Елена Любарец: огромную роль в моей судьбе сыграла Екатерина Шаврина
Елена Любарец - певица, выступающая в эстрадно-народном жанре. А еще она единственный в России поющий концертный директор. Долгие годы являлась концертным промоутером и директором звёзд российской эстрады: Екатерины Шавриной, ансамбля «Песняры», певицы Варвары. О своем пути на сцену и главных судьбоносных встречах в своей жизни Елена рассказала «ТН».
- С чего всё началось и как вы стали первым в России поющим концертным директором?
- Началось всё с того, что в детстве я полюбила народную музыку благодаря группе «Золотое кольцо». Я вообще считаю их первооткрывателями народно-эстрадной тематики и жанра. Но тогда мне тембрально нравилась Надежда Кадышева, и родители не знали куда от меня деться, потому что я всё время просилась на концерты, и они меня в этом поддерживали. А потом я закончила школу и ушла работать на завод к бабушке, она была зам.директора завода игрушек «Огонёк». Бабушка всегда считала, что надо работать, как все, иметь нормальную профессию, и как-то сказала: «Пойдём ко мне в отдел кадров». Завод занимался пластизолевыми игрушками, был известен на весь Советский Союз, собственно, по этой причине у меня в биографии есть отметка, что я два раза в неделю получала за вредность молоко и батон (завод был вредного производства). Соответственно, бабушка пыталась меня втянуть в серьёзную работу, но я продолжала ездить на концерты...
Надежда Кадышевой и ее муж Александр Костюк уже знали меня как поклонницу, как-то я долго не была на их концертах, приезжаю, и мне Александр Григорьевич говорит: «Куда пропала? Почему на концерты не ходишь?». И я ему рассказала эту жуткую историю, что теперь работаю на заводе. Он воскликнул: «Ты что, с ума сошла. Давай к нам!». На следующий день я пришла к директору завода и сказала, что увольняюсь. Он был в шоке: «Надо отрабатывать две недели, я тебя так не отпущу», я говорю: «Как хотите. Тогда мне ваша трудовая и не нужна». Потом бабушка все же договорилась и мне отдали трудовую. Уже на следующий день я попала в театр «Золотое кольцо» и стала личным секретарём Костюка.
Мне ещё 18-ти не было, Александр всё время меня выгонял в шутку: «Давай уходи домой, работать только с 18ти лет можно по 8 часов, а ты сейчас перерабатываешь». А мне было интересно, была поклонницей и тут я работаю у звёзд, для меня всё было в диковинку. Я приходила всегда вовремя, открывала первая утром двери, встречала всех, не опаздывала, мне всё нравилось, потом мне это дало понимание внутренней системы работы коллектива. И потом я всегда говорила Костюку, что считаю их первооткрывателями этого стиля. Именно они в 90е годы привели наше молодое поколение в народную музыку, был большой всплеск прихода народного инструмента, в институты пошли заниматься на вокал.
Работала я недолго - полгода, потом уволилась, открыла своё концертное агентство, познакомилась с человеком, который предложил мне этим заняться, и мы делали по области фестивали, ярмарки, в те годы только появились тендеры. И вот я уже потихоньку стала создавать свой коллектив, просто пригласила балалаечника и баяниста, и мы начали программу делать наподобие эстрадно-народной. И в эти тендеры я себя и ставила, закрывая народный коллектив собой.
- То есть, вы сами себя сделали артисткой?
- Можно сказать, да. В детстве я не мечтала об этом, но училась в одной музыкальной школе в классе вокала, а в другой в классе балалайки, и закончила обе. Но это как хобби было. Так всё и шло, и как-то люди встречались в нужное время, те, которые помогали идти в данном направлении. Даже осознание, что это будет профессионально и какой будет финальный результат, оно пришло только сейчас. Я считаю, что всё сложилось именно благодаря артистам, с которыми я работала, и находилась рядом, видела внутреннюю кухню, и меня это развивало даже больше, чем институты.
После Кадышевой, я начала обзванивать и писать письма в разные коллективы. Откликнулись «Песняры». Мне написал гендиректор, что они ищут администратора, и готовы встретиться: «Мы приезжаем в Москву тогда-то, можем попить кофе». Мы встретились и познакомились с Леонидом Борткевичем. И эта встреча перевернула все дальнейшие планы по работе, потому что дальше я стала их концертным администратором, и мы начали гастролировать по России. Хотя, с ужасом вспоминаю наш первый выезд, который я сделала, как администратор - он получился провальным. Мне дали задание сделать съёмку с программой «Армейский магазин». Я обо всём договорилась, единственное условие, мы там весь день снимаем, и в финале коллектив выходит просто на сцену, чтобы подснять видео, как будто идёт концерт. И когда мы приехали в воинскую часть, получилось так что мы всё отсняли, выходим на сцену, финальный досъём и видим, что сидит полный зал военных. Организатор, который договаривался с нами, говорит: «Воинская часть, люди пришли, надо полный концерт давать», я говорю: «Как же, мы не договаривались», ведь коллектив на полный концерт не рассчитывал. И я думаю: «Ну всё, конец, что делать. Сольный концерт же не оплачен». А пришли солдаты с семьями, сидят, ждут. Я захожу к директору, который меня пригласил – а это буквально первая неделя знакомства, описала ситуацию, он говорит: «Я сейчас поговорю с Лёней», заходит в гримёрку, выходит Борткевич на сцену и говорит людям, что нас не предупредили, но так как вы пришли, мы всё равно отработаем. Единственное что мы не взяли аппаратуру, гитары не подключим, будет минусовая фонограмма. Мы споём, но сыграть не сможем. И дал полный двухчасовой сольный концерт. А я сижу, не знаю куда себя деть, как же извиниться. В этот же день они должны были обратно в Белоруссию уезжать. Мы после съёмки приезжаем на вокзал, а мне стыдно, я спускаюсь с автобуса, Борткевич подаёт мне руку и смотрит очень даже дружелюбно. Я ему говорю: «Леонид Леонидович, извините...», а он мне: «Да ладно, с кем не бывает».
- Наверняка, в вашей судьбе было ещё много интересных встреч.
- Огромную роль в моей судьбе сыграла Екатерина Шаврина. С ней мы познакомились позже, когда я уже была организатором концертов, с Борткевичем мы тогда много работали. 2013 год, я включаю программу Малахова, и вижу там юбилей Шавриной, думаю: «Здорово, она ещё поёт, работает». Всё-таки ей было уже 70. Решила, что надо позвонить, попробовать организовать ей концерты. Я позвонила в декабре 2013-го года, получается, и уже в январе 2014-го мы поехали на гастроли по Московской области работать концерты. Директором была её сестра Татьяна, через неё было общение. А потом через год в марте случилась авария, мы были в туре концертном, сидим завтракаем в Ржеве, и по радио объявляют, что Екатерина Шаврина попала в аварию, один человек погиб и так далее. У меня прямо всё поплыло перед глазами, начинаю набирать Танин номер, не отвечает, Катин тоже не отвечает. В итоге вышла на детей и через них уже связались с Катей. А я понимала, что для артиста это страшная трагедия. Мало того, что сестра погибла, как ещё потом пересилить себя, чтобы выйти на сцену. Люди то не понимают, что это работа, что она всю жизнь посвятила сцене. И я начала искать ей работу, не только свои концерты, решила, что надо на фестиваль какой-то вывезти, чтобы её вернуть на сцену, стимул ей дать, что она нужна, чтобы не боялась людей. Начинаю всем своим организаторам звонить, просить, в итоге один мой знакомый Вадим Милехин (коллектив «ВИА Крапива») отдал мне свои заказы, и мы 9 мая отработали четыре площадки в Москве, это был Катин первый выход после аварии. И потом как-то всё пошло, хотя люди поначалу говорили: «А как же так? Она что поёт?», я отвечала: «Она ещё и танцует. Представьте себе если она петь не будет, ей что умирать ложиться?». Я её получается вытянула на сцену таким образом, и она в первый год после аварии дала 78 концертов по всей России. Мы дома практически не были, я ребёнка своего не видела. И как-то за этот год мы притерлись друг к другу, стали очень близки, мне иногда кажется, что она так к сестре относилась, как ко мне сейчас. Так я стала директором мега артистки в нашем жанре, сегодня это единственная народная артистка такого уровня, которая осталась.
- Как вам с ней работать? Она ведь сложный довольно человек, с характером.
- Все артисты сложные, с характером, но как-то мы на удивление настолько прижились, что были моменты, мы не общаемся несколько дней, и как будто не хватает родного человека. Мне, наоборот, казалось, что она в таком статусе, что могла бы топнуть ногой. Но наоборот, прислушивается всегда, меня это даже удивляло.
Сейчас мы готовимся к 80-летнему юбилею. К сожалению, из-за пандемии и всех ограничений концертов стало меньше. Вообще у народного жанра публика возрастная и, конечно, сейчас она уходит. Но Катя бодра, полна сил, всегда на позитиве и готова работать. Когда она кружится на сцене наши балетные ребята говорят: «Это невозможно, мы балетные не можем так». Балетные должны держать точку, а Катя просто кружится, то есть, у неё отличный вестибулярный аппарат, её можно отправлять в космос.
- А как вы с Леонидом Борткевичем записали дуэтом его песню «Ты моя надежда»?
- Да, это последняя его запись, последний голос. Это было буквально за год до его ухода, потому что мы планировали ещё снять клип на эту песню, но не успели. У нас был большой тур с «Песнярами», и как-то я предложила: «Леонид Леонидович, давайте мы с вами дуэт запишем?», он неожиданно легко согласился: «А давай», и буквально через неделю на студии «Песняров» мы записали этот дуэт на музыку Эдуарда Ханка. Но ему было тяжело, уже не писал ничего нового тогда. Но тут он с одного дубля спел всё, на удивление звукорежиссёра.
- А певицу Варвару вы за что полюбили?
- Нас Шаврина познакомила, мы выступали в Кремле, наверное, в году 2015, познакомились и Варя тоже предложила сотрудничать. Вообще, я не работаю с артистами, если стилистика не нравится, или что-то ещё, я должна быть уверена в артисте на все сто. Варвара как раз тот случай. А ещё она очень семейная, у неё четверо детей, она всегда к коллективу, относится как мама. Вот это в ней мне кажется все очень ценят.
- Шаврина вас поддержала в желании собственной певческой карьеры? Не побоялась потерять директора?
- Когда мы активно гастролировали, я никогда об этом не говорила, но потом в 16-м году как-то показала ей песни, когда мы летели на Кипр отдыхать. Она там свои правки вносила, как профессионал в своём деле. Даже пытается как-то поучаствовать, даёт советы, старается поддержать во всём.
- Что сейчас в вашей творческой жизни происходит, какие планы на ближайшее время?
- 1 октября выходит наш дебютный альбом «Гармонь-Гулёна», две песни уже звучат на цифровых площадках. Все песни написаны легендарным поэтом-песенником Владимиром Степановым, это момент того паззла, который сложился. Я всегда хотела не просто петь народные песни, а чтобы у меня была своя программа. В поисках композитора и поэта обратилась к Владимиру Степанову, который написал сотни хитов для Распутиной, Кадышевой и других артистов. Он еще и детский писатель, по его книгам дети занимаются в школах. Владимир Александрович попросил: «Расскажите, кто вы», и в итоге откликнулся на мою просьбу. И вскоре мы с композитором Алексеем Ростовым к нему поехали. Лёша композитор, он же звукорежиссёр, в свое время записал первые альбомы Натали «Ветер с моря дул» и другие, Валентина Толкунова последние годы у него писалась, и конечно Екатерина Шаврина, которая нас и познакомила. В соавторстве с Владимиром Степановым они написали для меня целый альбом, ждем премьеру 1 октября.
- За всей этой работой и творчеством остаётся ли время на личную жизнь, семью, кто ваша главная поддержка и опора?
- Главная моя поддержка и опора сегодня родители и дочка. Родители занимаются дочкой, я в разводе. Дочке 12 лет, зовут Женя. И главная няня у нас мой папа, её дедушка. Поддерживают, помогают, как могут.
Лика Брагина