«На задворках памяти» Александра Абдулова

В день рождения любимого актера Александра Абдулова телеканал НТВ показал специальный выпуск «Квартирника у Маргулиса». Евгений Маргулис снял Квартирник «На задворках памяти» в «Ленкоме» для друзей и коллег народного артиста России в честь его юбилея!

На ленкомовской сцене Александром Гаврииловичем были сыграны десятки ролей. Среди наиболее запомнившихся спектаклей с участием Абдуловатакие, как: «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Поминальная молитва», «Варвар и еретик», «Жестокие игры» и многие другие.К юбилею актера на сцене «Ленкома» встретились его дорогие друзья и коллеги: Лариса Долина, Валерий Сюткин, Леонид Ярмольник, Александр Збруев, Игорь Бутман, Дмитрий Астрахпн, актеры театра «Ленком», группа «Аракс» и многие другие. Во время «Квартирника» друзья и коллеги вспомнили, каким был Александр Гавриилович на сцене и за ее пределами.

Марк Борисович Варшавер,руководитель театра «Ленком» Марка Захарова, заслуженный деятель искусств: Сегодня мы все здесь собрались, потому что повод велик. Александр Абдулов был великий артист. Но великий не только как артист, он был чудный, потрясающий человек, необыкновенный друг. Он постоянно фантазировал, придумывал. Не всегда складывалось то, что он задумывал и замышлял, но многое свершалось. Из 44 спектаклей, которые поставил Марк Анатольевич, Александр Гавриилович сыграл 17 ролей, это достаточно много. Он оставил глубокий след не только в Ленкоме, а в российской театральной культуре и, конечно, в кинематографе.

6

Леонид Ярмольник: Саша был удивительным человеком, невероятным придумщиком. Я считаю, что у него все получалось. Когда у него все получалось, все страшно переживали и завидовали. Думали, почему не они это придумали. Он сделал первый праздник, проект «Задворки», и это было началом новой жизни Москвы. Он в театре Ленинского комсомола сделал свободный сбор друзей: людей, которые хотели видеть солнце, хотели видеть счастье. Что такое задворки? Эти «Задворки» были четыре раза, я участвовал во всех: и табуретки носил, в отличие от Валерия Сюткина, я не пел, был на хозяйстве, помогал Марку Борисовичу. Мы сейчас на сцене театра, именно здесь происходили все чудеса, которые придумал Саша Абдулов. Саша всегда был самым энергичным, самым неуемным артистом этого театра. Его обожал Марк Захаров. Потом он был… Я Сашку знал дольше всех: в 72-м году он был на втором курсе ГИТИСа, а я поступил в Щукинское. Жили в общежитии. Трифоновка, 45б. он в одной комнате жил, я — в другой. По 4 человека в комнате, и у нас в комнате был магнитофон «Яуза-6». Прибор не для развлечений. У нас был такой возраст, когда каждый день казалось, что какая-то девушка покорила наше сердце. Каждый день девушки были разные, а магнитофон один. Я иногда приглашал в комнату девушку уже без музыки, потому что не было такого дня, чтобы Саша у меня не забирал магнитофон. В то время самым популярным было JesusChristSuperstar, под эту музыку мы и танцевали. Мы с ним почти не расставались, больше всех ездили вместе по всей стране, дарили людям радость и за это получали приличные деньги. Единственная претензия к Сашке — то, что он себя не жалел. У Саши всю жизнь в сутках было 30 часов, он очень мало спал, очень много работал, много времени уделял друзьям. Может быть, это потому, что он — Абдулов. Он всего себя отдавал нам.

Евгений Маргулис: На вырученные деньги с проекта «Задворки» Саша восстановил храм Пресвятой Богородицы. Помимо этого средства шли на помощь детям, бездомным и прочее, прочее.

1

Валерий Сюткин: У Александра Абдулова есть свидетельство о жизни. У всех есть свидетельство о рождении, а вот о жизни — только у него.

Лариса Долина: Познакомились мы с Сашей, когда мне было 17, а ему — 19. Это было в одесском ресторане «Черное море». Он послушал, как я пою, и подошел ко мне знакомиться. Сказал: «Мне кажется, вам пора переезжать в столицу и там карьеру делать». Я ответила с чисто одесским акцентом: «Та ни надо, мне и здесь хорошо». Мы много лет вспоминали этот эпизод. С тех пор мы дружили, дружили до тех пор, пока он не ушел. С годами я все отчетливее понимаю, как мне Сашки не хватает, наших совместных посиделок. Потому что, когда мы собирались, это было нечто особенное! Я питалась его энергией и слушала взапой его рассказы, интересные истории. Его отношение к жизни меня интересовало. Мне его не хватает как человека, как артиста, как друга, очень большого друга. Он так меня поддерживал всегда, в трудную минуту я ощущала его плечо.

2

Евгений Маргулис: У Саши Абдулова был такой энергетический заряд: он мог одновременно сниматься в пяти фильмах. Делал еще кучу каких-то проектов. Еще успевал играть в казино. И все у него получалось.

Леонид Ярмольник: Мы были первыми советскими артистами, которые поехали с творческими встречами в Соединенные Штаты Америки. Еврейские школы, синагоги и просто так — собравшимся на улице евреям. Это были гениальные гастроли. Про казино: Саша действительно был невероятным игроком. Меня в 4 часа утра поднимали, и я ехал в казино, чтобы забрать его. Я ему говорил: «Саша, у тебя завтра спектакль!» Но он отвечал: «Подожди, у них еще остаются деньги». То есть он всегда хотел обыграть казино. А еще, когда у меня появилась дочь Саша, Сашка Абдулов стал крестным отцом моей дочери. Лариса Долина абсолютно правильно сказала: мне уже 17 лет не хватает Саши. Думаю, если бы он были жив, что-то в нашей жизни сложилось по-другому.

Марк Борисович Варшавер: Александр Абдулов был человеком, который постоянно что-то придумывал. Однажды вбегает ко мне в кабинет Александр Гавриилович и говорит: «Марк Борисович! Давайте бросать курить! Мне прислали из Германии липучки. Приклеивайте и считайте, что все!» А я к этому времени курил две с половиной пачки в день. Он столько же много курил. Входит Янковский Олег Иванович. Я ему говорю: «Как вы смотрите, чтобы бросить курить?» Он отвечает: «Какая чудная идея!» Входит Джигарханян. Армен тоже согласился безусловно. Вошли АбсенСугаманян (?), чудный бутафор был, и Володя Черепанов, звукорежиссер. Мы все согласились и бросили. Через час ко мне подходят: «Марк Борисович! Абдулов с Янковским курят в туалете!» Я попросил их ко мне зайти. Это говорит про Александра Гаврииловича, как он хотел бросить курить на самом деле, но не произошло.

3

Игорь Бутман:У нас с Сашей Абдуловым было много пересечений по жизни Он единственный из режиссеров, который нашел меня в качестве актера эпизодного формата. Мы с Александром Гаврииловичем вместе и отдыхали, и работали. Плюс вся музыка к фильму «Бременские музыканты», вся партия саксофонов досталась мне. На Хайнане Лариса Александровна запела на рынке не для евреев, а для китайцев. С нами был Александр Яковлевич Розенбаум, который прятал усы, чтобы его не узнавали, хотя на майке было написано «Розенбаум». Естественно, там был китайский саксофонист, мы сидели на рыбном рынке. Лариса Александровна запела, и все смотрят на меня: «Бери у китайца саксофон!» Пандемии не было, но как-то я понял, что надо укреплять дружбу, поэтому взял саксофон, продезинфицировал в напитке со змеей и играл. Нам за этот концерт чуть-чуть налили. Но договорился об этом Александр Гавриилович.

Леонид Ярмольник: Саша был невероятным сладкоежкой. Это было дефицитное время. В кулинарии «Прага» всегда стояла очередь метров триста. Стояли за тортами «Птичье молоко» и «Пражский». Мы приходили туда, как к себе домой: Сашка шел впереди, а через 10 минут мы уже были с двумя тортиками. Я отлучился ненадолго, а когда вернулся, от «Птичьего молока» осталось два маленьких кусочка. Саша хотел, чтобы я тоже попробовал.

4

Дмитрий Астрахан: Надо сказать, что Александр Гавриилович, при всем его буйном характере, в профессии человек был очень аккуратный. Он снялся у меня в «Желтом карлике», «Фабрике грез», «Тартарен из Тараскона». Наше знакомство началось с работы над спектаклем «Все проходит». Он был удивительный человек. При всем своем разухабистом имидже был очень чуткий, внимательный и прекрасный друг. Помогал очень многим людям и занимался другими людьми часто больше, чем собой. На нем было столько обязательств! Он не любил фиксировать, он любил импровизировать. Как премьера проходила? В Ленинграде идет спектакль, а он учит текст. Он прекрасно играл, но текст не знал. За кулисами стоял муж Елены Прокловой с текстом, и Саша уходил за кулису раз семь. Спектакль имел сумасшедший успех! Потом я у своих знакомых спрашивал: «Вы заметили?» Нет, все думали, что так надо. Он вообще был не мелочный, масштабный. Например, он никогда не летал в «бизнесе», всегда летал с народом. Он был настолько масштабен и многогранен, что считаю большой потерей то, что Саша не сыграл всех тех ролей, которые хотел. Природа наградила его большим талантом, плюс он родился в семье режиссера. Он помнил, как его отец в Фергане, в театре переживал какие-то актерские интриги. Он знал жизнь с другой стороны и очень уважал режиссерский труд.

4

Евгений Маргулис: В «Бременских музыкантах» Абдулов выступил как режиссер и в принципе не должен был играть роль шута, потому что она уже была отдана Ивану Агапову. Почему Сашка сыграл эту роль сам?

Иван Агапов: До фильма был спектакль «Бременские музыканты», и Александр Гавриилович был его продюсером. Он на свои деньги, а также на деньги своих сотоварищей выкупил этот спектакль, который шел в театре Ленком, и счастливо его «катал» по городам и странам. Марина Викторовна Королькова играла там то ли пса, то ли собаку. И кота она играла. Петуха тоже. Иногда утром она забывала, кого играет, говорила: «Мяу. Ой! Гав!». Когда успех спектакля достиг неимоверных высот, Александр Гаврилович решил снять кино. По мере подтягивания к бюджету еще больше друзей и еще больших денег Александр Гаврилович посмотрел на меня и сказал: «Ты замечательно играешь. Но давай я сыграю шута». Ничем не мотивируя это решение. Зато он мне дал роль маленького охранника. Мы с Жорой Мартиросяном выгуливали настоящего бегемота, которого звали Жужа. Жужа должна была побежать. Дрессировщик сказал: «Да она особо не бегает». Александр взял хворостину, по Жуже шарахнул. Она побежала. Последнее, что я видел, это Александр Гаврилович и оператор камеру и монитор в разные стороны уносили, а Жужа бежала далеко и долго.

Евгений Маргулис: У Сани всегда была быстрая реакция. Истории его розыгрышей. Помню, как Ленком поехал на первые гастроли во Францию. Сашка достал кагэбэшников, они скрепя сердце его выпустили за границу. Поселили в гостиницу. Комитетчиков дали значительно больше, чем это было принято. Обычно ездили двое проверяющих от Министерства культуры, а тут их было шесть. В гостинице Сашка спустился вниз и на голубом глазу повернулся к этой «шестерке Ураган» и спросил: «Вы не знаете, как по-французски попросить политическое убежище?» И за ним всегда была слежка.

фото: PR НТВ