Елизавета Боярская: я не хочу ничем жертвовать во имя работы, или семьи
Этой актрисе уже давно не нужно никому ничего доказывать, к своим 38 годам она сыграла более 70 ярких ролей в кино, и десятки - в любимом Малом драматическом театре Санкт-Петербурга. А еще она любящая дочь, жена и мама двух сыновей. Мы встретились с Лизой в Калининграде на фестивале «Короче», где она была в жюри полнометражного дебютного кино. О том, как смогла найти окошко в своем перенасыщенном графике, каким должно быть кино, на ее взгляд, и о том, почему ничем нельзя жертвовать ни ради работы, ни ради семьи, Лиза Боярская рассказала «ТН».
- Вы сразу откликнулись на предложение войти в состав жюри фестиваля «Короче»?
- Да, откликнулась сразу же, потому что в позапрошлом году я была на закрытии церемонии и вела её, и уже тогда я искренне заразилась атмосферой, которая была на фестивале. Я поняла, что за эти шесть дней люди действительно стали дружной компанией, и видно было что всех объединяет любовь к кино, никакой зависти, скептицизма, нравоучительности, а просто собрались люди, которые любят разное кино, оценивают его, делятся опытом, знакомятся. Я поняла, что если туда позовут, то я соглашусь, тем более быть членом жюри, это не приехать на 1-2 дня, а прямо заранее выделить время и смотреть кино.
- Что для вас более волнительно: быть в жюри или на месте того, чью картину оценивают?
- Для меня волнительно быть на месте того, кого оценивают, как я думаю для всех, кто участвовал в этом году в фестивале. Я видела, как ребята волновались, с кем-то общалась, кто-то наспех монтировал свои картины и говорил, что посмотрел на экране и понял, что картина ещё сыровата, надо кое-что доделать. Они смотрят, видят через призму чужих картин свои недочёты и шероховатости, и волнуются перед тем, как представлять свою работу, ждут реакции от зала, жюри.
- Тяжело выбирать победителей? Или вы с другими членами жюри были единогласны в выборе?
- Нам было чуть легче, чем жюри короткого метра, потому что коротких фильмов было 30 или чуть больше, а у нас были дебюты и всего шесть полнометражных фильмов. И тот фильм, которому дали главный приз — это «Чистый лист» Полины Кондратьевой, он настолько выделялся из всех остальных, учитывая, что это дебют, но в нём были все факторы – режиссура, операторская работа, актёрская и никакой затянутости, драматургически, художественно замечательно выстроено. Это полноценное, серьёзное, практически без шероховатостей кино зрелого режиссёра, хотя сама Полина юная и прекрасная, трепетная девушка, сняла такое классное кино. Поэтому мы тут были единогласны. А дальше у нас был выбор дать два приза с какими-то формулировками, и поскольку эта картина нам безусловно понравилась больше всех, мы выделили работу молодой актрисы Зинаиды Ястржембской, за смелый, яркий дебют. Действительно она потрясающе там сыграла, это сложная роль, но она с ней справилась блестяще. Вообще там замечательный актёрский состав и играют все бесподобно. И третье, думаю, что все, кто посмотрел эту картину искренне смеялись и обнаружили в ней бездонное чувство юмора, смелости, безумия — это картина «Говорит Земля», за эту смелость и бесшабашность им тоже дали приз. Мы решили всё быстро, споров не было, я думаю всё обсуждение у нас заняло минут 10, потому что было всё очевидно.
- Как распознать хорошее кино, какие у вас критерии оценки?
- Мне кажется это не очень правильная формулировка «хорошее кино». Мне очень понравилось, что кино было разным – талантливое, менее талантливое, продуманное, случайное, очень личное, абстрактное, смешное, грустное, смелое, робкое. Именно, потому что был такой серьёзный разброс фильмов, мне это очень и понравилось, это лишний раз говорило, что кино может быть разным, и у каждого автора свой взгляд, своё высказывание. Да, оно может не тронуть конкретного человека, члена жюри, а кому-то наоборот покажется близким и интересным. Да есть какие-то каноны, когда мы говорим: внятная драматургия, яркий герой, мы должны сопереживать ему и так далее, должны понимать историю, плотный темпоритм, чтобы не было затянуто. Есть критерии, на которые мы можем опираться, и например, когда мы обсуждали картину, которой дали главный приз, мы понимали, что по всем главным критериям там везде 10 из 10. А в коротких метрах, которые я тоже с огромным удовольствием смотрела, там где-то были вообще не по правилам сделанные фильмы, но этим они и отличались. В этом была их сила, обаяние, преимущества, мне очень понравилось, что была россыпь разных взглядов, мыслей, желаний высказаться о чём-то. Это меня больше всего вдохновляло и вызывало восторг.
- Что можете сказать о новом поколении кинематографистов и темах, которые они затрагивают в своем кино? Готовы ли вы сами сниматься у режиссера-дебютанта?
- Могу сказать, что мне очень нравится, что у них нет желания понравиться, это не главное, что ими движет, они просто хотят рассказать историю, которая их волнует, и рассказать тем языком, который им интересен. Опять же они почти все действуют по пути не как правильно или неправильно, а по пути как они видят, чувствуют. И даже если оно оказывается самым безумным безумием, то это и работает, потому что ты понимаешь, что тут взгляд конкретного режиссёра и художника. Если бы все фильмы были сделаны по правилам, они были бы похожи друг на друга. Мне больше всего понравилось, что все они разные, самобытные, непохожие друг на друга, и это чудесно, просто понимаешь объём возможностей, которые есть. Готова ли я сниматься у режиссера-дебютанта – да, и с большим удовольствием. В прошлом году я снималась у режиссёра Ильи Михеева, у нас как раз в сентябре начинается прокат картины «110». Работать с талантливым молодым режиссёром тоже было подарком и счастьем.
- Чем этот приезд в Калининград запомнится, помимо работы? Что успели посмотреть?
- Честно говоря, я смотрела только кино, в мои обязанности входило смотреть полный метр, который начинался где-то в четыре часа, и я могла бы с удовольствием гулять до того. Но мне было так интересно, что я каждый день ходила к 11ти часам смотреть все короткометражки, потом перекусывала рядом, и шла смотреть полные метры, по два в день. Поэтому ничего не успела, смогла только оценить близлежащие очень вкусные ресторанчики, оценить по пути от гостиницы красоту города, чистоту, доброжелательность людей. Ну, и невозможно было не запомнить прекрасную пляжную вечеринку, которую провели в Зеленоградске на берегу моря – там случилось чудесное совпадение изумительной погоды, места, заката, музыки, людей, тёплой, очень доброй атмосферы. Это уникальная возможность повидаться с людьми, которых не видишь годами, потому что нет времени встретиться, поболтать, а здесь было так много людей, с которыми мне интересно. Это бесценно, и наверное, ради этого тоже (помимо любви к кино и возможности показать свои премьерные работы), мы с удовольствием ездим на фестивали.
- Вы признавались, что очень домашний человек и на светские тусовки и премьеры вас не вытащить. А как тут проходило столь насыщенное общение с коллегами?
- Прекрасно! Да, я действительно не могу похвастаться, что люблю куда-то ходить, но тут такой важный повод - жюри, и всё это непосредственно связано с моей кинопрофессией. Это пища для ума, сердца, чувств, а не просто пойти тусоваться. Здесь я смотрю, изучаю, узнаю новые имена, режиссёров, смотрю на молодых артистов, на темы, которые им близки, какая потребность у сегодняшнего молодого героя и кто сегодняшний герой. Даже среди короткометражек уже можно выявить того самого героя нашего времени. Это некий немного потерянный человек, который не знает, чего он хочет, в чём смысл его существования, он не может найти точку опоры, сквозной такой герой через многие фильмы.
- Снимаетесь вы много, а какие проекты оставили след в душе?
- Это когда-то я снималась много. Сейчас совсем немного и очень выборочно. А какие оставили след… Каждый проект оставляет след, потому что он рождён тобой, роль рождена, вложены силы, чувства, много энергии и ресурсов, которые ты даришь своему персонажу, а когда съёмки заканчиваются, то энергия там и остаётся, и живёт уже самостоятельно. И ты каждый раз отрываешь и даришь кусочек себя вкладывая в своего персонажа. Можно говорить о любимых ролях или запоминающихся, но, наверное, можно отметить и первые роли, которые стали для меня трамплином, как роль Анны Тимирёвой в «Адмирале». Могу назвать ещё «Долгий путь домой», «Я вернусь», «Впотьмах», «Анна Каренина» безусловно, «Пять невест», «Статус: Свободен», т.е. есть картины, которые для меня очень важны, и которые я нежно люблю. Конечно, это огромная часть жизни и очень много энергии, любви и сил потрачено на каждую из этих ролей. В профессиональной реализации сегодня хочется новых возможностей и пробовать, то, что непривычно, не свойственно мне, чтобы была возможность участвовать в картинах и сыграть роль, на которую меня никогда бы не позвали. Чтобы какой-то режиссёр набрался смелости и решил: «вот эту роль может сыграть артистка, которая вроде бы и близко не подходит под неё». Вообще хочется экспериментов, нового, свежего, дерзкого, необычного, хочется исследовать свои возможности.
- Чему в работе вы сейчас отдаете приоритет – кино, или театру? Выхода каких проектов ждете?
- В приоритете театр, но он был всегда и есть, потому что я понимаю, что в театре максимально всё зависит от меня и режиссёра. А в кино нет, это монтаж, режиссёр, картинка, звук, музыка и так далее. Ты можешь прочитать гениальный сценарий, с потрясающей ролью, но получится чудовищное кино, а можно прочитать очень странный сценарий, на свой страх и риск согласиться и получить потрясающее кино. Тут никогда не получится угадать. В театре всё гораздо проще, ты выходишь на сцену с партнёром или один, и возникает энергия между тобой и зрителем, когда он не может оторвать от тебя глаз и вникает в каждое твоё слово, вы обволакиваете друг друга и становитесь одним целым. Это мне понятнее, я знаю инструменты, как общаться с публикой, какое количество энергии могу им дать, мне нравится этим управлять, я знаю, что это мне подвластно и даёт невероятное количество сил и удовольствия. Сейчас я начала сниматься в проекте «Столкновение» Ивана Китаева, буду сниматься в сказке «Морозко» - персонажи из той классической сказки, которую мы знаем, но сюжет совсем другой, я буду играть там ведьму. И я очень рада, что дали возможность проката картине «110», как раз дебютанта Ильи Михеева, про которого я выше говорила. Я смотрю сейчас и мне нравится, что в прокат выходят картины молодых режиссёров, пусть может не в самый широкий прокат, но тем не менее они выходят и у зрителей есть возможность посмотреть.
- Чьи слова, оценка вашей работы являются для вас самыми ценными?
- Наверное, моих коллег, всё же профессиональное сообщество совсем другая история. И то есть же дело вкуса, одному нравится одно, другому другое. Но тем не менее важна оценка, критика, советы коллег, поскольку они более конструктивные как правило и на понятном языке, у нас своя кухня, которую мы понимаем. Самое важное и ценное, когда есть критика и хорошие похвальные слова со стороны коллег. И конечно оценка моей семьи, но это другая история, это про любовь, доверие и радость общения.
- Как вам удается находить баланс между работой и семьей, чтобы соблюдать гармонию во всех сферах жизни?
- Не знаю, сложно ответить… Если бы я знала ответ на этот вопрос, я бы делала это лучше, но как-то удаётся и я этому рада. В моей голове всегда было, что никакая часть моей жизни не должна страдать и я не хочу ничем жертвовать во имя работы или семьи, это неправильно. Не нужно ничем жертвовать нужно пытаться гармонично выстраивать свою жизнь, чтобы хватало времени на всё. Не надо хвататься за все картины, театральные работы, но и не надо жертвовать во имя семьи потому, что когда ты сидишь только дома и у тебя нет возможности реализовываться, то это пагубно влияет на атмосферу в семье. Потому что когда люди реализованы и получают удовольствие от любимой работы, то они и домой приносят правильное самочувствие и настроение. Нельзя жертвовать своим временем во имя одного и второго, потому что время на себя, развитие, здоровье духовное, физическое, да даже удовольствие, пойти сделать массаж, сходить на маникюр – это тоже важно и надо просто правильно распределяться. Невозможно объять необъятное, успеть всё, заработать все деньги, сняться во всех фильмах, сыграть все роли, перечитать все книжки детям или сделать все уроки, играть с ними в настольные игры каждый день. Важно всё, но в меру, одновременно всё не успеть, поэтому надо выстраивать баланс.
- Какие моменты в жизни вас вдохновляли и дарили самые сильные эмоции в последнее время?
- Пусть это будет фестиваль «Короче», замечательные шесть дней, проведённых в Калининграде. На меня огромное впечатление произвели эти дни, я так давно не была в сообществе близких по духу людей. Для меня было большой радостью повидаться с давними, добрыми друзьями и познакомиться с большим количеством новых, классных творческий людей. Я все время чувствовала, что нахожусь в талантливом, крутом комьюнити, которое объединено одним интересом и любовью к кино. Это был чистый кайф, мы смотрели кино, общались, знакомились, обменивались телефонами, строили планы, молодых талантливых режиссёров тут же подхватывали продюсеры, предлагали им работу. Я только что отвечала на вопрос про гармонию, и действительно я выстраиваю так, что у меня получается заниматься и собой и детьми, и работой, как-то я нашла тут равновесие, что всем удаётся полноценно заниматься. Но на фестиваль не было выделено времени в моей гармоничной схеме, а тут я сделала исключение, съездила, и не только не жалею, а считаю, что это было огромным вкладом в собственное развитие, я получила колоссальные впечатления. Кроме того, я ездила с семьёй, Максим показывал детям Калининград и окрестности – это его родной город, они всё вокруг посмотрели, приезжали каждый вечер с огромным багажом впечатлений. А я им рассказывала, что я смотрела, какие получила впечатления, поэтому это тоже был важный опыт общения с детьми, семьёй, когда мы обменивались тем, кто что видел и познавал.
Досье
Родилась: 20 декабря 1985 года в Ленинграде в семье актеров Михаила Боярского и Ларисы Луппиан.
Образование: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (РГИСИ)
Семья: замужем за актером Максимом Матвеевым, сыновья Андрей (12 лет) и Григорий (6 лет)
Карьера: актриса Малого драматического театра (театра Европы) в Санкт-Петербурге. Заслуженная артистка России. Сыграла в таких фильмах и сериалах, как «Адмиралъ», «Я вернусь», «Матч», «Пять невест», «Шерлок Холмс», «Охотники за головами», «Анна Каренина», «Беглецы», «Седьмая симфония» и др.