Олег Влади: теперь я с опаской показываю свои песни Баскову
Произведения талантливого и успешного автора текстов, композитора Олег Влади все чаще звучат в репертуаре российских звезд первой величины и начинающих исполнителей. Он лауреат многочисленных музыкальных премий, постоянный член жюри в популярном вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!», пятый юбилейный сезон которого сейчас в эфире телеканала «Россия». О том, как изменился за это время популярный проект и он сам, почему Басков инвестирует в его песни, и как написать «новый гимн Азербайджана» для Киркорова — об этом и многом другом автор эксклюзивно рассказал «ТН».
— Вы уже, можно сказать, старожил проекта «Ну-ка, все вместе!». Как он изменился за это время?
— Старожил не только я, но сам российский телепроект уже долгожитель. Насколько я знаю, шоу нашего формата в других странах так долго в эфире не продержались: шли два-три сезона и закрывались. В России телешоу существует уже пятый сезон (и плюс отдельный суперсезон «Битва сезонов») и с каждым разом только набирает популярность. Конечно, проект очень сильно вырос по качественному составу участников, по содержательности. Новые конкурсанты значительно подтянули свой уровень, лучше подготовились, поэтому количество стобалльных выступлений сейчас просто зашкаливает. Но лидер нашей сотни Сергей Лазарев всегда настраивает нас на рабочий лад, часто говорит: «Мы уже за эти годы насмотрелись и наслушались, выросли как эксперты, что дай нам хоть восемь участников в отборочном туре — стобалльных исполнителей, и мы даже у них найдем, до чего докопаться».
— Какие у вас личные индикаторы «стобалльности»? Мурашки?
— Уже до банальности низведены эти мурашки (улыбается), даже озвучивать это уже как-то неловко. Так же, как и критерий «нравится — не нравится». Я стараюсь себя от этого отводить. У меня сейчас критерий такой — держит конкурсант мое внимание во время выступления или нет. Интересно ли за ним наблюдать... Вспоминаю сейчас совершенно конкретные номера, когда я просто не мог оторвать глаз от того, что исполнитель делает на сцене, как он поет, двигается. Даже его взгляд — это гипноз. Один поворот головы — и вся публика его. Это невозможно логично объяснить, невозможно даже назвать наработанным мастерством, это какое-то подлинное естество артиста. Такая артистическая органика на сцене притягивает как магнит.
— Если вас «магнитит» — это заявка на сто баллов?
— А вот, кстати, не всегда! Увы. Иногда мне кажется чрезвычайно интересным, необычным какой-то исполнитель, поднимает меня... и в то же самое время оставляет совершенно равнодушным большое количество моих коллег по стене. Это порой удивительно: как одни слышат что-то и не слышат другие! Для меня очень важен «акт творения» на сцене! Когда ты видишь, что на твоих глазах здесь и сейчас рождается настоящее творчество, подлинное искусство. Артист, возможно, репетировал свой номер немного по-другому, но вот он вышел на сцену, поймал взгляды зрителей, нутром почувствовал атмосферу и все сделал по-особенному! Это всегда заметно, и это высший пилотаж для артиста.
— Вам продюсеры проекта говорят перед съемкой, на кого из участников стоит обратить внимание?
— Нет. Вы что!? Нас даже на пушечный выстрел не подпускают к павильону, когда идут репетиции участников, и мы не знаем, кто выйдет на сцену шоу! Все держится в секрете от сотни. Мы и сами обеими руками за чистоту нашего «эксперимента», чистоту восприятия. Ведь иногда исполнитель перерабатывает песню под себя, делает ее совершенно в другом жанре, в другом темпо-ритме. Некоторые даже меняют мелодию. И мы не всегда можем понять, что за произведение зазвучало! Для этого, безусловно, нужна определенная смелость, потому что у нас члены жюри очень любят за это ругать. (Улыбается.) Мол, композитор написал мелодию, так подай ее сюда! Установки обратить на кого-то внимание по сути своей бессмысленны, когда в жюри сто человек!
— Вы меняете проект, и проект вас меняет. Вы за это время стали жестче или добрее по отношению к участникам?
— Я очень стараюсь и настраиваю себя перед съемками каждого сезона на великодушие. Профессионализм профессионализмом, критика критикой, но всегда нужно помнить фразу: «Не знаем мы, как слово наше отзовется». Иногда одно резкое критическое замечание, неосторожный негативный комментарий может отбить желание у человека заниматься творчеством дальше.
— Или наоборот — как у вас, если вспомнить ситуацию с продюсером «Лицея» Алексеем Макаревичем, который очень давно в Новосибирске посоветовал молодому исполнителю бросить музыку и найти другую творческую стезю для самореализации.
— Да, было дело. (Улыбается.) Был большой музыкальный кастинг в Новосибирске, искали новых артистов. Стоя перед легендарным продюсером, я что-то пел... Очень сдержанно, но внятно и прямо Алексей ответил, что заниматься музыкой мне не нужно. Таланта маловато. Как в воду глядел. (Смеется.). Я сейчас вспоминаю этот момент и не могу найти объяснения, почему тогда у меня это не вызвало какого-то сокрушительного потрясения... Эта его неожиданная обструкция не оставила в душе какого-то губительного следа. Ведь я и без того сам по себе довольно самокритичный человек, интроверт и самоед. Но я продолжил заниматься музыкой, правда, немного в другом ключе, как вы понимаете, переключился с исполнительства на авторство. Но это произошло постепенно, путем моего поиска, изучения самого себя. Но не из-за слов Алексея Макаревича — это точно.
— Вы потом, когда стали уже признанным автором, встречались с Макаревичем? Обсуждали этот момент?
— Поскольку у меня в душе этот пассаж не оставил никакого следа, обиды, грусти, досады, я совершенно за эту историю не держался, да и пути наши даже не пересекались. И вот, кстати, только на съемках нашего шоу я однажды увидел Анастасию Макаревич — солистку группы «Лицей» (она тоже была одним из ста экспертов) и невольно вспомнил этот далекий эпизод. Впервые за много-много лет. С легкой и светлой иронией.
— После победы Сергея Павловского в суперсезоне «Ну-ка, все вместе! Битва сезонов» у вас образовался с ним творческий союз. Сразу согласились на такое сотрудничество?
— Поступило предложение от продюсеров шоу написать для победителя суперсезона песню, которая в итоге будет открывать юбилейный сезон! Я, конечно, согласился, мне было это интересно, хотя и не знал на тот момент, кто победит. К тому же проект стал для меня родным, и я хотел, чтобы у исполнителей, которые к нам приходят, появилась возможность какого-то постконкурсного развития. Главная проблема музыкальных проектов, я считаю, в том, что конкурсанты приходят, выступают, иногда очень ярко заявляют о себе, и на этом все заканчивается. По окончании шоу, как правило, нет никакого дальнейшего продолжения. Мне показалось, что, если мы перекинем мостик в виде песни в следующий сезон, это будет очень и очень правильно.
— И это еще и своеобразный сигнал коллегам — композиторам, продюсерам, — чтобы активнее работали с перспективными исполнителями.
— Абсолютно верно, потому что мы же порой не знаем, кто из них станет следующей звездой на российском небосклоне шоу-бизнеса. Иногда это не видно вот так сразу и проявляется только через некоторое время. Исполнитель работает над собой, к нему приходит определенная осознанность, появляются песни, и он вдруг открывается для всех как настоящий артист. И получается, что его талант в свое время остался недооцененным, прошел мимо нашего внимания.
— Сейчас вы общаетесь с Сергеем Павловским?
— Да, конечно. Подписаны друг на друга в соцсетях. Сейчас проходит тур «Новые голоса России» с финалистами предыдущих сезонов шоу, они выступают на главных концертных площадках в разных регионах, а в ноябре в Москве будет финальный концерт в Крокусе. Я уже вижу в соцсетях, как горячо ребят принимают зрители. Прием, который оказывают нашим артистам, невероятно приятен. В программе тура звучат две моих песни: «В осенних городах» в исполнении Сергея Павловского и «Не отпускай», написанная мной для победительницы второго сезона Яны Клявини. Таким образом, в этом сезоне победителю достанется 5 миллионов рублей приз, возможность гастролировать и получить в подарок сингл с ротацией на радио. Это поверьте, немало для молодого артиста.
— В этом сезоне будете присматривать другого исполнителя?
— У меня нет как таковой внутренней установки — присмотреть, кого-то найти, написать песню. Это музыка. Она всегда на эмоциях! Я на каком-то импульсе свое творчество всегда держу: если вдруг что-то екнет внутри от выступления артиста, то, скорее всего, из этого что-то может получиться.
— Уже есть наброски?
— Они есть всегда! Самое удивительное, что припеву песни Сергея Павловского больше десяти лет. И это не единичный случай, когда песни достаются «из стола», где годами ждут своего часа. У нас такое было с Кристиной Орбакайте, с песней «Раз и навсегда». Я когда-то отправлял ее Кристине, но так получилось, что в тот момент она была занята подготовкой нового шоу и, видимо, песня не привлекла ее внимание. И надо признать, что тогда эта песня звучала иначе, в другом стиле и темпе. А вот спустя несколько лет, когда Алла Борисовна начала подготовку «Рождественских встреч», я попросил своего давнего друга — дизайнера и музыканта Алишера — показать несколько моих композиций. С надеждой, что какая-то из них может подойти для новой программы. Услышав «Раз и навсегда», Алла Борисовна сразу сказала, что эта песня подошла бы для Кристины. В итоге, совершив многолетний круг, песня вернулась к своей певице! И Кристина прекрасно ее исполнила. У меня и черновиков много, и набросков много, и готовых песен, которые лежат и вот так же чего-то ждут.
— А что будете делать с Николаем Басковым, который берет ваши песни, выплачивает гонорар, но не исполняет их? У вас нет планов вернуть эти песни и предложить кому-то другому?
— Я с Колей по этому поводу говорил. Каждый раз мы к этой теме возвращаемся, когда я ему новые произведения показываю. Теперь с опаской: вдруг сейчас возьмет и опять отправит в «долгий ящик». Но он меня успокаивает, говорит: «Подожди, не спеши, я твои песни периодически переслушиваю и рано или поздно обязательно исполню. Пускай пока лежат!». В общем, пока он не отдает ничего назад. (Улыбается.)
— Может, он хочет выпустить с этими песнями отдельный альбом?
— Скажу честно, у меня была вот такая мечта в самом начале творческого пути — состояться в тандеме с каким-то артистом, написать ему полноценный альбом. Чтобы потом можно было сказать: «В творчестве этого артиста был период Олега Влади!». Но, увы, я пишу сравнительно немного. Вынашиваю каждую песню как ребенка, вкладывая часть своей души. Ждать, пока я разрожусь, артисты не могут, им нужно выпускать новый альбом, ехать на гастроли. А, чтобы написать целый альбом, нужно время...
— Басков, судя по всему, будет первым, с кем удастся реализовать такой проект. Сколько у него уже скопилось ваших песен?
— Шесть — совершенно точно. Были еще совместные произведения, которые он хотел бы записывать с другими исполнителями в дуэте.
— Как строится сотрудничество со «звездами»: вы пишете им песни, они вам оплачивают?
— Бывает по-разному! Это зависит от потенциала песни, который видит для себя артист. Иногда он берет отдельный трек себе в альбом, но не собирается делать из него сингл, не собирается снимать клип и запускать песню в широкую ротацию. Тогда это одни договоренности. А когда мы уже примерно понимаем, что песня будет заглавной, тогда гонорар может быть очень скромным, но в дальнейшем мне за песню будут идти отчисления Российского авторского общества. Фактически это зарплата.
— А песни для дуэтов вы заранее планируете или уже подстраиваете потом под исполнителей?
— Как правило, это очень стихийно происходит. Помню, однажды Катя Лель обратилась ко мне: ей была нужна песня конкретно для дуэта с Николаем Басковым для ее юбилейного концерта. И тогда я целенаправленно писал песню под них. Получился очень красивый дуэт «Бессонница». А иногда песня пишется с прицелом на дуэт, мы ее обсуждаем с артистами, что-то меняем, но в итоге один из исполнителей из этой истории выбывает. Так получилось с песней «Я не боюсь», которую исполнил в итоге Сергей Лазарев. Изначально ведь по задумке это был дуэт с Ани Лорак. Именно благодаря ей я и познакомился с Сергеем и началась эта работа. Какое-то время мы правили текст, что-то убирали-добавляли... И в какой-то момент Ани мне сказала, что все-таки не видит себя в этой песне. Я был расстроен. И, если честно, то даже не сразу сообразил, что можно было бы предложить Сергею сольное исполнение. Песня легла на полку. Надвигалось Евровидение. И вот, кстати, именно в момент грандиозного выступления Сергея в этом шоу я вдруг подумал, а почему, собственно, я даже не спросил у него, не хотел ли бы он взять эту песню в свой репертуар.
— Получилось лучше, чем ожидали?
— Конечно же! Лазарев наполнил ее своей энергией активной, мужской и песня к нему буквально приросла, стала одной из его визитных карточек. А для Каролины я написал несколько по-настоящему ее песен, которые она принимала, едва услышав. Наша самая первая песня «Новый бывший» до сих пор находится в ее концертном репертуаре.
— Сейчас все чаще появляются исполнители новой волны: блогеры, юмористы, все начинают петь, отбирают хлеб у профессиональных исполнителей. Вы учитываете этот тренд, как-то перестраиваете свое творчество?
— Я все-таки остаюсь верен своему внутреннему видению музыки и ее содержания. Но такие предложения, безусловно, поступают. Пожалуй, самое дикое, что я слышал от одного потенциального заказчика — чтобы припев длился ровно 15 секунд. Я сначала не понял, что имеется в виду. А просто в тот период сторис в соцсетях были длительностью всего 15 секунд, и нужно было уложиться в это время. Чтобы никакие слова и аккорды не вываливались. Представляете? Сестра таланта должна была быть как никогда краткой. (Смеется.) Песни даже еще нет, непонятно о чем она будет, а человек уже мыслит в формате тайминга. Я ему сказал тогда, что, видимо, помочь не смогу, потому что мы на берегу уже говорим о разных вещах, и в одну сторону пойти не получится.
— Но за новыми исполнителями следите?
— Безусловно! Я наблюдаю за молодыми исполнителями и очень радуюсь, когда среди них появляются настоящие профессионалы. Как Ваня Дмитриенко, например. Несмотря на свой юный возраст, он уже большой профессионал. Ваня играет на музыкальных инструментах, очень точно по нотам поет, излучает энергетику и имеет свое внутреннее послание, с которым идет к своей аудитории. На мой взгляд, недопустимо не учиться музыке, не быть профессионалом, в каком бы жанре ты не работал, насколько легок не был бы этот жанр.
— Кто, на ваш взгляд, сейчас самый крутой трендсеттер на российской эстраде?
— Безусловно, это Анна Асти. Я слышу разные мнения по поводу этой исполнительницы, но нельзя не признать тот факт, что она явление на нашей сцене. Вместе с ее неизменным автором Димой Лореном они создали фактически свой собственный жанр! Еще назову Юлию Зиверт. Она мне чрезвычайно интересна с точки зрения музыкальной составляющей ее творчества. Я очень рад, что Ани Лорак наконец-о вернулась на сцену! У меня много идей для наших новых песен! Конечно же, мой друг Сергей Лазарев! Его шоу — это настоящий спектакль, который должны увидеть все! Он задает планку для всех! А если из совсем новых артистов, мне очень нравится певица Ева Власова! У нее такой особенный музыкальный мир, столько красивой поэзии! Сама пишет, великолепно поет!
— У вас широкий круг звезд первой величины, с кем вы сотрудничаете, но в нем явно не хватает только Филиппа Киркорова.
— На самом деле мы уже с ним посотрудничали, хотя он даже не подозревал об этом. (Улыбается.) Мы даже с Филиппом потом смеялись, что никогда бы не подумали, что наша с ним первая совместная песня будет именно такой. Дело случая! У Филиппа были запланированы концерты в Баку и там у него образовалась творческая коллаборация с популярной в Азербайджане певицей Айгюн (Айгюн Кязимова — народная артистка Азербайджана. — Прим. автора). Они хотели сделать оригинальную песню, которую исполняли бы только они. Айгюн на тот момент сотрудничала с музыкантом и стилистом Алишером, который показал ей несколько своих музыкальных заготовок. Она выбрала одно произведение, к которому Алишер попросил меня написать текст. Было конкретное задание — выразить огромную любовь и уважение к Азербайджану! Текст получился довольно торжественный, патетический. Филипп и Айгюн с большим успехом исполнили эту песню на его бакинских концертах. Спустя какое-то время мы встретились с Филиппом, и я в шутку спросил его: знает ли он, кто написал слова к этой песне? Он сказал: «Только не говори, что это ты! Кто бы мог подумать, что мы с тобой соединимся в новом национальном гимне Азербайджана».
— Собираетесь продолжать? Ведь Киркоров — это величина, такое сотрудничество сложно переоценить.
— Конечно, мне бы хотелось. Но Филипп — настолько масштабная и значимая фигура в российском шоу-бизнесе, что ему не каждая песня подойдет. Тут нужно что-то особенное, надо попасть в десятку.
— Уже думаете про такую песню?
— Филипп, на мой взгляд, очень филигранно балансирует между двумя крайностями: он либо смелый экспериментатор в музыке, либо поет прекрасные распевные, мелодичные, диапазонные композиции. Я пока собираюсь с мыслями, чтобы понять, к какому из этих двух берегов лучше причалить.
— Нельзя обойти стороной историю с претензиями Игоря Саруханова, который увидел сходство вашей и его песен. Как вы для себя это восприняли?
— Самое удивительное, что как раз-таки у Игоря Арменовича изначально не было никакого желания идти на конфликт! По сути, вся эта шумиха была во многом инспирирована другими людьми, которые очень хотели творческой справедливости и до определенного момента нагревали обстановку. Пока два главных фигуранта не встретились и не исчерпали конфликт! Хорошо, что к этой истории подключился мой хороший друг Сергей Сашин – поэт-песенник, член Российского авторского общества. Он тогда мне сказал: «Если ты не хочешь, чтобы это дошло до максимального скандала, доверься мне! Я помогу! Давай найдем мосты взаимопонимания с Игорем, потому что он крайне миролюбивый и неконфликтный человек».
— Худой мир лучше доброй ссоры?
— Совершенно верно! Сергей взял на себя эту миротворческую функцию, мы встретились с Игорем Арменовичем, и он сказал: «Я не хотел скандала, так переживал из-за всего этого, что у меня просто опускались руки». Он же великолепный композитор, и прекрасно понимал, что когда хотят сделать какое-то заимствование, то делают это так, чтобы невозможно было докопаться. То есть можно же поменять два аккорда — и все. Вроде как что-то напоминает, но полного совпадения нет, и по нотам будут разные вещи. А здесь — один в один. Он рассудил: «Я понимаю, что такие совпадения редко, но случаются. Это надо признать, что тут именно так произошло». Мы поговорили, все обсудили и в итоге решили, что будем соавторами в музыке этой песни.
— А с Аллой Борисовной, которая исполнила эту скандальную песню «Я летала», у вас был разговор по этому поводу?
— Нашим главным творческим коммуникатором с Аллой Борисовной всегда был Алишер. Эту песню тоже курировал он. И когда уже улеглись первые страсти, он передавал мудрые слова Аллы Борисовны: «Для вас, молодежь, это все в диковинку, а у меня всю жизнь так: что бы я ни делала — хорошее, спорное, плохое — из всего делали скандал! Я уже привыкла. И вы давайте привыкайте».
— То есть она спокойно оценила ситуацию?
— Она же сама блестящий композитор, поэтому не пришлось даже что-то доказывать, убеждать ее в том, что это случайное совпадение. Так или иначе песня состоялась! И стала заметным музыкальным событием того года! Но понервничать пришлось... Больше всего меня поразили слова Коли Баскова в ответ на мои причитания в тот момент о количестве злобных комментариев по всему этому поводу. Он сказал: «Олежик, ну, я надеюсь, у тебя не было иллюзии о том, что тебя совершенно искренне все любят и ждут каждую твою победу?! Что ни песня, то хит, что ни артист, то суперзвезда! Представляешь, как сильно это раздражает! А тут вдруг повод такой! С боевым крещением тебя!»
— Вторая история скандальная была, когда вы судились с одним из телеканалов по поводу вашего авторства песни «К черту любовь», вас просто не указали в титрах одной из передач, где она прозвучала.
— По сути, это было урегулирование нелепой оплошности редакторской группы, выпускающей программу. Казалось бы, ну не указали кого-то в титрах... не смертельно. Кто их читает вообще... Но в наше время единственное, что остается у автора, это имя. Без преувеличения мы — самое незащищенное звено большого музыкального процесса.
— Это был вопрос принципа?
— В каком-то смысле да. Мы с моим юристом Валерией Рытвиной обращались в досудебном порядке с просьбой принять меры, исправить ситуацию, добавить титры хотя бы в тот ролик, который выложен в сети. Увы, не получилось. Но нет худа без добра: самая главная находка всего этого разбирательства, которая нас поразила: вдруг всплыл некий договор между мной и певицей Лободой — на украинском языке и с моей подделанной подписью. И якобы согласно этому договору я полностью разрешил никогда и нигде меня не указывать как автора этой песни!
— Их юристов это не смутило?
— Думаю, все они были убеждены в подлинности этого договора. Если сама певица передает какой-то документ, то вряд ли он может оказаться фейковым! В результате судом нам было вынесено удовлетворение, а там уже — идите разбирайтесь. И вот к артистке действительно есть вопросы. В высшей степени это все некрасиво и неприятно. И получается, по сути, как таковой вины канала тут нет...
— Ну значит на «Золотом граммофоне» мы вас увидим?
— Я надеюсь. (Улыбается.) В этом году Сергей Лазарев получает граммофон за нашу песню «Третий», которую я написал в соавторстве с композитором Павлом Поздникиным. Песня продержалась необходимое количество недель в чарте Русского радио и несколько раз поднималась на первое место в течение этого периода. Это будет мой шестой граммофон! Каждый важен, каждый бесценен!
— Есть ли изменения в личной жизни? Когда вы порадуете поклонников и маму детишками?
— Это же совершенно непрогнозируемый, неконтролируемый процесс. (Улыбается.) Очень хотелось бы и влюбиться, и быть любимым, чтобы поскорее все это произошло. Но пока есть, как есть. Алла Борисовна метко сказала по этому поводу: «От счастливой любви родятся дети, а от несчастной — песни». Судя по отзывам, слушатели все еще очень ждут моих драматических песен... Так что пока так.
— А мама как-то настаивает на внуках? Или терпеливо, с пониманием относится?
— Я в какой-то момент в теме личных отношений обозначил границы достаточно категорично, что этот вопрос касается меня, и только я буду им заниматься. Поэтому взывать к моей сознательности и совести бесполезно, мама это прекрасно понимает и ничего подобного не говорит. Во всяком случае по пятницам (смеется), когда показывают новый выпуск «Ну-ка, все вместе!».
Евгений Николаев
фото: телеканал "Россия", личный архив