роль в фильме «Огород» я получила 5 наград, больше, чем за какую-либо другую. Подозреваю, что ноги растут из моего «Киноогорода».
фото: пресс-служба фильма, личный архив