Соня Присс: я себя в душе ощущаю современницей СССР
Стать актрисой Соня Присс мечтала с детства, но начать свой творческий путь помогла поездка в Америку. Сегодня ее называют лучшей молодой актрисой фильмов исторического жанра, и очередной проект «Княжна милосердия», который показывает телеканал «Россия», — лучшее тому подтверждение. О своей новой роли, формуле успеха и секрете красоты — в эксклюзивном интервью «ТН».
— Ваша героиня юная княжна Софья Раевская — героическая женщина. В одиночку она отправляется на фронт, чтобы найти пропавшего без вести мужа, которого считают погибшим. На ваш взгляд, откуда она черпает силу духа?
— Она так воспитана, ее мировоззрение основано на жертвенности. Для нее есть некая планка — безусловная любовь, любить и быть любимой. Все трагические события, которые происходят, она воспринимает как испытание. Так и должно быть: эту любовь нужно заслужить, а просто так ничего не бывает. Жертвенность для нее и есть любовь, по-другому она не может.
— На ваш взгляд, эта поездка — чистой воды авантюра или в этом есть какой-то здравый смысл?
— Для нее нет другого варианта, она просто по-другому не может. Для нее это не авантюра, это единственный выход из ситуации, в которой она оказалась. Приходит весть, что ее муж, с которым они венчаны, погиб. Но она не верит в это, она сердцем чувствует, что это не так. Даже его мать не верит, что он жив. Но женское чутье Софьи, их незримая связь, когда они обещали друг другу быть вместе до гробовой доски, подсказывают, что он жив.
— Все отмечают, что вы очень органично играете исторических персонажей. Откуда это у вас?
— С одной стороны, я очень рада, что продюсеры и режиссеры доверяют мне играть персонажей из прошлого. Но играть такие роли — это тоже, можно сказать, испытание. Потому что люди сто, двести лет назад по-другому думали, у них была совсем другая скорость жизни. Чтобы сыграть человека из прошлого, нельзя находиться в современном состоянии ума, это будет очень видно на экране.
— Вам эти роли достаются относительно легко или приходится что-то доставать из себя, дополнительно готовиться к роли?
— Конечно, приходится что-то доставать из себя. Но с таким материалом очень интересно работать. Для меня все это только в радость.
— А себя вы в какой исторической эпохе ощущаете?
— Я себя в душе ощущаю современницей СССР. Я не знаю, откуда это во мне. Но я выросла на советских фильмах, и кино этой эпохи люблю больше всего на свете. В детстве все пересмотрела, и, видимо, это во мне сильно отпечаталось. Когда я прихожу на пробы в проект из советской эпохи, всегда чувствую эмоциональный подъем, я как будто оказываюсь дома.
— Съемки «Княжны милосердия» были в трех локациях: горы, Турция и Санкт-Петербург. Были какие-то сложные моменты?
— Сложные моменты были в Кисловодске, где мы разбили лагерь медицинский. Там неожиданно выпал снег, когда уже все декорации были установлены, и было очень холодно. Мы сразу начали съемки с самых серьезных и сильных сцен фильма. Трудно было в таких морозных условиях сразу войти в образ. А однажды такой туман опустился, когда не видишь даже свою протянутую руку. В общем, природа преподнесла нам много сюрпризов.
— В вашей съемочной команде были приглашенные иностранные актеры. Вы со своим прекрасным знанием английского связывали ниточки общения или услуги переводчика потребовались?
— С турецкими артистами было мало общих сцен, и у нас был переводчик на площадке. Если надо было что-то обсудить по сцене, делали это вместе с ним, чтобы для всей группы можно было перевести, чтобы все понимали, а не только мы вдвоем.
— Вы отправились учиться в колледж в Айдахо по программе Work and Travel USA во многом случайно — одна из участниц отказалась ехать. На ваш взгляд, это было провидение?
— Наверное, все происходит не просто так. Я уверена, если человек чего-то очень желает и прилагает к этому максимум усилий, то все чудесным образом складывается в один пазл. Рано или поздно. Со временем понимаешь, что случайностей не бывает, и начинаешь ценить такие подарки судьбы.
— Если бы не актерские курсы в Айдахо, вы бы вернулись к своей давней мечте — стать актрисой?
— Думаю, да, просто другим путем. Скорее всего, к этому все равно пришло бы.
— Курсы Айдахо вам что-то дали с точки зрения профессионального роста, понимания профессии? Чему вас там учили?
— Я там училась один семестр в обычном колледже, но там можно было брать дополнительный факультатив для общего развития, и я выбрала актерский. В колледже был замечательный педагог по актерскому мастерству, она так обрадовалась, что я попала к ней. Она очень любит Чехова и давно хотела найти актрису на роль Нины Заречной, практически сразу мы начали с ней репетировать «Чайку».
— Есть ли у вас желание когда-нибудь попробовать себя в Голливуде?
— Я живу сегодняшним днем и стараюсь не думать о таком. Сейчас у меня есть три проекта, где я одновременно снимаюсь. А через месяц четвертый начинается. Очень сложно, когда все вот так пересекается. Нужно многое держать в голове, переключаться молниеносно. А в будущем как будет, так и будет. Нужно очень много сил — и моральных, и физических, чтобы хорошо делать ту работу, которая есть у меня сейчас.
— Когда идут параллельные проекты, сложно приходится успевать совмещать?
— Есть такое мнение: чем больше ты занят, тем больше ты успеваешь. Это действительно так! Я не знаю как, но это работает. Когда я училась в школе, у меня одновременно были курсы по английскому через день или каждый день, потому что я готовилась к ЕГЭ, был театральный кружок, а еще я подрабатывала на телевидении. И каким-то образом я успевала все! Когда ты находишься все время в актерском тренинге, ты включен в профессию постоянно. Параллельно несколько проектов — это даже хорошо, так как мой актерский аппарат работает без пауз. Без постоянного тренинга он расслабляется. Многие артисты работают в театре именно для того, чтобы держать его в тонусе. В кино это делать сложнее. Когда долго не тренируешь свой актерский аппарат, потом понимаешь, что не проходишь пробы, хотя знаешь текст, готовился... Но этого мало! Если актерский аппарат не «разогрет», сколько бы проб у тебя ни было, в итоге ты пролетаешь мимо проекта.
— С точки зрения творческой реализации вы что бы выбрали: много проектов средних по уровню или один, но большой?
— Один большой, конечно.
— После поступления в театральный вам было легко учиться?
— Было тяжело по сравнению с учебой на инязе или даже с учебой в Штатах. Театральный вуз — это другое. Учебу на актерском факультете вообще нельзя сравнивать с другими специальностями. Основная сложность заключается в том, что тебя там могут полностью сломать как личность, как человека, и собрать из тебя заново что-то совершенно другое. При этом какое-то время ты даже не будешь понимать, что все сделано для твоего же блага. Вся эта перестройка и трансформация личности происходит в голове. Нет такого, что ты переписал и выучил конспекты и сразу стал артистом. Это все на уровне тонких душевных сонастроек, поэтому это даже объяснить действительно сложно.
— Легко ли вам, выпускнице питерского вуза, было потом адаптироваться в Москве?
— Я не вижу особого различия между питерской и московской школами. После окончания института ты просто идешь и работаешь. И на кинопробах никто не спрашивает, какая у тебя школа. Интересует только, что ты умеешь как артист.
— Но ваши коллеги говорят, что питерская школа отличается от других.
— Возможно, у театральных артистов действительно есть разница в подходах к работе над ролью. Нам в вузе преподавали все возможные методики. У нас и Демидовские тренинги, и по Станиславскому, и педагог по Страсбергу, и йога у нас шла зачетом государственным. Нам много давали всего, и я не знаю, что из этого называется питерской или московской школой. У меня есть коуч, с которым я занимаюсь. Я никогда не перестаю учиться, что-то новое открывать для себя, осваивать какие-то техники.
— У вас есть объяснение, почему американцы считают русскую школу, Станиславского, Чехова базой для артистов, а в России большее значение придают американским техникам?
— Когда я туда приехала и пошла в театральный класс, я очень ждала, когда мне дадут учебники по актерскому мастерству. Это был 2015 год. Хотела понять, чем их школа отличается от нашей. Когда мне наконец выдали три учебника, и я стала их листать, то не увидела ничего, кроме Станиславского, Чехова и Демидова. А когда я поступила учиться в Санкт-Петербург, нам давали разные школы, в том числе и американскую.
— Вы прекрасно поете, танцуете, играете на гитаре. В этом плане думаете дополнительно реализовываться?
— Я сейчас купила себе электрическое фортепиано и занимаюсь со своей сестрой. У меня сестра педагог и профессиональный музыкант. Я у нее учусь. Это же проще, чем с чужим человеком. Фортепиано для исторических проектов — это must have. Каждая девушка в те времена умела играть на рояле.
— А у вас есть роль мечты?
— Нет. Я хочу пробовать себя в комедийных ролях. Делаю шаги в этом направлении. Я уже снялась в комедийном сериале «Пять копеек» и хочу, чтобы таких проектов было больше.
— В повседневной жизни к сложным ситуациям относитесь с юмором?
— Зависит от настроения. Могу воспринять так: случилось и случилось. Больше использую экзистенциальный подход, но могу и сильно расстроиться. А вот других людей всегда подбадриваю, если у них что-то идет не так.
— Любимый стиль одежды какой?
— Зависит от места, куда я иду, и от настроения. Да и от погоды очень. Когда холодно, хочется закутаться в пуховик, надеть угги. Я сильный мерзляк, и на съемках от этого очень страдаю. Я очень люблю выходы на мероприятия, но в таких образах, которые для дорожек, а в жизни я бы так не ходила.
— Если вы идете инкогнито, где вас не знают и никто не обратит внимания, не будет фотовспышек, вы к какому стилю склонны — спортивному, свободному или классическому?
— Я бы выбрала какой-то микс. Например, какое-нибудь девчачье платье в цветочек, но с кожаной косухой.
— Когда у вас появляется свободное время, чему вы его обычно стараетесь посвятить?
— Поспасть. (Улыбается.) Для сна никогда не хватает времени. Знаю, что нельзя выспаться впрок, но приходится так делать, иначе не будет сил. Поспать, сходить на растяжку, на тренировку. Погулять, если не очень холодно. Большая редкость, когда можно этому посвятить немного времени. Завидую людям, у которых есть сила воли, чтобы придерживаться конкретного режима. У меня нет силы воли, я начинаю заниматься спортом, когда понимаю, что уже все — пора!
— Читателей интересуют секреты вашей красоты. Как вы добиваетесь, чтобы так прекрасно выглядеть? Есть какие-то секретные формулы, рецепты?
— Ничего необычного нет. Напишите, что секрет прост, — актеры мало едят и много работают. (Улыбается.) Единственное, меня часто красят на съемках, и я стараюсь в обычной жизни декоративной косметикой не пользоваться. Только если на мероприятие или на фотосессию. Я даже не хожу к косметологам — это же надо ехать два часа, потом обратно. Да и пока у меня нет причин этим увлекаться. Какие еще рецепты? Поспать подольше — это всегда хорошо. И еще — кофе. Много кофе!
Евгений НИКОЛАЕВ
фото телеканала "Россия", Кристина Саженкова