Что ЕГЭ делает с детьми?
Сегодня 1 сентября и медиаплатформа «Консерватор» сняла документальный фильм о самом обсуждаемом явлении российской образовательной системы. Да, это ЕГЭ.
Единый государственный экзамен уже который год становится настоящим испытанием для детей и их родителей. Больше 20 лет учителя, родители и дети спорят о необходимости, пользе и вреде единого экзамена. Единого мнения до сих пор нет. Российские школьники при подготовке к ЕГЭ зачастую сталкиваются с психологическими проблемами и не могут справиться с волнением, тревогой и давлением со стороны учителей и родителей, теряясь в выборе предметов и будущих профессий.
В фильме мы пытаемся ответить на вопросы: как введение ЕГЭ изменило систему образования и научный потенциал страны? Какие последствия этого на себе ощущает «поколение тестов»? В чëм же заключаются плюсы и неизбежные минусы Единого государственного экзамена?
Все ответы и жизненные истории в новом документальном фильме.
«Вы знаете. ЕГЭ – это медицинский факт. Его никто отменять не будет. Разговоры стихнут скоро, а ЕГЭ останется. Ничего идеального в мире нет. У него [ЕГЭ] огромные плюсы и, конечно, есть минусы. Как в любом явлении. ЕГЭ существует во всём мире и никто его не отменяет по одной простой причине. Это внешняя приёмка знаний детей. Объективно говоря, сам учитель не должен оценивать качество своей работы. Должна быть приёмка внешняя и она более объективная.
Вспоминая прошлые годы, я ведь отдаю должное советскому образованию. Я сам не с Луны упал и советское образование мне многое дало. Но в тоже время там были и недопустимые вещи. Существовало такое телефонное право. Когда звонили вышестоящие инстанции, говорили: “Отнеситесь к моему ребёнку повнимательнее”. Это означало “проверяйте сочинение двумя ручками”. Сегодня я перекрестился руками и ногами, если такие звонки и были, я говорил: “Это не ко мне, существует независимая комиссия”.
Песня родителей – она такая: “Вот, не сдашь ЕГЭ, будешь дворником!”. Идиотская позиция! Надо быть всегда на стороне ребёнка. Не сдашь сейчас, сдашь в следующем году. Это никакая не трагедия и жизнь на этом не кончается. И вот сам невротизируют детей: “Вот ЕГЭ, он вреден”. Понимаете, он не вреден и не опасен, если к этому подойти нормально. Вообще, образованием нельзя управлять как неопытный шофёр – газ-тормоз. Вылетим на обочину сразу.
Что касается репетиторов. Прочь иллюзии Репетиторы были и при советской системе. В основном это были репетиторы из ВУЗов, которые потом же там принимали экзамены. На мой взгляд, это тоже завуалированная коррупция. Репетиторы есть и сегодня. Кстати, ЕГЭ – не единственный способ поступления в ВУЗы. Я счастлив, у меня довольно большое количество ребят – победители международных олимпиад, всероссийских олимпиад. Они идут вне конкурса. Они уже достигли такого уровня, что для них этого ЕГЭ нет. Они сдают, конечно, как положено, всё. Им репетиторы не нужны! Части детей они, конечно, нужны. Скажем такая вещь как иностранный язык. Честно скажу, часов у нас не хватает и здесь нужны занятия с репетитором», — рассказывает доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва) Евгений Александрович Ямбург.
«ЕГЭ – это система, которую мы взяли с Запада, где она изначально прижилась. У нас, мне кажется, она очень своеобразно внедрена. С одной стороны, это достаточно лёгкая для взлома система. На ЕГЭ можно списать. К ЕГЭ можно подготовиться так, что ты будешь знать каждый вопрос и для тебя там не будет ничего нового. Для тех, кто хочет схалявить, для людей, которые в 16-17 лет знают про себя всё, ЕГЭ – это идеальная система. Однако она никак не помогает самоопределиться. Она никак не гарантирует дальнейшее успешное обучение в ВУЗе. Она не даёт ничего молодому человеку, который только начинает жить», — комментирует героиня фильма, студентка МГУ Лидия Краснощёкова.
«Настоящая поддержка должна выглядеть так, когда родитель говорит ребёнку: “Мы любим тебя любого. Ты прекрасен. Учись. Выбери секцию, которая тебе по душе. Попробуй всё, что-то получается, ходи, мы тебя поддержим. Не хочешь? Дома занимайся, учись. Во всём хорошем поддерживаем. Всё плохое – мы против. Но даже, если это случится, мы не перестанем быть твоими родителями, наша дверь всегда открыта”. Не делать ни из чего катастрофу! Не грозить ему всеми смертными карами, чтобы он, лишь бы не идти домой, покончил с собой или сбежит. Это же родители доводят, когда дом воспринимается не как тихая гавань, не как поддержка, а как место экзекуции.
Родители всегда: “Да такой талантливый, да с 3 лет читал, да все восхищались». А в 18 тяжёлая шизофрения. Для меня критерий “талантливый” – это минус в плане большой психиатрии. Лучше бы он был обычный. Лучше бы он начал читать в школе. Лучше бы все не отмечали, какой это уникальный ребёнок. Тогда вероятность того, что сейчас у нас шизофрения, будет существенно ниже. А многие родители, мне кажется, буквально вгоняют в эту шизофрению многозадачностью, противоречивыми ожиданиями, высоким уровнем стресса. Мозг ещё не дозрел, некоторые зоны будут дозревать до 30 лет», — говорит психиатр-нарколог Василий Шуров.
Документальный фильм «Выпускной балл. Что ЕГЭ делает с детьми?» доступен на всех социальных платформах.
фото: пресс–службы «Консерватора»