Екатерина Гусева: чтобы понять сегодняшний день, нужно анализировать прошлое


Сердца поклонников она покорила много лет назад, сыграв в культовом сериале «Бригада» и мюзикле «Норд-Ост». И сегодня актриса свое сердце безоговорочно отдает театру, кино и музыке. Накануне нового года судьба подарила ей работу в новой интересной постановке.
В Кинопарке «Москино» идет мультимедийный спектакль Эдуарда Боякова «Соборная площадь». Спектакль о важнейших событиях нашей истории, основан на исторических событиях XVII века, Смутного времени. Екатерина рассказала «ТН» о том, чем ее заинтересовала эта работа, есть ли в ней аллюзии на современную Россию, почему сегодня переполнены именно театры и храмы, а также об итогах года, секретах семейной гармонии с мужем и любимых детях.

— Расскажите о своем участии в мультимедийном спектакле Эдуарда Боякова «Соборная площадь». Чем он вас заинтересовал?

— Проекты Эдуарда всегда очень интересны, они новаторские. Он выбирает исторический контекст, вплетает в него современность, получается так гармонично, и в то же время смело. В Новом театре у него также любопытные иммерсивные постановки. Он ищущий художник, ищет новые формы, и оказаться вместе с ним в этом поиске очень увлекательно и интересно. Для меня в работе первостепенны режиссер, роль и материал, это основные составляющие, на которые я обращаю внимание, выбирая тот или иной проект. Эдуард Бояков, Марина Мнишек и Смутное время — это три основных составляющих, которые меня здесь заинтересовали. В Смутное время я уже погружалась благодаря спектаклю «Царство отца и сына» режиссера Юрия Ивановича Еремина в театре Моссовета, который он поставил по трилогии Толстого. Наш режиссер взял две темы, первый акт был темный, черный, рассказывал о правлении Иоанна Грозного, а второй — светлый, полный надежд — о царе Федоре. Я играла царицу Ирину, сестру Бориса Годунова, жену Федора Иоанновича, которого блестяще играл Виктор Иванович Сухоруков. Такой крепкий у нас был дуэт, сплетение двух судеб, двух жизней, единый организм — Федор и Ирина. Замечательный спектакль был! Снова оказаться в Смутном времени нашей истории сегодня очень полезно, поучительно. Но уже со стороны не жены канонизированного святого, а отрицательного персонажа, Марины Мнишек, побывать в шкуре этой самозванки, которая была первой коронованной русской царицей и женой аж двух Лжедмитриев.

1

— Насколько сложной была работа над созданием спектакля, образа?

— Я впервые участвую в площадном театре, играю на улице, и эта зима нам благоволила. Вместо снега шли дожди, под них я не попала, не знаю, как было остальным актерам, потому что спектакль мы играли фактически всю зиму, каждые выходные, и сейчас продолжаем играть по выходным два раза в день, составов у нас много. Работаем с удовольствием, дышим свежим воздухом в экологически чистом районе Троицка — огромный Кинопарк «Москино», теперь уже часть Москвы. Грандиозный проект, Соборная площадь, в натуральную величину выстроенные храмы Кремля и в этих декорациях идет наше действо. Еще примечателен проект тем, что он начинается, когда садится солнце, поэтому время плавает, раньше мы начинали в пять вечера, потом пять тридцать, скоро, видимо, будем стартовать в шесть, потому что у нас используется высокотехнологичный свет и лазерные эффекты, живой огонь, видеоконтент, а яркая визуализация требует темноты.

— Как считаете, в исторической постановке о событиях Смутной эпохи зритель будет искать какие-то аллюзии на современную Россию?

— Безусловно. Для того, чтобы понять сегодняшний день, а может, даже заглянуть в будущее, нужно анализировать прошлое. Все же циклично, посмотрите назад, разберитесь в сегодняшнем дне, оглядываясь на то, что с нами уже происходило, и неоднократно. Проект «Соборная площадь» курировали историки, все факты подлинные и не подлежат сомнению, а сама пьеса довольно проста, адаптирована под семейную аудиторию, даже пятилетний малыш понимает, о чем идет речь. А речь об обретении иконы Богородицы в Казани, сильна и православная тема, тема любви и дружбы, тема единства народа, который смог противостоять европейскому влиянию. Так совпало, что у меня дочь сейчас в 7-м классе, они как раз начали подробно изучать историю России, так что этот спектакль и для нее!

— Несмотря на обилие стриминговых сервисов, множество платформ и развлечений онлайн, когда люди могут вообще не выходить из дома, интерес к театру не угасает. По-вашему, почему зритель сегодня приходит в театр и какое у него место в современной культуре?

— Главенствующее, потому что все перенасытились виртуальным, искусственно созданным, подменой настоящего, пусть яркой и блестящей, но подделкой. Энергия не передается через монитор компьютера и по телефону. Сейчас время, когда хочется рукопожатий, объятий, общения глаза в глаза, хочется человеческое тепло почувствовать. За этим, наверное, люди и идут в театр, за настоящей подлинной эмоцией, энергией, которая рождается здесь и сейчас. Да и время сейчас тревожное, мы оказались в жерновах истории, время перемен, все хотят уверенности в завтрашнем дне, защиты, поддержки, успокоения, хотят ответов на вопросы, которые постоянно возникают. Я заметила, что сейчас переполнены и театры, и храмы православные, во многих храмах по воскресным дням утром две Литургии, в 6:30 и в 8:30, много прихожан. Сегодня порог тревожности у всех нас очень велик. Поэтому кто-то идет в театр, чтобы отвлечься от новостийной ленты, развлечься или задуматься, а кто-то в храм, ища защиты и опоры.

— Вы сами ходите в театр как зритель, есть любимые спектакли?

— У меня редко появляется возможность ходить в театры, потому что я сама в них играю. В театре оперетты «Анну Каренину» в одноименной постановке, Екатерину Великую в мюзикле «Граф Орлов», а в родном театре Моссовета, где я служу, у меня любимые роли Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского, Огюстины в «8 любящих женщин», Атаманша из «Бременских», Мария Магдалина… А еще концертная деятельность, программа «Романтика романса» на телеканале Россия-Культура, которая тоже забирает воскресные и субботние дни. И, конечно, проект «Соборная площадь», который мы также играем по субботам и воскресеньям. Поэтому свободные вечера я провожу в кругу семьи.

Но несколько дней назад я была свидетелем грандиозного успеха, сидя в зрительном зале нашего театра. Моссовет выпустил премьеру музыкального спектакля Аллы Сигаловой «Щастье», по произведениям Владимира Маяковского. Музыка Владимира Дашкевича, либретто Юлия Кима. Мощно, зрелищно, актуально! Труппа — как единый организм, безупречное исполнение хореографических и вокальных номеров, актерское наполнение яркой формы! Блестящие актерские работы! Счастлива, что у нас в репертуаре театра Моссовета появился такой мощный спектакль.

Что касается театра в целом, я редкий гость в зрительном зале, просто потому, что боюсь разочарований, «потерянных вечеров», поэтому хожу очень выборочно, по рекомендации, хотя плохих спектаклей сегодня почти нет, они сходят со сцены очень быстро, сейчас конкуренция огромная, публика искушенная, не выживают сейчас средние постановки.

2

— Как вы сегодня находите компромисс между материальным и духовным? Пойдете в некачественный проект ради очень хорошего гонорара?

— Нет, я не в той ситуации, из-за денег не работаю, и никогда не работала. Никого не осуждаю, понимаю, особенно мужчин актеров, которым семью кормить, но у меня никогда не был в приоритете заработок, никогда не стоял так вопрос.

— Если бы вам дали полную творческую свободу, то какой проект вы хотели бы реализовать?

— Хотелось бы сделать что-то, что принесло бы людям радость, веру в добро, желание любить… Я чувствую в этом свое предназначение.

— Каким для вас выдался прошлый 2024 год?

— Сложным. Тяжелый выдался год, много было испытаний. А еще трудоемкий, за это благодарю! Именно в год семьи, и в театре, и в кино, я прикоснулась к судьбе семьи венценосных царственных мучеников-страстотерпцев. В музыкальной исторической драме Александра Рагулина «Последний Романовъ», которая повествует о последних днях венценосной семьи, мне доверили воплотить образ Александры Федоровны. В фильме «Романовы: Преданность и предательство» режиссера Василия Чигинского я сыграла Наталью Брасову — морганатическую супругу великого князя Михаила Александровича Романова, брата Императора Николая Второго.

— А какие-то личные приятные моменты вспомните?

— Этим летом сын получил звание магистра и в аспирантуру поступил, совмещает работу и учебу. А дочка сдала ГТО на золотые значки! Говорят, что за них баллы к ЕГЭ прибавляют. И по акробатике у нее теперь полный комплект медалей от Москомспорта — бронза, серебро и золото!

4

— Удалось съездить всей семьей отдохнуть куда-то?

— Да! Впервые побывали на Алтае! Провели там новогодние каникулы, встретили Рождество. В зимнюю сказку попали. В метель, пургу. Ела там снег, как сладкую вату, чистейший! Жили у Телецкого озера, оно уникальное! Наш второй Байкал. Протяженность 37 километров, озеро ледникового периода, глубина 320 метров. На противоположном берегу заповедная зона, даже подплывать к ней нельзя! Но вдоль озера удалось поплавать на аэролодке. На собачьих упряжках катались, видели самочку марала, дорогу перебегала. А кедры в лесах какие необъятные! Один растет прям на дороге, на трассе, и его не срубают! Местные жители уважительно называют его Кедр Иванович, проезжая мимо, мы остановились, втроем взялись за руки и только тогда смогли обнять-обхватить его!

На лыжах укатались, я, правда, на борде, в бане попарились, свежим воздухом надышались, душой отдохнули и укрепили здоровье. Обязательно вернемся летом в этот чудесный край!

3

— Обычно зимой все на моря, океаны едут погреться.

— Я, как «Татьяна, русская душою,
Сама не зная почему,
С ее холодною красою
Любила русскую зиму!»
Весь декабрь в Москве через лужи перепрыгивали, вот и захотелось снега.

— Есть установка, что очень редко успешная в работе женщина бывает по-настоящему счастлива в личной жизни, и наоборот. Как вам удалось разрушить эту схему?

— Я не знаю, кто создает эти установки и схемы. Статистика? Значит, я из нее выбиваюсь. Ничего для этого не делая, просто живу себе и живу. И благодарю судьбу. Да, трудности бывают, но мы их преодолеваем, мы вместе, мне кажется это самое главное, а остальное приложится.

— Многие артисты в процессе работы с большим трудом выходят из роли, а вся их семья в это время страдает, пока идут съемки, репетиции.

— Я, наоборот, с большим трудом вхожу в роль, мне сложно себя из своего гармоничного состояния вывести. Мне даже Станислав Говорухин как-то сказал: «Гусева, какая-то ты слишком благополучная. Оно у тебя на лице светится, в ямочках твоих на щеках, не знаю… похудей, что ли». И я худела для роли в его фильме «Weekend», ну, чтобы казаться измученной и несчастной, потому что недостаточно просто внутреннее состояние набрать, в кино внешние признаки играют роль. Поэтому многие режиссеры мыслят типажно.

— Ваш супруг никогда вас не ревновал к вашей профессии и поклонникам?

— Наоборот, он меня всегда поддерживал, направлял, верил в меня. И очень расстраивается, если я отказываюсь фотографироваться с людьми на улице.

— У вас с Владимиром долгий и счастливый брак, что большая редкость в современном мире, и тем более в актерской среде. Какими секретами гармоничных отношений вы можете поделиться?

— Смирение, всепрощение, долготерпение…. Венчанный брак, вот и пытаемся эти слова на практике применять, уступить, промолчать, не лезть на рожон, где-то отойти в сторону, словить нужный момент, обнять и простить, острые углы обходить, внимательными быть друг к другу. Это работа, хотя работа не то слово — нужно чувствовать друг друга, понимать и принимать.

— Артистам всегда не хватает времени на детей, а как вы его находили при своей загруженности?

— Это сложно киноартистам, которые часто, по нескольку месяцев в экспедициях, снимаются регулярно, переходят из проекта в проект или параллельно в нескольких картинах работают. Для меня театр — спасение. Я и в профессии — и дома до 17:00. Спектакли, концерты по вечерам, а утром, днем я жена и мама. Занятость я грамотно распределяю. Сниматься стараюсь летом, особенно если это многосерийный фильм, выезжаю на съемки с дочкой, муж приезжает. А в театральный сезон выбираю съемки в кино, в полном метре. Съемочных дней не так много, и их можно грамотно распределить.

— Всегда так было, даже когда сын Алеша был маленький?

— Да. Детский сад прогуливали, и Аню и Лешу всегда брала с собой. А когда начались занятия в школах, спортивных и музыкальных, у детей появилась своя занятость, ответственность, и я стала подстраивать свой съемочный график под каникулы. Единственная проблема, каникулы общеобразовательной школы и музыкальной, например, редко совпадают! И это мучение! Ребенок отучился, хочет отдохнуть, а в музыкальной зачеты и экзамены в этот период.

— Аня у вас всегда была творческой и артистичной девочкой, а сейчас вы говорите, что все время отдает спорту...

— Нет, почему же, она не только в спорте, но и в музыкальной школе. Играет в оркестре на клавишных гуслях, я так люблю посещать их концерты. Недавно был Рождественский. Наверное, каждую маму охватывают восторженные чувства, когда дети в чем-то лучше нас: в умениях, в талантах… Аня играет в благотворительном спектакле Константина Хабенского «Поколение Маугли». Но первостепенно не то, что она выходит на сцену МХТ им. Чехова, главное — не актерская составляющая, а то, что дети на сцене спасают жизни детям, страдающим заболеваниями головного мозга. Это то, ради чего она в проекте.

— Вы будете рады, если дочь пойдет по вашим стопам, продолжит династию?

— Ну, династии никакой нет, есть просто мама артистка. Выбор за ней. Сын мой снимался в кино и сказал мне такую фразу: «Нужно быть одержимым этой профессией, чтобы ее вынести», он выбрал для себя другую. А что касается Ани, сейчас рано говорить, ей только 14, но выбор за ней.

— В 14 уже и женихи, наверное, появляются. Ловите себя на мысли как-то контролировать ситуацию?

— Знаете, дочь тоже читает мои интервью, поэтому я не хочу обсуждать ее личную жизнь на страницах журналов и газет. 

— Я про то, насколько вы тревожная мама в этом плане?

— Я переживательная мама, с высоким порогом тревожности, это касается не только влюбленности, но и всего, что связано с моими детьми, близкими.

— Сегодня, когда сын уже взрослый, а дочка почти выросла, чувствуете, что можете больше времени посвящать себе?

— Мне это как-то не интересно, я стала замечать, что живу ради кого-то, чего-то и, наверное, вот эта самость, я, у меня не на первом плане. Не было таких моментов, что я была не нужна своему мужу, детям, маме, на работе кому-то, зрителям… А если такие моменты наступают, то мне некомфортно. Чувство ненужности меня пугает…

— Есть у вас своя формула, как быть счастливой? Что в последнее время вам подарило максимально сильные эмоции, состояние счастья?

— Мне для счастья надо мало!
«…после грома — тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь — одну.
И смерть — одну».
(Роберт Рождественский.)
Дочка вникла в физику, увлеклась, сама взялась за решебник, и сама задачки по закону Гука, как орешки, щелкала. Муж утром сходил за кокосовым молоком, чтобы сделать мне кофе, потому что «в среду предали, в пятницу распяли», в эти дни я не пью молока. Мне очень дорога его забота. А вчера благодарные и счастливые зрители встали, как «терракотовая армия» после спектакля «Анна Каренина», на поклонах. Мюзикл идет седьмой сезон, а у нас ноль билетов, проданы даже те четыре места за колоннами на балконе, которые называются слепыми, там приходится весь спектакль либо вправо, либо влево отклоняться, чтобы увидеть сцену. За такие моменты жизни я небо благодарю!

фото: личный архив, пресс-служба