Екатерина Гусева: именно муж своей верой зарядил меня на успех, он — мои крылья

— Чем вас привлекла эта история?

— Исторический проект в кино — это подарок для любого артиста, попасть в такую работу большая удача. И испытание. «Аманат» — единственный фильм в российском кинематографе, который повествует о войне на Кавказе XIX века. Из советского кино вспоминаются «Герой нашего времени» и «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. В нашей исторической драме события разворачиваются во время затяжной войны на Кавказе, которой, казалось, нет конца. А сегодня мы — братские народы, и в горячих точках мы вместе! Фильм повествует о том, что даже в невозможных, казалось бы, обстоятельствах примирение возможно. О том, как враги могут стать друзьями, а народы — братьями. О том, что можно научиться жить в мире, в любви, уважении друг к другу. О становлении многонациональной России. На фоне войны разворачивается тема любви русской дворянки Лизы Олениной и мусульманина Джамаля — сына легендарного предводителя Кавказских гор Шамиля.

— Кого вы играете?

— Я играю маму главной героини, графиню Марию Оленину, главу семейства, графа Оленина сыграл Виталий Коваленко. В начале кино наши дети маленькие, потом взрослеют, и мы вместе с ними. На Кавказе от шальной пули погибает сын, и семья приезжает в горы, на его могилу. Вскоре становиться ясно, что дочь всерьез влюблена в горца Джамалутдина — сына кавказского предводителя Шамиля. И сердце матери рвется на части, от ненависти до любви, такой вот маятник…

— Что значит «Аманат»?

— Аманат может означать — вверенное на ответственное, надежное хранение. То, что людям поручено беречь. Не материальная ценность. В середине XIX века существовала такая традиция в семьях правителей, ханов: в знак некой договоренности или перемирия, пусть даже временного, одна из противоборствующих сторон отдает другой кого-то из своих родственников, в том числе кого-то из детей. Наш фильм «Аманат» повествует о судьбе сына имама Шамиля, который в 9-летнем возрасте был передан отцом, как заложник, русскому правительству в 1839 году. Этот мальчик, Джамалутдин, будучи сыном имама, родившийся на Кавказе, стал тем самым аманатом, заложником мира. А воспитал его, как родного, император Николай I. Получив в Петербурге блестящее образование, став офицером, он, тем не менее, вырос на чужбине, был оторван от родины и своей семьи. Поначалу моя героиня очень тепло, радушно, сердечно к нему относится, ее сын учился вместе с Джамалутдином в кадетском корпусе, они были близкими друзьями. Но, когда на Кавказе единственного сына убили, отношение резко изменилось. Она говорит ему: «Из-за тебя и из-за таких, как ты — все зло!». Это позиция матери в любой войне. Если сын убит, то тот, кто убил — враг.

Кадр из "Атаман"

— Потом ее отношение меняется?

—Каждое появление моей героини в кадре — это безграничное проявление материнской любви. Она женщина мудрая, сильная. Ее дочь полюбила горца. И это не просто увлечение, а сильное, всепоглощающее чувство. Сердце матери разрывается…. Но приходит понимание, что выше любви на этой земле и нет ничего, ради любви и стоит жить. За этим пониманием приходит и всепрощение. Мать прощает и благословляет дочь.

Лизу Оленину сыграла Варвара Комарова. Это просто сокровище, красоты неземной девушка! Очень талантливая и с большим сердцем. Мы с ней обе выпускницы Щукинского училища, у нас один мастер Валентина Петровна Николаенко. Может, поэтому мы как-то сразу сроднились. Варвара делает свои первые шаги в кино, и, конечно, я ей любовалась, как и все зрители, которые уже посмотрели картину. И вообще сам фильм невероятной красоты! Живописная природа Кавказа снята так, что, кажется, сам побывал в этих краях! В фильме соединены традиции двух культур. Режиссер Антон Сиверс роскошно снял Санкт-Петербург, ведь он глубоко питерский человек. А Кавказ снимал Рауф Кубаев. Он уроженец Бухары, погружен в мусульманскую культуру. У нас получилось захватывающее кино о преданности, чести и большой любви, способное объединить всех людей, ведь темы вечные, актуальные сегодня, как и два столетия назад.

— Исторические съемки не бывают простыми, что для вас стало самым сложным в этой работе?

— Не могу вспомнить сложностей, пожалуй, их не было. Даже зимние сцены снимались в Санкт-Петербурге теплой весной. Была ночная смена, когда искусственным снегом засыпали дворцовый парк и артистов, работали ветродуи. К историческим костюмам мне не пришлось привыкать, благодаря ролям в театре чувствую себя в них комфортно и легко перевоплощаюсь в дам прошлых столетий. А вот шляпку-капор с выбивающимися локонами в кино примерила на себя в первый раз! И тут без споров с оператором не обошлось. Пришлось отказаться от профильных планов в угоду подлинности исторического костюма. Наши художники Марк Ли и Ольга Смирнова относились к своей работе предельно ответственно! У дам были невероятной красоты платья, пышные кринолиновые юбки, тонкие талии, стянутые корсетом, ботильончики из тончайшей лайковой кожи, никаких молний, застегиваются сбоку на пуговки. Шелк, бархат, кружева. Ручным способом все сделано, потому что крупный план — тут никакой машинной строчки не может быть заметно и не допустимы железные крючки, все только на шнуровках. Это я говорю о женском платье. А представляете, какие были уланы, драгуны! У нас было множество консультантов по военным мундирам того времени. Это же большая ответственность, это вам не комедия про поручика Ржевского, мы не имели права на ошибку.

— Значит, съемки вам только удовольствие доставили?

— Мне они доставили огромное удовольствие! Путешествие по горным склонам в карете, например! Я люблю экстремальные моменты, добавляют они адреналина! В Дагестане, где мы снимали, я побывала впервые! Приехала с мужем и с сыном, чтобы разделить с ними всю красоту гор Большого Кавказа! А какие долины зеленые, сочные цветущие луга, горно-высотные леса! Съемки проходили в Гунибском районе Дагестана. Гуниб стоит отдельно от других скал и резко обрывается по краям. Самая высокая точка — гора Маяк высотой больше двух тысяч метров. С нее виден весь Дагестан как на ладони! И памятник-стела «Белые журавли», посвященный бессмертным легендарным журавлям Расула Гамзатова. Марк Бернес записал эту песню за месяц до смерти, он лечился от рака легких, сбежал из больницы, чтобы исполнить «Журавлей». С одного дубля. Первоначально стихотворение было написано на аварском языке. А вообще в Дагестане, вы не поверите, более 40 языков! Дагестанцы прекрасно понимают друг друга и живут по-братски в согласии и мире. А какие там хлебосольные женщины! На съемочную площадку несли корзины фруктов, горячий хлеб, парное молоко, сыр, угощали нас. 

— Вы много снимаетесь, у вас всегда большая загруженность в театре, можно сказать, что вы из тех счастливиц, у кого в карьере никогда не было периодов застоя, затишья?

— Ну почему же…Пандемия нам всем дала возможность отдохнуть. И мне тоже. Совсем недавно театральные залы получили разрешение на 100% рассадку зрителей. А когда мы вышли из карантина, то играли на четверть зала, на 25%, тогда родился каламбур, что театры четвертовали. Непривычные, я вам скажу, ощущения… Неприятные. Сейчас театр снова задышал полной грудью! И занятость, конечно, прибавилась. Репертуар родного театра имени Моссовета, мюзиклы «Анна Каренина» и «Граф Орлов» Московского театра оперетты и «Ленком»! В этом сезоне меня пригласили на главную роль в спектакль «ЛюБоль», по пьесе Андрея Яхонтова в постановке Андрея Соколова. 8 марта состоялась премьера, и я ступила на легендарную захаровскую сцену рука об руку с народными артистами театра Иваном Агаповым и Андреем Соколовым. Вот такой вот подарок к Международному женскому дню! 

кадр из фильма "Атаман"

— А супруг никогда не ревновал вас к работе? Потому что многие мужчины, скажем так, весьма негативно относятся к тому, что жены никогда нет дома.

— Вы про занятость? Нет, нет, я дома! Меня порой из дома и не выгонишь. (Смеется.) Могу поделиться своим распорядком дня. Встаем в 7 утра. Сын убегает первым, дочку после завтрака собираю в школу, муж отводит, а я спать! Самый сладкий утренний сон, когда организм добирает необходимые ему 1,5-2 часа отдыха. Благодаря этому от хронического недосыпа не страдаю. И от бессонницы тоже. И бодрости хватает на весь день. До двух часов дня есть время на домашние хлопоты, потом забираю Анечку из школы, обедаем, делаем уроки, и она в музыкальную школу бежит. Или на тренировку в КСК, или на воздушную гимнастику. Анна у нас девочка занятая. А я в основном занята ближе к вечеру. Играю в театре. Спектаклей много, около 10-12 в месяц. Иногда случаются концерты. Так что я на работе преимущественно по вечерам. Домой возвращаюсь около 23. Правда, это, когда съемок в кино нет. Ведь съемочный день длится 12 часов. Приходится все оставлять и сниматься. Счастье, когда есть возможность совмещать съемки с семейным отдыхом. Так, благодаря фильму «Аманат» мы побывали в Дагестане. 

— Значит, о ревности мужа к работе говорить не приходится?

—Знаете, первый, кто поверил в меня, это был мой любимый мужчина, мой будущий муж. Не мама, не папа, даже не педагоги театрального вуза. К сожалению, в нашей профессии очень много талантливых, но невостребованных актеров. Нужно ведь, чтобы еще удача улыбнулась. Мы с Володей вместе 25 лет. Именно он своей верой зарядил меня на успех, он — мои крылья.

Я никогда не слышала от него: «сиди дома». Наоборот! Выпроваживает, буквально выпихивает меня на работу, злится, если я опаздываю, вовремя не выхожу. И никогда меня не жалеет, если приползаю домой без сил. Он терпимый, любящий и очень мной гордится. Мне есть ради кого работать. На сегодняшний день, если что-то и получилось, то благодаря его любви, веры в меня и в то, что я делаю.

— В этом году 20 лет с выхода сериала «Бригада» и мюзикла «Норд Ост». Что главное сегодня вспоминается из того времени? Екатерина Гусева сегодня и 20 лет назад, как сильно изменилась?

— Я не замечаю в себе изменений. Только удивляюсь, как быстро взрослеют мои кинодети! Казалось бы, совсем недавно была мамой младенцев, а теперь я уже мама двадцатилетнего сына в кино. Хотя чему тут удивляться, моему уже 23! Да, время стремительно бежит, развивается жизнь, событий много, оглядываться не успеваю… Благодаря интервью, кстати, есть возможность хоть немного проанализировать, что сейчас происходит, что позавчера произошло. А то я все бегу, бегу, планов громадье…. Если даже что-то удалось, получилось — некогда насладиться этим моментом. Выдох небольшой, и дальше побежала…Но как же окрыляют успехи детей! Это ни с чем не сравнимо. Это и есть счастье. Не мои собственные заслуги, а именно победы сына и дочери.

— А какими успехами они вас радуют?

— Алексей закончил МГИМО и теперь дипломированный специалист, учится в магистратуре. По специальности миротворец, так что ему предстоит сейчас многое. Его направление — международный лоббизм и конфликтология. А еще он работает, что тоже немаловажно. Работает с восьми утра до пяти вечера, а с пяти до десяти вечера учится. Год продержался в таком режиме. Ждем отпуска. Анечка у нас теперь тоже дипломированный специалист по колокольному звону, батюшка в воскресной школе выдал сертификаты нашим маленьким звонарям, что они прошли курс обучения. А недавно у нашей семьи было знаменательное событие — мы с Аней вместе вышли на сцену Рахманиновского зала Московской Государственной консерватории им. П. И.Чайковского. Помните, я в «Бригаде» в этом зале на скрипке играла? Я теперь вот пою. (Смеется.) Был концерт, посвященный творчеству Евгения Павловича Крылатова, в день его рождения, и Аня выступала вместе со мной.

С детьми Алексеем и Аней

— Значит, Анюте передался ваш вокальный дар?

— У нас в семье все певчие, и бабушки мои прекрасно пели, и мама с сестрой поют. Но в отличие от нас Аня с семи лет профессионально занимается вокалом в музыкальной школе, в этом году из хорового перешла на вокальное отделение. 

— Аня на вас очень похожа, наверное, уже артисткой мечтает быть?

—Ой, у нее планы на жизнь так быстро меняются. Выбирать что-то одно она пока не торопится. Очень много увлечений. 

— Вы строгая мама, контролирующая?

— Контроль — да, рука всегда на пульсе. Но я слабая мама, обычно иду на поводу. У меня настолько сильные дети, я в их тени. Строгий у нас папа. 

— В фильме «Снежная королева» старая разбойница говорила, что детей надо баловать, только тогда из них вырастут настоящие разбойники. Вы своих балуете?

— А как же! Конечно, балую. Муж сдерживает. А еще я стараюсь показать своим детям, насколько разнообразен и велик наш мир, сколько у человека есть возможностей для самореализации, чтобы найти себя, быть нужным людям. Делаю упор на образование, музыкальное, спортивное. Леша учился на джазовом отделении по классу саксофона, теперь Аня осваивает фортепиано. А конный спорт воспитывает в ней смелость, силу характера, учит заботиться о животных, понимать их. Моя задача максимально помочь детям попробовать свои силы в разных сферах, чтобы дальше они сами нашли свой путь. Я за них не принимаю никаких решений. В 9 лет Леша снялся со мной в картине «Прогулка по Парижу», и благодаря этим съемкам сказал: «Мама, я никогда не буду артистом. Нужно быть одержимым этой профессией, чтобы все это вынести. Иначе делать там нечего».

— Аня не рвалась оказаться с вами на съемочной площадке?

—Я снимаюсь в основном летом, и Аню всегда беру с собой. Но в кадр она особо не рвется. Олег Фомин, правда, снял ее вместе с двоюродной сестренкой Марусей в эпизоде сериала «Разбитое зеркало». Смешные они там такие, хором разговаривают, в унисон. На велосипедах гоняли, запускали воздушного змея. 

— Вы — актриса с самым положительным образом, а способны ли вы на отчаянные поступки? Приходилось ли вам побеждать какие-то свои страхи?

— Я авантюрист по натуре, человек быстро воспламеняющийся, если чего-то хочется, во мне искорка загорается, страх пропадает. Страхи есть только за близких, какие еще могут быть? Никаких особо. Могу сказать, что я бесстрашный человек. На самолете летать не боюсь, с аквалангом погружаюсь с удовольствием, акул глажу. Как-то без особой боязни ко всему. Ну яйцо сырое неприятно выпить, говорят, помогает, когда голос осипший, но мне не нравится это. Вот тут я, наверное, пересилить себя не смогу, хотя, казалось бы, ерунда. Ну и кровь из пальца сдавать боюсь, пугает меня вот этот момент прокалывания подушечки безымянного пальчика.

— Вы шикарно выглядите и практически не меняетесь с годами. Признайтесь — это генетики или все-таки большая работа над собой?

— Скорее, генетические данные. Правда, я не курила никогда. А курящую женщину всегда видно, особенно после сорока, можно определить по цвету кожи. А еще я днем поспать люблю.

— Еще есть какие-то секреты красоты?

— Красота — это доброта. Мир и покой в душе не могут не отражаться на внешнем облике. Любимая и любящая женщина всегда красива.

— Ледяные ванны не принимаете?

— Нееет, я ни секунды не морж, никакого контрастного душа, обливаний. Море для меня +24 градуса предел, в 23 уже не зайду. Захожу очень медленно, осторожно, надо мной все смеются, но знают, что брызгать нельзя. Я теплолюбивая очень.

— В плане питания приходится себя ограничивать?

— Надо! Но не получается. Лакомство, сладости, это же стрессотерапия. Перенервничала, «Лакомку» слопала — и хорошооо! После спектаклей сложно удержаться. Энергии много уходит, домой приду, так хочется жареной картошки с грибами! А потом набегают лишние килограммы…

— Что для вас сейчас самое главное в жизни?

— Мира хочу! И в душе у меня чтобы был мир, и в доме, и в мире. Вот это самое главное.

— А все-таки для себя на лето что-то запланировали интересное?

— Хочется в деревенский домик! Планирую насладиться отдыхом на реке, рыбалкой, сбором грибов и ягод, велосипедными и конными прогулками. И на лодочке поплавать.

Лика Брагина

Фото: Из личного архива Гусевой, Артур Демченко