Петр Дранга: хочу завтра быть таким же безбашенным

1 февраля в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского состоится премьера симфонии фа минор «Я’ОНИ’МЫ» заслуженного артиста России Петра Дранги. Симфония прозвучит в исполнении Большого симфонического оркестра DYP ORCHESTRA, Русского хора им. А. В. Свешникова, а также солистов Большого и Мариинского театров, «Геликон-оперы» и хора musicAeterna. Накануне премьеры Петр рассказал «ТН» о создании музыкального цикла «Энергии мира», новых проектах, грядущем юбилее и уроках жизни от родителей.

— Как для вас начался этот год Дракона? Удалось отдохнуть?

— Год начался прекрасно, я уже в работе к счастью. У нас идет активная подготовка к премьере «Симфонии № 2», занимаюсь инструментовкой. Новогодних каникул у меня не было, для меня музыка — медитация, это и есть отдых.

 

— А вообще такие масштабные праздники, как Новый год и следующие за ним, они вас наполняют или, наоборот, энергию забирают?

— Наполняют. Я с особым трепетом отношусь к Новому году, для меня это всегда праздник и сказка. Я человек, который любит природные сезоны, и, несмотря на то, что много путешествую с концертами, я не представляю, как живут люди в тех местах, где нет смены сезонов. Где нет осени, настоящей зимы, талой воды, оттепели, весны, зарождения жизни. Весь этот цикл мне обязательно нужно видеть, а зима, Новый год — это что-то сокровенное, любимое, к чему я так сильно привык, что каждый раз этот праздник физически ощущаю и он меня заряжает.

— Расскажите о концерте, который состоится 1 февраля в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского?

— Это второе произведение в рамках музыкального цикла «Энергии мира», рассказывающего, что музыка, подобно реликтовому излучению, приходит из космоса, попадает в наши души и уходит в землю, откуда и произрастает жизнь. Таким образом построен цикл симфонии, первая симфония прозвучала в Мариинском театре приморской сцены и называлась «Космос». Проект DYP ORCHESTRA создавался во время пандемии. Это очень интересный проект с концептом о создании музыки в реальном времени. Например, вот мы разговариваем, через какое-то время наступит закат в Москве, и, пока солнце садится, в эти несколько минут сочиняется какая-то мелодия, или, наоборот, на рассвете. Я придумал этот концерт в пандемию, когда не перед кем было выступать. Были только морские котики, дельфины, чайки и воробьи, потому что люди не могли ходить на концерты в силу обстоятельств. И потом появились разные фрагменты, например, «Москва рассвет», «Истории» поэтов, которые читали стихи на крышах Москвы, вместе с оркестром, который в этот момент импровизировал. И вот уже в скором времени мной была написана первая симфония «Космос», где искусственный интеллект импровизировал на оркестровый кластер в реальном времени. Мероприятие проходило при поддержке Росконгресса, Сбер придумали и разработали новую программу симформер, которая позволила добиться результатов работы ИИ в данном проекте. Искусственный интеллект сочинял мелодию, когда 1700 человек сидели в зале и никто не знал, что получится, может быть, это было бы ужасно, он пошел бы по левым нотам, сделал какие-то ошибки, сыграл не в том темпе. Что угодно могло произойти, но сыграл он интересно, заметно, и ему аккомпанировал огромный оркестр. Вот до чего уже дошли технологии, но все равно оркестр остается главенствующим, и интеллектом не заменить артистов. А смысл проекта оставался тем же — создание чего-то в реальном времени.

1

— Теперь подошла очередь «Я’ОНИ’МЫ», почему такое название?

— Потому что можно провести аналогии, здесь очень много смыслов. Во-первых, двойная «Я’ОНИ’МЫ» начинается с конца, с «мы», дальше идет часть «они», где поет только женский состав хора Свешникова, далее идет «я» в самом конце. Хотя называется все наоборот «я», «они», «мы». Это сделано для того, чтобы расколоть на мелкие частицы любое желание привязать какую-то важность к тем или иным. Ни важнее мужчины, ни важнее женщины, ни важнее я, чем они, мы. Это все просто читается с разных концов, чтобы никто не был важнее. К этому я пришел в сознательном возрасте, в 39 лет у меня родилась идея написать симфонию о человеке, его переживаниях, метаморфозах, мышлении, о его внутренних диалогах.

— Она долго рождалась?

— Думаю, что она рождалась все 39 лет, просто сам результат родился достаточно быстро. Если по музыкальному материалу, то она звучит около 55 минут, но по технологии на инструментовку такой симфонии уходят месяцы.

— Как я понимаю, это не финальный цикл.

— Следующая будет «Земля». То есть идут друг за другом «Космос», «Люди», «Земля». Симфония «Земля» запланирована на апрель: это будет о Земле, ее энергии, о том, что дает жизнь, но подробнее об этом чуть позже.

— Что-то еще сейчас есть в работе, планах?

— Да, у нас за 2023 год было выпущено порядка семи спектаклей, мной написана музыка к спектаклю «Убийство в Восточном экспрессе» по роману Агаты Кристи, талантливого режиссера и моего друга Никиты Вершинина, в котором я дирижирую, там также выступает DYP ORCHESTRA.

— Еще у вас давнее сотрудничество с театром Наций.

— Да, спектакль «Фрида» в театре Наций, с него все началось. Далее «Маяковский. Любовь» с Игорем Миркурбановым, Дарьей Мороз и DYP ORCHESTRA. Потом «Скажи, что ты меня любишь», трогательная история отношений Ремарка и Дитрих с Евгением Цыгановым и Дарьей Мороз. Далее по моим девяти детским сказкам создан спектакль для детей «Сказки Акстер», Акстер — это сказочная фея, на нее как на альтер эго можно посадить разные истории, которые она рассказывает в рамках антологии или каких-то рассказов, которые являются поучительными как для детей, так и для взрослых, расширяют сознание и дают почву посмотреть на ситуацию под другим углом. В частности, фильм «Муза» с Евгением Мироновым — это одна из историй антологии «Игры Акстер». В спектакле «Сказки Акстер» и детские сказки и музыка моя. И там тоже выступает DYP ORCHESTRA, он был выпущен в 2023 году в рамках фестиваля «Территория». Это был прекрасный проект, где мы смогли провзаимодействовать с маленькими детьми и постараться их интегрировать в процесс создания самого спектакля.

2

— Как родился ваш творческий тандем с Дарьей Мороз? Весьма неожиданно, что у вас с ней уже столько проектов.

— Это было вполне ожидаемо. Сначала спектакль «Фрида» был с Мариной Александровой, и это была прекрасная история, которую мы долго готовили. Потом, ввиду большой занятости и Марины и Даши, мы решили попытать счастья и отдать роль двум артисткам, чтобы у спектакля было больше шансов состояться. Диверсифицировали риски. Спектакль должен жить, не должно быть такого, что все заняты и спектакль начинает потихоньку умирать из-за того, что некому репетировать, это же живой организм. А уже когда мы нескольку раз провзаимодействовали в рамках этого спектакля, родилась куча других идей и новых спектаклей, которые я продюсировал на тот момент. И мне, конечно, было удобно воплощать эти идеи с потрясающей артисткой, с которой я уже знал, как работать. Так же Даша знает, как я пишу музыку и вообще отношусь к работе с этими энергиями, поэтому она предложила написать для ее дебютного сериала «До и после» музыку, что я сделал с большим удовольствием.

— Вы создаете впечатление трудоголика, а бывают моменты, когда вам хочется отдохнуть от музыки? И чем вы тогда занимаетесь?

— Да, конечно, я хожу в кино, встречаюсь с друзьями, мы идем играть в бильярд, ходим на спектакли других артистов, на каток, ездим за город. Помню, у нас была прекрасная поездка в Переславль-Залесский, в Кострому, где мы смотрели церкви, как работают ювелиры, насыщались новой информацией.

— А что вы слушаете вне работы, если слушаете?

— Спектр очень большой, от гранж или рок-музыки до Рахманинова, Чайковского, Малера. В зависимости от настроения я слушаю абсолютно разную музыку. Вот сегодня я проснулся в 6:30, мне нужно было поделать мелкие домашние дела, и я включил музыку второго тома ТХК Иоганна Себастьяна Баха. Прекрасно организовывающая музыка, под которую делается все как по указке. А музыка современная современной рознь. Для меня современной может быть условно музыка композитора Сысоева или, например работающего в экспериментальном жанре композитора, музыканта, ди-джея Flying Lotus. Или Ханса Циммера или интересного нуарного джаз-музыканта. Но я не могу назвать современной музыку какого-нибудь поп-исполнителя, который уже много лет перепевает кем-то сделанные аранжировки.

— А аккордеон как часто берете сейчас в руки? Все-таки это ваша визитная карточка.

— Да, определенно часто. У меня их штук пять. В проекте «Перепой звезду», когда в жюри сидел, раз 10 доставал аккордеон, играл. У меня регулярно идут туры с ним, ближайший концерт 3 февраля. Только что в декабре было большое количество концертов, куда могли прийти все желающие, был тур по Сибири, мы проехали Кузнецкий бассейн. С аккордеоном ничего не поменялось, просто добавилось то, что я стал выступать чаще с оркестром, играть какую-то свою музыку в других жанрах и стал взаимодействовать с большими нашими дирижерами. Меня повело в сторону академической более серьезной формы, с чего я и начинал еще в свои 6 лет.

— У вас в марте юбилей. Вы сами себя ощущаете на эту солидную дату — 40 лет?

— Я об этом и не думаю. Очень часто слышу от девчонок: «Мне до 30 еще полтора года, а после я не знаю, что и делать», и говорю: «Успокойся, просто радуйся жизни и живи. Это придумано людьми — возраст, месяцы, чтобы удобно было считать». Я на это смотрю по-философски, все зависит от ваших мыслей, как вы смотрите на жизнь. В этом мире все относительно, и сам я не чувствую возраста, у меня не было никаких кризисов, типа, что мне уже 30, а я еще не сделал чего-то. Я как начал заниматься любимым делом достаточно рано, так и по сей день чувствую себя ребенком. Да, я ощущаю, что становится больше оформившихся, зрелых идей, но это просто от опыта, количества увиденного в жизни. Я больше меряю опытом, тем, что пережил, а пережил я достаточно много разных потрясений. В этом плане я чувствую себя зрелым человеком, а что касается возраста, его я не чувствую.

— И все же какие-то итоги вы хотели бы отметить накануне юбилея?

— Да, меня появился свой большой оркестр, есть большое количество спродюсированных, успешных проектов. Мне приятно заниматься музыкой, и приятно приносить музыкой людям пользу. А итоги я не люблю подводить, могу просто сказать, что занимаюсь любимым делом и получаю от этого удовольствие. 

3

— 10 лет назад вы говорили: «Мужчины должны радоваться своим морщинам, ближе к 40 годам они у меня тоже появятся». Сегодня у вас такое же отношение к возрастным изменениям? Вы свои морщинки любите?

— Да, люблю, я не делал никаких ботоксов, ничего не разглаживал. Мне действительно кажется, что морщины мужчину красят.

— Будете отмечать юбилей или придерживаетесь суеверия, что мужчины 40 не отмечают?

— Я не буду отмечать, но не потому, что 40, а в принципе я буду очень занят весь месяц. В день рождения у меня будет концерт, который называется «Мужчины и женщины», мы будем поздравлять женщин, раз уж мне повезло родиться 8 марта. Не приходится задумываться о праздновании и чествовании себя самого, есть кого поздравлять в этот день.

 

— Да, для мальчика родиться 8 марта, наверное, непросто? У вас не было в детстве ощущения, что ваш личный праздник отходит на второй план?

— Было разное, и пацаны смеялись, что родился 8 марта. Но этот смех сменился другой эмоцией, когда стал постарше, потому что 8 Марта для мужчины — это интересная дата. Своего рода испытание на эгоцентризм, потому что этот день вроде и твой, но не твой, а на самом деле праздник всех девушек. И надо было с детства учиться делиться. У меня в семье очень много девчонок, две сестры, мама, тогда еще была жива бабушка, и мы все праздновали женский день дружно и радостно. Поэтому мне кажется, это сыграло со мной на перспективе добрую шутку, а не злую. А то, что пацаны смеялись, что в женский день родился, ну так они много над чем смеялись, и что я в музыкальную школу ходил вместо футбола.

— Но подарками обделены вы не были в этот день?

— Нет, абсолютно. И я не был, и девчонки, я им дарил подарки, и они мне тоже.

— Вы говорили: «Хочу завтра быть таким же безбашенным, каким я был, когда только начинал свой путь. Хочу делать то, что хочу». Интересно, какие безбашенные поступки вы совершали в последнее время и чего вам хочется сегодня?

— Комментарий к сказанному будет очень простой. В целом у меня ощущение, что мы рождаемся супермудрыми и свободными, а с возрастом начинаем глупеть и становиться более зажатыми. Я это сейчас говорю в контексте широкого понимания. Конечно, мы умнеем, мудреем, понимаем, что надо делать, а что нет, но в целом из-за количества полученной информации, мы становимся гораздо менее свободными, чем в детстве. Поэтому я себе желаю такой же безбашенности через 10 лет, как и сегодня. Хочется оставаться ребенком, который не зажат, не глупеет и не зажимается от увиденного в жизни. А что касается моих безбашенных поступков — я никогда не планирую свой отдых, я тот человек, с которым можно за одну секунду договориться куда-то полететь, я буду первый, кто этот билет купит и быстро окажется на другом конце планеты. Или, например, могу авантюрную творческую историю придумать, сделать ее с ходу просто по щелчку пальцев, потому что во мне в этот момент есть адреналин, азарт.

— Ваши родители вместе 50 лет, есть какие-то жизненные уроки, наставления, которые вы от них получили и храните?

— Да, то, что брак и отношения людей — это не шутки. И так же не идиллия, к которой все должны стремиться. Я не согласен с большой частью психологов, которые советуют работать над собой, своим я, независимостью, уходить отовсюду, где плохо, искать, где тебе хорошо. Это все на бумаге звучит прекрасно, но вы попробуйте проживите 50 лет вместе, и при этом оставайтесь счастливыми, улыбайтесь друг другу. Вот это, наверное, реальная мудрость. Понятно, что от сильно обижающего человека нужно уходить, не нужно позволять над собой издеваться, но в целом, мне кажется, это большая мудрость — прожить 50 лет вместе. И, если думать только о себе, этого не получится. А сегодня вроде как считается здоровой нормой вырасти эгоистом, не замечающим вокруг себя никого. Мне кажется, это приведет к общественному обмельчанию, не будет крепких семей, и семья вообще станет второстепенна. Потому что человек должен нуждаться в человеке именно в социальном плане, а не потому, что ему нужно с ним ребенка сделать. Сначала любовь, потом дети. Мне и мама так всегда говорила, что любишь сильно, поэтому захотел детей с этим человеком, а не наоборот. Близкие отношения не для физических потребностей, это о духовной связи, нахождении своей родственной души. И еще эта родственная душа будет прятаться за аватаром тела, которое периодически будет какие-то глупые ферзи выдавать. И с этим придется мириться, справляться, бороться, многое прощать и научиться быть сильным. У меня есть пример — мои мама с папой, и тут я могу дать единственный совет: нужно быть мудрым.

5

— Что вы больше всего цените в людях? Какой человек мог бы быть рядом с вами?

— Мудрый, такой же, как я, по консистенции, умеющий быстро прощать, не закрывать глаза на текущую ситуацию, умеющий не закрываться, жить с открытым сердцем. Хотя я сам не всегда так поступаю, но тем не менее я хотя бы каким-то образом понимаю, как можно взаимодействовать. Поэтому я, наверное, такого зеркального человека и описываю. Мне уже 39 лет, сколько я всего видел, сам на ноги вставал, у меня есть характер, и он не простой, я совсем не белый и пушистый. Но на то и есть этика отношений, умение общаться, соглашаться, строить, а не разрушать.

фото: личный архив