Денис Клявер: сын пошел по стопам деда, будет артистом
Накануне юбилея легендарного основателя программы «Городок» Ильи Олейникова, его сын – музыкант Денис Клявер поделился с «ТН» своими воспоминаниями об отце и рассказал о своих детях – продолжателях династии.
- Вашему папе 10 июля исполнилось бы 75 лет, как думаете, как бы он отметил этот юбилей, будь рядом с вами? Илья Львович вообще любил отмечать свои дни рождения?
- Папа был человеком достаточно скромным, но при этом он любил компании, поэтому в моём детстве у нас всегда собиралось много людей, папа всех тащил домой после концертов. В отличии от отца для мамы визит гостей - был ответственным мероприятием, подразумевающий под собой, как минимум подачу первого, второго и третьего блюда, тогда как отец по этому поводу в принципе не заморачивался, был гастрольной закалки, есть что выпить, есть чем закусить, и отлично, ведь главное - душевное общение.
Я не знаю, как бы папа сейчас отпраздновал юбилей, но думаю скромно. Он и свой последний юбилей не сильно праздновал, не приветствовал грандиозности. Хотя всё зависело от его настроения. А я бы хотел, чтобы было громко. Я вообще любил, когда отец улыбался. Эта его невероятная позитивная, созидательная, душевная энергия заряжала всех и вся.
- Он сам был человек-праздник?
- Папа был человек-праздник для зрителей, гостей, а дома для своих просто человек. Я говорю, как есть, знаете есть такое понятие «грустный клоун». Вообще для актёров статус клоуна считается наивысшим.
- Илья Львович работал в юмористическом жанре, а в жизни он любил пошутить, разыграть кого-то и как сам к шуткам относился?
- Я знаю, что по молодости папа был зажигательным юмористом и в жизни. В принципе в нём это ребячество было до последнего. Любил маму периодически разыграть. Тогда вся эстрадная, цирковая атмосфера, где он сначала был студентом, потом работал, такой и была. Они все были на волне какого-то стёба, розыгрыша. Это их подстёгивало, это был их мир. Папа мог улететь на два месяца, через какое-то время позвонить и сказать: «Ир, я задерживаюсь, прилечу через неделю». Мама понятное дело в расстроенных чувствах, а через пять минут звонок в дверь и папа на пороге… Вот такие милые были розыгрыши.
- Какие у вас первые воспоминания о папе?
- Первые — тёплые, он очень родной, любящий, заботливый, надёжный, уютный. Мы очень мало виделись по большому счету, находились больше в разлуке, но при этом на связи. Папа у нас был бескорыстным, очень порядочным человеком, для которого честь была превыше всего. Человек с огромной эмпатией, который всегда старался помочь. Но самое главное, он был органичен везде, он никогда по сути ничего не играл, ведь одно дело изображать, другое проживать. Вот он всё проживал органично и в жизни, и на сцене.
- Мог быть строгим папой, наказать вас?
- Конечно. Вообще, его очень сложно было вывести из себя, но если это происходило, то всё — туши свет. Папа просто превращался в дьявола. Рукоприкладства никакого не было, а там и не надо... Слов было достаточно. Отец для меня был как ведро холодной воды. Но при этом никогда не было с его стороны никакой агрессии, упаси господи. У него такая невероятная харизма была, что независимо от того в каком настроении он находился это всегда было очень мощно.
- Может вспомните какую-то историю, связанную с папой, жизненный урок, который с вами на всю жизнь остался?
- Я просто видел, что отец очень долго шёл к своему результату, популярности, реализации. Для меня это тоже был очень важный урок, я понимал, насколько это тернистый путь. И когда у меня возникают сложности, я всегда вспоминаю отца, как он шёл вперед несмотря ни на что.
Поскольку папа до встречи с мамой был не раз женат, то он достаточно спокойно относился к неурядицам в моей личной жизни, понимая, что всё в жизни не вечно, невозможно сразу же найти своё счастье. И когда происходили подобные ситуации в моей жизни, он философски по-мужски помогал. Отец был для меня другом, у нас в этом плане не было никаких проблем. И конечно же он был для меня авторитет во всём. Научил меня никогда не расслабляться и вне зависимости от всех побед идти дальше. Помню, когда они делали «Городок», съёмки программы шли чуть не по месяцу, и плюс, гастроли ещё были, у них тогда была огромная популярность. И я ему как-то сказал: «Пап, сделай перерыв, возьми отпуск», на что он ответил: «Нет сынок, это нереально. Ты же понимаешь в одну воду дважды не войдёшь. Если мы уйдём, то потом не сможем вернуть ту актуальность и уровень популярности. Ничего не вечно». У него было такое убеждение и у Юры Стоянова тоже. И вот я невольно для себя точно так же мыслю, понимая, что он прав.
- Вы иногда ловите себя на том, что в каких-то своих проявлениях, поступках, узнаёте в себе отца?
- В поступках не знаю, но я похож с отцом в мудрости однозначно. Папа такой человек, который никогда не останавливался на достигнутом. Единственное моё отличие с ним, мне кажется, - для папы было всегда важно иметь новую цель. Для него нахождение финала этой цели являлось подтверждением его легитимности. И, если у него возникали какие-то ситуации, он начинал переживать, что у него может не получиться, для него начинал рушиться весь его авторитетный мир самого себя. У меня в этом плане есть определённая база достижений, как подушка безопасности. Вот, например, когда папа репетировал спектакль с Ольгой Аросевой, для него порой было панически волнительно, что он забудет текст. «Пап да послушай, ты народный артист. Тебя все обожают. Это обычная комедия. Не Шекспир. Там проза. Обычный ситком. Заменишь какие-то фразы - никто не заметит!» - безуспешно пытался я его успокоить. А еще мы с ним похожи мимикой, непроизвольно. Мне многие стали говорить, особенно когда у меня была короткая стрижка: «Вы так похожи на папу». Это очень приятно, тепло, но и одновременно очень ответственно. Папа для меня такая глыба, авторитет, человек вне зависимости от того, что его нет физически, все равно он мне помогает находить какие-то мудрые решения, даже в самых сложных ситуациях.
- Какие-то профессиональные наставления он вам давал?
- У меня была такая несбыточная мечта — кино. Всегда хотел попробовать себя в этом жанре, но у меня не было никакого образования. И вот ещё при жизни отца меня пригласили сыграть в одном сериале небольшую роль. В общем папа увидел этот фильм и сказал: «Знаешь, очень органично». Причём отец никогда не врал, он достаточно претенциозно относился ко мне. Мне кажется, любая состоявшаяся творческая личность с повышенной критикой относится к своим детям. И когда папа увидел и сказал: «Знаешь, очень органично», для меня это было как некое благословение с его стороны.
- В юности, в период становления, вы когда-нибудь обращались к папе с просьбами?
- Конечно, папа помогал в самом начале, он давал деньги, но мы их вернули все. Хотя, насколько понимаю, он отдавал их предполагая, что могут не вернуть. Никогда не лез ни в какие творческие процессы. У него было полное доверие. Это было проявлением его бескорыстнейшей любви, потому что всё, что он зарабатывал, всегда нёс в дом, и это вообще не изменилось, когда он стал зарабатывать действительно огромные деньги. Всё что мог, всё маме и для меня. Самого себя всегда оставляя на втором плане.
- Какие-то вещи папы вы храните как память?
- У меня есть его часы, ношу их. И сейчас я записываю аудио книгу, его автобиографию. Уже месяц мы с папой неотъемлемо рядом. Стараюсь подойти к делу более ответственно. В издательстве сказали: «Две смены», а я уже вот пару недель пишу. Можно, конечно, монотонно пробубнить, но поскольку для меня это очень близкое, то я читаю, перечитываю. Книга очень увлекательная и смешная, она давно уже вышла - в 2006 году, её распродали, и больше не выпускали. Ну и такого формата, как аудио, тоже не было. В общем, сначала выйдет цифровая и аудио версии, в моем авторском исполнении, затем переиздание в печатке.
- Вы своих детей так же воспитываете, как вас в своё время?
- Да. За исключением только одного: папа был более радикальным по отношению к моим творческим пристрастиям, у него было своё консервативное мнение относительно современной музыки, кино, и другого он не хотел слышать, во всяком случае от меня. А я считаю, что это важно, особенно в период переходного возраста у тинейджеров, когда они хотят идти наперекор и не очень мудро пытаться переубедить их в чём-то, пускай сами пройдут этот путь. Так что ещё с юношеского возраста, я сказал себя, что этот пункт воспитания не буду применять к своим детям.
Самая смешная фишка была, когда я выстриг виски, а папа, увидев это, воскликнул: «Что это за ужас, что ты творишь? Даже «Битлз» себе такого не позволяли!». Он просто не знал, наверное, что «Битлз» позволяли себе всё, но может за исключением только выбритых висков.
- Вы обрадовались, когда ваш старшенький Тимофей решил пойти по стопам деда и тоже стать актёром?
- Конечно. Это ведь я его и направил туда. Не физически, но я видел в нём эту органику, он даже по темпераменту с отцом чем-то похож, по обаянию. Но так совпало, что Тима с детства занимался спортом, что сформировало в нём серьёзную мужскую личность, человека уверенного, умеющего достигать целей, проходить трудности. С этим он максимально идеально справился, в 17 лет стал чемпионом мира по тхэквондо, потом пошел в армию. Но он не сильно верил в себя — это тоже дедушкино качество, ну и моё немножко. Поначалу Тима не особо куда-то торопился, был немножко зажат. Но так как он очень целеустремлённый мальчик, в итоге осознав, что это его стезя, он максимально растворился в этом, и получает неимоверный кайф от процесса сейчас.
- Что про учёбу рассказывает?
- Тимофей учится в Санкт-Петербургском театральном институте сценических искусств, в школе-студии Льва Додина. Вот тоже судьба, Лев Абрамович 17 лет не набирал курс, его последними выпускниками были Лиза Боярская и Даня Козловский. Когда Тима закончил школу, я ему говорил: «Иди в театральное», но он сопротивлялся: «Папа я не хочу никакой учёбы, хочу в армию». И слава богу что он поступил именно так, во-первых, он отслужил в 20-м году, когда был ковид, мы все потеряли тот год, а он заодно галочку поставил с армией. Когда он в прошлом году решил поступать, мы узнали, что Лев Абрамович набирает курс в Питере. И невероятно, что сын туда поступил, ведь там было 3000 человек на 23 места. И надо знать Льва Абрамовича, это мощнейший человек, он практически один остался из маститых педагогов, действующих режиссёров, ещё и преподающих, хотя ему 77 лет, но он невероятно молод и энергичен.
- Как Илья Львович воспринял рождение своего первого внука? Успевал ли находить время на встречи с ним?
- Фантастически воспринял, для него Тимофей – неразделимая любовь. Единственное, папа независимо от того, что был взрослым, всё равно вел себя по отношению к нему, как ребёнок, и когда Тимоша не уделял ему время или внимание, он на него обижался. На что я ему говорил: «Папа, он не знает, что ты народный артист, ты для него просто дед, родной, близкий дядька. Про все твои регалии он не в курсе, так что заинтересуй мальчика». И Тима деда, конечно, обожал. Незадолго перед тем, как папа ушёл, они ездили вместе в круиз, были дней десять нос к носу, пообщались хорошо. Это было в 2012 году, Тимке было 11 лет, он уже осознанный мальчик был. Так что для Тимы дед незыблемый авторитет, тоже некий вспомогательный бонус, чтобы достигать недостижимое.
- А двое младших знают своего дедушку?
- Конечно, хоть и не виделись ни разу. Данька родился через 10 месяцев после того, как дедушка ушёл. И поначалу так вообще было ощущение, что это какая-то мимикрия, он родился просто копией деда, особенно в первые два часа, у нас есть такая фотография. А потом спустя пару дней начал меняться. И в животике у мамы Данька сидел, как дедушка - подпирая себе лоб рукой. И еще, у папы в последние годы была проблема, - он икал всё время, из-за грыжи желудка. И когда за пару месяцев до рождения у Ириши начались какие-то стуки и толчки в животе, мы пошли на УЗИ. И там врач нам сказал: «Знаете, а у вас ребёнок икает». Мы в шоке были. Так вот, первая наша фотография с рентгена была, где Данька лоб подпирает, как дед, и второй момент, что он икал в животе. Такие вот удивительные совпадения.
- Даня ещё не говорит, что артистом будет?
- Нет, но он артистичный мальчик. У меня вообще все дети творческие. Посмотрим, что будет дальше, но то, что он любит внимание, что для него зрители - первостатейное, уже чувствуется. Когда появляются какие-то друзья, на публику мы работаем отлично.
- Как вы сами готовитесь отметить папин юбилей?
- Ну, во-первых, я хочу обязательно записать альбом папиных песен, где мои коллеги артисты спели бы песни отца, он ведь был гениальным композитором, как и актёром. Его песни были в репертуаре Эдиты Пьехи, Надежды Бабкиной, Игоря Скляр, но большая часть так и не нашла своих исполнителей. К сожалению, не успеваем это сделать, конкретно к юбилею, но к концу года запишем альбом полностью. А также, я уже давно хотел восстановить мюзикл «Пророк», потрясающее, ярчайшее детище отца. Янош Юзефович был режиссёром, успели отыграть 43 спектакля, потом в связи с экономической нерентабельностью пришлось его приостановить. Мы с мамой планировали восстановить мюзикл, запустить его заново еще перед ковидом. Но, к сожалению, произошла эпидемия, сейчас тоже определённые сложности, но я уверен, что мы обязательно это сделаем. В главных моих планах на ближайшие несколько лет обязательно восстановить эту гениальную работу, чтобы её услышали и увидели как можно больше людей. Как показала практика, как «рукописи не горят» у Булгакова, есть произведения, которые не имеют срока годности. Вот папина музыка и либретто, которая было написано Николаем Дуксиным, и вообще вся эта гениальная история, которая была придумана ими в 2007 году, не теряет актуальности, хоть и прошло уже 15 лет. И я уверен, будет еще более ярко воспринята зрителями сегодня.
Лика Брагина
Досье
Родился: 6 апреля 1975 года в Ленинграде.
Образование: Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П.Мусоргского.
Семья: сын актера Ильи Олейникова. Женат, сыновья Тимофей (20 лет) и Даниэль (8 лет), дочь Эвелин (17 лет).
Карьера: певец, музыкант, актер и композитор. С 1994 по 2012 год был участником группы «Чай вдвоем», с 2013 года начал сольную карьеру. Участвовал в телевизионных шоу «Цирк со звездами», «Две звезды», «Форт Боярд», «Олин в один!», «Три аккорда». 10-кратный лауреат премии Золотой Граммофон.