Илья Любимов: моя жена — инопланетянка, она засланная другой цивилизацией

На большой экран вышел семейный приключенческий фильм «Мой любимый чемпион», одну из главных ролей в котором сыграл Илья Любимов. О съемках в картине, воспитании детей, любимой супруге актер рассказал в эксклюзивном интервью «ТН».

— Чем вам запомнились съемки в картине «Мой любимый чемпион»? О чем для вас эта история получилась?

— Съемки запомнились, потому что они были продолжительными по времени, мы снимали во всех четырех сезонах года. Во-вторых, это были съемки с лошадьми, и с этим было много забавных моментов. А в-третьих, тем, что мы снимались с Катей (супруга Ильи актриса Екатерина Вилкова. — Прим. ред.), а это всегда доставляет мне незабываемые эмоции — наблюдать за тем, как моя супруга работает. Эта история изначально претерпела много изменений в сценарии, можно сказать, что картина меняла свой смысл в процессе работы, сначала задумывалась как одно, снималась как другое, и в результате получилось как нечто третье. Но тем интереснее посмотреть на результат. И теперь это история о доверии, сбывшихся, несбывшихся надеждах и, конечно, о любви, а еще о взаимоотношении родителей с детьми и о том, насколько можно доверять человеку, который преследует исключительно свои цели и при этом пытается втянуть тебя в свою жизнь. История об удаче, и о том, как она бывает изменчива.

— Насколько этот герой отличается от тех, что вам обычно предлагают?

— В конечной редакции мой герой не шибко стал отличаться от тех, кого я обычно играю. Герой оказался с двойным дном. Он двуличный и ради достижения своей цели пошел на предательство, форменный эгоист.

— Какой-то экстрим вам пришлось пережить на этих съемках?

— Он был связан в основном с работой с лошадьми. Лошадь не профессиональный актер, в кадре ведет себя непредсказуемо, и тут нашей съемочной группе, вместе с режиссером и оператором, пришлось попотеть, чтобы заставить лошадей делать то, что мы хотим. Помню, снимали эпизод, когда мы должны были кормить лошадь мороженым, и он занял львиную часть съемочного дня, потому что лошадь хотела делать одно, а ей надо было делать другое, и это все связано с мороженым. Наверное, самые большие трудности чаще всего бывают связаны с работой с животными.

1
— Мы снимались с Катей, а это всегда доставляет мне незабываемые эмоции — наблюдать за тем, как моя супруга работает

кадр из фильма «Мой любимый чемпион»

— Один из героев фильма – прекрасный конь Джонатан, вам удалось с ним познакомиться? А вообще, есть опыт верховой езды и общения с лошадьми?

— Да, удалось познакомиться, я не занимался конкуром, в отличие от других актеров, но опыт верховой езды у меня есть. Когда Сергей Жигунов снимал фильм «Три мушкетера», и я должен был там участвовать, то прошел курсы верховой езды, научился обращаться с лошадьми. Несмотря на то, что работа в этом фильме у меня не сложилась, но опыт остался. Помню, как я тогда удивлялся, насколько это большой труд, потому что казалось, что в действительности актеры с легкостью ездят на лошадях, делают трюки. Мне всегда казалось, что это легко, а когда я сам сел в седло, то понял, что нужны огромный опыт и мастерство.

 

— Ваши дети каких питомцев сейчас заводят (главная героиня 13-летняя Саша больше всего на свете любит своего коня) и насколько вы тут идете навстречу их желаниям?

— Мои дети хотят завести питомцев. Петя с ума сходит от котов, Павла не отстает, но она не против и собаки. Вообще они часто достают меня и Катю просьбами завести кого-нибудь, но я все детство, лет до 15, прожил с животными, и у меня сложилось стойкое ощущение, что это мучение для животных и людей. Особенно собака, потому что она должна быть большая, а большая собака в квартире — это мучение для нее, на мой взгляд, собака должна жить в будке, на улице, выполнять свои функции — охранять. Хотя в моем детстве у меня было две собаки, сначала эрдельтерьер Тора, когда она умерла, мы завели черного терьера — Юту. Это была огромная добрейшая собака, очень сильная, таскала меня и друзей зимой на санках, лыжах и приносила огромное количество радости, но жизнь в квартире для нее была очень тяжела. Помимо того, что вся квартира была в волосах и сале, которое она оставляла на стенах, регулярно вытирая о них свою шкуру. Как мне казалось, это было издевательством над животным, потому что ей было тесно, душно и грустно в квартире. У нас не было большого количества времени, чтобы заниматься собакой, выгуливать столько, сколько ей хотелось бы. И все это оставило какие-то негативные воспоминания о домашних животных в городе, поэтому сейчас я непреклонен в этом вопросе и даже кота заводить не хочу. Потому что в итоге животное — это ответственность, и, несмотря на то, что дети сильно хотят и утверждают, что они будут следить, кормить, убирать, но я знаю, что это просто обещания и в конечном итоге этим придется заниматься нам. А я уж как-то проживу без кота. Может, когда-то они меня и переубедят, но не в ближайшем будущем.

— Также Саша не находит понимания ни в семье, ни с школе с одноклассниками. Ваши дети тоже уже подростки, вы как-то прочувствовали на себе прелести переходного возраста? Какие рекомендации дадите тут родителям?

— Честно говоря, мои дети только подходят к переходному возрасту. Какие могут быть рекомендации, главное, что я слышал еще от своих родителей, — это не потерять контакт с ребенком. И сделать так, чтобы ребенок не почувствовал, что между вами выросла стена. Могут быть какие угодно противоречия, но то, что ты ребенка слышишь и понимаешь его в любом виде и состоянии, это должно быть аксиомой. А при вхождении в пубертат в последующих интервью я уже расскажу, насколько эта стратегия оказалась верной.

— Какой возраст ребенка вы считаете особенно важным в процессе формирования личности?

— Любой возраст в формировании ребенка важен. На каком-то этапе закладывается подсознательный посыл любви от родителей к ребенку, потом закладываются координаты мироздания, нравственные ценности, возникают какие-то образовательные уроки и уже сугубо этические, поведенческие, дальше идут примеры отношений между людьми, зеркало отношений между родителями. И, в общем, весь период до того, как человек ощущает себя взрослым, важен. Весь процесс взращивания молодого поколения непрост, единственное, что можно сказать, — никогда нельзя отнимать своей руки и внимания от ребенка до тех пор, пока ты не почувствовал, что помощь ему не нужна, пока он не вырос, не ушел в свободное плавание. Хотя и тут можно сказать, что процесс воспитания продолжается всю жизнь, связь между родителями и детьми — это одна из самых сакральных величин, которая существует между людьми.

3
С сыном Петром и супругой Екатериной

— Как вы мотивируете детей на учебу? Бывает, что ругаете за плохие оценки? Как они закончили этот учебный год?

— Мы мотивируем тем, что человек не может сидеть без дела, и что это в конечном итоге поможет ребенку быть сильнее, умнее, лучше понимать этот мир. На учебу мы мотивируем собственным примером, работают мама и папа, родители помогают друг другу, это лучшая мотивация. Труд облагораживает человека. И самое главное— сила воли, то, что делает человека человеком, умение терпеть, преодолевать. За плохие оценки мы никогда не ругаем, а этот учебный год дети закончили хорошо, без троек. Нам повезло со школой, у нас хороший педагогический состав. Школа без особо громких названий, обычная средняя школа Москвы, но учителя и вообще вся команда, что воспитывает и учит наших детей, там собралась уникальная, которая составит честь любому учебному заведению. Грубо говоря, на эту школу можно было повесить любую вывеску — «Элитная гимназия», «Президентский колледж», именно потому, что там хороший педсостав, разновозрастная команда и их подход мне нравится.

— Помню, про себя в юном возрасте вы говорили «я был хитрый и изворотливый мальчик», сегодня в детях кого больше узнаете — себя или супругу?

— Да, в моем юном возрасте я был хитрый и изворотливый мальчик, но у нас дети лучше, чем мы, так и должно быть. Самое первое высказывание, относящееся к этическим мыслям, было найдено в Египте, суть высказывания в том, что наступили плохие времена, дети перестали слушаться родителей. Так вот, у нас дети слушаются, и хитрость их меня только радует, главное, что в своих детях я узнаю и себя, и Катю. Но со стороны хороших качеств наши дети очень отзывчивые, они сами всегда предлагают помощь. Я не могу оценить, каким я был в детстве и какой была Катя, но, судя по нашим рассказам, мы были более себе на уме, чем наши дети. Петр и Павла нормальные подростки со своей порцией лени, разгильдяйства. Петр как мальчик должен хулиганить, Павлуша у нас более спокойная в этом смысле, как и подобает девочке, много любит делать руками, хорошо рисует. Но, главное, что они растут чуткими детьми, которые замечают все в своих родителях и всегда готовы прийти на помощь, на мой взгляд, это главное человеческое качество.

4
С дочерью Павлой

— Хотели бы видеть сына и дочь продолжателями актерской династии? Проявляют они интерес к творческим направлениям?

— К творческим направлениям они проявляют интерес, но я бы хотел их видеть продолжателями нашей семейной родовой династии, а не актерской. Чтобы они были счастливы в своих будущих семьях, чтобы все сложилось с точки зрения элементарного человеческого счастья. Уж в чем они будут реализованы —это не так важно по большому счету, главное, чтоб чувствовали себя счастливыми. А растут они творческими людьми, потому что я и Катя этим же занимаемся. Катя вообще очень творческий человек, она вяжет, плетет, постоянно что-то делает руками, у нее своя мастерская, магазин украшений, который она сделала сама, и украшения создает своими руками. Естественно, дети в этом смысле от нее заражаются, любят мастерить, и мелкая моторика у них развита отлично. Поэтому они во всем творческие, любят фантазии воплощать. У Павлы целая коллекция драконов, которых она сделала своими руками, дочь прекрасно рисует. Петя занимается музыкой, и это доставляет ему удовольствие, играет на фортепиано. Очень любит придумывать сам конструкции из лего, то есть перешел от стадии сбора по инструкции к проектированию собственных образов. К тому же у нас дома огромное количество поделок от Петра из белой глины, можно сказать, отдельный выставочный зал совершенно невероятных животных — собак с шестью лапами, многоглазых животных, котов, которые поют, всех тех сказочных персонажей, которых он себе нафантазировал и тут же воплотил в глине.

2

— Как с вашей интенсивной занятостью вам хватает времени на семью?

— С нашей интенсивной занятостью времени на семью иногда не хватает, а идеальный баланс между семьей и карьерой — кто ж скажет, где такой баланс найти? Наверное, у нас все существует в гармонии, потому что мы с Катей нацелены друг на друга, и главное в семье — родительские отношения. И когда между супругами все в порядке, когда они живут в помощи, любви, поддержке друг друга, то тогда и климат в семье ровен и спокоен. И избыточное внимание к детям плохо, и недостаток тоже. Иногда кажется, что времени не хватает, иногда мы сидим дома, но дети уже достаточно взрослые, чтобы не общаться с нами каждую минуту, они заняты своими делами. Поэтому вопрос баланса между семьей и карьерой как-то ушел в прошлое. Семья для нас с Катей — это вопрос другого порядка, и балансировать между сокровищем семьи и счастьем карьерного роста — все равно, что сравнивать зеленое и квадратное.

— Актерским семьям, наверняка, приходится тяжелее, чем обычным, в силу их графиков, специфики работы. Как вам с Катей удается сохранять семейный очаг?

— Да, актерским семьям в некотором смысле тяжелее. Графики съемочные бывают очень плотные. Я уже ответил, мы с Катей слишком дорожим друг другом, так срослось, что для нас семья — это сокровище. И тут повторюсь, что есть ценности — карьера, съемочные дни, счастье успеха, а есть сокровище — семья. Поэтому у нас прекрасно сохраняется семейный очаг. Мы это видим в таком свете.

— Чем «раскрашиваете» внерабочее время: музыка, кино, литература — что за последнее время произвело на вас впечатление?

— В нерабочее время мы очень любим смотреть фильмы всей семьей. Катя постоянно просит нас всех, чтобы мы посмотрели кино вместе. Павла тоже привыкла к этому, а когда Катя была на съемках в Петербурге, дочь просила меня, чтобы мы вместе посмотрели кино, после этого ей хорошо засыпается. Впечатление на меня последнее время производят книги и музыка, скорее даже музыка. Я тут слушаю Ференца Листа, Рахманинова, Моцарта в исполнении дирижера Голованова. Люблю читать философию, наш современный философ Владимир Владимирович Варава — уникальный дар мышления и рассуждения у человека, один из крупнейших философов современности.

— Что интересного в творческой жизни происходит, какие планы на лето?

— В творческой жизни сейчас происходит многое и у меня, и у Кати. Очень много съемок, у меня три картины сейчас снимаются параллельно. Мы снимаем «Загляни ему в голову», второй сезон, фэнтезийный проект «Границы миров», снимаем проект под рабочим названием «Дроп», также четвертая картина — «Хантер». Работы много, она разная, и все лето отведено под работу, что хорошо, потому что летом сниматься лучше, чем зимой. Зимой в основном используется зимняя натура, редко бывает, что картина проходит в павильонах, а я с возрастом стал любить лето, жару и духоту больше, чем холод, промозглые ветра и ледяную корку на асфальте. Чего не скажешь о моих детях, хотя Павла тоже не любит зиму, а Петя, наоборот, говорит, что зима — его любимое время года. Так что планы на лето — доработать, и в августе, может быть, удастся всей семьей поехать отдохнуть.

3

— Сегодня ваш творческий путь соответствует тем ожиданиям, которые были в начале? Были ли моменты, когда вы чувствовали профессиональное выгорание?

— Мой творческий путь полностью соответствует тому, что я ожидал. Жизнь у меня очень насыщена, и мне не надо говорить, что что-то в моей жизни пошло не так — в плане работы, творческой судьбы. Я абсолютно благодарен за то, что имею. На мой взгляд, желать большего было бы, даже скажем, что гневить небо. В моей жизни было огромное количество прекрасных людей, гениев, с которыми мне удалось поработать. Я работаю в замечательном театре, у меня много предложений и работы в кино. Творчески я абсолютно реализован. Что касается выгорания, то тут спасибо моей семье, потому что каждый человек устает от работы, но полностью выгорание наступает там, где нет места источнику силы и энергии, а у меня такой источник — семья и супруга, про которую я могу сказать абсолютно точно, что она инопланетянка. Между нами, я называю ее рептилоид, потому что это человек с какими-то уникальными способностями и дарованиями. И вообще есть много такого, о чем я не могу рассказать на страницах печатного издания, это скорее тема для научного исследования. Но все то, что я наблюдаю, мне говорит, что моя жена — человек, засланный другой цивилизацией, потому что она может то, что обычный человек не может. Она наполняет меня энергией постоянно. И та семья, основой которой является женщина, хранительница очага, и тот мир, который она в состоянии подарить за секунду, и то равновесие, которое она восстанавливает во мне, не дает эмоционально выгорать, за что я благодарен.

— А кураж в профессии вы не потеряли? Сегодня в моде ностальгия — по старым песням, фильмам, перезапускают многие старые проекты, «Папиных дочек» например. Если вам предложат вернуться к роли Александра Воропаева в «Не родись красивой», согласитесь?

— Кураж в профессии я не потерял. Кураж появляется, когда ты встречаешься с каким-то человеком, даже не с материалом, а с режиссером, сценаристом, командой. Люди имеют свойство взаимно возгораться при общении, и именно это неожиданно дает тебе импульс для азарта, который возникает в процессе работы. Ностальгия сейчас в моде, да. Если мне предложат вернуться к роли Александра Воропаева, что, в принципе, уже произошло, я, конечно, соглашусь, потому что это будет новая вода, продолжение с нами другими, с новыми сюжетами, так почему бы и нет. Это даже не старые персонажи на новый лад, это продолжение истории через много лет. Это даже не вторая часть, это нечто отдельное, потому что даже один и тот же человек по прошествии 20 лет — это уже совершенно другая история после продолжительного отрезка времени. Поэтому интересно, что там придумали гении нашего сценарного ремесла, я с нетерпением посмотрю.

фото: Анастасия Шахвеледова, пресс-служба фильма, личный архив