Дмитрий Пчела: чтобы только оставаться на месте, надо бежать изо всех сил

Телезрители привыкли видеть яркого и харизматичного героя-любовника Дмитрия Пчелу в романтических фильмах. Тем интереснее было наблюдать его в образе жесткого и решительного сотрудника спецслужбы в новом остросюжетном сериале НТВ «Комитет». Сам актер говорит, что с огромным воодушевлением работал над ролью и в дальнейшем будет рад расширить свой жанровый диапазон и поработать в проектах категории action. О своей новой роли, режиссерском переосмыслении Чехова и своих мечтах — в эксклюзивном интервью актера «ТН».

— В чем, на ваш взгляд, содержательный смысл сериала «Комитет», показ которого начался на НТВ?

— Для меня в первую очередь это история о настоящей дружбе. Мы с ребятами долго думали, о чем наш проект. История вроде понятная — о могущественном КГБ, стоящем на защите государственных интересов, но ее надо было чем-то скрепить. Долго не могли прийти к общему мнению, но, когда у нас с Максимом Митяшиным начались сложные сцены в лесах, в болотах Санкт-Петербурга, мы вдруг поняли, что дружба ребят, пронесенная сквозь года, это вообще-то центральная линия всего проекта и становой хребет сюжета.

— Вы верите, что в КГБ в то время могла быть служба, тесно сопряженная с дружбой?

— Думаю, да, могла. Эти ребята были сделаны, что называется, из другого теста. Они — люди другого времени, другого поколения, которое еще служило за идею, — этакие рыцари без страха и упрека. И наша история о том, что этих ребят вместе сводит судьба и через какое-то время они понимают, что доверять они могут только друг другу.

1
кадр из сериала «Комитет»

— Вы как-то сравнили вашу троицу с мушкетерами. Но герои Дюма, если разобраться, были не очень лояльны к интересам государства, запросто могли во имя любви пренебречь интересами Родины. Способны ли герои «Комитета» на такое?

— Предать Родину? Никогда! Справедливости ради, мушкетеры ведь не были предателями в привычном понимании этого слова. Просто они по-своему трактовали и разделяли интересы государства и кардинала Ришелье. И, если помните, после истории с подвесками они по первому зову мужественно отправились фактически на верную смерть — в авангард осады Ла-Рошели. Я не буду рассказывать сюжет «Комитета», он очень интересный, поверьте на слово. Конечно же, троицу друзей ждет много неожиданных поворотов и событий.

— То есть такой выбор перед ними рано или поздно встанет?

— Абсолютно верно! Сценарий сериала очень качественно проработан и по ходу сюжета выбор между добром и злом будет не раз и не два стоять перед нашими персонажами. Сценарий охватывает большой исторический период — с конца 60-х годов и по двухтысячные. Это судьбоносные периоды для нашей страны, наполненные яркими и драматическими событиями. И герои сериала в какой-то момент окажутся вообще за бортом жизни, и будут пытаться ответить на главные вопросы своего нравственного выбора.

— Хорошо, сохраним интригу. Расскажите, как проходили пробы? Как продюсеры и режиссеры разглядели в вас — романтическом герое — жесткого сотрудника спецслужбы?

— Меня почему-то все так и воспринимают — и зрители и продюсеры — сугубо лирическим персонажем. (Улыбается.) Это объяснимо, много было сыграно подобных ролей. Сейчас я сознательно меняю этот сложившийся образ для зрителя, чтобы показать свой актерский диапазон. Приходится отказываться от привычных ролей, чтобы выйти на новый уровень. И пробы в сериал «Комитет» мне очень в этом помогли. Кастинг я проходил наравне со всеми, продюсеры очень долго искали героев, и вначале я пробовался на другую роль с другими партнерами. Но потом все переиграли и мне предложили сыграть роль Павла Иванова.

— В вашей фильмографии не так много ролей военных или правоохранителей. Долго готовились к роли Павла Иванова?

— Подготовку провел серьезную, если честно, даже не помню, чтобы так серьезно и много готовился раньше. Мне было интересно посмотреть, почитать, что это за структура КГБ и какие люди там служили.

— Классику смотрели?

— Да — «ТАСС уполномочен заявить», «Семнадцать мгновений весны». Но больше всего впечатлила трилогия «Ошибка резидента» — с Георгием Жженовым, с Михаилом Ножкиным. Много еще читал специальной литературы — воспоминания генерала Медведева, который был охранником Брежнева. Можно сказать, это и был прототип Паши Иванова, так как много историй перешло из этих воспоминаний в сериал.

2
кадр из сериала «Комитет»

— Как вы создавали образ Павла Иванова и создавали ли вы его сами?

— Мы же артисты, и в первую очередь исходим из сценария, из того, что нам дает автор. Хочу сказать спасибо компании «Триикс Медиа», которая устроила мне встречу с одним из бывших сотрудников «девятки». Я очень хотел поговорить с этим человеком, так как он долгое время прослужил в этом отделе. Хотел посмотреть ему в глаза, понять, что они за люди такие, узнать о специфике работы телохранителя. Это же совершенно другой мир!

— Помнится, еще Кевин Костнер в фильме «Телохранитель» показал стандарты этой профессии.

— Да, и в сериале будет очень интересный отсыл к этому фильму, когда по сюжету в СССР приедет знаменитая певица, и я ее буду охранять.

— Режиссер сериала Михаил Вассербаум — признанный корифей фильмов в жанре экшн. Вам с какими режиссерами интереснее работать? С теми, кто специализируется на определенном жанре, или кто привносит в этот жанр какое-то свое видение?

— Всегда по-разному, главное — не уходить в штампы. Михаил опытный режиссер и прекрасно знает, как снимать остросюжетные фильмы, делать в кадре зрелищными трюковые сцены. Да и эффективность смены на проекте была заявлена достаточно высокая, надо работать в темпе, чтобы выдерживать сроки, и это редкое умение Михаила дорогого стоит. Но мне интересно работать и с молодыми режиссерами, которые только ищут свой стиль.

— У вас тоже есть небольшой режиссерский опыт. Вы что-то подметили для себя в проекте?

— Я всегда наблюдаю, подмечаю и беру себе в копилку то, что может пригодиться в моей дальнейшей режиссерской работе. Съемочная группа — это же единый организм, который должен работать без сбоя, в атмосфере творчества и любви. И во главе этого процесса всегда стоит режиссер.

— Если бы вы были режиссером «Комитета», кого бы вы лично позвали на роль Павла Иванова?

— Только себя! (Улыбается.) Если серьезно, то это был большой вызов для всех нас. С первых дней нас повезли не на съемочную площадку, не на примерку костюмов, а прямиком в спортзал. Тренировались там интенсивно. Нас смотрели, тестировали, и потом нам эти тренировки очень сильно помогли. Когда были в экспедиции в Таджикистане, где снимались эпизоды афганской войны, температура в пустыне доходила до 45 градусов. А мы были в полном десантном обмундировании весом 15-20 килограммов, и надо было еще бежать, стрелять, драться. Конечно, когда проходишь такие жесткие испытания, что-то становится понятным, и про сегодняшний день, и про себя, любимого. (Улыбается.) А еще на этом проекте исполнилась моя давняя мечта: я еще мальчишкой, когда смотрел старые советские фильмы про войну, мечтал произнести фразу: «Служу Советскому Союзу!», и вот мечта исполнилась. Хотя бы в кадре.

— Эту фразу обычно говорят, когда награды вручают.

— Да, в фильме как раз было награждение наших героев за успешно проведенную операцию.

— Вы в дальнейшем планируете развивать карьеру в этом жанре?

— Конечно! И сейчас продолжаю заниматься в спортзале, тренируюсь, хочу наконец-то уйти от амплуа героя-любовника и перейти к другим ролям. Чувствую внутри, что уже перерос жанр мелодрамы и готов к чему-то более серьезному — более масштабному вызову.

— Вам в свое время повезло с учителями. Не каждому такое выпадает — учиться у Табакова, Хейфеца, Золотовицкого. Какие воспоминания остались?

— Учиться у таких мастеров — это не столько привилегия, сколько огромная ответственность и адский труд. Они многое давали, но и предельно жестко спрашивали. С первого актерского курса в школе-студии МХАТ было отчислено 12 человек! Конкуренция была жесточайшая — до 500 человек на место. И получение образования не гарантировало тебе ничего в профессии. Всегда приходилось доказывать, кто ты и чего ты стоишь. Но в результате наш курс можно назвать звездным: большая часть сейчас востребованы в профессии, многие стали известными артистами.

3

— Хотя вы говорили, что не сразу было понятно, чего хотят от вас великие учителя.

— Я же приехал из Таллина, из Эстонии, и никак не был связан с театральным миром. Максимум моей подготовки — участие в школьном спектакле. А на курсе собрались достаточно серьезные ребята, у многих за плечами уже было театральное образование, какие-то подготовительные курсы. Было действительно трудно учиться, особенно поначалу. Но я вовремя понял, что важно продержаться и не сломаться. Мастера, воспитывая в нас свободную творческую личность, раз за разом проверяли наш предел прочности. Как говорил Олег Павлович Табаков: «Профессия актера — как профессия пожарного, высокой степени риска». Вначале непонятно было, что он имел в виду. Но потом дошло, в чем суть: риск в том, что 95 процентов выпускников театральных вузов потом так и не могут состояться в профессии.

— И страдают от этого?

— Конечно! Это же великая трагедия, когда артист по причине своей невостребованности разрушает свою, а иногда и чужую жизни. Как говорил Игорь Яковлевич Золотовицкий: «Наша профессия почти полностью зависит от удачи, надо оказаться в нужное время в нужном месте. Но ты должен быть всегда готов. И когда появится твой шанс, не упустить его».

— Ваша супруга — тоже известная актриса Екатерина Рябова. Как она оценила вашу работу в проекте?

— С Катей мы в разводе уже несколько лет, просто не афишировали. Да, такое бывает. Мы вместе прошли большой путь, но пришло время дальше двигаться каждому в своем направлении.

— Что стало причиной расставания?

— Нам было непросто: Катя из Питера, а я из Москвы. Мы так и не смогли найти свой общий дом, а жить на два города — это тяжело, прежде всего психологически. Кстати, в «Комитете» в маленькой эпизодической роли снялась моя дочь Соня. Я очень переживал, когда она пришла на площадку. Тогда ей было только девять лет, у нее мало опыта, но она отлично справилась, слушала режиссера, выполняла поставленные задачи! Она молодец, я ей горжусь! С другой стороны, мама и папа актеры, и у нее артистизм уже в крови. (Улыбается.)

4
с дочкой Соней

— Это не первая ее роль в кино, хотя первую в двухмесячном возрасте она вряд ли помнит. Готовите ее к большому творческому пути?

— Она должна сама сделать выбор. А я буду отговаривать. Понимаете, в эту профессию надо идти, только если ты не можешь без нее жить. Романтики тут мало. Это все непросто, нет стабильности как таковой, представьте, что вы каждый раз заново устраиваетесь на работу. Каждый раз все с самого начала. Прежние заслуги мало чем могут помочь, когда приходишь на пробы, всегда приходится заново что-то доказывать. И тебе очень часто говорят слово «нет». К этому трудно привыкнуть, надо обрасти психологической броней. А Соня — девчонка талантливая и достаточно разносторонняя, и если она решит связать свою жизнь с актерской профессией, я хочу, чтоб это был ее сознательный выбор.

— По ее оценкам и впечатлениям — как? Они восторженные?

— Конечно, на съемках ей все понравилось. Она занимается музыкой, танцами и уже маленький блогер, записывает свои видео, ведет активную жизнь в социальных сетях, пытается ярко проявить себя.

— Вряд ли Игорь Золотовицкий будет набирать курс, когда она будет поступать. Кого бы из нынешних ваших коллег вы хотели видеть в учителях Сони?

— Конечно, хотелось, чтобы Игорь Яковлевич никогда не заканчивал свою педагогическую деятельность. Он действительно великий мастер. И между собой мы его называем отцом. Ему достаточно несколько секунд на прослушиваниях, чтобы понять, может человек быть актером или нет.

— Соня сейчас живет с мамой?

— Да, она живет в Питере с мамой, но мы часто общаемся с ней.

— У нее ваша фамилия? Она настоящая или это псевдоним?

— Да, у нее моя фамилия, и она настоящая.

— Я читал, что вы любите стоять у плиты, — готовить для семьи и для гостей. Что готовите обычно? Какое коронное блюдо порекомендовали бы нашей аудитории?

— Вообще я очень люблю готовить — для меня это как медитация. Творчески отношусь к процессу. Мне всегда приятно видеть, как домашние едят приготовленные мной блюда. Люблю готовить рыбу и мясо. Недавно приготовил шашлык по старому рецепту. Сделал несколько килограммов мяса, которое было съедено мгновенно.

— Какой это рецепт?

— Все просто. Свежее мясо, лук, соль, перец и немного уксуса. И главное, хорошенько все это промять. Я назвал его «шашлык по-советски», потому что он из моего детства. Помню, как каждый год в начале лета отец водил нас с братом в зоопарк, после чего мы садились в кафе и заказывали именно такой шашлык. Это как у Марселя Пруста, откусил кусочек, почувствовал вкус и улетел воспоминаниями в детство.

— Как вы поддерживаете форму? Есть какие-то секреты, чтобы выглядеть так же?

— Скажу честно, держать форму мне непросто. Я много времени провожу в спортзале, там у меня силовые тренировки, бокс. Постоянная физическая активность, и, конечно же, надо есть поменьше, а в определенное время надо просто холодильник закрывать на замок. Вот и все секреты: больше двигаться и меньше есть.

— А косметические процедуры?

— Пока обхожусь без этого. Только генетика, спорт и правильное питание.

— При подготовке к роли вы легко идете на изменения внешности? Если нужно набрать 5-10 килограмм веса, вы предпочтете набрать или подкладку сделать?

— Если роль требует набора веса, то — надо набрать; если надо похудеть — все будет сделано для того, чтобы я похудел. Это непросто, но это — честно. И вообще, я считаю, что надо быть максимально искренним со зрителем. Никак по-другому, потому что зрители всегда чувствуют ложь, фальшь. Актеры всегда должны совершенствовать свои навыки, получать новые, чтобы максимально убедительно выглядеть в кадре. У нас в профессии вообще нельзя останавливаться, если ты хочешь двигаться вперед. Как говорится: надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте, а если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее.

— В какой-то момент жизни, после яркого события, вы начали писать стихи, когда выйдет сборник?

— Стихи остались в далеком прошлом. Это было мое спасение в юношестве и единственный способ выражения себя. Но писать я не перестал, сейчас это в основном сценарии к фильмам. Не так давно я закончил полнометражный сценарий по чеховской «Даме с собачкой» — это одно из моих любимых произведений, и, пожалуй, лучшее произведение о любви.

— Будете подавать заявку на питчинг?

— Конечно. Я сейчас нахожусь в поиске команды для реализации своего проекта. Это совершенно новый мир, где надо встать по другую сторону от камеры. Но я постепенно, небольшими шагами, иду к своей мечте!

— У вас уже есть видение по кастингу на этот проект?

— Да, собран кастинг, готовы презентации, ищем локации и продюсеров, которые поверят в эту очень трогательную и, на мой взгляд, своевременную историю. В бесконечном потоке новых фильмов и сериалов, как сейчас говорят, контента, хочется вернуться к старым добрым Рязановским и Данелиевским сюжетам и говорить в первую очередь о человеке.

— «Дама с собачкой» — это же прекрасный материал. А кто будет играть Анну Сергеевну?

— Пока секрет. (Улыбается.) Но эта история не еще одна экранизация рассказа. Старый прекрасный фильм с Саввиной и Баталовым у нас уже есть, и не стоит пытаться снимать другой. Действие моего фильма перенесено в современность. Будем пробиваться, идти вперед, и я верю, что эту историю когда-нибудь увидит зритель.

Евгений Николаев
фото: PR НТВ