Александр Пушной в шоке: Зрители в зале не знали, что такое число Пи...

Александр Пушной — известный ведущий научпоп-проектов — скоро появится на экранах в новом проекте. На СТС стартует смелое научное телешоу «Наука в шоке», в котором компанию Пушному составят блогеры Дюшес и Mamix. В новом проекте они возьмутся за сложнейшую задачу — воплотить интернет-запросы в реальность. Пушной отвечает в шоу за теоретическую часть. Александр рассказал «ТН» о новом проекте, молодом поколении и собственном опыте использования новых технологий.

— Александр, это не первый ваш научпоп на СТС. Чем это шоу отличается от других?

— Идея объединить несколько поколений ведущих научно-популярных программ возникла три года назад. Так уж оказалось, что в России я был первым. Если не считать СССР и замечательный киножурнал «Хочу все знать», и Сергея Капицу, который делал программу «Очевидное и невероятное». Мы подхватили эту эстафету в 2006-м благодаря шоу «Галилео», на котором выросло немало талантливых ребят и продолжают расти. Например, Андрей Дюшес, который имеет огромное количество подписчиков, у него очень завораживающие эксперименты. Есть прекрасный Mamix, он же Макс, который делает все то же самое с теорией. Так вот, мы решили объединить три поколения и сделать программу, которая покажет эксперименты и объяснит смысл того, что происходит на экране. К нам приходят гости разных поколений и сфер деятельности, начиная от актеров, заканчивая спортсменами, стилистами и теми, кто не имеет отношения к науке. Очень важный момент, что есть зрители, к которым мы можем обратиться за советом. Это молодые талантливые ребята с образованием, ученые, исследователи с горящими глазами.

1
Наука в шоке. Александр Рогов. съёмки

— Здесь вас называют главным теоретиком проекта. Почему?

— Потому что боюсь проводить опыты. Я уже навзрывался и нагрохотался в свое время. Кстати, с экспериментами здесь нам помогает Леша Иванченко, который работал со мной еще в «Галилео». Представьте, в 2026-м этой программе исполнится двадцать лет. Ужас!

— В новом шоу эксперименты удивляют масштабностью. Вас, наверное, сложно впечатлить, и все же?

— Вот теорию вроде знаешь, но, когда видишь вживую, как все работает, это всегда завораживает. Больше всего понравился эксперимент, когда мы заряженные 10 кВ разряжали в катушку, создавая тем самым невероятный магнитный пинок, который подбрасывался в воздух и сминал банки из-под напитков, зажигал токи Фуко вместе с цепочкой. В общем, разрывал в клочья все, в том числе телефон, который мы положили в это магнитное поле. Пожалуй, единственный эксперимент на моей практике, когда одна из девушек в зале аккуратненько встала и вышла, видимо, думая: «Не-не-не, друзья, жизнь одна. Зачем мне это нужно?» 

— А как вам компания в этом шоу?

— С Максимом мы работали и раньше, ему доверили самую масштабную часть нашего мероприятия. Условно все эксперименты у нас делятся на три категории, как размер одежды: S, M и L. Вот мы с Андреем Дюшесом делаем S и M, а потом, скрестив пальцы, отправляемся в поля, где Макс проводит самые большие эксперименты. Смотрим, восхищаемся, выдвигаем теории…

— В основе экспериментов реальные интернет-запросы. Что чаще интересует людей?

— Вы знаете, сейчас люди думают, например, как изобрести пилюлю от старости, увеличить продолжительность жизни, научиться быстро засыпать и просыпаться. В общем-то, современный мир требует от ученых как-то облегчить нашу жизнь. То есть уже никто не просит невероятные гаджеты. Сейчас этого и так много, поэтому все просьбы обращены в сторону тела и медицины.

— Как считаете, новые технологии, развитие нейросетей, возможность загуглить что угодно никак не угрожают научпопу как жанру?

— Не угрожают, скорее требуют его, потому что для меня стало шоком, что зрители в зале не знали, что такое число пи. И я, честно говоря, в какой-то момент немножко взорвался: как такое можно не знать? Но при этом люди могут знать то, что я не знаю, например, что такое скуф и альтушка.

1
Наука в шоке. Ангелина Стречина и ведущие

— Насколько вы сами активно интересуетесь новыми технологиями?

— На рынке музыкального оборудования очень интересуюсь всем, что происходит. Там нейросети далеко шагнули вперед. Кстати, на один из экспериментов я принес восьмиструнную гитару в качестве демонстрационного объекта, который покажет, как распространяется волна по струне. Ведь каждая струна висит условно на своей пружине, тем самым обеспечивая строй гитары в любом месте, времени, с огромной точностью. Придумать посадить каждую струну на отдельную пружину — казалось бы, очевидно, но эта идея пришла в голову только в начале 2000-х и только сейчас воплотилась. Хотя здесь нет квантовой механики, биологии, микробиологии, это просто элементарная механика. Так что все можно придумать, главное — поставить правильную задачу.

— В новом шоу участвуют молодые ученые, блогеры. Чем это поколение вас удивляет?

— Вот была Юля Гаврилина, которую мы заставили летать на воздушной подушке. Сначала она, конечно, очень боялась, но потом ей понравилось. Я думаю, что основное отличие двадцатилетних от нас в том, что они быстро привыкают ко всему. На примере Гаврилиной это было видно. Потом она даже немножко потанцевала тверк на нашем ковре-самолете. Вот все, что происходит сегодня с молодежью: они легко адаптируются к гаджетам, к современному миру, для них уже ничего не удивительно. То есть их не поражает, что можно позвонить на другой конец планеты и по видеосвязи прекрасно говорить с кем-то. Для меня, человека, которому было двадцать в 1995-м, это казалось невозможным.

— Нет ощущения, что они говорят на другом языке?

— Мы друг друга, слава богу, понимаем. Можно, в конце концов, иметь небольшой словарик сленга. А если выучил, что такое «сигма», то в принципе можно общаться с молодежью. Я бы не стал говорить, что она какая-то не такая. Мы тоже когда-то были «не такими», и наши родители, наверное, так же говорили про нас.

— Про зрителей, выросших на «Галилео». Кто чаще подходит на улице?

— Главное, что меня поражает, — возраст. То есть это и люди моего возраста, которые благодарят, и семилетние, которые родились после того, как программу закрыли. Я напоминаю, сегодня 2024 год, последний выпуск вышел в 2013-м. Но таких детей, как оказалось, немало. И вот это меня и всех тех, кто делал программу, приятно удивляет.

фото: CTC