Непростая судьба «Покровских ворот». Вспоминаем шедевр Михаила Козакова накануне выхода картины на большой экран
В этом году наша столица отмечает свой 875-летний юбилей. Накануне праздника, 8 сентября, в кинотеатрах по всей стране выйдет всенародно любимая комедия Михаила Козакова с Олегом Меньшиковым в главной роли — «Покровские ворота», которую можно назвать гимном Москве. Трудно поверить, но для широкого зрителя фильм никогда не выходил на большом экране. Благодаря киноконцерну «Мосфильм» и телеканалу «Мосфильм. Золотая коллекция» теперь «Покровские ворота» можно будет увидеть в кино. Давайте же вспомним, как создавалась эта яркая картина.
В 1940-е годы молодой начинающий публицист Леонид Зорин приехал из Баку в Москву и поселился в коммунальной квартире у квартирной хозяйки на Петровском бульваре. Затем, много лет спустя, уже будучи известным драматургом, Зорин захочет рассказать о своей молодости в коммунальной квартире: он перенесет действие на 10 лет вперед, поменяет место жительства героя на Покровские ворота, а квартирную хозяйку заменит тетушкой, но в целом опишет практически реальную историю. «Никакого зазора между молодым Леонидом Зориным и Костиком Роминым нет», — вспоминал писатель.
Прототипом возлюбленной Костика стала жена Леонида Зорина – Маргарита. Кстати, в пьесе ее зовут Алевтина. Имя Рита появилось уже в сценарии – возможно, режиссёр Михаил Козаков не только хотел отдать должное супруге драматурга, но также и провести параллели между Маргаритой Павловной и юной Маргаритой.
Даже «неутомимый Савранский» – невыдуманный персонаж. В этом образе Зорин описал своего старого бакинского приятеля-мотоциклиста.
Изначально Михаил Козаков поставил спектакль «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной – это был как раз его режиссёрский дебют. Но, покидая театр, Козаков попросил убрать спектакль из репертуара. Вот тогда Леонид Зорин и предложит ему сделать фильм.
Казалось бы, легкое произведение о любви и молодости должно было без проблем получить разрешение на экранизацию, тем более что пьеса уже цензуру проходила. Но на дворе были брежневские времена и воспоминания о хрущевской оттепели не приветствовались. Киноначальство отказывалось принимать сценарий, да и Георгий Данелия, на тот момент руководитель Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма», посоветовал Козакову снять фильм для телевидения, а не киноэкрана: это позволяло сделать картину двухсерийной, тем самым сохранив бесценные шутки и диалоги.
Кроме того, чтобы получить разрешение на съемку, Козакову посоветовали сыграть Дзержинского. И он даже исполнил эту роль трижды, за одну из которых получил Государственную премию.
Но тем не менее телевизионное руководство тоже не торопилось принимать сценарий в работу. Посодействовала народная артистка СССР Софья Пилявская, которая сама пошла к председателю Гостелерадио Лапину и договорилась о постановке.
Когда работа над фильмом началась, возник вопрос с подбором актёров. По первоначальной задумке центровое трио Хоботов-Маргарита Павловна-Савва должны были играть Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Но Михалкову не понравился сценарий, а Миронов, по словам режиссёра оказался «слишком знаменит для коммунальной квартиры». Было решено, что главные роли будут исполнять неизвестные актёры. Так были приглашены Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов.
Сложнее всего пришлось с поиском актёра на роль Костика – Козаков даже пробовал на эту роль собственного сына, но ни одна кандидатура ему не нравилась. В итоге супруга режиссёра, литератор Регина Быкова, предложила ему обратить внимание на студента Щукинского училища Олега Меньшикова, которого она уже видела в фильме «Жду и надеюсь». Леонид Зорин вспоминал, что обычно никогда не давал советов режиссёрам по подбору актёров, но в случае с Костиком ему было важно, кто исполнит эту роль. И он согласился с выбором режиссёра, только когда на пробы пришел Олег Меньшиков – буквально за минуту авторы поняли, что это тот, кто им нужен.
Но оставалась довольно серьезная проблема – Меньшиков уже был приглашен в картину Юрия Райзмана. В то время для молодого актёра отказать именитому режиссёру могло означать конец карьеры. Леонид Зорин лично поспособствовал тому, чтобы Райзман не возражал против перехода Меньшикова в другой проект.
По признанию самого Олега Евгеньевича, он считал, что играет молодого Козакова, а не Зорина. Ведь роль повзрослевшего Костика в фильме исполнил сам режиссёр, который, кстати, появляется в фильме дважды – в самом начале картины Алиса Витальевна смотрит фильм «Убийство на улице Данте», где Козаков как раз сыграл дебютную роль, когда учился на последнем курсе театрального института.
Сдача фильма тоже не оказалась простой. По словам Козакова, Лапин, когда посмотрел фильм, заявил: «Ох и мерзость вы сняли!». Он обвинил авторов в том, что они опорочили образ русского солдата, имея в виду немецкие фразы Саввы. «Вы с Зориным не можете крикнуть открыто: «Долой красный Кремль!» — вот и делаете такие пакости», – заявил киноруководитель.
Но вскоре к власти пришел Андропов и, по слухам, попросил Лапина показывать больше комедий, и поинтересовался, есть ли что-нибудь в запасе. Единственной новой комедией были как раз «Покровские ворота» и их пустили в эфир, правда, тщательно порезав. Но на этом злоключения не закончились. Когда главой государства стал Черненко, картину опять закрыли, так как в Центральный комитет партии пришло письмо об ошибочности картины. Уже при Горбачеве «Покровские ворота» снова пустили на экраны, только попросили убрать куски, где выпивают, — ведь в стране шла антиалкогольная компания.
В 1990 картину наконец стали часто показывать по телевизору и уже без купюр. И фильм стал поистине культовым, что неудивительно: ведь Козаков и Зорин искренне рассказывали о своей молодости. Картина просто пропитана ностальгией 1950-х и приметами, связанными с тем временем: театр «Современник», куда направляется Алиса Витальевна, афиша комедии «Карнавальная ночь», на которую «урвал» билеты Савва, журналы «Новый мир» в комнате Хоботова, песни Окуджавы, популярный каток на Чистых прудах, который, кстати, во время съемок фильма уже был закрыт – сцены снимали на Патриарших.
На худсовете у Козакова спрашивали, куда в финале улетает мотоцикл, в Израиль или в Америку. «Это время улетает...», – отвечал режиссёр.