Александр Котт: тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла

фото: пресс-служба кинокомпании ВОЛЬГА

22 декабря на большой экран выходит новогоднее киноприключение для всей семьи "ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ". 

Роли в сказочном новогоднем киноприключении для всей семьи, снятом Александром Коттом на основе рассказа Аркадия Гайдара, исполнили Юлия Снигирь, Владимир Вдовиченков, Александр Самойленко и Тимофей Трибунцев. В роли Чука – Андрей Андреев (ранее снимался с Владимиром Вдовиченковым в фильме БАТЯ), в роли Гека – Юрий Степанов – младший (сын актера Юрия Степанова).

На основе рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

Два дружных, но озорных брата Чук и Гек живут с любящей мамой в Москве и скучают по папе, который работает далеко на Севере. Решив во что бы то ни стало встретить наступающий Новый год вместе, они отправляются в захватывающее путешествие к таинственным Синим горам. Теперь их ждёт самое большое приключение в их жизни, ведь в новогодние праздники возможны любые, даже самые невероятные чудеса.

фото: пресс-служба

ОТ РАССКАЗА К СЦЕНАРИЮ

Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» был впервые опубликован в 1939 году в журнале «Красная новь» и первоначально назывался «Телеграмма». В 2013 году рассказ «Чук и Гек» был включен в список «100 книг по истории, культуре и литературе», рекомендованный школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

– «Чук и Гек» до сих пор остается одним из лучших детских рассказов про семью и Новый год, – рассказывает режиссёр картины Александр Котт. – Мы сделали красочный, приключенческий новогодний фильм, в котором много чудес. Фильм о том, что чудо возможно, если ты в него веришь.

Идею снять картину на основе рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек» и развитие сюжета, превращающее рассказ в сказочный, приключенческий фильм, предложил генеральный продюсер картины ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ Арсен Готлиб.

– На идею снять новый фильм меня натолкнула найденная в интернете критическая статья о рассказе «Чук и Гек», опубликованная в одном из советских изданий в 1939 году, – вспоминает Арсен Готлиб. – Автор статьи отмечал, что рассказ в целом хороший, однако в нем нет конфликта как такового, нет антагониста и протагониста и т.д. С автором статьи я согласен не был, потому что главное в рассказе, на мой взгляд, это настроение, но подумал: а что действительно можно добавить к рассказу, чтобы получился интересный, современный фильм? У Гайдара Чук и Геку 5 и 6 лет. У нас – 5 и 10. Наш Чук – мечтатель, для путешествия в тайгу берет с собой вместо теплых вещей любимые игрушки (которые потом становятся его верными помощниками). А Гек старше, его конфликт с младшим братом как раз и базируется на том, что тот – ещё маленький, всё ещё в сказки верит. Это и определило конфликт братьев, их характеры и то, как они будут проходить испытания, которые выпадут им. Чук – сказочным образом, Гек – реальным. В результате эти две линии сходятся, и самую главную задачу братья решают вместе. Наши персонажи – мама, Чук, Гек поочередно оказывается в ночном лесу, где их и ждут новые, удивительные приключения. Так получилась история о взрослении, братской любви, силе семьи, правде, понимании счастья и о том, сохраняем ли мы веру в чудо, когда взрослеем. Добавив в новые приключения героев элементы сказа Павла Бажова «Хозяйка Медной горы», я и пришел с этой историей к Котту.

фото: пресс-служба

Арсен Готлиб утверждает, что у него не было сомнений в том, что снимать картину должен именно Александр Котт:

– Во-первых, Саша – настоящий профессионал, у него есть удачный опыт развлекательных ЁЛОК, и ещё он снял любимый мной фильм ИСПЫТАНИЕ. Очень выразительный, в чем-то детский по сути фильм без слов. Для приключений наших героев в ночной тайге умение увлекательно снимать сцены без диалогов было необходимо, а такое мало кто умеет. И ещё одна очень важная причина: Саша – прекрасный, внимательный и заботливый отец. И я подумал: если он хороший отец для своих детей, то наверняка сможет передать это чувство любви зрителям, которые будут смотреть фильм.

– Арсен предложил мне эту картину, когда ещё и сценария не было, только идея, – говорит Александр Котт. – Я согласился практически не раздумывая, потому что мне показался проект интересным и важным. Я – человек, рожденный в СССР и воспитанный на такой литературе, поэтому чувствовал себя комфортно в этом материале. Для нас, представителей поколения последних пионеров и комсомольцев, рассказ «Чук и Гек» не был просто произведением для внеклассного чтения. Мы в принципе в детстве читали много. Думаю, нынешнее молодое поколение может быть не знакомо с «Чуком и Геком» – это не плохо и не хорошо, просто такова реальность.

фото: пресс-служба

Александр Котт привлек к проекту сценаристов – Владимира Аркушу и Дениса Червякова:

– Я нашел тех, кому было интересно заняться «Чуком и Геком», людей из моего же поколения. И достаточно быстро, месяца за два, был написан сценарий на основе рассказа. Именно на основе, потому исходного материала в этом литературном произведении, конечно же, не достаточно для полного метра. Мы писали, опираясь на текст Гайдара, пропустив его через себя. А затем я привёл творческую группу, с которой хотел сделать этот проект, – говорит Александр Котт. – Арсен согласился с моим выбором, потому что такое сложное кино надо снимать с людьми, с которыми тебе комфортно работать. Так в проекте появился оператор Петр Духовской, с которым мы вместе сняли не один фильм (среди их совместных работ картины ИНСТАЙТ, СПИТАК, КОВЧЕГ, ДЕНЬ ДО, франшиза ЁЛКИ, сериалы «Конвой PQ-17», «Седьмая симфония» и др. – Прим. ред.). К нам присоединились художник Евгений Качанов (ДУХLESS, КАЛАШНИКОВ, ИСКУПЛЕНИЕ, ИВАНОВЪ, сериалы «Годунов», «Зулейха открывает глаза») и художник по костюмам Екатерина Дыминская (СЕРДЦЕ ПАРМЫ, ОСТРОВ, ДАУН ХАУС, ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРЫ, сериалы «Нулевой пациент», «Фарца» и др.).

фото: пресс-служба

КАСТИНГ

– Кастинг-директором на фильме работала Ольга Балама, уникальный специалист. Оля работает со «штучным товаром»: сама ездит по стране в поисках актёров, этакий кастинг-директор–передвижник. Именно она и занималась поиском юных актёров – исполнителей заглавных ролей. Мы решили сначала найти детей, а уже к ним подобрали экранных родителей. Потому что дети в этой истории главные.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

– Мы выбрали Андрея Андреева на роль Чука потому, что он показался нам искренним, – вспоминает Александр Котт. – Он был тогда маленького роста, но при этом производил впечатление абсолютно взрослого. Мы искали кого-то похожего на него. Он по по-актёрски очень точно делал то, что нам требовалось. С детьми это бывает очень сложно, а Андрей как-то сразу всё показал: и заплакал, где надо, и смеется очень заразительно. И лицо у него словно из того времени, как у девочки с обертки шоколада «Алёнка». Этим на кастинге он мне запал в душу.

фото: пресс-служба

Внимательный зритель вспомнит, что уже видел Андрея Андреева вместе с Владимиром Вдовиченковым – в фильме БАТЯ, где они также сыграли сына и отца. Однако, как утверждает режиссёр, этот актёрский дуэт не был подсмотрен в той картине:

– Свой кастинг мы проводили, когда фильм БАТЯ ещё не вышел. И когда выяснилось, что Андрей Андреев и Владимир Вдовиченков сыграли вместе в той картине, мы поначалу даже обрадовались: значит, точно попали! И, безусловно, задумались: стоит ли сохранить этот дуэт в нашей картине. В итоге решили: это два абсолютно разных фильма, ориентироваться на то, кто с кем и в какой роли снимался, неправильно. Надо делать так, как лучше для фильма.

Роль старшего из братьев исполнил Юрий Степанов – младший, сын известного актёра Юрия Степанова. Но далеко не этот факт определил утверждение юного актёра на роль, говорит режиссёр:

– Да, я был знаком с его папой Юрием Степановым (актёр погиб в автокатастрофе 3 марта 2010 года; его сын родился 30 марта 2010 года и был назван в честь отца. – Прим. ред.). Но не наше знакомство было аргументом в пользу Юры. Он давно играет в театре, в Мастерской Петра Фоменко, например, у него роли персонажей-детей. Мы берем тех, кто нужен для фильма и кто будет органичен в актёрском ансамбле. Юра и Андрей проходили двойные пробы, на которых Степанов очень хорошо себя показал. Юра выиграл не благодаря папе, хотя гены у Юры, конечно, папины – актёрские.

фото: пресс-служба

– Юра и Андрей выглядят они абсолютно по-разному, – продолжает режиссёр. – Юра на голову выше, выглядит старше, взрослее. И при этом более хулиганистый. А Андрей – более рассудительный, правильный, мне он показался мудрее.

– Кастинг-директором была проделана колоссальная работа по подбору детей-актёров, – говорит Арсен Готлиб. – Казалось, конца ей не будет, пока не появились Андрей Андреев и Юра Степанов – младший. Андрей и Юра – замечательные юные актёры. Это большая редкость, когда дети-актёры безусловно справляются с ролями главных героев. Во время сложнопостановочных натурных съёмок им было очень непросто, но результат превзошел ожидания.

Отца-геолога, к которому дети едут через всю страну, в фильме сыграл Владимир Вдовиченков, а маму заглавных героев – Юлия Снигирь.

– Папа Чука и Гека – это образ героический, он красивый, сильный, добрый, смелый – словом, этакий папа мечты, – говорит Александр Котт. – И когда мы оттолкнулись от характеристик образа, возникла кандидатура Володи Вдовиченкова. А мама Чука и Гека –очень нежная и женственная, но при этом очень сильная. Когда это необходимо, мама может собрать волю в кулак и стать, что называется, хозяином в доме. Нам показалось, что Юля Снигирь именно такая. И её пробы убедили в правильности нашего предположения. Володя и Юля сразу же согласились сниматься.

– Юлю я видел в образе мамы с самого начала, – говорит Арсен Готлиб. – Наша мама в фильме – певица, звезда, а в актрисе Юлии Снигирь, кроме замечательных актёрских качеств, есть и врожденная «звездность». Это было важным фактором. Глядя на Владимира Вдовиченкова, сразу понимаешь: вот он, архетипический образ отца, к которому хочется стремиться: большой, прекрасный, сильный и любящий. Я очень рад, что он сыграл в нашем фильме.

фото: пресс-служба

Свое решение сняться в этом фильме Владимир Вдовиченков поясняет так:

– Просто я очень люблю детей. И люблю работать с ними. Они прекрасные партнёры, очень ответственные. И фильмы детские я всегда любил. Так жаль, что сейчас мало детского кино. Поэтому участвую в таких фильмах с огромным удовольствием!

– Моему сыну шесть лет, так что я идеально подгадала и снялась в кино, которое смогу ему показать, а то ему было не очень понятно, куда я постоянно ухожу. Это во-первых, – говорит Юлия Снигирь. – Во-вторых, я считаю, что экранизировать «Чука и Гека» – это в принципе блестящая идея. Это добрая, эмоциональная, неглупая и захватывающая история про семью. И Саша Котт – идеальный режиссёр для такой истории. Снимать ее, конечно, непросто, потому что про этот жанр мало чего понятно. Про маньяков, измены, расставания как-то больше понятно – такого кино много. А детской сказки – мало.

– У моей героини нет имени – она просто мама, – продолжает Юлия Снигирь. – И это не случайно: моя героиня – такая каноническая мама, какой и должна быть мать в принципе. Да, у нее могут быть страхи, она может иногда чувствовать неуверенность, но она постарается никогда не показать это своим детям. Она весёлая и позитивная, в меру строгая, умеющая направить своих сыновей детей, когда ситуация того требует.

фото: пресс-служба

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Далеко не каждая картина может похвастаться тем, что даже второстепенных персонажей в ней играют артисты с именем. Подбор актёров фильма ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ впечатляет, несмотря на известную камерность истории: на съёмочной площадке работали Александр Самойленко, Тимофей Трибунцев, Роман Мадянов, Игорь Письменный и Наталья Коляканова.

– Это не просто артисты с именем, это ещё и актёры высочайшего класса, – говорит Арсен Готлиб. – Каждый такой образ – важнейшая составляющая нашей картины. Мы хотели роли яркие, смешные, запоминающиеся, и мы их получили. Безусловная удача, что удалось собрать такой роскошный состав.

фото: пресс-служба

– Чем меньше в картине ролей, тем они должны быть ярче, – утверждает Александр Котт. – Но тем точнее должен быть и кастинг, ведь любое появление актёра становится своего рода концертным номером. Мы пригласили потрясающих актёров, которые своей игрой добавили фильму красок. Например, Александр Самойленко, который играет ямщика, по фактуре просто настоящий медведь! Или Тимофей Трибунцев – человек невероятного юмора. По сюжету его персонаж этакий негероический герой, Тимофей исполняет эту роль на полном серьезе и в то же время очень смешно. Я работал с Самойленко и Трибунцевым прежде и очень хотел, чтобы они согласились сниматься в фильме ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ. И я рад, что они согласились.

Одну из ролей в картине исполнила юная якутская актриса Милена Софронова, которая сыграла в фильме СЕРДЦЕ ПАРМЫ главную героиню Тичерть в детстве.

– Нам посоветовала присмотреться к Милене наш художник по костюмам Катя Дыминская, которая работала с нею на СЕРДЦЕ ПАРМЫ, – рассказывает Александр Котт. – Да, мы знали, что Милена к моменту выхода нашей картины уже появится на экранах в другом фильме, но это же не значит, что ее нельзя снять и у нас. Милена интересная и невероятно красивая актриса, которая нам очень подходила. Да, случается, что мы бережно передаем актёров с проекта – это нормальная практика.

фото: пресс-служба

СЪЁМКИ

Съёмки натурной части фильма проходили в середине января в Пермском крае.

– У нас было несколько вариантов, куда отправиться на натуру, – признаётся Александр Котт. – Первый – поехать снимать в Белоруссию, в Беловежскую пущу. Думали о Карелии. Был соблазн снять всё в Крыму, с искусственным снегом, но тогда не было бы пара изо рта, и зритель бы нам не поверил. Поэтому мы выбрали условия настоящей зимы, и сейчас, я думаю, зритель поверит и нам, и нашим героям. Пермский край сразил нас сказочностью своих пейзажей. Потому что там есть хрустальные леса. Представьте: температура минус сорок, ели покрыты шапками снега. И тут на следующий день оттепель, капли дождя смывают снег, а затем замерзают, получаются такие звенящие деревья – это непередаваемо! Когда мы увидели такую красоту леса, а также пещеры, Каменный город, поняли: снимаем здесь. И даже переписали некоторые части в сценарии. В тех местах возникает ощущение, что находишься где-то далеко-далеко, не в реальности, а в потустороннем мире.

фото: пресс-служба

– Будучи в Перми, мы узнали, что Гайдар тоже работал в этих краях, был корреспондентом местной газеты «Звезда», – говорит Арсен Готлиб. – Именно в этот период Аркадий Голиков и взял себе псевдоним Гайдар. Существует несколько версий того, почему он выбрал именно такой. Одна из версий: «гайдар» в переводе с монгольского – это «всадник, скачущий впереди». Образ такого всадника есть и в нашем кино.

Группа базировалась в городе Губаха, что в 250 км от Перми, а также в Горнозаводске и на станции Усьва. Снимали в заповедных зонах, в горах, в тайге, на реках и озерах. Как признаются создатели картины, экспедиция была очень сложной: снегопады были такой силы, что тракторам приходилось чистить дороги дважды в день, машины ломались, погода резко менялась. К тому же, на реках не встал лед, поэтому съёмку пришлось перенести на далекое горное озеро, дорога к которому занимала три часа в один конец.

фото: пресс-служба

– Съёмки были просто невероятными! – не скрывает эмоций Владимир Вдовиченков. – Даже я, взрослый человек, снова почувствовал себя мальчишкой, оказавшись в тайге, где тебя окружают большущие деревья, с высокого небосвода светят звезды, и тишина вокруг. А снега столько, что если делаешь шаг с тропинки в сторону, проваливаешься по пояс. Это такой кайф, как в детстве!

Исполнители ролей Чука и Гека Юрий Степанов – младший и Андрей Андреев мужественно перенесли морозную экспедицию и даже часть трюков выполняли самостоятельно. Например, ходили по переброшенным через ущелье деревьям на большой высоте – конечно, каскадеры их страховали.

Сложности натурным съёмкам добавляло участие животных – медведя, лошадей, козла и волкособов (это гибрид собаки и волка). Как известно, волков дрессировать невозможно, потому снимали именно волкособов, которых иногда называют ручными волками. Волкособов начали готовили задолго до съёмок. Они должны были не просто присутствовать в кадре, но и бежать стаей за камерой, установленной на электросанях, а также бросаться не медведя. Для того, чтобы подготовить потомков волков к встрече с живым медведем, приучить их к запаху этого животного, дрессировщица волкособов ходила по вольеру, облачившись в медвежью шкуру.

фото: пресс-служба

– Дрессировка животных для работы в кино – очень непростая задача, тем более когда животным предстоит работать в кадре с детьми, – утверждает режиссёр. – Было важно, чтобы в волкособах не проснулись волчьи инстинкты, поэтом мы принимали все меры предосторожности. Всё прошло гладко, животные даже позволили ребятам подойти к себе и погладить.

Съёмка с участием детей-актёров тоже в известной степени испытание для взрослых артистов.

– Это был какой-то ураган! – с улыбкой вспоминает Юлия Снигирь. – Было ужасно сложно, но в том и ценность съёмок с детьми. Это то самое, ради чего и стоит работать, настоящий творческий процесс. Было безумно интересно, приходилось импровизировать, потому юные актёры, в отличие от взрослых, ещё не потеряли свою естественность и непосредственность, они существуют в своём маленьком хаосе. Случалось, что перед командой «Мотор!» мне приходилось надеть шапку одному, приструнить другого, чтобы он не отвлекался и т.п. Я чувствовала себя, если хотите, жонглером, которому необходимо успеть быстро сделать множество очень важных дел, а потом – раз – и выйти в кадр в образе мамы героев этих ребят.

фото: пресс-служба

Художником по костюмам фильма стала мастер исторического костюма Екатерина Дыминская. За персонажи-игрушки отвечала известный театральный художник Анастасия Нефёдова – главный художник Электротеатра «Станиславский», преподаватель Школы дизайна в Высшей школе экономике, лауреат премии «Золотая маска-2016» и номинант на «Золотую маску-2021» Анастасия Нефёдова. Она создала образы игрушек Чука, которые оживают в фильме.

– Анастасия – очень яркий театральный художник, – говорит Александр Котт. – Именно ей мы доверили создавать мира маленького мальчика, который верит в сказки, видит реальность иначе, чем его старший брат и взрослые люди. В мире ребенка игрушки такие же живые, как и мы с вами. Они слышат тебя, могут увеличиться в размерах и прийти на помощь. Анастасии предстояло создать ростовые куклы игрушечных персонажей, радикально отличающие от тех ростовых фигур, что раздают листовки на улицах. Игрушечный зайчик Чука, который вырастает в одной из сцен до размера взрослого человека, должен быть таким, чтобы зритель на него смотрел и испытывал те же чувства, что и ребенок. Процесс создания этого зайчика был очень сложным. Учитывались цвет, пропорции фигуры – в размере игрушки и в размере ростовой фигуры. Эскизы, которые мы первоначально утвердили, впоследствии дорабатывали не раз, учитывая все нюансы.

фото: пресс-служба

Работа над вторым блоком фильма проходила в Москве – в павильонах, где были построены впечатляющие декорации. Здесь снимались интерьерные сцены в квартире героев, на базе геологов, а также трюки, некоторые из сцен с животными и «волшебные» эпизоды, которые впоследствии были доработаны с помощью компьютерной графики.

– Поначалу мы думали обойтись небольшими объемами компьютерной графики, – говорит Александр Котт. – Я человек ламповый и люблю, когда в кадре всё по-настоящему. Но это совсем другое кино, его действие происходит в том числе и в мире детской фантазии. Поэтому в случае с компьютерной графикой, как говорится, аппетит приходил во время еды: творчество было настолько увлекательным, что, казалось, остановиться просто невозможно!

– Мы делали фильм зрительский, сказочный. А какая сказка без волшебства и, соответственно, без компьютерной графики, как инструмента для достижения этой цели? – продолжает тему Арсен Готлиб. – Очень радует, что в нашем фильме компьютерная графика не только уместна, но и очень достойно сделана.

фото: пресс-служба

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Арсен ГОТЛИБ, продюсер картины:

– Мы сняли новогодний фильм. Сказочный, приключенческий, для детей и родителей. Замечательный рассказ Аркадия Петровича Гайдара – лишь преамбула, основа нашей истории. Новые, не описанные в рассказе события, разворачиваются в сказочном лесу, в котором героев ждут и реальные, и волшебные испытания и приключения.

Александр КОТТ, режиссёр:

– Мне очень интересно делать то, что я прежде не пробовал, а именно – семейное, детское кино. Про детей и для детей. Я хочу, чтобы мое кино было интересно обоим моим детям – и 4-летней дочери, и 14-летнему сыну. Обязательно поведу их в кинотеатр на ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ и надеюсь, что каждый найдет для себя что-то свое. Дочка найдет сказку, сын – историю ценность семьи. В принципе, эту историю можно переложить на любой исторический фон. Да, сегодня мало кто посылает телеграммы. Но тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла. Во время съёмок я целый месяц находился далеко от дома, и мои дети тоже хотели ко мне приехать. Старший сын в результате доехал. Эта история во многом о том, что детям очень нужны родители и ощущение семьи и счастья, которое особенно остро чувствуется в детстве и запоминается на всю жизнь.

фото: пресс-служба

Владимир ВДОВИЧЕНКОВ, актёр:

– Для меня ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ – это воспоминание о добром, прекрасном детстве. Том детстве, в котором деревья были огромными, а снежинки –размером с ладонь. Я с удовольствием согласился сниматься, меня вдохновила сказочность истории.

Верю, что зрители будут выходить из кинозала в хорошем настроении, с теплотой и радостью в сердце, с ощущением, что они посмотрели доброе кино, столь редкое в наше время. Смотреть фильм надо обязательно в кинотеатре, потому что красоту нужно видеть на большом экране. Есть такое понятие, как «дыхание зала». Оно возникает, когда зрители в зале вместе переживают эмоции, смеются и плачут. В такие минуты возникает колоссальный эффект вовлеченности, все присутствующие в зале заряжаются положительной энергией.

фото: пресс-служба

Юлия СНИГИРЬ, актриса:

– ЧУК И ГЕК. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ – это фильм, напоминающий зрителю об истинных ценностях. Таких, как настоящая семья, настоящая любовь и настоящая дружба. Это семейное кино, которое будет интересно и детям, и взрослым. Я обязательно отведу своего сына посмотреть этот фильм.

фото: пресс-служба