Анна Михалкова: в таком градусе мне еще не приходилось работать
Анна Михалкова давно уже не просто «дочь своего отца» Никиты Михалкова, а одна из лучших российских актрис, фильмы с участием которой хочется пересматривать по многу раз. Актриса признавалась, что комедия для нее – самый сложный жанр, а в жанре ситкома она дебютировала совсем недавно. На телеканале ТНТ выходит долгожданное продолжение сериала «Исправление и наказание» с Анной Михалковой в главной роли. Анна Михалкова рассказала «ТН» о продолжении сериала, об отношении к жанру ситкома и о работе с Михаилом Пореченковым, который также снялся в сериале.
Алену Неверову, ее героиню, окрестили одной из самых необычных и неоднозначных героинь современных российских сериалов: она верит в добро и не видит границ в своем отчаянном перевоспитании людей, оказавшихся в колонии поселении.
— Анна, как вам дались съемки во втором сезоне сериала «Исправление и наказание»? Помнится, вы признавались, что это самый непростой проект в вашей фильмографии.
— Сниматься во втором сезоне, с одной стороны, проще — персонаж уже придуман, ты понимаешь, как он должен себя вести на экране, чего от него ждать. С другой стороны — вторые сезоны всегда сложнее, потому что, если первый сезон был успешен, непросто держать тот же уровень. Больше ответственности, а значит, и страха, что ты сделаешь хуже.
В этом сезоне «Исправления и наказания» для меня с профессиональной точки зрения были сложными драматические съемки финальной серии, и их я ждала с неким страхом. Были и другие сложные моменты — второй сезон более насыщен, условно говоря, трюками, яркими гэгами, в нем больше клоунады. Это было неожиданно, к тому же я этого раньше не делала. Несмотря на то, что у нас были замечательные каскадеры, многие вещи мы делали сами, и они были физически сложными.
— И как вам в целом жанр ситкома?
— Как я и раньше считала, это самый сложный жанр. Ситком требует определенного темпоритма, соблюдения определенных законов. Работать в нем интересно, потому что это вызов, но и, повторюсь, крайне сложно. Редко бывает, когда жанр ситкома для меня становится каким-то неожиданным — юмор у всех разный и специфический, много всего должно совпасть. Я смотрю ситкомы, но нравятся мне далеко не все.
— Комедийный сериал, действие которого происходит в тюрьме, — это даже звучит провокационно. Вы ведь принимали активное участие в этой истории еще на этапе разработки, что для вас было важно?
— Я не принимала участия в разработке сценария. Другое дело, что персонаж — это зона моей ответственности, и я с авторами, когда сценарий уже почти был написан, «прохожу» свою роль отдельно, высказываю свои предположения по поводу того, что персонаж может или не может делать. Тема, наверное, провокативная, но мы в первую очередь снимали кино про людей. Это не социальное артхаусное кино про правду жизни, все же у нас, скорее, сказка.
— В этом сезоне сменился режиссер, вместо Анны Пармас пришел Эдуард Парри, как быстро вы сработались? И как, по-вашему, эти перемены отразились на работе и проекте в целом?
— С Аней Пармас я работала не один раз, и с Эдуардом Парри встреча была не первая. Они разные режиссеры, но оба любимы мной, оба большие профессионалы. У них разная манера работы. И Аня, и Эдик прекрасно справляются с этим материалом, они действительно комедиографы и понимают, как работать с жанром комедии.
— Что вам дала эта роль, какие новые грани, вы, может быть, в себе открыли?
— Второй сезон более острый по ситуативному юмору, сродни такой клоунаде или буффонаде. В таком градусе мне еще не приходилось работать, именно это стало для меня новой гранью.
— В новом сезоне вашу героиню ждет немало перипетий, в том числе и встреча с новым начальником колонии, которого сыграл Михаил Пореченков. Рады были этой встрече на съемочной площадке?
— Мы давно знакомы и много играли вместе. Более того, мы с Мишей дружны — помимо работы нас связывает многолетняя дружба. Как партнеры мы друг друга хорошо знаем, Миша — человек яркий и талантливый. У него есть чутье и понимание профессии, поэтому любая группа работает с ним с удовольствием. Плюс ко всему на площадке он человек легкий, шутник. С ним надо уметь вовремя собраться, потому что сначала он всех веселит и потом сам играет очень хорошо. Он может быстро поменять настроение и сконцентрироваться, а остальным нужно время, чтобы снова сосредоточиться.
— Вы вообще любите работать с друзьями и родными или это лишнее волнение? Кого еще из команды «Исправления и наказания» вы могли бы назвать дорогими для себя людьми?
— Я вообще люблю работать, и, наверное, в силу своего достаточно счастливого характера на площадке почти всегда нахожу новых друзей, единомышленников. И, конечно, люблю работать с друзьями, даже если работы были морально сложными. Свойство нашей профессии заключается в том, что на какой-то период времени едва знакомые люди становятся ближе, чем все твои родственники и друзья. Общение на площадке очень интенсивное, но потом проект заканчивается, люди расходятся, и в этом тоже есть своя прелесть. В интенсивности вы не устаете друг от друга, не разочаровываетесь. Во время работы для меня очень важно, чтобы люди были мне друзьями. Хочу отдельно добавить, что и Оля Виниченко, и Наташа Бардо, и Таня Лютаева, и еще огромное количество замечательных артистов в нашем уже слаженном коллективе очень хорошо друг друга чувствуют. Мы по-товарищески друг другу подходим.
— Ваша героиня Алена Неверова убеждена, что добро есть в каждом — даже в самом потерянном для общества негодяе. Вы разделяете ее позицию? И случалось ли вам наблюдать подтверждение тому?
— Конечно, мой персонаж в этой работе — образ гротескный. Добро Алены с кулаками. Бывают и моменты, когда она своей манерой может довести кого угодно. Вообще второй сезон по большому счету про то, как схлестываются два мировоззрения. Моя героиня считает, что людей можно перевоспитать, и что в каждом человеке есть что-то хорошее — эти люди оказались в колонии-поселении, потому что их недолюбили, недовоспитали. А герой Миши Пореченкова считает, что есть люди, которых нельзя перевоспитать, и понимают они только наказание.
— Как относитесь к реалиям настоящего времени, популярным установкам, например, таким как «никто о тебе не позаботится, если ты сам о себе не позаботишься», «думай только о себе» и другим?
— Разные времена — разные установки. И в разном возрасте они могут стать актуальными. В одно время человек чувствует себя частью чего-то общего, большой идеи, и тогда он становится частью единого целого. А в какое-то время общество начинает разъединяться, и каждый человек становится единицей, которая хочет слышать только себя и не петь в хоре. Тогда и возникают установки о том, что главное — чтобы тебе было хорошо. Нет правильного и неправильного, каждый выбирает ту модель, которая ему ближе. В нашем обществе люди настолько научились выживать самостоятельно, что для них институции типа семьи оказались не так важны. Человек может прокормить себя сам.
— Как думаете, в чем залог здоровых и счастливых отношений «отцов и детей»?
— Мне нравится фраза о том, что счастливого ребенка может воспитать счастливый родитель. Но вообще мне кажется, что сейчас конфликт отцов и детей неактуален, мы живем в то время, когда родители дружат со своими детьми. Растет уже не первое поколение, к которому родители прислушиваются.
фото: ТНТ