Александр Добровинский: наивысшее наслаждение для меня — общение с людьми
— Александр Андреевич, были ли на съемках сериала «Исправление и наказание» какие-то особо памятные моменты для вас?
— Хорошая роль, приятные коллеги, комфортная атмосфера — я остался доволен съемками. В сцене со мной снималось одновременно семь человек, и впервые в своей съемочной биографии я не запорол ни одного дубля! Это надо было, конечно, очень постараться. Роль достаточно серьезная — я играю адвоката. Хотя, по-прежнему живу в мечтах, что меня будут снимать не только в этом качестве, но и в каких-то других интересных проявлениях. Вот у Саши Стриженова в фильме «Дедушка моей мечты» с Леонидом Якубовичем в главной роли я сыграл риэлтора. Это была очень добротная, комедийная роль. О съемках у Станислава Говорухина в фильме «Уик-энд» тоже остались памятные воспоминания. У него, как всегда, был очень звездный состав: Максим Матвеев, Александр Домогаров, Виктор Сухоруков, Катя Гусева... И сниматься было непросто, из-за того, что и сам Говорухин был по характеру очень сложный дядька — бука, и атмосфера на площадке складывалась весьма напряженная. Был забавный момент в первый съемочный день. Мы были с Говорухиным давно знакомы, дружили, и он пригласил меня позавтракать вместе с ним. Я пришел, присел, думал выпить чашечку кофе. А Говорухин открыл портфель, достал из него бутылку водки, кусок копченый колбасы, огурец с помидоркой, и сказал: «Сейчас будем завтракать». А я вообще человек непьющий, максимум, что могу выпить, — бокал красного вина. Ответил, что не могу, а он настаивал: «Давай, а то работать не сможешь!». Я понюхал рюмку с водкой и сказал: «Этого наркотика для меня достаточно».
— Насколько вам интересна сегодня тема кинематографа? Ваш любимый жанр, любимые фильмы?
— Начнем с нелюбимых: я не очень люблю кровавые бойни, фантастику, к драмам отношусь спокойно. Я человек, который любит радость и улыбки, люблю комедии, мелодрамы, люблю, когда у фильма хороший конец. Но есть, конечно, шедевры, которые нельзя отнести к мелодрамам, например «Кабаре», который я смотрел десятки раз и считаю, что это потрясающий фильм, так же, как и «Однажды в Америке». Из советских фильмов боготворю культовый фильм 60-х годов «Берегись автомобиля», для меня это лучший фильм того времени.
— Вы стали одним из самых известных адвокатов России. Поделитесь своим секретом успеха?
— Прежде всего, когда берешься за дело, ты должен помнить, что есть несколько китов, на которых стоит планета адвоката, по крайней мере, моя. Первое — никогда нельзя браться за дело, если ты понимаешь, что не сможешь помочь человеку, ни за какие деньги нельзя это делать. Когда-то, когда я еще жил за границей, и мир был совсем другим — добрым и хорошим, старики меня учили, что один довольный клиент после окончания процесса, может быть, расскажет паре человек в своем окружении, что он работал с хорошим адвокатом, и все получилось. А вот один недовольный клиент расскажет о своем опыте абсолютно всем. И это правда. Поэтому, я считаю, что браться за дело нужно только тогда, когда ты видишь, что можешь помочь. А если тебе просто нужны деньги, то браться за дело нельзя. Потому что рано или поздно судьба тебя накажет, да и клиент будет недоволен. Второй важный момент — у меня с моим доверителем должна случиться химия, если ее нет, ничего не получится. Расскажу вам нашу адвокатскую уловку: когда человек приходит к нам и мы знакомимся, то я всегда прошу написать на бумаге его версию событий, и внизу поставить подпись. И процентов 40, прочитав, что они написали, встают и уходят. Они начинают переосмысливать свои слова, потому что у каждой стороны своя правда. Это очень важный момент, если ты берешься за дело, ты должен понимать, что тебя не обманывают, и ты уверен, что все произошло именно так, как тебе рассказали. И третий сложнейший постулат — если адвокат пожал руку клиенту, он должен понимать, что человек доверил ему свою судьбу и если понадобится, он должен за него умереть. Ты должен идти с ним до конца и делать все, чтобы человек, с которым вы пожали друг другу руки, напоследок сказал: «Спасибо, вы мне действительно помогли». А если ты боишься или не уверен, нужно уходить из профессии. У нас есть важнейший слоган, который я придумал несколько лет назад: «Нет другого результата, кроме победы».
— Какие наставления своих родителей и дедов вам особенно запомнились и стали для вас руководством к действию?
— Я из семьи врачей, а это каким-то образом перекликается с адвокатурой, так что наставлений было много. Например, меня учили, что никогда нельзя обманывать, последнее, что может быть в жизни, — если ты обманешь и предашь. Однако меня растили умные люди, и они говорили также: «Обманывать, конечно, нельзя, но можно, говоря правду, представить ее таким образом, как ты ее видишь». Ведь, как известно, правда у каждого своя. И это здорово отразилось в мастерстве адвокатуры. Расскажу анекдот на эту тему. Адвокат собирается в командировку, а жена говорит ему «Прошу, никогда не обманывай меня. Я знаю, что у тебя такая профессия — врать, но обещай, что ты меня никогда не обманешь». И муж ей отвечает: «Ты не права, мы никогда не обманываем, клянусь тебе, чем хочешь, хоть своим здоровьем». Вечером он садится в поезд «Москва-Петербург», и вдруг с верхней полки свешивается красивая женская нога в чулке. Они со спутницей разговорились, выпили, объятия, поцелуи… Приехали в Петербург, поняли: «Что делать, любовь!», и в гостинице упали в объятия друг друга. И потом муж отправляет жене смс, в которой, по сути, ни слова неправды: «Дорогая, по дороге подвернулась нога, лежу в гостинице. Целую. Люблю».
— Вас строго воспитывали в детстве?
— Довольно строго, я вообще не имел права голоса, но умудрялся делать все, что я хочу. Из меня хотели сделать врача биохимика, но особые надежды возлагали на то, что я получу самую главную профессию по тем временам — гинеколога. До пятого класса я учился в математической школе, а потом меня отдали в биологическую. В итоге я сломал родителям все планы, причем совершенно случайно. Ехал подавать документы на биофак, встретил по дороге приятеля, который сдавал документы во ВГИК, и поехал вместе с ним. Он сдавал документы по огромному блату, а я сдал с ним за компанию и с тех пор, каким-то образом связал себя и с миром кинематографа.
— Для родителей это стало ударом?
— Удар был невероятный, тем более, я скрывал все до последнего. Когда меня дома спросили, сдал ли я документы, я ответил: «Да, конечно», не уточняя нюансов. Дальше я начал сдавать экзамены, получил четыре пятерки, и когда подтвердилось, что я зачислен, то я сообщил эту новость домашним: «Ну все, я студент!». Дедушка стал звонить всем родственникам, собирать их на семейное торжество по такому случаю, он был очень горд. Все съехались на нашу большую дачу в Малаховке, чтобы отпраздновать событие. Я на тот момент студенческий еще не получил, была только справка на бланке ВГИКа, что такой-то зачислен на экономический факультет института кинематографии. Я очень боялся, что все раскроется, и так и случилось. В какой-то момент дедушка сказал: «Сашенька, ну покажи же нам свой студенческий билет!». Я достал справку, надеялся повертеть ею издали, но дед забрал ее у меня и эти две строчки читал минут 40. Все гости замолчали, потом дедушка повернулся к своей жене — моей бабушке, с которой они прожили вместе почти 70 лет, и сказал: «Вероника, наверное, мы с тобой что-то не то сделали в жизни. Мой внук будет артистом». А это самое большое падение, которое только могло быть в нашей семье. Хуже было только стать спортсменом. Лицедеи и люди, которые зарабатывают на жизнь мускулами, а не мозгом — это была катастрофа. Все загалдели, мама встала и сказала: «Наконец в семье появился первый отщепенец». И все мои слова о том, что это экономический факультет, не имели значения, дед говорил: «Я вижу, что вижу — Всесоюзный государственный институт кинематографии!».
— Вы говорите, что деньги, как таковые, вас никогда не интересовали. А в чем тогда ваш стимул, ваше вдохновение в жизни и в работе?
— Я люблю челлендж, как называют это англичане, люблю испытывать себя, ставить перед собой задачи. Наивысшее наслаждение для меня — общение с людьми, я не знаю, что может быть лучше этого. Общение может быть любое — сидя, стоя, лежа, на бегу, как угодно. Когда ты общаешься с человеком, видишь его горящие глаза, когда он тебя благодарит и говорит теплые, искренние слова в твой адрес — именно это кульминация процесса, а не деньги. Деньги приходят сами, о них не нужно думать, они просто есть и все. Главное богатство — люди.
— Помните, как вы заработали свои первые деньги? А дочерей своих в годы учебы отправляли куда-нибудь работать, чтобы они узнали цену деньгам?
— Свои первые деньги я заработал в 12 лет, а цену деньгам мне когда-то объяснил дедушка. Мне было лет 10, когда я как-то попросил у него три рубля, хотел что-то купить. Дедушка спросил, зачем мне деньги, а я ответил ему совершенно по-детски: «Дедушка, тебе что, жалко для меня три рубля?». На что дед сказал: «Мой дорогой, мне для тебя абсолютно ничего не жалко, даже своей собственной жизни, если понадобится. Но ты не очень правильно задаешь вопрос. Три рубля — это деньги, и я за свои 60 лет ни разу не нашел три рубля на улице». Он был абсолютно прав, и я запомнил этот урок на всю жизнь. И передал его своим дочкам. Они работают, зарабатывают в силу своего опыта и желания заниматься чем-то конкретным. Старшая дочь Александра закончила факультет изящных искусств в Сорбонне, а потом получила юридическое образование в Москве. Младшая Ариадна закончила юридическую академию Кутафина в Москве и сейчас раздумывает, продолжать ли ей этот путь. Мы с ней придумали интересное дело, которое станет новым словом в юриспруденции. Надеюсь, осуществим эту идею в скором времени. А Александра на сегодняшний день также увлеклась спортом, так что думаем над тем, что бы такое интересное сделать, сменное между спортом и юриспруденцией. Дочери еще молоды, им еще выходить замуж и рожать детей, но я считаю, что профессия у человека обязательно должна быть. И стараюсь всячески им помогать по мере своих сил. Но на самом деле для меня самое главное, чтобы девочки были счастливы, а уж чем они будут заниматься — дело вторичное.
— А как же вы все-таки заработали свои первые деньги?
— Я вырос в семье потомственных коллекционеров, всегда очень хорошо разбирался в антиквариате. В свои 12 лет я почти каждый день после школы делал обход всех антикварных магазинов в Москве (их на тот момент было немного), смотрел, что где продается. Меня знали все продавщицы, так как до того я много лет приходил к ним с дедушкой и бабушкой, лично знал многих известных коллекционеров. Своим наметанным взглядом я сразу отмечал в магазинах интересные вещи и однажды увидел замечательную книгу с иллюстрациями Сомова, так называемую «Большую Маркизу» 1817 года. Редчайшая вещь, которая существует всего в 50 экземплярах. По тем временам она стоила рублей 200. А я знал товарища деда, который мечтал эту книгу приобрести. Попросил знакомую продавщицу отложить книгу, позвонил дедушке, узнал телефон его товарища, позвонил ему и сообщил, где продается книга его мечты. Он приехал буквально через час, купил книгу, а вечером пришел к нам домой. Принес мне коробку очень вкусных конфет «Южный орех», на что я ему ответил: «Спасибо большое, но было бы лучше, если бы вы мне дали пять рублей за то, что я сделал». Дедушка покраснел и покрылся испариной, а его товарищ улыбнулся: «Саша, это хороший заработок, но ты его заслужил», достал пять рублей и отдал мне.
— А есть какая-то коллекционная вещь, о которой вы давно мечтаете, но еще не приобрели?
— Конечно, есть. Я на нее регулярно хожу смотреть, но думаю, что никогда не смогу ее приобрести. Это главный шедевр послереволюционной живописи XX века, картина художника Юрия Пименова под названием «Новая Москва». На ней изображена дама в автомобиле, которая едет мимо Большого театра. Москва после только что прошедшего дождя… Очень глубокая картина, я считаю, лучшая в нашей стране за весь XX век. Висит она в Третьяковской галерее, и забрать ее оттуда, конечно, невозможно. Этой картины у меня никогда не будет, но зато у меня много других картин художника Пименова, которого я очень люблю. Пусть эта картина останется мечтой, и люди смотрят на этот шедевр такими же влюбленными глазами, как и я.
Лика Брагина