Алексей Гришин: считаю личную жизнь любого человека делом очень личным

Ирина Морозова
Profile picture for user ed2

Одну из главных ролей в сериале «Безсоновъ» — матерого чиновника сыскной полиции Петра Щукина — сыграл известный российский актер Алексей Гришин. О сериале на НТВ, творчестве и своей жизни он откровенно рассказал в интервью «ТН».

Гений и злодейство

— Если бы вам предложили очень кратко охарактеризовать сюжет нового сериала «Безсоновъ» и вашу роль в проекте, чтобы бы сказали?

— Сюжетная линия — это фактически предтеча и становление нынешнего МВД России, его основ и принципов работы. Центральная фигура — гениальный сыщик Николай Безсонов, увлеченный благородной идеей спасать людей и принесший «новую кровь» в рутину сыскного дела, вдохнувший новую жизнь в задремавший в этой рутине отдел полиции. Мой герой — немного разочаровавшийся в жизни, но все еще верящий в людей и талант. Уже немолодой профессионал сыскного дела Щукин, благодаря Безсонову, по ходу фильма обретает смысл и новые яркие краски в дружбе, в своей профессии, а значит и в своей жизни.

1
кадр из сериала "Безсоновъ"

— Чем вам запомнится эта работа?

— Усами и костюмом, оооочень, кстати, удобными. (Смеюсь.)И в этом поверьте немалая доля правды. Также запомнилась большая прекрасная команда единомышленников всей съемочной группы. Вообще съемки сериала прошли на редкость в позитивном и конструктивном ключе.

— Был ли у прототип у Вашего героя, образ, который вы хотели повторить на экране, или был сыгран персонаж с уникальным характером?

— О прототипе, как таковом, речи не было. Просто на пробах Виктор Демент— сценарист фильма, видимо, увидел во мне что-то «щукинское». Много говорили о добрых и благородных людях. От этой печки и плясали. А конфликт — царь драматургии — был уже заложен благодаря опять же прекрасному сценарию.

— Легко ли было играть роль наставника гения?

— Про наставничество я во время съемок не думал вообще. О дружбе, поддержке, юморе, подколах и про человеческие отношения. Отца и сына, старшего и младшего брата. О соперничестве взглядов на жизнь и на профессию.

— Щукин завидует гению Безсонова?

— Конечно, завидует. Глубоко, мучительно завидует. «О небо, где же правота? Когда великий гений не в награду…» и т. д. (Улыбается.) Завидует его молодости, горячности крови, неустанному поиску возможностей пройти путь, не повторяя ошибок Щукина. И завидует сам себе, что у него появился такой друг.

Каждому свое

— В творческой среде такие сюжеты не редки, когда одному актеру нужно много времени, чтобы стать профессионалом своего дело, а другому — вершины мастерства покоряются легко и быстро. Как вы относитесь к такой жизненной несправедливости?

— Вполне терпимо и с пониманием. (Улыбается.) Не думаю, что в этом есть какая-то особенная жизненная несправедливость. Как говорится: «Suumcuique» — каждому свое! У каждого актера свой путь, и каждый проходит его в меру своей «испорченности» или одаренности. Наша профессия очень зависима от режиссеров. Это его сверхзадача: разглядеть талант, направить, раскрыть его. Карьерная скорость здесь вообще не играет никакой роли. Каждому открытию свое время. Еще Чехов, помнится, все по этому поводу сформулировал в «Дяде Ване»: «Дело надо делать, господа».

— У кого из коллег, с кем приходилось вместе работать, была такая же «бессоновская» одаренность, максимальное приближение в гениальности?

— Мне бы не хотелось выделять кого-то конкретно, это будет не очень корректно по отношению к другим коллегам. У каждого артиста, кто приходит в эту профессию, есть свой уровень гениальности, максимальное приближение к ней таланта. Но в силу зависимости профессии от выбора других людей не каждому дано еепоказать в полной мере. Дай бог такой возможности каждому! Но это трудно, ах как трудно!

2
сцена из спектакля "Полонез, или Вечер абсурда". с Сергеем Юрским. Театр  им. Моссовета

— Насколько интересен вам в творческом плане исторический жанр? Такие предложения у вас в приоритете или в общем списке?

— Скажу честно, я всеяден. Одежда, манеры речи, поведения, приличия и нравы — они разные, это верно. Но страсти, желания и чувства человеческие одинаковые, в каком бы веке не жил человек. Разнообразны формы их воплощения на сцене и на экране, и, чем сложнее режиссерская задача, тем интереснее ее воплощать в образе.

— Насколько вы знакомы с историческими, культурными реалиями разных исторических эпох? Изучаете ли специально реалии того времени?

— Нет, специально не изучаю. Живу сегодняшними реалиями, с ними бы справиться. (Улыбается.)

— Есть ли какая-то специфика подготовки к таким ролям, чтобы максимально соответствовать духу той или иной эпохи?

— Все зависит от предложенного материала. Режиссер ставит задачу, и в зависимости от нее идет подготовка к роли.

— Будет ли продолжение детективных историй Безсонова, примете ли вы предложение продолжить работу в проекте?

— Мне было очень интересно работать с этим материалом и с этими партнерами, со съемочной группой. Был бы счастлив участию в новом сезоне, когда появится такая возможность. Но об этом мне пока никто не говорил.

2
Сцена из спектакля "Вишневый сад". с Юлией Высоцкой. Театр им. Моссовета

Закон мышеловки

— Какого известного исторического персонажа вам бы особенно хотелось сыграть и почему? Есть ли такая рольмечты?

— Извините, но пока такой роли нет. Серьезно! У нас ведь огромный выбор литературного наследия и без исторических персонажей. Действительно, очень много разноплановой и гениальной художественной литературы. Вот Иудушка Головлев, например, из «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина — очень масштабный и глубокий персонаж, я считаю.

— У вас в карьере уже более ста сыгранных ролей, есть ли для вас разница сыграть в сериале или полнометражном фильме? Где интереснее? В чем специфика работы в разных форматах?

— Особой разницы, если честно, я не ощущаю. И там и там есть сценарий, драматургия, они диктуют специфику воплощения. От меня требуется полная концентрация на роли и реализация задуманного.

— Есть ли роли, персонажи, которые вы никогда не согласитесь играть, ни за какие деньги? Есть ли такие, которые готовы сыграть даже бесплатно?

— Повторюсь, я всеяден в творчестве, но бесплатно работать я принципиально не желаю, так как считаю, что каждый труд должен быть оплачен. Это ведь справедливо? А бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. (Улыбается.)

— В каком жанре или амплуа чувствуете себя максимально комфортно?

— Как-то даже не думал об этом. Главное, чтобы это не было скучно и нудно. А так, как сейчас любят говорить, я за любой кипеж. (Улыбается.)

— Были ли роли, где вы фактически играли самого себя по характеру, мировозрению?

— Все сыгранные мной персонажи так или иначе несут часть меня. Все они мною отрефлексированы и прожиты на экране. Даже когда приходилось искать что-то извне, я все равно провожу это через себя, а значит, это уже часть меня.

3
сцена из спектакля "Вишневый сад". Театр на Таганке

— Когда предлагают сыграть очередного отрицательного персонажа, как вы это воспринимаете? Как неизбежное зло или вызов?

— Я воспринимаю это как радость творческого поиска чего-то нового. Совсем не отношусь к этому как к чему-то негативному. Отрицательных персонажей всегда интереснее играть. Всегда! Ищи в плохом хорошее, а в хорошем плохое— это азбука профессии. Если удается, то это всегда внутренний конфликт, от которого нельзя оторвать взгляда на экране.

По ту сторону рампы

— Фразу, ставшую мемом, из вашего дебютного фильма «Брат-2»: «Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси, мы домой летим» вам часто сейчас говорят? Что бы думаете в этот момент?

— Не часто, но когда слышу, воспринимаю это с иронией. Думаю: вот еще один человек кино хорошее посмотрел — повезло. (Улыбается.)

Как вы относитесь к своей популярности, когда узнают на улице, общественных местах? Часто ли зовут на роль «свадебного генерала» и часто ли соглашаетесь?

— На роль свадебного генерала не звали и не зовут. Когда узнают — это, конечно, приятно. Для этого я учился и работаю. Я не считаю себя каким-то мегапопулярным, вообще об этом стараюсь не думать. Просто делаю свое дело и стараюсь делать хорошо.

— Вы не очень любите говорить о своей семье, супруге. В чем причина?

— Считаю личную жизнь любого человека делом очень личным. Мне вот совсем неинтересно знать, как там другие в семьях живут. Почему же другим должно быть интересно, что происходит у меня? Мне гораздо интереснее воплощать все эти страсти-мордасти на сцене и на экране.

— Что говорят ваши дети, когда смотрят фильмы с вашим участием? 

— Дети мои чаще улыбаются, когда видят меня на экране. Думаю, что я другой немного в жизни для них. Ведь на экране они видят совсем другого персонажа, с характером, иногда совсем не похожим на их отца. Я стараюсь играть так, чтобы мой герой выглядел максимально органично в своем образе, чтобы зрители верили ему, и всем было интересно и увлекательно.

— Кем вы их видите в будущем?

— Вижу я их добрыми, ответственными, надежными и отзывчивыми людьми, людьми с большой буквы. А кто они будут по профессии — не так важно. Главное, чтобы они любили то, чем занимаются, и чтобы эта любовь была взаимной.

2

— Есть ли желание расширить спектр своей творческой реализации, например, поучаствовать в каком-нибудь телешоу, завести видеоблог, открыть линию одежды и т.д.?

— Когда появится свободное время, обязательно подумаю об этом. (Улыбается.)

— Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

— Люблю гулять, но «не всем это дано». Занимаюсь фитнесом, плаванием, играю в футбол, обожаю ездить за рулем авто, путешествовать.

— Где обычно проводите отпуск?

— Люблю экзотику. Часто провожу свой отпуск в Таиланде. Это удивительная страна естественной природной красоты, соблазнов, радушия, изумительной кухни и руин фантастических древних дворцов.

Евгений Николаев
фото: пресс-служба театра, личный архив