Ольга Миндель: дом, в котором мы живем, как карта нашей жизни
Успешный журналист и телеведущая Ольга Миндель уже три года помогает телезрителям преобразить свое жилище, а вместе с ним и свою жизнь в программе «Большие перемены» на телеканале «Россия». В интервью «ТН» Ольга поделилась полезными лайфхаками, которые помогут навести уют, гармонию и порядок в доме, а также рассказала о себе и своих талантливых детях.
— Что нового происходит в «Больших переменах»? Чем ознаменована эта осень для вашего проекта?
— Мы расширяем горизонты, что меня очень радует. Мы наконец вырвались за пределы Москвы и Московской области, и за пределы квартир — тоже. Вместе с моим соведущим Евгением Рыбовым мы сделали первый проект в деревенском доме, в селе между Москвой и Питером, о том, как можно сохранить историю старинных русских домов. Многим людям в наследство от бабушек, дедушек остаются уникальные дома, но они не понимают, что с ними делать и как эту историю сохранить. Досталось тебе историческое наследие, и ты голову ломаешь. Может, не вкладывать туда деньги, а снести и построить новое? У людей идет внутренний подсчет рациональности. Мы этим проектом показали, что можно, что есть выход и он не стоит огромных денег. Вообще у нас впервые герой в единственном лице, но он настолько уникальный! Парень уехал в дом бабушки, который ему достался в наследство. Уехал из большого города вынужденно, потому что в какой-то момент у него начались проблемы со здоровьем. Ходил по врачам, но никто не мог объяснить, что с ним происходит. Подумал, что родные корни ему помогут, что нужно вернуться в деревню и найти силы, чтобы излечиться и понять о себе что-то новое. Он въехал в этот дом и начал вести видеодневники. Выкладывал их в соцсети, стал известным блогером. У него появляется огромное количество друзей по всей России. Ведь у многих такая же ностальгия по деревне и похожие дома. В нашем прошлом у многих были бабушки и домики в деревне. Когда я зашла в его дом, на меня тоже нахлынули воспоминания. Вся съемочная группа погрузилась в детство, все начали вспоминать истории. Это было очень терапевтически терапевтично. Обычно мы бежим куда-то, а тут, возвращаясь в свое детство, начинаем понимать для себя что-то очень важное. Вспоминаем себя в начале пути, свои искренние желания, и вдруг они приводят нас к пониманию того, что надо провести корректировку своего пути. История была глубокая, трансформационная, мы подняли тему реставрации домов, нашего исторического наследия, показали, что в наших корнях, в нашем роду большая сила. Сейчас мы готовы взять несколько проектов в Питере, начинаем расширять географию, что очень радует.
— С какими еще запросами приходят участники?
— Как правило, как небольшую жилплощадь превратить в удобное место для жизни. К сожалению, у нас культура внимания к своей собственной жизни внедрена не у всех. Часто у людей есть искажение, когда все внимание сосредоточивается на окружающих людях. Мы пытаемся сделать лучше другим, но тем, кому мы пытаемся сделать лучше, лучше по-другому. И при этом люди не чувствуют, что лучше для них самих. Катастрофа. Это искажение приводит к тому, что мы не понимаем элементарное, как нам комфортно жить, как для этого устроить мир вокруг себя. Мы хорошее пытаемся куда-то отнести, вместо того, чтобы в первую очередь создать хорошее вокруг себя. Соответственно все запросы, с которыми приходят наши герои, сводятся к тому, что им нужно поговорить, рассказать о том, как они живут и что им неудобно. А потом приходят дизайнеры и уже по этим вопросам строят логические цепочки, как сделать их жизнь комфортной в рамках дома, чтобы создать не просто красоту, а комфорт в жизни. У нас в программе есть еще организаторы пространства, они, в свою очередь, работают на то, чтобы человеку было комфортно со своими вещами.
— Как обустроена ваша собственная квартира? Насколько рационально у вас используется каждый метр жилой площади?
— Самый большой плюс квартиры, в которой я живу, — это наличие кладовки. Это счастье. У меня совершенно обычная квартира, не дизайнерская, более того, она съемная. Пространство, в котором я живу, подстраиваю под себя. Я не минималист в том плане, чтобы, как у некоторых, пустые полки и вокруг все зачищено. Я человек творческий, поэтому мое пространство свито из творческих вещей. Из этих вещей создается моя личная гармония. Там нет бесконтрольно раскиданного, но есть то, из чего я свила для себя комфортное пространство. Многие люди в борьбе за минимализм создают отрицание в сторону тех людей, которые не созданы, чтобы жить в полном минимализме. Есть люди, которым в пространстве нужна пустота. Они в пустоте чувствуют себя комфортно. Но заставлять всех быть такими — это насилие. Все разные. Давайте просто примем существование друг друга. Минимализм и рациональное ощущение жизни — у каждого свое. Поэтому и к себе будьте добры. Спросите у себя честно, в каком пространстве ты чувствуешь себя максимально комфортно? Наполненном интересными вещами? Тогда давайте учиться правилам, по которым эти вещи можно красиво организовать. И держите под рукой ровно столько, сколько вы можете своим вниманием и заботой обслужить. В мире существует правило гармонии. Понять его нужно во всем: в отношениях с собой, с людьми и со своим домом.
— Насколько для вас самой актуальны истории о том, как важно преобразить свое жилище, а вместе с ним — свою жизнь и саму себя?
— Есть древняя наука Васту, ее истоки в Индии. У нас появились дизайнеры, которые в свою работу вплетают свои знания этой науки. Они специально для нашей съемочной группы организовали мастер-класс, где поделились правилами. Каждый пришел с планом своей квартиры, и они рассказали, как по квартире можно прочитать судьбу живущих в ней людей. По тому, что у нас негармонично расположено в квартире, можно считать «слепые зоны» человека, трудности, которые в его жизни возникают. В индийской культуре это закон Кармы. Люди часто задумываются: почему история повторяется, как у моих родителей? Почему у меня не получается прожить жизнь так, как я хочу? Когда мы себе задаем эти вопросы и начинаем искать ответы, эти неработающие модели поведения есть шанс поменять. Это было удивительным открытием: дом, в котором мы живем, он, как карта нашей жизни, показывает, на какие зоны в нашей жизни нужно обратить внимание. Хотите яркий пример? Квадрат — самая благоприятная форма квартиры или дома. У меня в квартире нет юго-восточного сектора. А этот сектор отвечает за присутствие мужчины в жизни. У меня пока нет.
— Надо менять квартиру?
— Надо прежде всего понять про себя, почему так. Соответственно, считывая подобные моменты, мы начинаем анализировать свои предыдущие отношения и видеть, что привело к тем или иным последствиям. Брать ответственность за свою жизнь на себя. И, меняясь изнутри, менять то, что происходит в твоей жизни снаружи. А там, глядишь, и следующая квартира к тебе притянется, и ты переместишься в другое, более гармоничное пространство. Что еще из любопытного? Хорошо, чтобы вход в квартиру был с севера, чтобы впустить в свой дом энергию благополучия и денег. С северного полюса на южный течет энергия на нашей планете. У меня на севере ванная и туалет. Вход, наоборот, — на юге. Сделала корректировку. Когда начинаем менять что-то в пространстве, и история разворачивается, открываются новые двери, происходят судьбоносные встречи и события. Итак, если у тебя ванная и туалет на севере (как у меня) и нет никакого входа, то лучше на стену до дверей в санузлы разместить зеркала.
— Вы последовали этому совету?
— Да, поставила зеркало, и стало комфортней. Начала совершать действия для того, чтобы к работе на ТВ добавить еще одну деятельность. Может, это станет моим ключом к благополучию.
— Есть еще детали интерьера, которые могут улучшить жизнь в доме? Или, наоборот, — ухудшить?
— Когда мы заходим в комнату, обязательно должны видеть что-то приятное. Простое и гениальное правило. То ли твой взгляд упирается в угол шкафа, то ли ты видишь напротив себя что-то интересное. Картину красивую или вид из окна. У нас много историй, когда заходишь в кухню и упираешься головой в холодильник или в угол шкафа в комнате. Визуальное ощущение очень важно. Поэтому делайте себе прямо с порога дома, квартиры или комнаты красиво. Или вот еще. Не у всех большие квадратные метры, и если нам нужно комнату разделить на гостиную и спальню, то спальную зону мы внедряем вглубь, чтобы она не была проходной. Если же хотим, чтобы в гостиную пришел свет, тогда ставим стеклянную перегородку со шторой. Ночью можно использовать перегородку со шторой, и тогда будет изоляция. А днем убираешь штору, и свет беспрепятственно проникает в гостиную часть комнаты. Мы видели много квартир, где люди возводили гипсокартонные перегородки и в отгороженной части комнаты всегда печальнее, чем там, где есть окно. Используйте стеклянные перегородки и живите светло. А на кухне помните о правиле треугольника. Для этого нужно четко отследить, где у нас холодильник, плита, рабочая поверхность и мойка. Между этими точками должно быть равноценное пространство, желательно равноудаленное, чтобы не разрываться.
— А еще вы советуете регулярно избавляться от ненужных вещей.
— Да, я следую этому правилу с тех пор, как на телеканале «Россия» была программа «Большая переделка», я ее вела, и у нас была миссия обратить внимание людей на избыток вещей в их жизни. По каким факторам можно определить, что вам не нужно? Во-первых, если это уже непригодно для использования, вещь стала ветхой. Это просто, да? Сложнее избавиться от вещи, которая целая, но не получаешь от нее никакой энергии, удовольствия. А есть вещи, которые даже крадут энергию. Например, вещь присутствовала при событии, о котором не хочется вспоминать. Каждый раз, когда мы погружаемся в воспоминания, мы теряем себя в «здесь и сейчас». По такому критерию я тоже вещи оцениваю. Стараюсь, чтобы вокруг меня были предметы, наполняющие меня. А еще бывает, что люди заносят в свою жизнь большое количество предметов из различных путешествий — хорошие ведь воспоминания, но и с этим может также случиться перегруз. А вдруг в настоящем моменте станет не так хорошо, как в прошлом. Сбежал туда из сегодняшнего дня и потерял связь с реальностью. К тому же все это может создать неконтролируемый хаос, в котором можно утонуть. Поэтому положительные вещи тоже нужно лимитировать вокруг себя. Можно, например, что-то отправить в кладовку, а что-то оставить (немного) и менять композиции, собранные из вещей-воспоминаний время от времени.
— Насколько вы успеваете в плотном рабочем графике быть хорошей мамой?
— Сейчас все в погоне быть хорошими мамами и похвастаться успехами детей. Но это тоже создает внутреннее напряжение. И опять из-за этого мы теряем ощущение момента, в котором можем находиться счастливо со своими детьми. Начинаем себя внутри прессовать, это порождает самонедовольство, и мы теряем энергию. Я в последнее время перестала себя спрашивать, хорошая ли я мама? Из состояния, когда ты пытаешься чему-то соответствовать, прийти в состояние расслабленности. Я не гонюсь за количеством кружков, которые посещают мои дети. Никогда не напрягала свою дочку, не держала давление, чтобы она приносила из школы исключительно хорошие оценки. Я не хочу, чтобы мои дети были лучше всех, хочу, чтобы они были просто счастливыми.
— То есть вы их не нагружаете, чтобы каждая минута была занята, как делают сейчас многие родители?
— Не хочу давать себе оценку, правильно я делаю или нет. У меня дочка сейчас в 11-м классе, и она попросила перевести ее на удаленку. Я не сразу сжилась с этой мыслью. Василиса сказала, что у нее не складываются отношения с некоторыми учителями. Причем уже второй год подряд. В прошлом году мы с психологами, с учителями поговорили. Действительно, порой учителя пытаются из детей выжать результат во что бы то ни стало. Но при этом забывают об отношениях, которые складываются у них с детьми. В прошлом году ходила и разговаривала с каждым учителем. В этом году я поняла, что Василиса себе нарисовала свою траекторию жизни. И уйти на удаленку — лучшее решение. Она хочет быть певицей. Ей все говорят, что, когда она выходит на сцену (и я это вижу), она творит волшебство, превращается в совсем другого человека. Какая-то магия происходит.
— А она музыкой серьезно занимается?
— В детстве она в эту сторону не смотрела, говорила, что хочет быть хозяйкой торгового центра. У Василисы мама — журналист, и папа — он оператор, у него видеопродакшн. Я на телеке 24 года, была и режиссером, и автором сценария, и редактором долгое время работала. Самый волшебный период был, когда телеканал «Мама» предложил мне вместе с Василисой делать программу о путешествиях с детьми. Мы снимали программы, и она в принципе, получается, эту профессию через себя пропустила, как-то мне сказала: «Мама, кто на съемочной площадке самый главный?». Я ответила, что всем командует режиссер. И дочь тогда сказала: «О, я буду режиссером». Но потом случился музыкальный лагерь в Подмосковье, где дети поют и играют. За смену организуют три больших концерта. Дети там такое на сцене вытворяют. Так раскрываются. Так поддерживают друг друга. Некоторые родители были в шоке, и я в том числе поначалу, от того, что дети среди прочего орали рок. Но я понимаю, как работает звук в жизни человека. Музыкальные наставники брали не только мелодичные песни, но и рок, чтобы дети могли проораться и убрать из тела накопившееся напряжение. Любой человек понимает, что происходит в жизни подростка, когда все меняется вокруг: тело меняется, правила игры меняются, человек испытывает стресс входа во взрослую жизнь, в теле накапливается очень много блоков. Громко проораться и выплеснуть все эмоции — это невероятно терапевтично.
— Именно после этого Василиса решила стать певицей?
— До этого она занималась вокалом, но после выхода на большую сцену все сомнения отпали. Она действительно на сцене невероятно гармонична. После этого Васена набралась смелости и выступила в нескольких концертах, которые организовала ее педагог по вокалу с ребятами, которые уже учатся быть профессиональными певцами. Все ребята сказали, что Василиса необычная. Ее присутствие на сцене и энергетику сравнивают с Бьорк. Она маленькая шаманка. А недавно Василиса сказала, что хочет устроиться на работу, зарабатывать деньги. В лагере она познакомилась с ребятами разных возрастов, и они уже работают. У нее появился свой круг общения, и я в принципе понимаю, почему она хочет удаленку. Она приобрела друзей, которые варятся с ней в одном соусе, у них свой уникальный социум.
— Она уже на удаленке учится?
— Буквально вчера это произошло. Я даже плакала. Да, мы прожили жизнь по-другому, но я понимаю ее. В школе мне сказали, что сейчас многие так делают, это тенденция. У детей сейчас по-другому расставлены приоритеты.
— Да, сейчас многих переводят на домашнее обучение. Но я надеюсь, что ваш сын Теодор, наоборот, — в предвкушении того, как он пойдет в следующем году в первый класс. Чем он интересуется? Какие способности вы у него отмечаете?
— Он песни поет. Еще один артист растет. Папа Теодора — бывший музыкант, саксофонист. Мой брат тоже играл в оркестре Кима Назаретова. Они путешествовали по всему миру, давали концерты. Но потом он стал архитектором.
— В честь кого сын получил такое звучное имя?
— У него фамилия Киян. Мне казалось, вдруг этот парень тоже захочет на сцену. Я посмотрела его натальную карту, у него тоже энергия звезды, как у Василисы и у меня. Я подумала, что парню надо дать имя, с которым можно будет сразу выйти на сцену, если он захочет.
— То есть это имя к вам само пришло?
— Нет, я заранее ему не придумывала имя. Некоторым приходит во время беременности, но у меня такого не случилось. Он появился на свет совершенно фантастически, в ночь на католическое Рождество. Была волшебная ночь, падал снег. Я в роддоме рожала одна на этаже. Наутро, как только родился, сын сразу улыбался. Я была в палате с другими девочками, и их девчонки плакали. Им, видимо, не нравилось, что их достали из уютных животиков. А мой медленно перебирал пальчиками, улыбался и чуточку морщился, мол: «Девчонки, ну что вы разревелись, жизнь классная!»
— И тогда вы поняли, что он Теодор.
— Нет, я еще не поняла. Ко мне приходили друзья, мы составляли списки красивых имен, которые сочетаются с фамилией Киян. Для меня имя Теодор ассоциировалось с Теодором Курентзисом, который в то время был на слуху в России. Мне нравилось, что он говорит, мне нравилась глубина того, что он делает, мне нравилось его потрясающая неземная энергетика, он словно соединитель двух миров.
— А как вы сына ласково называете?
— Тео, Теодорчик, Теушка. А само имя? Вот вам лайфхак, как подобрать имя, которое точно ребенку понравится. Ко мне пришла девочка, кинезиолог. Я к ней ходила на сеансы после родов. Спрашивает: «Ребенка назвали? Месяц уже прошел». Я показала список. Наши бабушки пытались перетянуть историю на себя, звонили и говорили: Данил, Петя, Вася. Им хотелось по советскому, чтобы имя было простое. Говорили: «Это же в школе будут смеяться». Я отвечала: «Ну что вы! Сейчас такого уже нет. Давайте дадим красивое имя». Они немного сбивали настрой, но я настояла на своем. Девушка-кинезиолог сказала: «Хочешь, мы у него спросим?» — А как спросить? Он говорить-то не умеет. Но она сказала, что в нашем теле есть мышцы, которые напрямую соединены с нервной системой. Можно посмотреть, на какое имя он мышечно отреагирует. Его и взять. Гениально! Мы взяли малыша за ручку и называли разные имена. На имя Теодор он откликнулся больше всего.
фото