Алексей Розин: фильмы Звягинцева значимые, это была путевка в мир кино

На большой экран в октябре вышел фильм «Особенности национальной больницы», снятый по последнему сценарию Александра Рогожкина «Волонтер» режиссером Станиславом Светловым. В центре сюжета здесь находится иностранец, который попадает в непонятную и дикую для него среду русского быта. Одну из главных ролей в картине сыграл Алексей Розин. В интервью «ТН» актер рассказал о съемках в психиатрической больнице, особенностях русской комедии, любимых фильмах и своем месте силы.

— Чем вас привлек проект «Особенности национальной больницы» и эта роль?

— Хороший юмористический сценарий, и плюс режиссерский дебют, как-то так.

— Вы играете санитара неврологического отделения больницы, кем вдохновлялись при создании образа?

— Слушал задание режиссера, этим и вдохновлялся, а еще великолепными партнерами на площадке. Легенда русского рок-н-ролла Олег Гаркуша присутствовал на съемках, это удивительные ощущения — встретить кумира детства.

— Правда, что съемки проходили в настоящей психиатрической больнице Санкт-Петербурга?

— Правда. Очень своеобразное место, атмосфера, реально дом скорби. Это была работающая больница, части ее территорий не действуют, там можно было снимать кино. Но в то же время мимо нас выводили пациентов на прогулку и из окна можно было видеть огороженные дворики, в которых гуляют больные. Это тяжелое место.

1
кадр из фильма  «Особенности национальной больницы»

— И тем не менее там снимали комедию…

— Ну, это своеобразная комедия, про «не фарт», если корректно будет так определить жанр.

— А каковы особенности нашей национальной русской комедии, как вы считаете?

— Эта нотка трагизма нам интересна в нашем менталитете, сознании. Смех, смешанный с трагедией, с драмой, с чем-то тяжелым, важным, серьезным, вертикальным. Ну, знаете, темы бывают горизонтальные — где поесть, что попить, где деньги взять, а бывают вертикальные — все, что связано с Богом, вечными вопросами, любовь, дружба, предательство. Вот мне кажется, что в русской комедии требуется, чтобы был этот самый вертикальный стержень.

— Как вы относитесь к национальной русской традиции — распитию алкоголя, который рекой льется в тех же фильмах Рогожкина?

Мне кажется, что такой национальной традиции не существовало и не должно существовать. Но почему-то существует миф, что алкоголизм — это такая русская национальная черта. Как по мне, так это что-то навязанное, кем и когда, не знаю. Я думаю, что надо уже от этого отходить массово.

— Действие картины происходит в больнице, а как у вас самого складываются отношения с больницами и врачами? Вы их стороной обходите или, наоборот, регулярно проходите все чекапы?

— Молюсь, чтобы как можно реже встречаться с врачами, чтобы такой необходимости не возникало часто. А так очень уважаю труд врачей. У меня самого семья — династия врачей, так что в некотором смысле этот фильм, такой привет моим родным людям.

— Какой фильм вы считаете самым значимым в вашей карьере?

— В каждом фильме и роли я прилагаю какие-то усилия, и они все для меня значимые. Просто есть фильмы и роли, которые выстрелили больше, чем другие. Но они не для меня значимые получается, а для публики, критиков. Поэтому так сложно сказать. Бывает, играешь что-то всю жизнь, и всем дела до этого нет, а потом сыграешь эпизод в сериале и вдруг такой ажиотаж вокруг него. Я столько отзывов не получал ни за одну работу, как за эпизодическую роль врача в сериале «Почка».

— Может быть, какой-то фильм сыграл особую роль в вашей жизни?

— Вы хотите, наверное, чтобы я про Андрея Звягинцева говорил? Да, его фильмы значимые, можно сказать, что это была такая путевка в кинематографическую жизнь. Но была куча фильмов и после Звягинцева, было много проектов, в которых я участвовал, и они все для меня значимые.

— Если вспомнить, на каком кино выросли вы сами? У вас есть любимый фильм на все времена и случаи жизни?

— Конечно, я рос в те времена, когда еще показывали советские фильмы по телевизору, а с другой стороны, за рубль можно было сходить в видеосалон и посмотреть американское кино. А фильм на все времена, первое, что в голову приходит это, наверное, советский многосерийный художественный фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». 

— Наверняка были фильмы, которые помогли в формировании личности?

— Да, «Шерлок Холмс» один из таких, но есть еще огромное количество разного видеосалонного барахла. Мы бы сейчас сказали, что это фильмы категории C, если не D, или F, но я посмотрел огромное количество тайваньских фильмов про кунг-фу и так далее, все американские боевики, классические «Рокки», «Хищник» и «Терминатор», включая корейский фильм «Хон Гиль Дон парень со свирелью», так что у меня достаточно своеобразный вкус сформировался на том, что было тогда.

— Вы сейчас нарасхват, посмотрела, у вас 30 картин за 2023 и 2024 годы в работе, как вы такой ритм и график выдерживаете?

— Стараюсь, и очень рад, что так происходит. Иногда бывает, тот же самый сериал «Почка», где, несмотря на то, что мое присутствие заметное, отмечено, но при этом занимает 2-3 съемочных дня. Я поучаствовал, снялся, а в статистике, о которой вы говорите, появилась еще одна картина.

1

— Вы ощущаете жизнь в режиме «белки в колесе» или даете себе время на отдых?

— По-разному бывает, но не могу сказать, что я сильно страдаю от переработок.

— Значит, история с выгоранием вам не знакома?

— Давайте не будем каркать, это вопрос приоритетов. Я занимаюсь тем, что мне очень нравится, чем я всегда хотел заниматься.

— А преподавание по-прежнему есть в вашем рабочем расписании?

— Как раз из-за таких насыщенных графиков, бывает, что я не всегда успеваю уделять должное внимание студентам.

— Дайте напутствие современной молодежи, мечтающей покорить кинематограф. Что самое важное в профессии актера?

— Быть собой. Мне кажется, важно, чтобы человек являлся личностью, его интересовали вертикальные темы, он был в состоянии о них думать и все это должно воплощаться в его работах. Ведь наша ценность, художников в широком смысле этого слова, сомнительная по сравнению с токарем, водителем или другим человеком, который производит нечто конкретное, материальное, то, что можно руками потрогать. Наша территория фантазийная, поэтому человек должен быть в состоянии говорить о важном, задаваться вечными вопросами и искать на них ответы. Тогда и зрителю будет интересно.  

— А кто в свое время повлиял на то, что вы заинтересовались актерством и выбрали этот путь?

— Петр Мамонов. Я увидел его спектакль «Лысый брюнет», где играли он, Денис Бургазлиев и Людмила Лушина. И это, наверное, стало последней точкой, повлиявшей на мой выбор профессии. Мне тогда было лет 15-16.

— А где сегодня ваше место силы?

— Москва, вот мое место силы.

— Про вас можно сказать, что вы самый закрытый актер, про личную жизнь которого ничего не известно. Как так получилось?

— Я никогда не задумывался над тем, что я самый закрытый актер, наверное, есть и более закрытые. А личная жизнь она на то и называется личной. Мне всегда казалось, что это нормально.

— Мы, конечно, живем в непростое время, но тем не менее случаются события, которые дарят положительные эмоции. Какие моменты в жизни вас вдохновляли и радовали в последнее время?

— Конечно, бывают, без них никуда, тем более моя профессия с ними напрямую связана. Я, как любой нормальный человек, предпочитаю позитивные эмоции в коллекцию добавлять, но и другие тоже бывают. Вдохновляло и радовало в последнее время, может, это прозвучит банально или кто-то сочтет это напыщенным, но я так радуюсь, когда тепло и солнечно в Москве, это уже само по себе большая удача. И в этом году, вот уже конец сентября, а у нас целый месяц дополнительный лета. Это прекрасно, это сильно радует и вдохновляет по-своему.

— Этим летом вы позволили себе отдохнуть, съездить на море или оно было исключительно рабочим?

— Так получилось, что отменился проект, который был запланирован на все лето. Он не состоялся, я остался свободен и почти все лето провел просто в отдыхе. Правда, никуда не уехал, но я прекрасно проводил время в Москве.

— То есть вы не загородный житель?

— Совершенно не загородный, я родился в городе, вырос и живу в городе, мне на природе очень быстро становится скучно. Я люблю город, люблю находиться среди каменных джунглей. А Москва самый любимый город точно, но, мне кажется, он еще и один из самых благоустроенных мегаполисов планеты. Я не везде бывал, но там, где был, мне хватает пары дней, чтобы увидеть разницу… Бывает, живешь-живешь и начинаешь уже ворчать: это не так, то курьер опоздал, то автомат в метро долго билетики выдает, навигацию отвратительную сделали… По-моему, студия Артемия Лебедева когда-то сделала реновацию вывесок в метро, и это прямо преступление было совершено, настолько непонятной стала навигация, просто взяли хорошую систему и испортили ее. Ну вот, так ворчишь-ворчишь, а приезжаешь куда-то и хватает пары дней, чтобы вспомнить, насколько удобная и уютная у нас столица. Поэтому я не про природу, а про мегаполис.

фото Татьяна Исакова, пресс-служба фильма