Филипп Азаров: зайдя в театральный институт — я пропал

Актер Филипп Азаров дебютировал на экране в сериале «Черный ворон», за которым последовали «Улицы разбитых фонарей» и другие проекты, где активно использовали его брутальную внешность и спортивную подготовку. На канале ТВЦ сразу две премьеры с участием Филиппа Азарова — 29 марта выходит детективный сериал «Закон случайных совпадений», а 2 мая финальные серии сериала «Некрасивая подружка». О том, насколько не похожи эти два его героя, кого бы ему на самом деле хотелось сыграть, о переезде в Москву, талантах сына и любимой жене Филипп рассказал «ТН».
— Этой весной у вас две премьеры — «Закон случайных совпадений» и новый сезон «Некрасивой подружки». Чем вам запомнилась работа в этих проектах?
— «Некрасивая подружка» — это уже как семья, съемки там стали своего рода традицией, ведь проект снимается более пяти лет. Я помню даже наш первый кадр с Леной Муравьевой, это было в Калуге. Мы все в очень крутых отношениях друг с другом, актерский состав, режиссерский цех. Для меня это такая отдушина, помимо комфортной совместной работы, это еще очень хороший материал, история, сценарий, актерский состав. Я всегда туда еду, как на праздник.

— С какими-то сложностями сталкивались в этих работах?
— Конечно, есть сложности, «Некрасивую подружку» сначала снимал режиссер Владимир Янковский, потом Денис Елеонский, последние сезоны Наталья Углицких, и это всегда заново построение отношений, притирка, новый взгляд. У тебя все же уже есть внутренняя наработанная установка, а режиссер что-то новое привносит. Иногда мы творчески спорим, не соглашаемся. Если это можно назвать сложностью, то да. Ну и плюс это талмуды текста.
— А «Закон случайных совпадений» — о чем история?
— Это детективная история. Во-первых, для меня это роль на сопротивление, по той причине, что я характерный артист и меня нужно вовремя останавливать. Есть актеры, которые не доигрывают, а есть, кто переигрывает, — это я. Поэтому я сразу режиссера предупреждаю, что если я чересчур накидываю, то вы меня останавливайте. А здесь персонаж сам по себе полная противоположность мне. Я внутренний холерик, быстро говорю, соображаю, а там солдафон, очень сдержанный, интроверт, который очень сильно переживает потерю супруги, на плечах которого остаются дети. И переживает он совершенно по-другому, не как я бы в жизни.
— А насколько похожи или не похожи эти два героя?
— Это два совершенно разных человека, поэтому были внутренние вопросы, мне таких персонажей не то что сложно играть, но я постоянно нахожусь в состоянии контроля себя. Потому что, когда ты заигрываешься, ты начинаешь суетиться, и спасибо режиссеру, который в этот момент говорит «стоп».

— То есть получается, что Ружевский из «Некрасивой подружки» вам ближе?
— Егор Ружевский — это такой поручик Ржевский… Он внутренне ощущает себя поручиком, но, оказываясь в бесконечных любовных треугольниках, может даже и заплакать, такой артист. Очень эмоциональный, в каких-то моментах нерешительный и, может, трусливый, но не без обаяния, неоднозначный персонаж. А Алексей из «Закона случайных совпадений» с женщинами иначе себя ведет, он более основательный, у него другое воспитание. Для меня люди с военной выправкой другие, от тела все идет — поступки, движения.
— Вам уже привычны роли полицейских, как Ружевский, часто вас видят в этом амплуа?
— Я играю разных героев, но в силу своей фактуры, конечно, мне дают людей военных, спортивных, полицейских, криминально-детективный жанр популярен у нас в стране. Мне привычно, но внутренне иногда хочется сыграть совершенно другого человека — трогательного, ближе к мелодраматическому жанру, чтобы меня разрывало. Играть полицейских супергероев прекрасно, но хочется сыграть и неоднозначную, яркую личность.
— В жизни вам доводилось с сотрудниками органов общаться, попадали в детективные истории?
— Общался, конечно, у меня все друзья полицейские, очень много рассказывали. Это психологически очень тяжелая рутинная работа. Очень серьезная профдеформация происходит, и, хотя в кино мы иногда романтизируем такие образы, на деле это очень сложная и важная служба.
— Как часто приходится на съемках получать новые навыки? В последнее время чему-то интересному научились?
— Конечно. Например, в «Собачьем спецназе» нас тренировал СОБР. Это помимо того, что нас учили обращаться с оружием, работать в двойках и четверках. Вообще, мы разыгрывали разные кейсы, где особо присутствуют опасные преступники и времени на ответные действия минимум. Тут должна быть слаженная, профессиональная работа, чтобы зритель понимал, что мы не просто артисты, которые изображают бойцов СОБРа, а чтобы он нам поверил.
— Тут должна быть хорошая физическая подготовка, это вы спортивный, но ведь не все актеры такие, как им такую подготовку выдержать?
— Мне кажется, что современный актер просто обязан заниматься спортом, он должен быть универсальным, если хочет быть успешным. Если брать положительный опыт Голливуда или европейского кинематографа, то там артист — это губка, он постоянно впитывает новые знания, вне зависимости от фактуры, он может быть большим, худым… Я знаю большое количество артистов, которые имеют скромную фактуру, но при этом человек бегает, прыгает и выполняет сумасшедшие трюки.

— Насколько сложно вам дается поддержание той рельефной формы, которую вы периодически демонстрируете?
— Я ее периодически демонстрирую именно потому, что постоянно ее поддерживать физически невозможно, по причине, что организм устает, истощается. Поэтому есть понятие «межсезонье» — это зима, осень и ближе к весне, когда организм просыпается и есть возможность более полноценно питаться, получать витамины и ты готовишь свое тело. Я тренируюсь очень много. Когда я вхожу в ритм, то могу тренироваться пять раз в неделю. Спорт для меня наркотик, я не заставляю идти себя в зал, я заставляю себя отдыхать.
— Вы признавались, что любите экстрим, занимаетесь боксом, плаванием, футболом, а что самое экстремальное вы совершили в жизни?
— На самом деле это неверная информация. Скажу так, боксом я занимался, но вообще не люблю экстрим, я вставал на лыжи, катался, но все равно испытываю стресс. Чтобы прыгнуть с тарзанки или с парашютом, у меня, наверное, внутренней потребности нет, хотя, если потребуется, я не сдрейфлю, но специально — нет.
— Если вернуться к самому началу, кто повлиял на то, что вы стали интересоваться актерством и выбрали эту профессию?
— Это случайно произошло. В школе я участвовал в капустниках, и свою первую пародию сделал на исполнителя Шуру с его достаточно кринжовой песней «Холодная луна». Я попытался создать подобный эпатажный образ, вышел в коротких шортах, а для школы это было очень смело, времена-то были только-только после перестройки. Все учителя и ученики на ушах стояли, и мне тогда порекомендовали идти в артисты. Но всерьез я это не воспринял, потому что у меня брат врач хирург-уролог, и по семейной традиции планировалось, чтобы я тоже стал врачом. Я поступал в мединститут, очень волновался, не мог справиться с нервами, подошел к отцу посоветоваться, а он мне предложил попробовать поступить в театральный институт. Мол, проведешь репетицию, экзамен сдашь, и потом не будешь бояться. Сказал, что нужно подготовить только стихотворение, басню, прозу и все, и так я подготовлю себя психологически. С таким намерением я и пошел в театральный институт, и даже прозу не выучил в самом начале, пришел и спросил, можно ли по листку читать, на меня смотрели как на сумасшедшего. А дальше первая консультация, я попал в последнюю волну, где сразу после консультации попадаешь на второй тур. И вот зайдя в театральный институт, ощутив его запах, атмосферу, увидев людей, которые меня там окружали, — я пропал, это стало делом моей жизни.
— А папа за голову не схватился потом, что семья медика лишилась?
— Папа же у меня занимается поэзией, он помогал с материалом. Но поначалу никто не думал, что я стану артистом. Когда же я поступил, вся семья искренне порадовалась. Мама была рада, ведь я осуществил ее давнюю мечту. Она была блокадницей, хотела стать актрисой, но дедушка был против, мол, актрис нам еще не хватало.
— Сейчас они вами очень гордятся?
— Мамы уже нет, но мама и папа всегда гордились мной. Учеба достаточно сложно давалась, в театральном институте четыре года ты не учишься, а тебя просто в хорошем смысле перемалывают.
— Вы всю жизнь живете в Санкт-Петербурге, не было желания переехать в Москву, как многие ваши коллеги?
— Так и получилось, что в силу большой занятости мы с супругой переезжаем в Москву. Сейчас я на два города живу, в Москве бываю чаще, чем в Петербурге.
— Какой район выбрали для жизни? И вообще насколько хорошо знаете Москву?
— Район метро Баумановская. В целом Москва нам нравится, особенно районы Сокольники, Динамо, мы там думали квартиру брать, но остановились на центре города.
— А как в вашу жизнь пришла музыка? Вы ведь еще серьезно занимаетесь вокалом.
— Да, занимаюсь. Музыка у меня появилась тоже случайно, в театральной академии я занимался вокалом, были предпосылки в голосе, но не хватало техники и, наверное, времени, внутреннего усердия, чтобы поставить вокал на профессиональный уровень. Потому что в большинстве случаев вокал для актера — это хобби или еще один навык, но я решил его сделать более профессиональным. Поступил в школу им. Н. А. Римского-Корсакова, там учился Эдуард Хиль (не было возможности поступать в консерваторию, так как у меня не было музучилища). Это было единственное более-менее профессиональное заведение, которое могло меня принять, на фоне того, что я параллельно работал в театре. Я пришел к Даренскому Виктору Ивановичу, и он стал моим вторым отцом, этому человеку удалось за два года поставить мне технику. Сейчас я вместе с ним продолжаю заниматься несколько раз в неделю, если у меня есть возможность и нет съемок.
— А какую музыку вы исполняете?
— Есть планы сделать свой концерт, но эту мечту я реализую чуть позже. Голос у меня баритон, изначально я учил академический вокал, это работа с классикой, оперетты, даже замахиваемся на оперу, ту же арию Ленского. Помимо этого есть эстрадный вокал, которым занимаюсь параллельно, в основном в моем репертуаре золотая советская эстрада — Муслим Магомаев, Евгений Мартынов, Эдуард Хиль.
— Вашему сыну Максиму пять лет. За его достижениями успеваете следить в такой жизненной круговерти?
— Стараюсь успевать, но в силу того, что я постоянно в каких-то командировках, поездках, меня не бывает дома месяцами, конечно, не все получается, но стараюсь. Если я рядом, то хожу на все его капустники, кружки.
— Какими успехами Максим вас радует?
— Мой сын цитирует Бродского в пять лет. Он здорово запоминает стихи и очень артистично их рассказывает. Но, надеюсь, это не значит, что он пойдет по моим стопам.
— В театральной студии он еще не занимается?
— Пока нет, сейчас мы развиваем его в направлении спорта. А потом сам выберет. Важно направить ребенка, дать музыкальное образование, спортивную основу, а все остальное приложится. В шесть лет еще рано, а ему только в этом году исполнится шесть.
— В школу пойдет осенью?
— Нет, мы подождем, все по старой советской классике — в 7 лет.
— Еще детей хотите?
— С удовольствием стану еще папой.
— Чем занимается ваша супруга Саша, она тоже актриса?
— Нет, Александра занимается коммерческой недвижимостью. Она бизнесвумен. И практически так же профессионально занимается со мной спортом, помогает мне организовывать концерты. У нас есть общие интересы, но это кардинально другой человек, который никуда не опаздывает, она собранная, ответственная, не то, что мы, артисты. Поэтому у нас Инь Ян такой и сложился.
— А как вы познакомились?
— Мы познакомились в кафе, увидел ее, и она запала мне в голову. Саша зацепила меня сразу, можно сказать, что это любовь с первого взгляда. Не было такой пристройки, как говорят, а вот раз, и что-то ярко прострельнуло. Мы стали общаться чаще, и в итоге стали парой.
— А как скоро вы сделали Александре предложение?
— Через два года, в самолете.
— Это спонтанно произошло или готовились?
— Я готовился, хотел, чтобы это было запоминающимся моментом для нее. Мы летели в Минеральные Воды, я предупредил стюардессу, командира корабля, и они меня поддержали. В нужный момент ко мне подошла бортпроводница, взяла у меня телефон и снимала, как я делал предложение, а потом пилот поздравил нас с таким классным днем. Очень романтично было, Саша и плакала, и смеялась одновременно.
— Свадьба была тоже романтичной?
— У нас была очень крутая свадьба с точки зрения атмосферы. Праздновали в Петербурге за городом, без лишнего пафоса, но в то же время мы хотели сделать свадьбу ярким, запоминающимся днем. Выступали артисты — наши друзья, мы танцевали, пели. 12 августа будет третья годовщина со дня свадьбы.
— Что хорошего успело произойти в этом году? Какие моменты вас вдохновляли в последнее время?
— Мы с супругой в этом году слетали в Таиланд. Мы уже долгое время не были в отпуске, целых пять лет. И когда увидели море, даже прослезились. 10 дней отдыхали, это наш максимум, вернулись, и уже скоро съемки начнутся, в мае новый проект стартует.
А вдохновляет, когда ты работаешь с людьми, которые сильнее тебя, поэтому что ты у них постоянно учишься. Вдохновляют путешествия и семья. Три столпа, что делают меня абсолютно счастливым, — моя семья, моя работа, мои близкие.
фото: телеканал ТВЦ