Балаган Лимитед: народные группы могут быть мегапопулярными в нашей стране

В середине 90-х фолк-группа «Балаган Лимитед» впервые исполнила народную песню-страдание «Че те надо?», которая мгновенно стала хитом и положила начало череде песен с юмористическим подтекстом на российской эстраде. В популярном вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия» участники группы — старожилы экспертной сотни и в разгар нового сезона шоу дали «ТН» эксклюзивное интервью о своем «мармеладном» прошлом, основах творческого долголетия и перспективам развития народного жанра.

— Какие отличия «Ну-ка, все вместе!» вы отметили для себя в новом сезоне? Какие сюрпризы телеканал «Россия» приготовил для своих телезрителей в этот раз?

Алена Моругина (А. М.): Сюрпризов будет много — два специальных выпуска, впервые у нас будет гостем Игорь Яковлевич Крутой, Сергей Жуков и IOWA. Будет много неожиданных поворотов в плане отбора певцов в полуфинал!На мой взгляд, в этом сезоне также заметно подрос профессиональный уровень конкурсантов, среди них нет случайных людей — тех, кто каким-то чудесным образом прошел кастинг, а потом провалился. Все большие молодцы и практически все выдают потрясающие номера во время выступлений. И как, скажите нам, выбирать лучших из лучших? Иной раз такие горячие споры возникают на стене — просто огонь!

1

Светлана Смирнова (С. С.): Шестой сезон выглядит несколько иначе еще и потому, что перед ним летом десять членов жюри из сотни, включая и Николая Баскова, который впервые сел в жюри, ездили по городам России и провели «Народный кастинг» в эфире телеканала «Россия». Вся страна наблюдала за отбором. По итогу лучшие попали уже в новый сезон. Раньше кастинги были закрытыми, и мы видели только отборы в полуфиналы. В этот раз до съемки шестого сезона мы успели посмотреть и кастинги, и даже выбрали себе фаворитов. Но возникли сложности другого порядка — очень трудно было «обнуляться», когда участники не подтверждали свой уровень.

Дмитрий Филин (Д. Ф.): Каждая программа — это битва среди суперпрофессионалов. Теперь нужно не просто оценивать какие-то общие впечатления от выступления, а уметь видеть и сравнивать различные нюансы выступлений каждого участника, чтобы справедливо отдать свой голос. И невероятный уровень исполнительского мастерства в этом сезоне очень осложняет жюри задачу.

— Что бы вы лично добавили в это шоу? Чего не хватает тематически или организационно?

А. М.: Мне кажется, всего хватает. Со всех сторон в шоу очень все грамотно продумано и реализовано. Просто браво команде проекта! Конечно, хотелось бы, чтобы среди конкурсантов было больше исполнителей народных песен, творческих людей, несущих исконно русскую культуру.

С. С.: Можно было бы добавить конкурсантам хореографическую группу, которая помогала бы делать музыкальные номера более динамичными. Некоторым исполнителям очень не хватает хореографической подготовки. Часто бывает, что вокалист поет очень талантливо, но в целом номер выглядит статично и не интересно. Танцоры, возможно, спасли бы такие выступления, а мы и зрители с удовольствием смотрели на этот номер.

Д. Ф.: Когда был специальный сезон «Ну-ка, все вместе! Хором»!», номера с хореографией выглядели даже более выигрышно, если участники не только пели, но и двигались на сцене. Хореография у них была очень яркая и, несомненно, добавляла выступлению новых красок.

— Когда на сцену выходят конкурсанты, которые исполняют народные песни, вы считаете своим долгом поддержать молодых коллег?

А. М.: Когда пришли на проект, мы были готовы поддерживать всех без исключений. (Улыбается.) Но потом с Сережей Лазаревым договорились, что надо очень скрупулезно оценивать участников, что мы будем более строгими и объективными экспертами. Поэтому даже когда оцениваем народные коллективы, стараемся выслушать до конца и никогда не отдаем им предпочтение заранее. В первую очередь смотрим на профессионализм, яркость, артистичность и в целом, насколько зрелищный номер у конкурсанта.

С. С.: Мы, наверное, самые добрые члены жюри, мы не встаем очень редко. Но, бывало такое, что мы оставались на своих местах, даже когда на сцене были исполнители народного жанра. За шесть сезонов это было крайне редко, и толькокогда конкурсант сделал уж очень много грубых ошибок. А так, конечно, всегда хочется поддержать народников — все-таки родственные души.

— В этом сезоне лидер сотни Сергей Лазарев сорвался и накричал на одного из членов жюри, так как посчитал, что тот намеренно придержал свой голос, оценивая выступление участницы. Вы на чьей стороне были в тот момент?

А. М.: Я на стороне Сергея Лазарева. Он совершенно правильно сказал, что для членов жюри — это просто еще один телепроект, а для конкурсанта — уникальный, возможно, единственный шанс показать себя на глазах такой огромной телеаудитории и пробить себе дорогу на большую сцену. Бывает, что эксперты, как порой кажется, придерживают свои голоса, и Сережа указывает им на это. Но мы всегда честно голосуем и готовы обосновать свое решение. У нас и в коллективе бывают разные мнения, кто-то встает, кто-то не встает, и это, я считаю, совершенно нормально.

Д. Ф.: Есть песни, которые некоторые музыкальные эксперты почему-то априори не видят ни в какой другой интерпретации и реагируют на новое звучание, исходя из собственных пристрастий. И неспроста у Сергея Лазарева бывает такая эмоциональная реакция на эти рефлексии. Его можно понять, потому что всем хочется логичности, какого-то общего знаменателя при выставлении оценок. Но этого сложно достичь, потому что таковы правила шоу, и все эксперты — люди из разных сфер деятельности, они все самодостаточные и выражают независимое субъективное суждение.

2

— С другой стороны, в этом и концепция шоу: у ста человек не может быть единого мнения, тогда бы все участники получали «сотки» и радовались. Сергей Лазарев не сильно давит своим авторитетом на экспертов?

А. М.: Да, однажды на съемке возник такой вопрос, одна из экспертов сказала, что Сережа давит. Многие резонно возразили: «Кто на нас давит? Это ваше сугубо личное восприятие». Мы вот в своем коллективе точно не поддаемся давлению. Раньше опасались, что Сережа Лазарева в силу своей специализации может недооценивать фольклорный жанр, но, как выяснилось, это все предрассудки. Он даже чаще голосует за народников, чем сами народники, если конкурсанты действительно заслуживают.

С. С.: Он не давит, просто у него высокий авторитет среди всей сотни. Когда он объясняет свою точку зрения, он действительно очень грамотно это делает, раскладывая все по полочкам. В отличие от некоторых экспертов, которые говорят абстрактно: «Мне не зашло».

Д. Ф.: Он просто заложник своего статуса лидера сотни. Если бы эти слова сказал любой другой член жюри, это бы не воспринималось так авторитарно. Так как он лидер, это может восприниматься как некая рекомендация. Но сотня на то и сотня, чтобы конкурсант получил максимально объективную оценку своему выступлению. На телепроекте всегда ищут оптимальный баланс между развлекательностью шоу и серьезностью конкурса, где каждый из экспертов волен поставить ту или иную оценку. Да, бывает, что эксперты больше обращают внимание на имидж и наряд конкурсанта, а не на его исполнение, но это их право. Мы со своей стороны горячо поддерживаем точку зрения Сергея, который всегда призывает оценивать, прежде всего, исполнительское мастерство.

— Лазарев признался, что одной из причин того, что он вспылил, стали неприятные воспоминания, когда его самого на конкурсах члены жюри «затыкали». Вас когда-нибудь затыкали по не совсем понятным причинам?

А. М.: Бывало, конечно. Не все конкурсы у нас в стране честные и объективные, чего уж там говорить. Некоторые откровенно ангажированные, где и подсуживают, и протаскивают кого-то своих. Мне тоже приходилось становиться жертвой такого закулисья. Известный человек, не буду фамилию называть, я помню, на одном из таких конкурсов сказал мне: «Ну ты же середнячок. Куда ты лезешь? Что пытаешься кому-то доказать? Ничего ты не добьешься в жизни». Но, когда яуже отработала в группе «Балаган Лимитед» несколько лет и заработала себе имя, мы встретилась с ним на одном из наших концертов, и сказала ему: «Здравствуйте! А вы меня помните?» — «Конечно, помню». — «Ну что?» — Он сказал: «Можно, я пожму вашу руку?» Необъективность —  всегда больно бьет по самолюбию, но я еще в детстве приняла для себя решение, что у меня есть определенная цель, и я к ней буду идти, несмотря ни на что. Любой шаг — это все равно шаг вверх. Даже если меня где-то недооценили, недопоняли, я таким образом получила сценический иммунитет. Считаю, что таким образом воспитывается уверенность в себе.

С. С.: Был случай, когда мы немного переделали аранжировку и саму подачу песни, а она была каноническая — «Гляжу в озера синие». А жюри неожиданно возмутилось: как можно, это же полное кощунство! Но все остальное они уже не брали во внимание и откровенно срезали нас.

— Как вы попали в «Балаган», какой был отбор?

Д. Ф.: Мы учились в разных институтах, я — в Гнесинском институте, а девочки — в институте культуры. Это была середина 90-х, и мы были одни из первых, кто начал экспериментировать с синтезом народной музыки и современной. Мы образовали группу «Мармелад», сделали себе репертуар. У нас уже было записано два альбома, когда мы решили отнести свою запись на студию «Союз». Там нас прослушали, и Александр Колесников с восторгом поддержал: «Так вот же уже готовый новый коллектив «Балагана»!

С. С.: Как и многие музыканты, мы в то время подрабатывали в ресторане, и Сергей потом пришел, чтобы воочию посмотреть на наше выступление, как мы держимся на сцене. Видимо, убедился, что не ошибся с выбором. Потомучто потом была встреча с руководителем «Союза» Сергеем Хариным, который неожиданно заявил: «Вы сейчас являетесь конкурентами «Балагана», и мне по законам жанра надо вас ликвидировать». Это была шутка, но вот таким образом он нас и «ликвидировал»: наша история с «Мармеладом» закончилась, а с «Балаганом Лимитед» началась. (Улыбается.) Потом пошли репетиции, записи, буквально через месяц мы уже гастролировали в составе группы.

Д. Ф.: Мы были очень рады, потому что как разтаки в то время студия «Союз» была одной из самых продвинутых и могущественных продюсерских компаний. Мы очень хотели сотрудничать с этой студией, и я очень рад, что наши идеи творческого развития группы были оценены и одобрены. Сергей Харин был очень заинтересован в создании песен в народном стиле. Не подражания, а именно оригинальном новом и современном звучании русского народного жанра.

— У вас не было антагонизма с прежним составом? Они же тоже гастролировали.

А. М.: Было, конечно, но это не то, что мы встречались и фыркали друг на друга. Да, в начале было какое-то напряжение и недопонимание, но потом все стали заниматься каждый своим делом. Все понимали, что бренд «Балаган Лимитед» принадлежит Сергею Харину, а ушедшие ребята просто привлекали к себе внимание тем, что пользовались именем группы, хотя не имели на это право.

Д. Ф.: У них был конфликт с Сергеем Хариным именно на творческой почве. Они хотели по-другому воплощать свои идеи, вот в чем дело. А мы-то, наоборот, — сошлись в творчестве. Они просто ушли в самостоятельное плавание и занимались потом тем, чем хотели, взяли новое название.

С. С.: Это не первый и не последний раз. Мне кажется, это нормально. Во многих коллективах участники расходились с продюсерами, заявляя, что хотят работать самостоятельно.

— Знаменитым «Балаган Лимитед» сделала песня «Че те надо?» Вы не подсчитывали, сколько тысяч раз вы уже исполнили ваш коронный хит?

А. М.: Думаю, уже нет числа! (Улыбается.)

Д. Ф.: На каждом концерте просят спеть по несколько раз. У истории этой песни есть и любопытное продолжение. Народ эту песни особенно любит и продолжает сочинять нам новые куплеты. Люди на концерте из зала часто выкрикивают: «Да там было не так!» А мы их просим: может быть, у вас есть стихотворное продолжение? И вот в Великом Новгороде нам однажды подарили фантастическое продолжение:

Не дала, не дала
И не надо, не надо.
Не тревожит нас нервенная дрожь.
Я давно уж позабыл,
Че там было надо
И чего ты мне там не даешь.

С. С.:Спели и у сразу возник вопрос: что лучше деменция или Паркинсон? (Улыбается.) Но были случаи, когда нам говорили: «Не пойте эту песню». Мы удивлялись: почему? Они говорили, что на концерте начальство, потом их могут пожурить или наказать. Это было удивительно — приглашать коллектив, который известен своим главным хитом, и говорить, что ее петь не надо. Но в результате они во время концерта всегда подходили и говорили: «Ребята, можно петь. Начальство спрашивает, когда будет «Че те надо?»

— В прошлом телевизионном сезоне вы произвели настоящий фурор в «ВИА Суперстар». Никто не ожидал, что вы так классно умеете петь не только народные песни, но и современные шлягеры. Не появилось у вас желания как-то диверсифицировать свой репертуар?

А. М.: Да, было приятно, когда на проекте к нашим продюсерам подошли люди и сказали: «Как твои классно работают! Уникально! Они, наверное, так выкладываются на конкурсе?». А он ответил: «Они всегда так работают». Это так и есть. Люди удивлялись, что мы постоянно репетируем, стараемся выложиться. А у нас так всегда — подходить со всей ответственностью ко всему, что мы делаем. После проекта мы решили немного разбавить наш репертуар, добавить новую краску. Но полностью менять — нет. У нас есть уже свой устоявшийся слушатель, который нас любит именно за наше творчество. Это будет нечестно по отношению к ним.

Д. Ф.: Там же еще есть проблема с авторскими правами. Помимо авторов, права на эти песни имеют еще и музыкальные лейблы, которые их выпустили. Плюс еще есть смежные права у издательств, которые их продавали и продолжают продавать. Этот вопрос сложный, но мы его решаем.

С. С.: Пока мы только две песни из тех, что прозвучали в проекте, можем взять себе в репертуар. Но с группой «Вирус» у нас на проекте родилась идея создать общий хит, и сейчас мы как раз работаем над ним. Надеемся, что получится интересно — такая бодрая танцевалочка намечается.

— Вам не обидно, что многие коллеги по сцене и близко не стоят по вашему профессиональному уровню, но они более востребованы у аудитории, получают более высокие гонорары?

А. М.: Бывает, конечно, обидно, но это дань нашему времени. Будем говорить честно, у нас в стране не так ярко освещена народная культура, как хотелось бы, и не так популяризируется именно по музыкальным каналам. Народному жанру должно уделяться больше внимание в нашей стране, я считаю. Если бы молодежь с утра до вечера слушала народные песни, если бы это крутилось на всех радиостанциях и по всем телевизионным каналам, мы бы и другие народные группы были мегапопулярны. Но мы не унываем, концертов у нас много и сейчас.

С. С.: Если человек сумел создать свой яркий хит, который полюбился миллионам слушателей и зрителей, значит, что-то в нем есть. Если он смог чем-то зацепить, значит, он имеет полное право на то, чтобы выступать и радовать поклонников своим творчеством.

Д. Ф.: Даже если кто-то на хайпе сыграл, то на хайпе будет сложно долго держаться. Тут либо человек начинает развиваться, трудиться, либо ему придется хайповать в других сферах.

1
Алена с семьей

— Чем увлекаются ваши дети, какое направление они выбрали?

А. М.: Старшая дочка в следующем году заканчивает колледж при академии Строгановых по направлению анимация. Она у нас художник. Она пробовала себя в музыке, тоже в этом сильна, но выбрала направление изобразительного искусства. Надеюсь, скоро увидим мультики, которые она будет рисовать. А младшая только пошла в первый класс. Она очень яркий, разносторонний человек. По темпераменту она приблизительно такая же, как Сергей Лазарев,— очень эмоциональная, очень яркая. Пока ей интересно абсолютно все, она старается проявлять себя по максимуму, добиваться успехов. Уже очень амбициозная девочка, несмотря на свой юный возраст. Пока мы даем ей возможность себя проявлять с разных сторон, а там уже что выберет. Дети — это мой индикатор. Все новые песни я апробирую на них — нравится или не нравится. Детские сердца всегда чистые, детский слух тоже, они точно слышат — да или нет. Они знают весь репертуар. Причем мы не разучиваем, они просто знают все песни.

С. С.: У нас один сын и один внук. Сын уже взрослый и серьезно занимается музыкой, прекрасно играет на гитаре. Сейчас он у нас работает звукорежиссером. Помимо этого у него своя группа, он пишет песни, уже написал два альбома.

Д. Ф.: Внук тоже радует, он такой молодец, энергичный, с хорошей памятью. Сейчас занимается всем подряд. Он тоже самый горячий наш поклонник и даже принимал участие в проекте «Суперстар», вышел на сцену, когда мы исполняли «Речушечку». Теперь это его самый любимый хит. Так он отрывается под него! Танцы уже сочиняет в стиле брейк-данс.

2
Светлана и Дмитрий с внуком Даниилом

— Чем вы увлекаетесь, кроме музыки?

А. М.: Еще со студенчества хотелось попробовать себя с разных сторон. Увлеклась астрологией, йогой, психологией — все было интересно, модно в 90-е и нулевые годы. Тогда это было в начальной стадии развития, и меня к этому тянуло. Может, это такой привет из прошлой жизни? Мне всегда это легко давалось, и я решила себя с разных сторон проявить в этих направлениях, изучить их для себя. Сейчас это все помогает мне лучше понимать людей и мир в целом, глубже мыслить. Астрологические прогнозы составляю и сейчас, но больше для себя. А йога помогает поддерживать свое тело в тонусе — здоровье суставов, спины, когда ты танцуешь на сцене, когда перегрузки, связанные с перелетами и с переездами, это очень важно.

С. С.: Мы с Дмитрием уже лет пятнадцать занимаемся детским театром мюзикла. Мне кажется, это уже переросло в профессиональное, в последнее время уже очень хорошие спектакли стали получаться. Кстати, когда мы только начинали театром заниматься, сын Сережа нам стал писать сценарии мюзиклов, а мы сочиняли уже песни, музыку. Сын был главным ведущим актером, когда еще был ребенком. Поиграл и в московских мюзиклах — «Баллада о маленьком сердце» была, «Алые паруса». Так что наш детский театр тоже дал ему хороший навык.

Д. Ф.: У меня еще своя студия музыкальная студия, я много времени провожу там в творчестве. Для того, чтобы поддерживать себя в тонусе, езжу на велосипеде, могу десятки километров проехать без остановки.

Евгений НИКОЛАЕВ

фото телеканала России