Ангелина Вовк: Филипп Киркоров должен учитывать, что живет в России, и уважать чувства своих зрителей
Ангелина Вовк — символ и легенда советского и российского телевидения на все времена. Обожаемая всеми детьми Советского Союза тетя Лина из «Спокойной ночи, малыши!», бессменная ведущая «Песни года» — она и сегодня желанный гость на ТВ. Неудивительно, что в премьерном выпуске нового музыкального шоу «Моя Мелодия» на телеканале «Россия» 17 марта она была в ряду главных героинь. О новом проекте, великих и не очень артистах, телевидении и вере народная артистка РФ откровенно рассказала в интервью «ТН».
— Новый проект телеканала «Россия» «Моя Мелодия» — трогательное и эмоциональное шоу с интригой, герои не знают, что их ожидает на съемочной площадке, а именно — какой музыкальный подарок-сюрприз. Такой формат подогревал ваш интерес?
— Скажу честно, я очень волновалась перед съемками. Когда приехала на студию, ко мне, как обычно, не подошел ни редактор, ни сценарист, ни режиссер. И я вообще не знала, что будет, что мне ждать. Как сказала моя помощница: ты просто будешь сидеть в кресле и смотреть музыкальный номер. Но я же не музыковед! Как мне реагировать? Неизвестность меня пугала, потому что не хотелось предстать перед миллионами зрителей в глупом виде. Но на деле в шоу оказалось все намного проще и понятнее.
— Может быть, вас специально держали в неведении?
— Теперь я в этом уверена. В самом начале программы для меня был приготовлен сюрприз, это зрители увидели сами. На мой взгляд, все прошло неплохо. Хотя, если бы я заранее знала, то была бы готова к развитию таких событий, но зрители, думаю, оценят.
— Как вам ведущий шоу?
— Коля Басков — великолепный ведущий. Мы с ним много общались по ходу съемок, разговор шел в позитивном ключе. Мы ведь очень хорошо знаем друг друга, поэтому была легкость общения. Коля Басков мне нравится своей удивительной доброжелательностью, галантностью. Он замечательный певец и артист с большой буквы.
— Какие чувства испытывали во время этого проекта?
— Вначале это было похоже на мой бенефис немножко. В прошлом году мне исполнилось 80 лет. Телевидение сделало много передач к этой дате, и это был еще один комплимент в мой адрес. Конечно, мне было очень приятно. Тем более я стояла на сцене с людьми, которых люблю и хорошо к ним отношусь, поэтому я получила огромное удовольствие.
— С вашей мелодией организаторы шоу угадали?
— Песня, которая прозвучала, не входила в число моих самых любимых. Но исполнительница, которая когда-то вышла на сцену с этой песней, мне очень нравилась.
— Вся история советской и российской музыки прошла перед вами, как постоянной ведущей «Песню года», часто вспоминаете то время?
— В свое время я предложила Первому каналу замечательный проект «Мелодии века». Мне хотелось бы осуществить этот проект, потому что он немного другого качества: мы вспоминаем песни, которые когда-то пели наши любимые исполнители советского периода, наши композиторы замечательные, которые создавали эти песни: Богословский, Блантер, Колмановский, Френкель. Советские песни ведь очень точно отражали суть нашего человека, удивительно доброго, терпеливого, доверчивого.
— Целая плеяда великолепных артистов выросла на ваших глазах. Кто из них был самым выдающимся?
— На каждом этапе моей жизни были разные исполнители, которые меня восхищали. В детстве я очень любила Клавдию Шульженко. У нас дома не было телевизора, но было радио, и, конечно, Шульженко занимала в моем сердце первое место. Я любила и Ивана Козловского, и Сергея Лемешева, и Нину Дорду, и ГеленуВеликанову, особенно ее песню «Ландыши». А когда песню «Темная ночь» Богословского пел Марк Бернес, я всегда плакала. Мой отец — военный летчик, он погиб в 1944 году, в самом финале войны, не вернулся с боевого задания. Друзья нашей семьи, соседи, которые встречали меня на улице, всегда плакали, потому что я в детстве была очень похожа на своего отца. Он был очень музыкально одаренным, прекрасно исполнял песни того времени — «Синий платочек» и «Темную ночь». Когда я видела на экране Бернеса, мне казалось, что мой папа поет. У меня отец был очень красивый, он украинец по национальности, доброты необыкновенной. О нем очень долго вспоминали его коллеги, друзья. Мы тогда жили очень просто, даже не было особенных квартир. Построили длинные бараки, всем летчикам дали по комнате в них. Печку мы топили дровами, воду с улицы носили. Жили практически одной семьей.
— Какие еще песни и исполнителей считаете великими?
— Когда появилась песня «Издалека долго течет река Волга» — это был, конечно, гимн могучей реке, гимн всему нашему народу в исполнении Людмилы Зыкиной. Эта великая песня до сих пор незабываемая. Я провожу ежегодно детский фестиваль в «Орленке» на берегу Черного моря — «Песенка года». У нас была замечательная исполнительница, которая так исполнила эту песню, что я подумала: слава Богу, появилась вторая Зыкина. Девочке было всего 12 лет, но она так прочувствовала эту песню! С Людмилой Зыкиной мы на самолете пролетели через весь Советский Союз с песнями, посвященными Великой Победе. Закончили на Камчатке и вернулись в Москву. Еще Валя Толкунова была такая трогательная, удивительная, красивая и внешне, и душой певица. Потом появилась молодая плеяда — Валерий Леонтьев, Алла Пугачева. Я сейчас очень сожалею, что Алла покинула нас в такую трудную для страны минуту. София Ротару тоже была яркая личность. «Песняры» заворожили всю страну, мне они особенно были дороги, поскольку моя мама из Белоруссии. Всех перечислять — нам времени не хватит. (Улыбается.)
— Кого бы вы назвали из нынешних певцов?
— Несмотря на свое эпатажное поведение, подчас с негативным уклоном, должна сказать, что Филипп Киркоров — великолепный исполнитель. У него есть чудесные песни. Ему бы быть немножко посдержанней в своих поступках. Он благодаря своему вокальному таланту поднялся так высоко, но он же не в Америке живет. Это там принято эпатировать публику, появляться на сцене полуголым, не уважать ни религию, ни моральные нормы. Но это их выбор, а у нас-то все по-другому. И Филипп должен учитывать, что живет в России, и уважать чувства своих зрителей.
— Сколько у вас в телефоне контактов — людей, которых знает страна?
— Я как-то не обращала на это внимания. В телефонной книге, я думаю, больше контактов людей разных профессий, с которыми я долгое время иду по жизни. Сказать, что в круге моего общения превалируют великие творческие люди, — я не могу. Есть много тех, с кем я общаюсь, но музыканты, как правило, тянутся к музыкантам. У них есть что обсудить — новую песню, музыку, аранжировку. Со мной же они не будут по этому поводу советоваться. Но ко мне они всегда по-доброму относились, не было недоброжелателей, что, мол, она всегда ведет «Песню года»? Со мной всегда вежливо здоровались, и я свое прошлое очень люблю.
— А сколько из них вам звонят, чтобы с праздником поздравить?
— К сожалению, те, кого я почитала как артистов, редко мне звонят. Когда человек на коне, к нему все льнут, а когда человек слез с коня, то рядом только те, кто к тебе искренне и тепло относился на протяжении многих лет. Вот я училась в институте с Бедросом Киркоровым — папой Филиппа, и вот он мне часто позванивает. А Филипп, который не раз высказывал мне чисто человеческие симпатии, ни разу не позвонил за долгое время. Как-то я попросила билет на его концерт, но не дождалась ни билета, ни извинений. Ну, в конце концов, кто я сейчас для Филиппа Киркорова? (Улыбается.)
— У вас есть и актерское образование, и в карьере были роли. Вам нравилось это?
— Я рвалась в театр, меня остановил мой первый муж (Геннадий Чертов —диктор, актер. — Прим. автора). Он мне сказал: «Ты понимаешь, в чем дело? Ты в театре не выживешь, потому что там нужны зубы, когти и локти. А у тебя этого нет». Он мне не разрешил и в кино сниматься. Там же экспедиции, уезжаешь на съемки надолго. Он сказал: «Как ты себе представляешь: ты на три месяца уедешь, а я — один? Нет». Выбирай: или семья, или кино».
— Получается сломал вам кинокарьеру?
— Нет, он не сломал, просто расставил жизненные приоритеты правильные. Хорошо, если молодая актриса пришла в театр, и у нее там сразу и бесповоротно сложилась карьера: есть интересные роли, есть популярность. Но ведь так бывает очень редко. А я была просто хорошенькая молодая девушка, в меру талантливая. Помню, мы с мужем поехали на кинопробы на Одесскую киностудию, и там была очень сложная сцена, которую мне поручили. Надо было плакать. Вот я расплакалась, разрыдалась, а режиссер вдруг говорит: «Стоп! Опять дубль!» Я думаю: опять мне надо все сначала, настраиваться, выдавать эмоции. Я три раза это повторила, и даже муж мне сказал: «Слушай, какая ты молодец». Все были в восторге от того, как я эту очень трудную сцену провела. Но я не жалею, что не в театре, не в кино. Думаю, что все правильно.
— Конечно, правильно, иначе мы бы не увидели вашу блистательную телекарьеру. Надо иметь талант, чтобы органично работать в разных форматах. Сложно было?
— Я себя очень не любила раньше. На экране увидишь и думаешь, боже, какой ужас. Сейчас смотрю и думаю, почему я была так к себе жестока? Я себя часто нещадно критиковала. И вот сейчас я снова себе не нравлюсь и критикую себя. Недавно появилась в какой-то программе и думаю: какой ужас! А мне говорят: «Да ты что? Все здорово!» Потом проходит время, я увижу эту программу и скажу: «Ой, да ты же совсем хороша была!»
— Наверное, у вас развито самоедство.
— Да, надо от этого избавляться. Многие пишут: надо себя любить. Я утром встаю и мне надо сказать: «Я себя люблю, я самая хорошая, сама талантливая». Человек должен наполнять себя позитивными эмоциями.
— Скажите, из тех проектов, в которых вы участвовали, какой был самым сложным для вас?
— Я все делала с любовью, любила читать закадровые тексты к документальным фильмам. Мои коллеги даже приходили в студию послушать меня и поучиться. Я с большим удовольствием вела передачи. «В мире животных», помню, от избытка чувств даже обнимала медведей. Мы приехали на квартиру к дрессировщикам, и четыре медведя меня обнимали. Я очень много самых разных передач вела. А сколько детских фестивалей! Меня на телевидении очень любили, и иногда в дикторский отдел приходило на меня по двадцать заявок. За что мои коллеги даже затеяли против меня борьбу. Я их понимаю: «Как это так? Мы тоже талантливые и красивые!»
— А необычные истории приключались с вами за годы работы?
— Однажды была очень забавная история. Я пришла в студию читать программу, и мне говорят: «Ангелина, очень мало времени, поэтому текст произнеси в темпе, чтобы все успеть». Когда зажегся огонек на камере, я включила микрофон и в своей манере, но в более быстром темпе прочитала программу на следующий день и отключила микрофон. Но, то ли кнопка отошла, то ли я не очень сильно на нее нажала, и от радости, что все успела, я захохотала демоническим смехом и сказала грубым голосом: «Успела!» —на контрасте с моим чистым и звонким голосом, которым я только что читала. Сначала все замерли. Я прихожу в студию, а там мертвая тишина, и мне говорят: «Лина, что ты сделала? Все это пошло в эфир!» Наши теленачальники за голову схватились, ведь программа «Время» началась с похорон Екатерины Фурцевой (министр культуры СССР 1960-1974 г. — Прим. автора). Можете себе представить? И вдруг тут чей-то хохот. Я прорыдала весь вечер. На следующий день решила: «Надо идти сдаваться». Пришла к руководителю нашего отдела и говорю: «Жанна Петровна, это я». — «Что я?» — «Я вчера хохотала». Она говорит: «Врешь!». Потом говорит: «Иди к руководителю — Мамедову». Прихожу к нему в кабинет: «Знаете, вчера это была я». Он говорит: «Не может быть». Думала, он скажет: «Вон! Не будешь работать!»
— Повинную голову меч не сечет.
— Да, примерно это он мне и сказал: «Ладно, иди, премию с тебя снимем». И с меня 300 рублей удержали — большие деньги по тем временам. Но все равно я была счастлива, что не уволили.
— Когда смотрите современное телевидение, нет у вас желания что-то поправить?
— Все течет, все изменяется. Это нормально, что телевидение вышло на другой уровень. Естественно, есть такие ведущие, которые мне совсем не нравятся.
— Что не нравится — манеры или непрофессионализм?
— Иногда непрофессионализм очень коробит. Не буду называть фамилии, это люди достаточно успешные, зачем мне доставлять им огорчение? Они должны сами быть к себе критичны. Мне нравится, как работает замечательный ведущий Саша Олешко. Он очень творческая личность. Хочу пойти посмотреть сказки, которые он читает детям. В свое время я его опекала, выдавала за племянника, давала деньги в долг, однажды дала платье, которое он мне так и не вернул, наверное, хранит как реликвию. (Улыбается.) Андрея Малахова обожаю, он великолепно ведет передачу «Песни от всей души». Лера Кудрявцева прекрасная ведущая, ИрадаЗейналова. Я ее увидела, когда она еще делала репортажи из Англии. Хороших ведущих, конечно, много и сейчас.
— Не могу не спросить про вашу работу в программе «Спокойной ночи, малыши!». Вы, правда, попали в нее случайно?
— Во многом да — пришлось подменить ведущую, и так вышло, что задержалась надолго. (Смеется.) Вообще, в Советском Союзе детским программам уделяли очень большое внимание. Передача на самом деле уникальная — это была единственная сказка на ночь. Все дети ее обожали, обожали Хрюшу, и когда его убрали — это был настоящий шок у маленьких телезрителей.
— Почему Хрюшу тогда убирали?
— Дело случая. Пришел новый руководитель Гостелерадио СССР, по-моему, пришел с должности посла в одной из стран (Александр Аксенов. — Прим. ред.). Когда он увидел Хрюшу, то решил: ну как это так — советских детей воспитывает Хрюша? Не успев разобраться, что такое Хрюша для детей, он поспешил его убрать. Но мы знали о любви к нему детей, ведь мешками присылали письма. Я пошла на прием к Леониду Петровичу Кравченко, возглавлявшему телевидение, сказал: «Лина, не волнуйтесь, конечно же, Хрюшу мы отстоим». И Хрюшу вернули на место. А заодно и Каркушу.
— В «Орленке» проходит еще один ваш проект — фестиваль «Песенка года». Как обстоят дела сейчас?
— Мы уже 24-й год собираем детей на этот фестиваль. Они приезжают на месяц, отдыхают, принимают участие в фестивале. Бесплатные путевки — просто рай для детей. Море, солнце, песни, творчество, концерты. Ежегодно в «Орленке» собирается до трех тысяч ребят. Недавно там построили великолепный концертный зал. Заключительный концерт нашего фестиваля и открытие мы проводим в этом великолепном зале. Сказочно красиво! Это место силы. Многие наши участники — лауреаты всевозможных конкурсов. Был один лауреат — талантливый мальчик из Коми — даже был министром культуры Коми, сейчас возглавляет театр в Петербурге. Дети растут, но не все попадают на звездную орбиту. Один наш лауреат Артем Морозов — финалист проекта «Голос». Он великолепно исполнил в прошлом году песню «Офицеры». Дети вставали и с ним хором пели. Ему было 13 лет, он так блистательно исполнил. Бывают очень талантливые дети, но приезжают с таким репертуаром, который мне не очень нравится. Это детский фестиваль, и нужно везти детские песни. Но современных детских песен хороших очень мало.
— Вы прекрасно выглядите для своих лет. Каких правил здорового образа жизни вы придерживаетесь?
— Я всегда советую хоть 5-10 минут в день заниматься физической нагрузкой. Ходить гулять обязательно. Ходьба — это самый безопасный спорт, которым можно поддерживать свое здоровье. Если есть возможность, обязательно ходить в бассейн, заняться скандинавской ходьбой. Балансировать питание, больше овощей. Наши магазины, к счастью, завалены едой. Правда, цены растут. Я вот, народная артистка России, а получаю пенсию 22 тысячи. Если бы я не имела возможности подработать, как прожить? А у других ведь нет такой возможности.
— Известно, что вы человек верующий. Что для вас значит вопрос веры?
— Вера меня спасает, и я не знаю, что бы я делала, если бы не было возможности носить в душе веру. Это человека дисциплинирует и требует не позволять себе поступков, что некоторые себе позволяют. Мы не знаем, что нас ждет после ухода из этой жизни. Может быть, ждет продолжение, может быть, встреча с Высшими силами. Как мы пред ними предстанем? С верой проще все-таки себя контролировать. Уж как меня проклинали украинцы, а я не могу на ненависть откликаться ненавистью. У меня это не получается! Когда меня ненавидят, я просто стараюсь об этих людях не думать. Если меня кто-то обижает, я иду в церковь и подаю записку о его здравии — это помогает.
Евгений НИКОЛАЕВ
Фото: телеканал «Россия», личный архив