Варвара: артист без авторской песни — не артист
Заслуженная артистка России Варвара — не только популярная певица, но и прекрасная жена, мама и просто красивая женщина. На новогоднем огоньке, который приготовил телезрителям телеканал «Россия», ее выступление вместе с Алексеем Воробьевым стало одним из самых ярких и поразило всех оригинальностью и высоким уровнем исполнительского мастерства. О «звездных» дуэтах и о том, как у нее получается совмещать успешную карьеру, заботу о большой семье и фермерском экохозяйстве — в эксклюзивном интервью «ТН».
— Какая в нынешнем году атмосфера в новогоднем лесу, который «вырос» в студии телеканала «Россия», где снимали «Голубой огонек»?
— Прекрасная атмосфера! Впрочем, как и всегда. Хочется возвращаться туда снова и снова. Мне вдвойне повезло, так как я оказалась за одним столом с Евгением Вагановичем Петросяном. Я была погружена не только в атмосферу прекрасной музыки, но и юмора от мэтра этого жанра.
— Повеселил вас от души?
— Да, посмеялись, и еще много напутствий он мне дал. Очень добрый и мудрый человек. Вообще это бесценный опыт, когда общаешься с такими людьми, они просто кладезь житейской и профессиональной мудрости.
— Какую песню вы исполнили на новогоднем огоньке?
— У нас был дуэт с Лешей Воробьевым, и мы сделали новую аранжировку известной песни «Конфетки-бараночки». Леша же не только прекрасно поет, он еще виртуозно играет на скрипке и аккордеоне. И все это он с блеском продемонстрировал, когда во время исполнения песни — это, я считаю, отличная режиссерская находка, которая украсила и наш номер, и всю праздничную программу. Еще с нами вместе спел великолепный хор имени Пятницкого. Считаю, что это один из лучших хоровых коллективов в России. В общем, на мой взгляд, получилось все очень ярко и масштабно.
— Почему выбрали эту песню? С одной стороны, она бесшабашно веселая, а с другой — очень грустная, если вспомнить ее эмигрантские корни.
— Я ее очень люблю и часто пою на наших концертах. Иногда представляю, как русские эмигранты в 1917 году сидели где-нибудь в Париже и с ностальгией вспоминали Россию — могучую и сильную державу, которую они потеряли. Но в песне прекрасно передан дух и настоящей России, и на «огоньке» мы ее немного по-другому спели. Там и скрипка звучит, и цыганские напевы — полностью живой звук, который мы записывали со своими музыкантами. Я довольна, как получилось. Если я берусь за что-то, то делаю на максимально высоком уровне.
— А чье выступление вам еще понравилось?
— Очень понравилось выступление Игоря Крутого с Алсу, Льва Лещенко, Володи Преснякова — просто замечательные номера получились! Знаю, что «Голубой огонек» на канале «Россия» имеет свой определенный формат и свою публику. Там действительно своя всегда очень «ламповая» позитивная атмосфера, которую телеканалу «Россия» очень здорово удается передать. Всегда подбираются артисты с хорошим репертуаром, телезрители мне потом говорят, что даже не хочется переключаться на другой канал.
— Вы упомянули Льва Лещенко, с которым долгое время работали в качестве бэк-вокалистки. Сейчас с ним общаетесь, вспоминаете былое?
— Периодически встречаемся, даже в гримерках в Кремлевском дворце. Он часто участвует в государственных программах, и я тоже. Всегда приятно с ним увидиться, поговорить «за жизнь». Он интеллигентнейший человек, настоящий учитель, причем не только вокала, но и жизни. Я стараюсь всегда прислушиваться к советам людей его поколения, ценю каждую минуту общения с ними.
— Когда вы работали совместно, он часто общался с вами?
— Каждый день. Он всегда очень лояльно к нам относился, с большим вниманием и заботой. Я считаю его своим главным сценическим учителем и до сих пор многое за ним повторяю. Например, всегда прихожу на концерт, как и он, минимум за полтора часа. Если в дороге возникает пробка, я все бросаю и бегу в метро, чтобы не опоздать — это его школа.
— Про школу Лещенко давайте поговорим подробнее. Нечасто бывает, что из таких коллективов выходит столько популярных певиц — вы, Катя Лель. Что там было особенного, что позволяло вам расти творчески и потом успешно заниматься сольной карьерой?
— Во-первых, в то время это была большая семья — театр, где все дружили, никто никому не переходил дорогу, помогали друг другу, тщательно выбирали репертуар. У нас голова была постоянно забита исключительно творчеством. В какой-то момент Лев Валерьянович заметил, что я переросла уровень бэк-вокала и прямо сказал, что надо двигаться дальше, так как уже есть определенный багаж, есть на что опереться. Он, можно сказать, благословил меня. И первые шаги я делала с учетом его советов, рекомендаций. А уж если Лев Валерьянович похвалит, это была такая редкость и такая мощная мотивация для дальнейшей работы.
— Объективные оценки давал всегда?
— Да, всегда говорил правду. Я однажды выхожу со сцены, расплакалась — такая песня грустная! А он говорит: «А что ты плачешь? Это зритель должен плакать». Навсегда запомнила эти его слова, ведь он прав на все сто. Артист должен уметь побуждать в людях искренние чувства. Плакать и смеяться должен не он, а зритель.
— Момент, когда вы решили заняться сольной карьерой и перейти на другой уровень, когда созрел?
— Я же с раннего детства занималась вокалом и всегда знала, что буду петь на сцене, но не знала, в каком качестве. У меня хорошее классическое образование, но, закончив Гнесинку, я не хотела становиться оперной певицей, не пошла в театральную труппу. Я хотел петь эстраду, и мне Бог дал «народный» голос. Я легко и правильно пою все народные песни, поэтому выбрала себе направление, которое называется этно. Мне нравится Восток, Кавказ, вообще вся Россия. В Сибири 178 национальностей, и какая богатая культура у каждого народа! Творчество в стиле этно я постоянно ищу и собираю до сих пор. Я никуда не уходила в другую профессию. Прошла через все тернии, когда мои песни не брали на радио, не приглашали на телевидение. Все это я прошла, и преодолела все преграды только через свой труд. Наверное, каждый артист через это проходит. Мы — пахари! По-другому не умеем.
— Сейчас у аудитории снова большой запрос на патриотизм, на народное творчество. Как правильно развивать это направление, чтобы подхватить эту волну и народные песни опять звучали везде?
— Я конечно очень рада, что сейчас центральные каналы пришли к тому, что народная песня должна быть, в каждом большом концерте присутствовать, появляются в ротации на радио. Людям это было нужно всегда, но сейчас особенно. Я давно заметила, что народные песни на моих концертах всегда принимаются зрителями лучше. Не знаю, чем это объяснить, наверное, генетической памятью. Когда я пою на сцене, все подпевают, кто-то танцует, плачет или смеется — эти песни всегда задевают струны души зрителей. Но я убеждена, что все нужно делать очень качественно и красиво. Бывает, что сляпают народную песню где-то на коленке, наденут кокошник и пытаются что-то изобразить. Этого я вообще не приемлю. Русскую культуру надо любить искренне, правильно ее подавать и кропотливо передавать новому поколению. Молодые люди сейчас другие, они «цифровые», у них другие интересы в музыке. Если разобраться, между ними и нами вкусовая пропасть и русская народная музыка — пожалуй, единственная платформа, которая может нас объединить, где наши интересы максимально приближены.
— На ваш взгляд, стоит ли специально сочинять песни в народном стиле или лучше искать и брать те, которые придумал и давно поет народ? Какое направление перспективнее сейчас?
— Считаю, что должны развиваться оба направления. Нельзя написать столько хитов, сколько народ создал за века. Мне кажется, что песни «Ой, то не вечер», «Ойся ты, ойся» может каждый исполнитель спеть, как-то под себя подстроить и по-своему спеть. Но обязательно нужна и своя авторская песня в русском стиле. Ведь артист без авторской песни — не артист. У него обязательно должен быть свой эксклюзивный репертуар.
— У вас в репертуаре не только русские песни, но и на разных языках. Зачем вы этот музыкальный пласт поднимаете?
— Это все как раз в русле моего этно-направления. Мне этот материал действительно очень интересен. Когда я исполняю на арабском, турецком, армянском, то соприкасаюсь с культурой и историей этой страны. Вот сейчас передо мной лежит книга «Османская империя» Джона Патрика Бальфура, и я ее каждый вечер читаю, чтобы лучше понимать менталитет и традиции людей этой страны. Я также глубоко изучаю и русскую культуру, про историю многих регионов могу долго рассказывать. Ведь, чтобы хорошо спеть народную песню, недостаточно выучить слова и музыку, необходима особенная органика, чтобы зритель тебе поверил. А для этого необходимо понять особенности культурного кода этого народа или этноса, пропустить необходимую информацию через себя и только потом начинать работу над музыкальным материалом.
— А сколько языков вы знаете?
— Я, конечно, не полиглот, но на арабском, турецком могу сносно изъясняться, пусть и очень простыми фразами. Предрасположенность к языкам у меня есть, но лингвистикой надо серьезно заниматься, чтобы глубоко изучить язык.
— Где вы себя чувствуете максимально комфортно, помимо родного дома?
— Мы все-таки северные люди — норды. Нам близко все, что связано с севером. Испокон веков так пошло, когда древние угро-финны обосновались на нашей территории. Я обожаю те суровые, но красивые края — Псков, Архангельск, Мурманск. И в Сибирь приезжаю, и очень хорошо себя там чувствую. Нравится Тюмень, Югра, мне там комфортно, и публика хорошо принимает. Но я люблю и хорошо понимаю Восток. А повышенную седьмую ступень в музыке просто обожаю!
— У вас много дуэтов. Обычно вам предлагают совместную запись или вы сами ищете партнера на такие форматы?
— Как-то спонтанно все это происходит. Договорились — спели. С Хабибом, с Лешей Воробьевым — уже второй дуэт. Еще мы дружим с Александром Добронравовым, который написал легендарный хит «Как упоительны в России вечера». У нас с ним вышла вообще трилогия — три песни, и все как на подбор. Мы с ним сошлись в творческом плане и хорошо работаем.
— А с кем из мировых звезд хотелось бы поработать?
— Я люблю настоящих музыкантов, которые творят музыку на века. Мой любимый Стинг каждый раз, как конвейер, выдает настоящие нетленные шедевры. Его концерт в католическом соборе — просто вау! Там собраны не только его хиты, но и песни Англии XV—XVI веков. Это просто запредельный уровень гениальности.
— У вас были еще и семейные дуэты с детьми — с Ярославом, с Варей. Вы их на сцену за руку привели или они вас?
— Ярослав хоть и не профессиональный музыкант, но и на гитаре здорово играет, сочиняет музыку и периодически выбирается в караоке попеть. Он по профессии медиатехнолог, часто выходит на сцену перед разной аудиторией. Еще он преподает, ездит по городам с лекциями. Так что со сценой давно знаком и умеет держать аудиторию в зале. Варя хоть и окончила музыкальную школу, но выбрала другую сферу деятельности. Она аналитик-финансист в крупном банке. Но поет она очень хорошо и периодически выходит на сцену в любительских концертах. Детям с детства нравится их вокальное хобби, пусть так и будет. Я рада, что они у меня такие разносторонние и талантливые.
— Ваши дети сами не захотели продолжить вашу вокальную династию или вы им отсоветовали?
— У них рано ярко проявились другие таланты, которые они смогли сполна реализовать. Я на них никогда не давила. Они сами делали свой выбор и, сколько я помню, даже не планировали связать свою жизнь с творческой профессией. Да я особо и не настаивала.
— Надеетесь, что внуки продолжат?
— Пока сложно сказать. (Улыбается.) Мне главное, чтобы они выросли хорошими людьми.
— Вы их балуете?
— Честно? Балую! Я их безумно люблю. Мы видимся не так часто, чтобы я тратила время на их воспитание, пусть уж родители этим занимаются. (Улыбается.) Я им сразу сказала: воспитание — это ваша прерогатива, я буду их только любить, холить и баловать.
— У вас настоящий деревенский загородный дом, живность, домашнее хозяйство. Зачем вам такие хлопоты?
— Я уже убедилась, что при нашем ритме жизни смена формата, небольшая перезагрузка просто необходимы. Если мы и выезжаем на моря или за границу, то на короткий срок. А так все время живем здесь в своем загородном доме в средней полосе. Муж у меня охотник, рыбак, я это дело тоже очень люблю. Весной мы развесили скворечники, к нам прилетают скворцы-квартиранты. Установили много кормушек: подкармливаем кабанов, оленей, других диких зверей, чтобы им легче было перезимовать. У нас на подворье корова есть, козочки, чтобы молоко давали. Конечно, мы не все хозяйство ведем самостоятельно, нам помогает местная семья, но и сами работы не чураемся.
— А детям и внукам комфортно в сельской местности?
— Очень комфортно. У нас там настоящий сруб из карельской сосны в настоящем лесу в 500 километрах от Москвы, а до ближайшего города 50 километров. Они приезжают туда отдыхать и напитаться энергией от первозданной природы.
— Не планируете переехать на постоянное проживание? Или вы все-таки больше городской житель?
— Конечно, мы городские жители, но на две недели уезжаешь туда — никакого пансионата, никакой заграницы не нужно. Там место нашей силы.
— А телефон отключаете?
— Там есть хорошая связь, мы провели Интернет. Но, когда приезжаем, телефон стараюсь убрать подальше. Иногда я даже не помню, где он лежит, так увлечена делами по хозяйству.
— Новый год у вас, наверное, принято встречать там?
— Только там. Я на Новый год обычно не работаю, на праздники всегда уезжаем семьей. А в этом году к нам вообще приезжают 23 человека — родственники и друзья. Мы всегда наряжаем елку в доме и елку около дома. В час ночи мы выходим и танцуем, включаем музыку, запускаем салюты, водим хороводы вокруг елки.
— А какой стол вы собираете? Есть фирменные блюда?
— Все всегда хотят, чтобы я приготовила селедку под шубой. Даже не так салат оливье, как ее. Мы классический рецепт делаем с настоящей селедкой, никакую красную рыбу не добавляем. У меня есть специальное красивое стеклянное блюдо, выкладываю слоями, получается очень красиво.
— А подарки детям уже готовите?
— Да, обязательно, без подарков никуда. Я уже плотно занимаюсь этим вопросом. Сейчас идут концерты, съемки, но в перерывах периодически я уже приглядываю подарки.
— Вы сами придумываете, что подарить? Или согласовываете с детьми, как порадовать внуков?
— В основном не спрашиваю, хочу, чтобы был сюрприз.
— А Дед Мороз заезжает к вам на санях?
— Туда ни один Дед Мороз не доедет, поэтому приходилось подменять дедушку, чтобы порадовать детей. (Улыбается.) У нас папа всегда наряжался в Деда Мороза и прекрасно вжился в эту роль.
— Какие пожелания читателям нашим на будущий год?
— Всегда очень хочется пожелать просто человеческого хорошего доброго счастья! И чтобы люди держали счастье в руках и никому не давали. Здоровья, счастливых семей, мужчин любящих, женщин любимых, прекрасных детишек, чтобы они тоже радовали родителей! Хочется больше доброты, любви! Ну и, конечно же, всем нам голубого мирного неба — это самое главное.
Евгений Николаев
фото: телеканал "Россия"