Сергей Баталов: Олег Табаков взрастил много учеников и в памяти останется надолго

Сергей Баталов, пожалуй, самый народный из всех заслуженных артистов России, зрители его просто обожают. На канале СТС состоялась премьера многосерийной комедии «Положение вещей», которая рассказывает историю спецназовца (играет его Никита Панфилов), начавшего говорить с предметами в результате травмы. Одну из главных ролей в сериале сыграл Сергей Баталов. О том, почему он не верит в мистику, но верит в удачу и знаки свыше, о подарках судьбы и смехе сквозь слезы артист рассказал «ТН».

— Чем вас привлекла роль в сериале «Положение вещей»?

— Мне изначально понравился необычный сценарий. И персонаж, которого мне предложили, — немногословный человек, который неизвестно откуда взялся и куда потом растворился, так же, как и главный герой, которого играет Никита Панфилов. Мне понравились и режиссер Денис Карро, он понимает артистов и любит, чтобы они приносили какие-то свои предложения, не отвергает их сразу. Помню, когда впервые увидел на экране Никиту Панфилова, то подумал, что хотелось бы с ним поработать. И вот не прошло и двух-трех лет, как мы с ним встретились на съемочной площадке.

— Каким он оказался коллегой?

— Очень внимательный, не капризный, хороший партнер, это важно, потому что иногда бывает, что актеры «все под себя», а он нет. У нас же есть разница в возрасте, поэтому Никита всегда говорил: «Как вы себя чувствуете? Все нормально? Ну, начнем работать», он очень приятный человек. Мы через некоторое время обменялись телефонами и посылали друг другу какие-то фото со съемок. И вообще, в этом проекте очень хороший кастинг, все артисты были просто на десятку.

1
кадр из сериала "Положение вещей"

История в жанре фэнтэзи, когда главный герой неожиданно обретает сверхспособности и начинает общаться с предметами. А вы сами как к подобному жанру относитесь?

— Мне интересно. Я играю водителя главного героя, и мы как-то сговорились с режиссером и Никитой, что раз это шофер главного героя, практически все время находится с ним, то он тоже должен быть странноватым человеком. Может быть, с ним тоже что-то произошло, это в открытую не говорится, но подразумевается. Мой герой ездит за рулем шикарного лимузина, правда, у меня был дублер — он же и водитель, хозяин этого лимузина. Там такие развороты надо было делать, на которые способен только профессионал, а лимузин очень дорогой.

— Получается, вы первый раз оказались за рулем лимузина?

— Да, в жизни я не водитель, могу проехать несколько метров, не более. Так что в лимузине посидел, но не ездил особо, это сложно. По прямой да, а на поворотах обычный водитель не справится, тут профессионал нужен. Поэтому все делал хозяин.

— А вы верите в мистику, чудеса? Случалось в вашей жизни что-то необъяснимое?

— Случалось, но я вообще-то верю в бога, а подобные вещи — они от дьявола. Поэтому, когда говорят, что надо плюнуть через плечо, если кошка перебежала дорогу, то я лучше перекрещусь. А так, конечно, какие-то силы существуют, дьявол же он ой какой сильный, и бывает иногда в такие образы превращается, что человек не догадается и обманчиво верит в это.

Потом приметы, они тоже порой сбываются. Помню, я поступал в институт и после третьего тура комиссия во главе с Олегом Павловичем Табаковым решала, кто пройдет. И мы с Сергеем Газаровым (потом мы жили с ним в одной комнате четыре года) пошли в кафе «Прага», чтобы переждать это время. Тогда туда еще можно было сходить студентам. (Смеется.)  Мы пообедали, выходим, а тут дождь начался, ждали, пока он пройдет, вот уже последние капли… И тут на Газарова птичка нагадила, и бах — на меня тоже. А какая-то бабушка рядом стояла и сказала: «Это к большой удаче». Ну и когда мы пришли, Табаков объявил, кто прошел, и мы с Газаровым оказались в этом списке. Так что вот такой знак был, и я верю, что это Господь.

— Олег Павлович был вашим первым педагогом, а каким вы его запомнили в те времена?

— Я запомнил его человеком, который очень любит своих студентов, он ведь еще до ГИТИСа набрал студию, человек 300 школьников. Олег Павлович тогда как раз после второго или третьего инфаркта лежал в больнице, и сказал: «Я большой артист, много где снялся, что-то сделал, но что я оставлю после себя? Надо набрать учеников и учить их, потому что только они могут продолжить твое дело, и ты останешься в памяти потомков». Он вышел из больницы и набрал студию вместе с Валерием Фокиным, Владимиром Поглазовым, Костей Райкиным, Сергеем Сазонтьевым. А спустя два года он набрал курс в ГИТИСе — 26 человек, куда из тех первых 300 взял девятерых, они все москвичи и плюс нас, которые из разных городов страны. Поэтому, можно сказать, что Олег Павлович стал моим проводником в профессии. Он не только хороший артист, но и созидатель, сколько учеников взрастил и в памяти у людей останется очень надолго.

— Какими суперспособностями вы обладаете в жизни? Есть у вас особые таланты?

— Интуиция у меня развита хорошо, бывает, что иду на пробы, встречаюсь с режиссером, но уже знаю, что там сниматься не буду. А бывает так, что еще только звонок, и я сразу понимаю, что буду работать. Какие-то интуитивные такие вещи. Я знал, что буду учиться у Олега Табакова, хотя не имел права, потому что перед этим окончил авиационный техникум и должен три года отработать на предприятии. Когда прошел третий отборочный тур в ГИТИС, надо было сдавать документы, а у меня их не принимали. Но я настолько был уверен, что буду учиться! И в результате Олег Павлович написал письмо министру высшего и среднего образования, и в виде исключения мне разрешили учиться.

2
кадр из сериала "Положение вещей"

— Что касается талантов, вы ведь еще и успешный цветовод. Как поживает ваша оранжерея на балконе?

— Могу сказать, что со словами нужно быть осторожными. Когда-то я сказал, что у меня кофейное дерево отлично плодоносит, и все, теперь уже нет дерева, погибло... Оно мне досталось от актера Владимира Иванова, он сейчас преподает в Щуке, а когда-то на премьеру «Короля Лира» подарил нам всем по отростку кофейного дерева. Почти ни у кого они не выжили, а у меня выжил, и с того момента я начал разводить цветы. Мы как раз квартиру купили, и весь дом был в цветах, сейчас оранжерея осталась на лоджии, но уже нет того изобилия, как раньше. Сейчас я к этому спокойно отношусь, цветут, растут и нормально. Потом лет 20 назад я стал собирать фигурки жаб, мы ехали с Мариной Яковлевой со съемок и остановились на трассе, где женщины всякой всячиной торговали, скульптурами для сада. Одна узнала меня и подарила мне большую жабу, с этого и началась коллекция. Помню, самый лучший свой экземпляр я купил в Италии на блошином рынке. Увидел и просто обалдел — потрясающая жаба в виде пепельницы, венецианское стекло, XIX век.

— Все знают, что вы и юмор — одно целое. А что вас в последний раз рассмешило по-настоящему, до слез?

— Меня смешит многое, но сейчас время такое, не до смеха, сложно что-то вспомнить. Хотя дедушка-фронтовик, когда с войны вернулся, рассказывал: «Мы всегда очень ждали концерты, когда приезжали артисты. Хотелось, чтобы актрисы были в легких красивых платьях, как в мирное время. Тогда сразу понимаешь, за что мы должны драться, за мирную жизнь. Из мирной жизни приезжали актеры, и нам так хотелось вернуться домой — к матери, любимой». Поэтому и в самые тяжелые времена юмор спасает, смеяться вообще полезно. Хотя сейчас так много и грустного, такое время, что бывает до слез… Недавно мы представляли картину, был небольшой концерт для раненых в госпитале, и почти ползала ребят на колясках, без ног, рук. В конце они фотографировались с нами, и я подходил, пригибался, чтобы на фото быть на одном уровне, а они говорили: «Нет-нет, я встану!». Они вставали, не хотели быть слабыми, ранеными, хотели встать и гордо сфотографироваться с артистами.

— Вы признавались, что в вашей жизни было много судьбоносных случайностей, но, как известно, «все случайности не случайны». Можно вас в таком случае назвать везунчиком?

— Не знаю, везунчик я или нет, но я верю в удачу. Что если ты живешь честно, хотя бы страшные грехи не совершаешь, то тебе помогает Господь. Еще очень важно оказаться в нужное время в нужном месте, так я когда-то попал в Театр на Малой Бронной, благодаря однокурснице Кате Дуровой. Я только пришел из армии, показался в Рижский театр и меня взяли, был июль месяц, мне сказали приезжать в сентябре к открытию сезона. Перед отъездом я позвонил Кате, мы давно не виделись, решили встретиться. Сидим на кухне, и вдруг вбегает Катин отец, Лев Константинович Дуров: «Привет, что делаешь?». Отвечаю: «Да вот в Ригу еду работать», «А сегодня?», «Ничего». И он говорит: «Срочно вводись на одну из главных ролей в спектакль «А все-таки она вертится» по Хмелику». И все, так я остался в Москве в Театре на Малой Бронной. Дело случая.

— Что вы считаете самым большим подарком судьбы в жизни?

— Во-первых, за то, что родился и живу, я благодарен своим родителям. Благодарен своей семье, что у меня есть любимая работа, о которой мечтал с детства. Мне было четыре года, когда бабушка впервые отвела меня в театр. Посмотрел сказку о Коньке-Горбунке и Жар-птице, и все, меня прошибло, как говорят. С тех пор я стал мечтать о профессии актера, хотя и никому не говорил об этом. Поэтому первое образование у меня авиационное, но там оказалась театральная студия, куда я сразу записался. А потом пошло-поехало, мне сказали, что у меня есть способности и надо поступать в театральное. И только тогда я осмелился. Так что я благодарен родителям, что родился, бабушке, что отвела в театр и я стал актером, и конечно, благодарен своей семье, которая меня во всем поддерживает. Я не имею каких-то золотых гор, но мне вполне хватает того, что имею.

4

— Когда вы решили отрастить свои легендарные усы?

— Когда Сергей Женовач поставил «Панночку», где мы казаков сыграли, он сразу предупредил: «Вы же казаки, отрастите что-то на лице». Мы отрастили, но многие все это потом сбрили, а у меня они как-то прижились, так с 1988 года и растут. Но в 2019 году я снимался в сериале «Казанова в России», и режиссеры братья Чижиковы, прежде чем утвердить на роль, сказали: «Такая ситуация, мы вас хотим позвать на роль тайного советника Шешковского, но он был безусым, поэтому, если сострижете усы, то роль ваша». Я подумал: «Ну, усы, не зубы, отрастут».

— А супруга никогда не протестовала против усов?

— Нет, когда мы познакомились с Зоей, я уже усатый был, поэтому она спокойно к усам относится.

— Как много времени удается посвящать семье с вашей занятостью?

— Время всегда можно найти, было бы желание. Сейчас я не такой и занятый, хотя есть и антрепризы, играю в спектакле у Никиты Михалкова, в декабре выпустили по Горькому «На дне».

— Вы со своей супругой Зоей вместе уже больше 35 лет. Раскройте секрет долголетия вашей семьи, как сохранить любовь на протяжении стольких лет?

— Все идет от родителей, поэтому тут никакого секрета нет. Родители мои жили вместе до самой смерти. Понятно, что любовь со временем проходит, но она может трансформироваться в уважение, какие-то такие вещи, семья становится фундаментом, который разрушить уже невозможно… Так и живем потихоньку.

— А романтика остается в отношениях? Что вы друг другу обычно дарите, например, на праздники?

— На 8 Марта всегда дарю своим девочкам цветы, 23 февраля они дарят мне какую-нибудь рубашку и носки. Иногда и неожиданности бывают. Но вообще я постоянно езжу на гастроли и всегда домой привожу какие-то приятные сюрпризы.

— А дочь Катя в чем нашла свое призвание?

— Она экономический институт окончила, работает в банковской сфере. Никогда не расстраивался, что дочь не пошла по моим стопам. Считаю, что в семье должен быть один артист.

— Над чем сейчас работаете, какие планы на этот год?

— Никогда не говорю, над чем работаю, есть в этом плане легкое суеверие. Выпустили недавно спектакль в театре Михалкова с его студией «12». Сейчас съемки намечаются. Еще вышел исторический фильм «Злой город», где я первый раз сыграл священнослужителя, для меня это важная роль.

фото:телеканал СТС