Вячеслав Малежик: жена — основа нашего семейного благополучия

— Вячеслав Ефимович, как у вас настроение накануне юбилея? Как планируете отмечать?

— Я пока выкарабкиваюсь из простуды, голос почти пропал, и самое главное, чтобы он восстановился ко дню рождения. По нашим ковидным временам что-то планировать довольно сложно, поэтому я решил сделать обычное выступление в клубе «Гнездо глухаря», где праздную свой день рождения каждый год. Если не делать в этот день какое-то выступление, то гости приедут домой и жене придется до ночи хлопотать по хозяйству. А тут нас еще и обслужат, принесут и выпить, и что-нибудь закусить. А петь мне придется и в том, и в другом случае, все равно все близкие соберутся. Что касается подготовки к юбилею, то за последнее время я ударно поработал, написал множество песен и выпустил порядка пяти альбомов. И готовится к выпуску еще один под названием «По-приятельски». В интернете он точно выйдет, но надеюсь, что и какое-то количество CD выпустят, потому что я старомоден, книжки привык держать в руках напечатанные, а не электронные. И диски также люблю слушать на проигрывателе.

— Сочинять музыку — для вас работа?

— В какой-то момент жизни я пришел к выводу, что мое увлечение приносит мне деньги, а значит, я счастливый человек. Однокоренное слово работы — раб, и я никогда не считал, что хожу на работу. Во всяком случае, после того как ушел на профессиональную сцену из инженеров. Я ездил на репетиции, записи, концерты, но слово «работа» я никогда не употреблял.

— Был ли в вашей жизни какой-то самый памятный, необычный день рождения?

— Все мои дни рождения, цифры в которых делились на пять, ознаменовывались мощными концертами либо в Кремле, либо во Дворце спорта, либо в концертном зале «Россия». С моей стороны это был творческий отчет, я придумывал какие-то новые формы реализации для себя. В полтинник играл с симфоническим оркестром, чего в 1997 году себе никто не позволял. Потому что все включали фонограммы и считали, что по-другому невозможно озвучить концерт, особенно, если тебя снимает телевидение. А я пробовал, и у меня все получалось. Но, к сожалению, последний концерт, который я провел в свой 70-летний юбилей в Кремле, закончился для меня довольно печально, пусть не сразу, но весьма скоро после выступления. Видимо, слишком много психологических и физических сил было затрачено, и меня долбанул инсульт, из которого я, по-хорошему, до сих пор не выбрался. Хотя я сейчас и действующий певец, но восстановился процентов на 80. Опускать руки не могу, на меня люди многие смотрят и берут пример, это меня дисциплинирует, и я продолжаю идти вперед. Иногда спотыкаюсь, но иду, главное, что не ползу.            

— Как вам удалось справиться с болезнью? Кто вас поддерживал в трудную минуту?

— Основная заслуга моей жены Татьяны, которая стала моей сиделкой, психотерапевтом, врачом, практически мамкой. Конечно, друзья, которые шли ко мне в больницу, как в мавзолей Ленина. И там очень быстро стало понятно, кто чего стоит, кого-то испугала моя болячка, а кто-то, наоборот, проявил свои душевные качества, которые до этого за ним не наблюдались. А свои депрессионные штучки, которые возникают, наверное, у любого человека 50+, я излечиваю тем, что пишу стихи, меня это спасает. Могу порекомендовать этот метод излечения. Зачастую бумага для меня является практически таким же исповедником, как для кого-то духовник.

В день бракосочетания Вячеслава и Татьяны

— Какие перемены в себе вы ощутили, когда столкнулись с болезнью, произошла переоценка ценностей?

— Во-первых, я понял, что напрасны были все мои сомнения, что возникали в силу атеистического прошлого времен школы и института, когда я все подряд подвергал сомнениям. А один из постулатов веры в Бога гласит, что ты должен верить, даже не подвергая сомнению то, что есть. Нас же учили, что нужно все анализировать, проверять, и только опыт является основой того, что это истина. А после того, как со мной произошла беда, я понял, что все мы под надзором находимся, и наш путь предначертан. Я перестал суетиться, когда возникают какие-то сложные моменты и мне непонятно, как нужно поступить, то я отпускаю ситуацию на волю, и жизнь сама выруливает в нужное место и нужное время.

— Соскучились по концертам, встречам со зрителями?

— У меня есть стихи с такой фразой «У меня без концертов, как от цинги, выпадает зуб», это очень точное определение. Буквально недели полторы назад был концерт в Ростове, и наша встреча со зрителями была, как у двух соскучившихся друг по другу любовников, когда мы разве только не покусали друг друга. Хотя, может, и покусали. (Смеется.) Мне явно не хватает той энергии, которую я получаю от зрителей, в этом плане я такой энергетический наркоша. Как говорит моя жена, «если у тебя не будет концертов, ты сам будешь платить, чтобы тебя послушали». И в этом есть большая доля правды.

— Как считаете, чему вы в жизни больше обязаны — стечению обстоятельств, своему характеру или воле судьбы?

— Я же только что сказал, что после того, как меня долбанул инсульт, я понял, что мы все под надзором и проживаем судьбу, которая нам начертана свыше. Так что теперь я фаталист. Вспоминая себя с детских лет, могу сказать, что у меня никогда не было сомнений, что я не зря появился на свет и чего-то точно добьюсь в этой жизни. Правда, в пять лет я думал, что стану изобретателем и вся страна пересядет на машины, которые изобретет мой вдохновенный мозг. Я окончил московский институт железнодорожного транспорта и думаю, что успешное продвижение компании РЖД обусловлено тем, что я ушел из железнодорожников на эстраду.

— Какой год вы считаете началом своего творческого пути? И с какой песни он начался?

— 1967 год, когда я пришел в первую достаточно известную в московском андеграунде группу «Ребята», которая играла рок-н-ролл. Мы базировались в Московском университете, и там я увидел успех, увидел ребят, более квалифицированных, как музыканты, чем я. Мне было за кем тянуться, и успех у зрителей меня стимулировал к тому, что я сам начал придумывать какие-то песни. В 1967 году появилась песня, которая стала гимном в спортлагере МГУ, она называлась «Встань поутру». А через год появились две песни, которые имели всесоюзный успех — «Наташка» и «Русалка».

— Чем сегодня вспоминаются те годы, когда к вам пришла народная любовь и известность?

— На самом деле, те годы я вспоминаю не только потому, что ко мне пришла известность. Мне вообще нравится то время своей атмосферой открытости, душевности, взаимопонимания, взаимовыручки и демократического централизма, который присутствовал в комсомольской, партийной и общественной жизни.

— Что вам сегодня доставляет удовольствие помимо написания песен и книг?

— Все, что и раньше: вкусная еда, хорошие посиделки с друзьями, когда можно попеть хором и рассказать свежие анекдоты. Правда, анекдотов новых, к сожалению, уже нет, все, что печатают в газетах и журналах, это не анекдоты. Анекдоты должны быть устным творчеством. Природа доставляет огромное удовольствие, путешествия, которых нас лишили в последние два года. Нам сейчас приходится тайными тропами через третьи страны добираться до своего дома на море, который мы купили когда-то в Черногории. Ну и концерты, конечно, которые иногда случаются и помимо денег дают еще основание чувствовать, что ты еще мужик и можешь зарабатывать и кормить свою семью. Успехи детей иногда радуют, но чаще вызывают сомнения. Но это нормальные взаимоотношения отцов и детей, их описал еще господин Тургенев. Поэтому все претензии к нему и мадам Виардо.

— В прошлом году у вас был еще и юбилей семейной жизни, 45 лет — сапфировая свадьба. Поделитесь, как прожить с одной женщиной всю жизнь в любви и согласии?

— Жена — основа нашего семейного благополучия. Она путеводная звезда, рулевой, генератор идей, куда отправится наше судно, министр финансов, она который год находит правильные подарки, которые я дарю ей на Восьмое марта. Она же говорит накануне 23 февраля, что я никакого отношения к армии не имею, соответственно и подарки мне не полагаются. Так что все вопросы к ней, а я в данном случае просто придаток, который не мешает ей действовать. Как то домашнее животное, которое получает семечки, орешки и в благодарность хозяйке поет ей песенки.

— Правда, что вы с Татьяной обвенчались после того, как вы встали на ноги после инсульта?

— Да, это была моя инициатива. Я же рассказывал, что раньше пребывал в постоянных сомнениях, а когда со мной случился такой удар, то осознал, что все в жизни не просто так происходит. Раз говорят, что венчанные люди встречаются на небесах, то значит, нам с Таней нужно венчаться, потому что я очень хочу, чтобы мы были вместе и там на небесах.

Из личного архива

— Как вы сегодня вспоминаете вашу первую встречу с Татьяной, это была любовь с первого взгляда?

— Абсолютно нет. Мы были на гастролях в Донецке с ансамблем «Веселые ребята», и приехав во Дворец Ленина на репетицию, застали окончание репетиции местного народного театра. Мы просто обалдели от количества статных, красивых девчонок. И меня командировали пригласить весь женский состав коллектива на наш концерт. Я пригласил, и в итоге стал ухаживать за подружкой Татьяны, а за ней ухаживал мой дружок. Но в итоге звезды так сложились, что мы стали встречаться с Таней. Как только это случилось, больше и не расставались, сразу начали жить вместе. Причем еще до того, как начались наши отношения, мне приснился сон, что я прошу руки Тани у ее матери. И все так же в жизни и произошло. Мы приехали в родительский дом, я рухнул на колени перед матушкой и батюшкой, была принесена семейная икона, шампанское, и в итоге я получил благословение.

— Как часто вы видитесь с сыновьями и внучками? Насколько вы близки с ними?

— Они живут отдельно, раз в неделю мы стараемся встречаться. Но, честно говоря, удовольствие, которое мы предвосхищаем, оно часто не оправдывается. Наверное, потому, что наши запросы и представления о том, как они должны жить и живут сейчас, зачастую не совпадают. Конечно, мы стараемся быть терпимыми, но насколько хватит нашего терпения, не знаю.

— Вы строгим папой были, за ремень приходилось браться?

— Что вы, никогда в жизни. Я придумал для себя такое оправдание, что дети всему научатся на моем примере, если будут видеть, как я работаю. И сами будут работать так же вдохновенно, с душой. Но никто так не работает, увы. Сейчас я понимаю, что фраза «Бить ребенка надо, пока он лежит поперек лавки», достаточно правильная.

— Какой путь выбрали сыновья?

— Тернистый. Младший сын Иван пробовал играть, даже с определенным успехом, у него была своя андеграундная группа Weloveyouwinona. Но они, к сожалению, распались и сейчас Ваня на перепутье, ищет свой новый творческий путь, думает, в каком жанре работать. А Никита работает в Газпроме, последние два года он жил между Питером и Москвой, сюда приезжал только на выходные. Я ему сказал, что он повторяет мой путь гастролирующего артиста, который уезжает на неделю и на пару дней возвращается домой. В конце концов, он не выдержал, вернулся в Москву и нашел новую работу.

— А внучки Лиза и Катя чем занимаются?

— Катя занимается музыкой, а Лиза себя пока еще не нашла, хотя она замечательная рукодельница. Она учится, ищет себя, но в ее случае я меньше переживаю, чем за пацанов. Я считаю, что для девочки выйти замуж — одна из главных приоритетных задач в жизни. А образование и профессия тут не так критичны, как в случае с мужским полом. Я смотрю на свою племянницу (дочку сестры), которая была отличницей и в обычной, и в музыкальной школе, и в институте. А сейчас она сидит дома, воспитывает своих девчонок и вполне счастлива. Образование полезно тут тем, что она сможет дать определенную интеллигентность и знания своим детям. Так что по поводу Лизы я не сильно переживаю, но хотелось бы, конечно, чтобы она нашла занятие себе по душе.

Лика Брагина