Александр Лазарев: про театр я знаю все, потому что воспитывался в театре

С Александром Лазаревым мы встретились  на одном из мероприятий и погрузились в воспоминания, как в Калининграде на кинофестивале «Короче» его дочь Полина, продолжательница знаменитой династии, представляла свой режиссерский дебют — фильм «Чайка», который рассказывает о том, как одинокие люди пытаются найти любовь. О профессиональном выборе своих детей и секретах семейного долголетия Александр Лазарев-младший рассказал «ТН».

— Насколько волнительно было наблюдать режиссерский дебют дочери?

— Очень волнительно. Мы в этой истории рождения фильма уже год живем, но когда дело доходит до какой-то оценки, то, конечно, волнуешься. Горжусь Полиной прежде всего, огромная работа проведена, столько труда вложено.

— Вы помогали советом, подсказывали что-то?

— Нет, тут нужно быть осторожным, потому что творчество — вещь индивидуальная, со своими идеями не надо влезать. Просто наблюдали, но если обращалась за помощью, то, чем могли, естественно, помогали.

— Как Полина, по-вашему, проявила себя в качестве режиссера?

— Полина автор всей истории, и сценарист, а я считаю, что еще и продюсер, потому что именно она раздобыла деньги — выиграла питчинг, так что это полностью на 100% ее история. Поэтому она знала, что делает, про что рассказывает, она четко существовала на площадке. Молодец. А сниматься… Признаюсь, я думал, будет некая сложность, какой-то легкий семейный зажим — у нее передо мной, а у меня перед ней. Но нет, все прошло как по маслу.

1
дочь Полина
 

А вообще любите работать с мамой, с дочкой?

— Да, это здорово. С мамой я снимался несколько раз, с ней всегда отлично, нет ощущения груза семейной ответственности. И с Полей то же самое получилось.

— Ваш папа поначалу ведь был против того, чтобы вы шли в актерскую профессию. А как вы приняли профессиональный выбор своих детей?

— Я тоже немного побаивался выбора Полиной актерской стези. Она очень хорошо поет, на сегодняшний день почти профессионально, одно время даже группа своя была, с которой они выступали. Голосок у нее был прекрасный с детства и какая-то музыкальность, поэтому мы надеялись, что она поступит в консерваторию, с детства водили заниматься вокалом. Но в один момент дочь спросила меня: когда начинаются экзамены в школу-студию МХАТ, и я понял, что тут уже все, карьера певицы не состоится, дочь будет актрисой.

— Сын в актеры не пошел?

— Нет, но Сергей тоже в киноиндустрии. Закончил ВГИК, экономический продюсерский факультет.

— Раньше вы говорили, что в юности он метался, не мог выбрать, чем хочет заниматься…

— Мальчики, они такие, не сразу определяются, чего хотят. В фильме «Чайка» он тоже работал — администратором, полностью был на площадке от начала и до конца.

4
с дочерью на съемках
 

— Успехами дочери гордитесь? Стараетесь хвалить или покритиковать тоже можете?

— Ну а как же. Стараюсь все, по правде, конечно, я ее хвалю, потому что любому художнику, творцу необходима похвала, от нее раскрываются крылья за спиной. Но в то же время не могу сдержаться, если что-то не нравится, например, мы с ней по некоторым монтажным делам очень спорили. Я сильно настаивал на одной вещи, она сопротивлялась, потому что «не надо художнику навязывать». Но потом дочь поняла, что я был прав, и сделала, может, не совсем по-моему, но пошла в эту сторону.

— Поля вообще критику, я так понимаю, воспринимает болезненно, начиталась каких-то хейтеров в интернете и говорит, что очень сильно расстроилась…

— Вот это неправильно. Мне еще Марк Анатольевич Захаров, мой режиссер и учитель, давно сказал: «Александр, надо научиться вырастить на себе броню», вот я то же самое говорю, потому что это твоя сказка, твоя история, и ты не слушай никого.

— Какие главные советы и наставления ваших родителей помогли вам в жизни?

— Оно само рождается, когда ты смотришь на какой-то семейный пример, так формируется сознание и так появляются постулаты жизни. Для меня очень важны семейные корни, мой девиз: «Чтобы устоять, ты должен держаться корней» — пришел мне от родителей. Я живу таким образом, а мои дети смотрят на это и, наверное, будут жить так же.

— Вашей маме 86, но она невероятно бодра и энергична, много работает. В чем секрет, где она черпает силы?

— Это невероятная любовь к своему делу, она обожает театр, для нее второе дыхание — это театр. И семья. Но она и отдыхает. Обожает нашу дачу, и мне кажется, ее даже физически там приподнимает. В Москве тяжело, душно, суетно, так что при каждой свободной минуте она уезжает в Абрамцево и живет там.

— Как часто вам удается всей семьей так выезжать?

— Стараемся. До известных событий мы всегда вместе ездили в Европу летом. А в Питер просто так ездим регулярно. Это мое место силы, любимый город.

2
с женой и дочерью
 

Ваша супруга всегда с вами. Можно назвать ее вашей музой или талисманом?

— Конечно. Алина мое все.

— Вы вместе больше 30 лет уже. Очень редкое явление для творческой среды. В чем секрет сохранения такого крепкого брака?

— Не такое уж и редкое. Моему отцу все время подобные вопросы задавали, и он никогда не мог ответить, это невозможно объяснить. Естественно, в чувствах, любви, нужно трудиться, чтобы эти взаимоотношения не угасли, ограждать себя и свою половину от каких-то внешних факторов. 

— Говорят, что институт брака исчерпал себя. Как вы к этому относитесь? Сейчас ведь огромное количество одиноких людей.

— Поля же как раз об этом кино сняла — об одиночестве. Хотя есть, наверное, такие закоренелые холостяки по жизни… Но все равно каждый холостяк мечтает жениться, он просто не может сделать этот шаг. Мне кажется, все хотят иметь рядом любимого человека, одному скучно, тяжело и страшно.

— Вы ведь венчались спустя 30 лет брака. Как решились на этот шаг?

— Тоже по велению сердца. В молодости ты, обычно, спокойнее и больше мотыльковости в твоем существовании, но все равно в глубине души это сидит где-то «надо, давно надо было». Наступает такой момент, когда щелкает в голове, как нам батюшка как-то сказал: «Вы не венчаные?», «Пока нет», он: «Ну что же вы как большевики живете? Ну что это такое». А потом, Алина же родилась в Тбилиси, мы ездили в этот замечательный город несколько раз, познакомились там с замечательным батюшкой, тоже как-то говорили с ним на эту тему, а он сказал: «Приезжайте, я тут вас обвенчаю». И как-то нам это очень попало в сердце, обвенчаться в таком прекрасном городе, в самом старом храме Грузии. Приехала масса друзей, так и отметили наше тридцатилетие.

 — А детям какие наставления даете? В их возрасте вы же уже родителями были.

— Да, были. Ну какие наставления? Опять же, никаких таких усаживаний за стол и «Слушай меня. Надо жить так», такого у нас не происходит. Все своим примером. Они смотрят, видят, живут так же, чувствуют и по-другому не поступают. Я не могу назвать каких-то глобальных расхождений, как жить, как реагировать на ситуацию, такого нет. У нас все на уровне сердца и ума.

Не напоминаете им, что ждете внуков? Представляете себя дедушкой?

— Постоянно напоминаю. А вот дедом себя не представляю, потому что пока не знаю, что это такое, но было бы здорово.

— Вы раньше не раз сетовали, что у вас не складывалось с кино, что мало снимаетесь, при том, что в вашей фильмография больше 100 фильмов. Есть роли, которые еще мечтаете сыграть?

— Прожив такое количество лет в профессии, и в театре, и в кино, наверное, каждый актер меня поймет — роли мечты уже нет. Просто хочется хорошего материала любого, хорошей роли. А роль мечты — это значит, что в какой-то степени ты себя ограничиваешь.

— Есть ощущение, что вы что-то не сыграли, что должны были?

— В кино точно. Да и в театре. Мир-то развивается, время не стоит на месте, мы идем вперед, времена меняются, ощущения меняются, взгляды. Классика является классикой, потому что Гамлета можно было поставить и в XVIII веке, и в XX, и он до сих пор ставится. Потому что время меняется и каждый раз свой взгляд на эту историю.

— В кинорежиссуре хотите себя попробовать?

— Да, очень интересно. Но я, наверное, не так знаком с кинематографом, как с театром, про который я знаю все, потому что воспитывался в театре, в буквальном смысле. Потом учился у разных педагогов в Школе-студии МХАТ, и уже 36 лет работаю в одном и том же театре Ленком. Про кино я столько всего не знаю, но это невероятно интересно. В кино еще существует спе-цифика, техника, это сложно все.

— Полина вот решилась…

— Она отучилась по этой профессии. У нее в ГИТИСе был актерско-режиссерский курс, она к режиссуре начала прикасаться еще в институте. А потом пошла на высшие режиссерские курсы, два года там отучилась, сдала экзамены. Она дипломированный, профессиональный кинорежиссер. Так что в этом плане нужно много чего знать, прочитать, посмотреть, чтобы снять кино. Но хочется очень, не скрою.

— А как вам театральный режиссерский опыт? Вы же в этом году поставили «Бег», и два года назад «Поминальную молитву».

— Очень интересно было по ту сторону рампы оказаться. Но сложно, потому что с «Поминальной молитвой» было много сопротивления, много негатива, недоверия, а потом это все вылилось в большой успех и благодарность зрителей. Уважаемые мною люди, которые говорили: «Куда ты лезешь? Не надо оживлять трупы», потом публично приносили извинения за сомнения в возвращении этого спектакля. Но я как-то не замечал этого, поставил себе цель в голове и все, это даже Алина подтвердит, она тогда говорила: «Я тебя не узнаю, потому что ты никогда не был таким решительным. А тут как шоры на глаза надел, ничего не видишь, не слышишь, идешь к своей цели». С «Бегом» полегче уже было, потому что люди в меня поверили. Там было вообще потрясающе, люди пошли за мной, не зная, чем все это кончится. Два месяца мы репетировали полным составом, люди приходили на репетиции, не зная, пропустят нас дальше или нет. Мы сделали половину первого акта, показать, как пробу, понравится руководству или нет. Такая была поддержка колоссальная и помощь эмоциональная, доверие. И мы сделали спектакль, он получился неплохой, зритель ходит.

— Сейчас у вас какие новости в Ленкоме, настроения?

— Настроения сейчас разные, у нас новый главный режиссер со своими целями, задачами. Надеюсь, совпадем.

4
с Аленой Бабенко на съемках программы "Жди меня"

— Что еще интересного происходит в творческой жизни?

— Происходит подготовка к следующей театральной истории. Я нахожусь в процессе написания одной инсценировки. Меня очень вдохновляет мое желание продолжать вновь начатое дело, мне интересно заниматься театральной режиссурой.

фото: пресс-служба фестиваля "Короче", PR-НТВ