"Ведогонь-театр" представил зрителям историческую драму

На сцене “Ведогонь-театра”  представили премьеру спектакля “Посадник”, поставленную по одноименной пьесе А.К. Толстого. Формально пьеса посвящена конфликту Новгорода и Суздаля, разыгравшемуся в XIII веке. Но это только канва для "драмы человеческой", как говорил о "Посаднике" сам автор. Идея предложить зрителям спектакль на историческую тему, костюмный, в стихах, кажется довольно дерзкой. К тому же, Толстой пьесу не закончил. Но выбор оказался очень точным, хотя за актуальностью здесь не гнались, доверившись гению Толстого. А гений потому и гений, что созданное им не устаревает.

Надо сказать, что "Посадник" в "Ведогонь-театре" это не просто историческая драма, но увлекательный детектив. Действие развивается стремительно: смертельная опасность, интриги, любовь, ненависть, человеческая слабость, благородство... А на кону судьба не только каждого из героев, но и судьба Господина Великого Новгорода.

Пространство спектакля развернуто в древнюю Русь, в XIII век. Строгие и лаконичные декорации Кирилла Данилова создают ощущение старинного собора, где только свечи освещают уходящие вверх и теряющиеся во мраке стены, где таинственные строгие росписи - переплетенные виноградные лозы, львы и лики святых, да падают косые лучи света из высоких окон (художник по свету Александр Романов). Под стать декорациям и костюмы художника Янины Кремер - киноварь, охра, умбра, никаких кричащих красок. Но если уж бархат на боярыне - то ярко алый, с соболями.

Самый большой недостаток костюмных исторических спектаклей -  ощущение, что артисты "ряженые". Артисты в спектакле "Посадник" не то, что не ряженые, кажется, что они забыли про XXI век, а живут там, в своем неведомом нам XIII. Это и есть их "сейчас",  их "современность", их единственная реальность. Изящный музыкальный ряд заставляет вспомнить фольклорные корни Ведогонь-театра. Гармоничный древнерусский распев тоже участвует в создании атмосферы спектакля, в которой легко забыть в каком веке живем, увлекшись перипетиями судьбы его героев.

Режиссер Сергей Виноградов, буквально и в лучшем смысле, растворился в актерах, в сюжете, в декорациях и порой создается счастливое и, конечно, обманчивое впечатление, что спектакль сложился таким цельным сам по себе.

Стихи не кажутся стихами, они льются, как свободная речь. Иногда проверяешь себя - точно ли стихи? Стихи! Но как легко и смело владеют рифмованной речью артисты!

Сложно в блестящем ансамбле "Посадника" выделить кого-то одного. Все, каждый - хороши и на своем месте. Никто из персонажей не идеален. У иного - слабость к женскому полу, у иного долги, у кого-то своё понимание благополучия Новгорода, кто обижен, кто слаб духом и недальновиден, кто болен ханжеством и гордыней, а кто не в меру горяч. Но именно несовершенство героев, их уязвимость и позволяют совершится "драме человеческой", задуманной Толстым. Именно поэтому так глубока мера вовлеченности зрительного зала.

1

Сам Посадник - Павел Курочкин предстает совсем не былинным богатырем. Но по внезапной резкости движений, по вдруг прорвавшейся ярости понятно, что привычна ему не только боярская служба, но и служба ратная, знаком азарт битвы. Внешне обманчиво мягкий, степенный, спокойный человек, Глеб Мироныч и пяди своих убеждений не уступит и под любым давлением с выбранной позиции не сдвинется.

Наталья Тимонина, в роли боярыни Мамелфе предстает в яростных красках. "Хозяйка Новгорода" - Мамелфа Дмитровна -  крупный характер, который подтачивает гордыня, самолюбование, упоение властью над людскими душами.

Под стать ей и воевода Фома Григорьич - прекрасная работа Дмитрия Лямочкина. Вот, кто богатырь! Косая сажень в плечах! Хоть и сед, но могуч,  настоящий воевода! Но какая мелкая душа! Всегда ли была или усталость накрыла: "я новых рубцов не ищу", - говорит он. Ищет мира любой ценой. Чтоб не разорили его подвалов, не пропало на старости лет нажитое добро. Под стать ему и молодой боярин Жирох - Вячеслав Семеин. Таких раньше называли "купчик". В дуэте Фомы и Жироха есть и юмор, и противостояние, и замечательное актерское обаяние.

Воевода Андрей Чермный - Егор Васильев - молод, не расчетлив, житейски неопытен. Его "полюбовница" Наталья вроде бы для него на все готова, да и Чермный, кажется, любит свою Наталью без памяти. Но так ли это на самом деле?

Наталья (Сабина Мусалимова), имеет на душе тяжелую тайну, которая и приведет к внезапной развязке.

Уважение - не часто этот термин применяют к театральной постановке. Но  именно это слово определяет, возникающее после спектакля чувство.  Уважение к театру, к его выбору, к создателям спектакля, к его зрителям, к самому себе. Спектакль предлагает множество тем для разговора, для обсуждения, даже для спора. И эта премьера - хороший повод добраться до Зеленограда. Следующие показы 7,8 и 26 октября.

Ольга Андрейкина
ФОТО: пресс-служба театра