Леонид Ярмольник: мое законное звание — дедушка
Любимый зрителями популярный артист Леонид Ярмольник сыграл в романтической сказке «Летучий корабль» роль Его Величества Царя. О том, почему его Царь похож на артиста Ярмольника, как надо снимать фильмы для детей, недавнем юбилее, и о том, почему звание дедушки намного приятнее звания народного артиста, Леонид Исаакович рассказал «ТН».
— С каким настроением ждете выхода фильма «Летучий корабль»? Каково было попробовать себя в роли царя?
— Попробовать себя в роли царя мне достаточно легко, потому что это сказочный царь и он очень похож на артиста Ярмольника с точки зрения его проблем, амбиций, мечт. Все очень похоже на мою жизнь — я такой царь внутри своего дома, участка, поэтому увеличить это все до масштаба того, что у меня государство, было не так сложно. У меня тоже есть дочь, она замужем, есть двое внуков, поэтому я понимаю отцовскую радость, когда дочь выходит замуж, появляются внуки и так далее. Я считаю, что сегодня очень важно выпускать такие фильмы. Вы помните, какие замечательные детские фильмы снимали во времена Ролана Быкова? Жаль, что эта традиция совсем разрушилась, у нас давно никто не снимает детских фильмов. Поэтому я считаю замечательным современным изобретением с точки зрения кино, что теперь такие фильмы мы называем семейными. Они делаются для детей, но чтобы и взрослым было интересно смотреть с точки зрения содержания, формы, примочек всяких, иронии. Чтобы сеять доброе, светлое, вечное, надо пытаться современным детям рассказывать о том, что самое важное в жизни, что есть любовь, есть дружба, вера в завтрашний день, желание бороться за то, чтобы восторжествовала справедливость. Думаю, что кино самая удобная и правильная форма для того, чтобы доносить эту информацию детям.
— Сказка сейчас стала популярным жанром в кино. А у вас ранее было желание поучаствовать в подобной истории?
— Не буду врать, не то чтобы я артист для взрослых, но повода подумать об этом не было. Я всегда реагирую на предложения по кино с точки зрения моей актерской пригодности к роли, и тут не всегда совпадает. И второе, для меня важно, кто режиссер и о чем история. В данном случае я был рад предложению Ильи Учителя, потому что я влюблен в его фильм «Стрельцов» с Сашей Петровым. Знаю его давно, но рад, что он решил мне предложить роль царя, там у нас хорошая актерская компания в фильме. И я отношусь к этой истории все равно, как к большому, серьезному кино. Есть известное выражение, что для детей нужно делать, как для взрослых, только лучше. Поэтому я с удовольствием снимался в этом фильме, никаких разногласий в трактовке образа не было. Тем более у меня еще и внуки, я с ними недавно ходил смотреть фильмы «По щучьему велению» и «Бременские музыканты», это фильмы такого же направления. Я даже стал шутить, знаете, когда на рок концертах, когда приезжает какая-то звезда, то всегда есть группы на разогреве, вот и я шучу, что фильмы «По щучьему велению» и «Бременские» на разогреве перед выходом «Летучего корабля».
— А сами съемки чем запомнились, были сложности?
— Особых сложностей не было, сам фильм очень тщательный большой, дорогой, с великолепными интерьерами и декорациями, со всем справились. В нем много компьютерной графики — на это ушло очень много времени. А так на съемках все было достаточно ритмично организовано, без срывов.
— Довелось испытать мальчишеский азарт от того, что оказались в такой сказочной истории?
— Не думаю, что открываю тайну — сказку надо играть так же, как играешь драму, нужно все делать абсолютно естественно и по-настоящему, чтобы зритель во все верил.
— Как вам работалось с молодыми коллегами? Молодых актеров принято нынче ругать, что ничего кроме популярности им не нужно…
— Молодые актеры тоже все разные, у всех разные школы, воспитание, характер. Но на этом фильме я был в восторге. Во-первых, потому что, например, Саша Метелкин (сыгравший в фильме Ивана) с перерывом во много лет, он не то, что идет по моим стопам, а по тем местам, которые мне по жизни очень близки. Он работал в театре на Таганке. Он абсолютно профессиональный, талантливый парень. Саша очень подходит к этой роли, а работать с ним было легко и интересно. Что касается Ксюши Трейстер — царской дочки Забавы, тоже замечательная актриса театра Вахтангова, правда, снималась она когда еще была студенткой 4-го курса. Я ее знаю, много работ видел, например, в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, она восходящая звезда. Я в этом убежден.
— Кого назовете своими главными учителями на жизненном пути?
— Первым я всегда называю Юрия Васильевича Катин-Ярцева, моего педагога и мастера. Конечно, Ширвиндт Александр Анатольевич. Естественно, моими учителями были Михаил Александрович Ульянов и Юрий Васильевич Яковлев, Владимир Абрамович Этуш. Ну вся Вахтанговская школа. Мне вообще в жизни повезло. У нас была многолетняя дружба с Олегом Ивановичем Янковским, он многому меня научил. Почти вся жизнь прошла с Сашкой Абдуловым — человеком, который всегда заряжал невероятной энергией. Еще Владимир Высоцкий, с которым мне приходилось общаться, я подменял его в спектаклях. У меня список длинный, но мне не 20 лет, вот на Первом канале недавно показали документальное кино про меня, которое так и называется «Я счастливчик». Но счастливчик не потому, что я удачливый везунчик, а в том, что мне очень повезло с людьми, которые встречались на жизненном пути.
— Уже выходили программы к вашему юбилею, и все в очередной раз переполошились, услышав, что вы дважды отказались от звания народного артиста, все это опять начали обсуждать. А как вы в таком случае ощущаете успех, от чего в этом смысле получали и получаете саму большую радость?
— Когда получается работа. Когда она получается, я узнаю это в первую очередь от своих близких, требовательных и строгих коллег, которые не просто могут поздравить с премьерой, а сказать, что получилось, а что нет. Вот последние фильмы: «Одесса», «За нас с вами». Это для меня очень важные работы, и я получаю удовлетворение от участия в них. Я и на работу хожу, чтобы получилось. А то, что получилось, ты узнаешь, когда работа соединяется со зрителем, когда есть реакция. Если ничего не говорят, то значит, не понравилось, но могу сказать, что у меня таких работ в жизни почти не было.
— То есть формула «успех — звание» это не ваша история?
— Нет, про звание это такая многолетняя история. Я с уважением отношусь к «народному артисту» в старые времена, когда были Ульянов, Яковлев, Грибов. Это другого уровня народные артисты, а сегодня «народных артистов» такое количество… Дело даже не в том, что я 80 процентов этих артистов не знаю, это звание, на мой взгляд, в целом обесценилось. Оно дается то за выслугу лет, то, чтобы порадовать артиста. И оно не всегда соответствует народной симпатии и масштабу личности.
— Поздравляю вас с наступившим юбилеем. Скажите, как отметили, что стало самым незабываемым подарком для вас в этот день?
— Самый большой подарок, что все это закончилось. Это очень хлопотно, невероятное количество поздравлений, звонков. Конечно, приятно, но от этого устаешь. Я рад, что это прошло. А встречал я день рождения в кругу близких друзей, родственников, коллег. Мне повезло, что многие подстроили свои графики так, чтобы в этот день повидаться. Все прошло здорово, оригинально. Мы вкусно поели, поржали и все поздравляли меня, как хотели. Все в общем получилось.
— Страшила вас когда-либо эта цифра — 70? И в чем для вас выражается ощущение возраста?
— Для меня возраст — это пока что только жизненный опыт. Потому что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает, тут многое зависит от здоровья. Пока у меня есть ощущение, что я такой же, что и 20-30 лет назад, только забот прибавляется, что связано и с семьей, и с ответственностью, которую должен нести на работе.
— Стараетесь себя беречь, проходить все медицинские чек-апы?
— Ну не сколько я беспокоюсь, сколько жена заставляет меня следить за собой. Это в прошлые годы как-то не было времени и не было такой традиции проходить чек-апы, но сейчас прохожу раз в год или два. У меня есть и друзья врачи, которые заставляют меня проверяться.
— Сегодня для всех время непростое. У вас есть какое-то надежное средство от стресса, нервов, как сохранять себя?
— Я думаю, что только работа. Если сидеть и переживать, на все реагировать, то, безусловно, это ни к чему хорошему не приведет, меня спасает работа. Когда я работаю и думаю о работе… В общем, надо не давать себе покоя. Жизнь — это движение, а мое движение — это работа.
— «Летучий корабль» выходит накануне 8 Марта. А что для вас этот праздник? Поздравляете в этот день своих прекрасных дам?
— Этот праздник, на мой взгляд, носит формальный характер, я не очень понимаю его по сути. Считаю его придуманным, неким оправданием для мужчин. В этом есть что-то нарочитое, по мне так совковое. Я из тех пап, сыновей, братьев, которые считают, что женщину нужно поздравлять каждый день, а не только 8 Марта.
— Но для некоторых женщин трагедия, если их в этот день не поздравят.
— Тогда, может, этот праздник и есть для тех женщины, которые себя чувствуют одинокими, чтобы их поздравили в этот день, проявили к ним внимание. В этом плане хорошо, что такой праздник есть, когда нет близких мужчин, которые поздравляют женщину каждый день или хотя бы раз в неделю, то есть спасительный праздник для тех, кто считает себя обделенными в этом смысле.
— У вас необыкновенно крепкий семейный союз, чья в этом заслуга?
— Я не знаю. Должен сказать, мы с Ксюшей уже 42 года вместе. Я думаю, что тут важны любовь, уважение и то, что называется «муж и жена одна сатана». Я думаю, что многого в жизни не сделал бы, если бы не было Ксюши. Жена — главный мой советник и судья, я к этому привык, она достаточно требовательна и строга. Это касается всего — жизни, дома, работы моей. Я тут недавно разговаривал с женой Александра Анатольевича Ширвиндта, когда он не очень хорошо себя чувствовал и поздравил меня по видео. И вот Наташа рассказала мне, что несколько дней назад они вспомнили, что уже ровно 66 лет, как они официально расписались. Были на даче вдвоем, выпили по рюмочке, и Наташа спросила Александра Анатольевича: «Скажи, а ты не жалеешь, что мы с тобой расписались 66 лет назад?», на что Ширвиндт без паузы ответил: «Пока нет».
— Вы устраивали в прошлом году торжество по случаю рубиновой свадьбы?
— Нет, мы не очень соблюдаем все эти традиции.
— Дочь Саша оправдала ваши ожидания?
— Конечно. Она у меня замечательный художник, красавица, умница. Дочь закончила Строгановку, подарила мне двух невероятных внуков. Я счастлив, что она у меня есть.
— Какие главные наставления вы ей давали, основываясь на своем жизненном опыте?
— Никаких особенных. Главное Сашино воспитание заключалось в том, что она видела, как мы с Ксюшей живем, с кем дружим, о чем разговариваем. Дети, они же как губка, которая впитывает слова, поступки, атмосферу. Поэтому она выросла воспитанным человеком во всех отношениях, умеющим с уважением относиться к людям. Она образована, воспитана, начитана, похожа на нас, но она другая, потому что это уже другое поколение.
— А как вы относитесь к почетному званию «дедушка»?
— Замечательно. Это и есть то мое законное звание в отличие от звания, от которого я оказываюсь — «народного артиста». Звание «дедушка» намного приятнее.
— В Пете и Паше узнаете себя? И как, по-вашему, в наше время воспитать из мальчиков настоящих мужчин?
— На собственном примере. Еще раз повторяю, дети, они как обезьяны, в смысле копирования, они будут поступать так, как поступают мама, папа, дедушка, бабушка. Это и есть самое главное в воспитании. Мои внуки больше похожи на своих маму и папу, а что будет дальше, когда вырастут, посмотрим. Может быть, станут и на меня похожи. Ну, они кареглазые, как я…
— И у них такой же лукавый взгляд, как у вас.
— Да, хитроватые такие, прикольные ребята.
— Как думаете, кто-то из внуков продолжит династию? Проявляют они интерес к творческому процессу?
— Петя очень хорошо рисует, любит делать что-то руками. Пашка, младший, больше спортсмен — ловкий, быстрый. Так, чтобы буквально кто-то проявил себя по-актерски, к такой перспективе я не готов. Кстати, у моей дочери тоже этого не было, она ни разу в жизни не расстроила меня, что хотела бы стать актрисой, за что ей большое спасибо. Могу сказать, что я не сильно бы этого хотел.
— То есть мыслей, что кто-то должен продолжить династию, не было?
— Нет, я не очень склонен так считать. Как говорил Жванецкий: «Если они жить не смогут без этой профессии, тогда надо». Она тяжелая, наша профессия, всю жизнь ты должен доказывать, каждый раз как экзамен. У взрослых людей наступает период в жизни, когда они просто работают и не тратят нервы на то, чтобы сдавать экзамены. А каждая моя роль — это экзамен, расслабляться не приходится.
— В профессии вы максимально преуспели, а есть что-то, что очень хотелось сделать, но пока не получилось? Осталось ли место для глобальной мечты? Может, вы в кругосветку мечтали всю жизнь отправиться?
— А я был в кругосветке. Это было много лет назад, когда мне было 42 года. Я тогда побывал в Перу, на острове Пасхи, в Японии, Новой Зеландии, Микронезии.
— Какие планы, цели на этот юбилейный год?
— Обычные рабочие планы, в нашей профессии не принято говорить наперед, чтоб не сглазить. Собираюсь сделать, как продюсер, актер, еще один спектакль, но пока говорить о нем рано. Киношные планы тоже есть, очень хотелось бы поработать с моим ближайшим другом и коллегой Валерием Петровичем Тодоровским.
фото: Михаил Коралев, пресс-служба фильма