Фёдор Лавров: очень сложно жить начисто, не совершая ошибок

фото: пресс-служба Кинопоиска (кадр из сериала)

11 августа в онлайн-кинотеатрах Кинопоиск и Okko состоялась премьера мистической комедии «Закрыть гештальт», одну из главных ролей в которой сыграл Федор Лавров. О своем отношении к успеху, незакрытых гештальтах, лихих 90-х, взрослении детей и любимом отдыхе, актер рассказал «ТН».

- Чем вас зацепила эта история, какую главную мысль вы увидели в ней?

- Как мне кажется, что это история про то, что как аукнется, так и откликнется. В некотором смысле про справедливость, что часто справедливость нас застигает во время жизни. Но бывает, как видим, и после.

- Вы играете бандита Мотю из 90х, которому не дают покоя многие грехи и которого всё никак не заберут на небо после смерти. Как вам этот персонаж? В ваших 90х доводилось с такими сталкиваться?

- Бывали разные случаи и разные люди встречались. На самом деле, к ним есть и симпатия определенная, потому что вместе с ними появилась новая справедливость, которой до этого не было. Как бы цинично это не звучало, но на самом деле, на руинах того, что было коррумпировано и никуда не годилось, возникла новая справедливость, которую принесли вот эти люди. Они были разные, как и все люди. Были среди них и подлые, и честные, мне как раз хотелось сделать не подлеца, а какого-то потерянного человека, по сути, не плохого, но который наделал много глупостей в юности и не знает как с этим разобраться. Мне хотелось показать в этом человеческую историю, несмотря на то что тут есть и фантастическая составляющая.

фото: личный архив артиста

- Какие у вас воспоминания из того времени, каким оно было - счастливым, сложным?

- Там было и то, и другое, было всё, время было очень насыщенное. Гораздо более интенсивное чем сейчас. Можно практически каждый день вспоминать, что происходило. Это сейчас мы можем находиться в таком бреющем полёте, когда иногда дни тянутся бесконечно, бывает, что ты особо их не замечаешь. А тогда в 90-е каждый день был шанс умереть и выжить.

- Создатели проекта надеются, что сюжет «Гештальта» должен подтолкнуть зрителя к размышлению о смысле жизни, о времени, когда ничего не успеваешь, о том всё ли мы успели сказать детям, и в целом что оставим после себя. Вас самого эти вопросы беспокоят? Или вы стараетесь сразу жить начисто, не совершая ошибок?

— Это очень сложно - жить начисто, не совершая ошибок. Я мало знаю людей, которые способны на это, дай бог что бы они почаще встречались. Мне кажется, что это достаточно ответственный момент - не забывать о своей собственной вечности, и иногда я на эту тему размышляю. И как-то пытаюсь творить своё бытие, но согласно своим нравственным законам внутри себя и звёздному небу надо головой.

- Есть какие-то ошибки прошлого, которые вы хотели бы исправить?

- Нет, просто если бы я сейчас столкнулся с подобной ситуацией, я бы поступил по-другому. А исправлять я ничего не хочу, это глупость.

фото: личный архив артиста
с семьей

- Что бы вы посоветовали нынешнему молодому поколению?

- Я бы посоветовал избегать трёх вещей: репрезентации, когда мы пытаемся представить из себя то, чем не являемся, ненависти, от которой нужно любыми средствами избавляться, и эгоизма. А что бы советовал делать — как раз воспитывать в себе внимание и сочувствие. Как мне кажется это хороший вектор, двигаясь по которому можно стать человеком.

- Всё-таки хотелось бы узнать про ваши личные незакрытые гештальты, если таковые имеются?

- Я ещё не доехал до Бора-Бора! А так, ну какие гештальты могут быть, жизнь каждый день подкидывает новые, которые ты пытаешься закрыть или, наоборот, отвернуться от них. Гештальт — это же образ, если с немецкого переводить, поэтому с образами модус вевендис, модус когитандис, мы с этим всё время живём. Поэтому, конечно, если бы они были идеальны, то тогда нечего было бы и закрывать. Но много есть в каждом человеке изъянов, выщерблин, ущербности, которые надо преодолевать. Мне кажется, это самые главные гештальты, ради закрытия которых мы здесь на земле должны становиться лучше. Это как мне кажется. Мы всё время действуем, мыслим и чаще всего мы делаем это так, как нам привычно, а привычно, не значит правильно. От этой привычности, мне кажется, надо избавляться иначе мы костенеем. Нужно искать новые пути. И это тоже большой гештальт.

фото: личный архив артиста
Федор в детстве

- Может быть в последнее время вам удалось какой-то гештальт закрыть? Осуществить задумку давнюю?

— Это сложная история. Прямо задумку что бы - нет, всё в процессе реализации. Но, наверное, в последнее время идёт процесс признания себя таким, какой я есть и в чем-то отказ от каких-то ненужных отношений, поступков. Это скорее не гештальт, а фильтрация происходит, где-то здесь я понимаю, что прав и буду это делать, а где-то неправ, я хочу это делать, но не буду. Каких-то глобальных закрытий у меня вроде бы нет, но они идут постоянно, потому что каждый раз я стараюсь сделать что-то по-новому.

- В фильмах ваши герои часто оказываются перед непростым выбором, а что вы сами делаете, когда надо принять сложное решение?

- В первую очередь я успокаиваюсь и дышу. Конечно, я стараюсь слушать свою интуицию, потому что мир и все события, они логичны и причинно-следственны до определённого момента, потому что на самом деле если бы мы знали, что будет через 10 минут и что будет завтра, жить было бы безумно скучно. Поэтому жизнь всё время подкидывает нам чёрных лебедей, какие-то внезапные, неожиданные моменты, которые нам приходится преодолевать.

фото: личный архив артиста

- Фильмы, сериалы с вашим участие выходят один за другим, только на этот год у вас стоит 16 проектов, есть ли ощущение «да, вот он, тот самый успех»?

- Успех — это тоже такая категория со знаком вопроса. Не знаю, нужно ли к нему стремиться, наверное, нужно. Я скажу неправду, если произнесу, что мне не нужен успех. Успех - хорошо, но по большому счёту, это побочный продукт, если ты идёшь правильной дорогой, то он обязательно придёт.

- Как успеваете находить время на семью при таком насыщенном рабочем графике, что в жизни есть ещё, кроме работы?

- Много чего: литература, музыка, кино, дети. Сейчас вот сгонял в отпуск. На самом деле очень много интересных вещей, которые встречаешь, просто идя по улице, надо только уметь смотреть правильно. Я не считаю актёрство своей работой, я просто занимаюсь любимым делом, а как известно, древние греки говорили: «Занимайся любимым делом и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Это прекрасный лозунг. Потому что, если бы я не любил свою работу и жил бы в таком графике, я бы, наверное, уже вздёрнулся или куда-то отшельником ушёл жить, потому что невозможно, не любя, заниматься этим взахлёб. Я получаю удовольствие от процесса, могу с площадки, если что-то получилось, ехать ещё более заряженным и менее уставшим.

фото: личный архив артиста

- Ну семья-то не остаётся обделённой при таком насыщенном графике?

- Нет, они же и ко мне на съёмочную площадку периодически заезжают, я стараюсь постоянно быть с ними в контакте, всё время их видеть.

- Вы признавались, что в детстве не были пай мальчиком и доставили родителям много хлопот.... Какими ваши дети растут?

- И не только в детстве я не был пай-мальчиком, а уж в возрасте моих детей я был вообще безбашенным... Мои же дети очень вдумчивые, более осторожные, у них правильные якоря - эмоциональные, интеллектуальные. Поэтому постепенно родительская гиперопека ослабевает по мере того, как я вижу, что они растут и развиваются.

фото: личный архив артиста

- В каких-то их проявлениях вы себя узнаёте?

- Конечно. Они же любят подурачиться, как любые дети, вот в этом я себя и узнаю. Или, когда они чем-то интересуются, я вспоминаю, что сам в детстве залипал на какие-то непонятные вещи.

- Чем они вас за последнее время удивили, порадовали?

- Сложно об этом говорить, когда постоянно их видишь, ты не очень понимаешь, что поменялось. Мне нравится, как у них выстраивается логика постепенно. Сейчас начинает формироваться новый взгляд на мир, и когда они мне пересказывают свои наблюдения, выводы о чем-то, меня настолько это трогает…

фото: личный архив артиста

- Наверное, есть и ваш вклад в этот процесс.

- Конечно, когда в детей вкладываешь, ты же не особо думаешь: «Через два месяца этот цветок зацветёт». Ты просто вкладываешь и вкладываешь, потому что по-другому не можешь, это твой ребёнок. И когда эти маленькие чудеса начинают происходить, и бывает даже ежедневно, это, конечно, фантастическая история.

- Со старшей дочерью Глашей, удаётся встречаться в каких-то творческих проектах? Любите вместе работать?

- Пока у нас было мало такого опыта, но мы затеваем периодически что-то, у нас впереди ещё много всего интересного. Глашка, она молодец, умничка, трудяга, талантливая девочка. Просто ей не очень просто найти себя, потому что талантов много, энергии тоже, но не всегда понятно, в какую сторону их прикладывать. Но я думаю, постепенно это всё станет на свои рельсы, а я чем смогу помогу.

фото: личный архив артиста

- В нашем прошлом интервью, вы сказали: «У меня театральная пауза, хотя театр для меня очень важная лаборатория работы над собой». Сейчас что-то изменилось?

- Конечно. Мы выпустили с Сергеем Александровичем Газаровым в театре Сатиры спектакль «Дядя Жорж», где я сыграл заглавную роль, это микс двух пьес Чехова «Леший» и «Дядя Ваня». В июне сыграли премьеру, на мой взгляд, зритель хорошо оценил, и это стало для меня большим шагом в сторону театра. Я давно уже не выходил на подмостки, а здесь снова почувствовал себя нужным в этом пространстве.

фото: личный архив артиста

- Вы уже 11 лет живёте в Москве, стала ли она вашим домом? Или он по-прежнему в Питере?

- Уже почти 12, и дом мой и там, и там дом. У меня правда не было трудностей, потому что мне нравится московский ритм жизни, мне как раз питерский казался растянутым, как жвачка бесконечная. А к Москве я адаптировался легко, мне это было в кайф. Потому что одно дело, когда ты в Питере сидишь и ждёшь, а другое, когда ты здесь каждый день носишься, делаешь одно, другое, потому что если ты не сделаешь, то никто этого делать не будет. Но если я устаю, конечно, я говорю: «Ребята, стоп, мне надо пару дней отлежаться на диване» и спокойно лежу себе на диване, как в Питере. Там я бываю очень часто, но основная база у меня в Москве однозначно.

- Как вы любите отдыхать? Без какого компонента для вас отдых не отдых?

- Без гамака и сигары. Это для меня атрибуты отпуска. Первую неделю у меня всегда гамак и сигара, лежачее полуовощное состояние, для меня это важно. Но дальше мне так отдыхать тяжело, если нет движухи, если не езжу куда-то, не придумываю себе что-то.

- Где вы сейчас отдохнули, какими впечатлениями обогатились?

- В этот раз я поехал в Султанат Оман, на Аравийский полуостров, и честно говоря, был очень рад. Там было моё одиночество, пустыня, сезон муссонов, шторм, туман. У меня на солнце аллергия не так давно началась, поэтому это прямо моя погода. Пальмы в тумане, горы, водопады — это потрясающе.

фото: личный архив артиста

- Самое сильное впечатление, которое привезли оттуда?

- Там я подружился с ребятами арабами, они меня отвезли на водопады и вот эта голубая вода, в которую я нырнул, это что-то с чем-то. Очень красиво и необычно, этот рельеф скал, при том, что рядом пустыня. И поскольку сейчас сезон муссонов, дожди и туманит, пустыня зелёная, и она начинает цвести. Это потрясающе.

- А дальше у вас путешествие с семьёй, наверное, детишек на море свозить?

- Дети на море сейчас с женой в Турции. Дальше хочу еще один попутешествовать. Мне после напряженной работы всегда очень важно побыть одному, это какая-то моя точка сборки. Побыть одному, сосредоточиться, понять, прочистить голову, чтобы был ясный взор и понимание, куда двигаем дальше.

фото: личный архив Ф. Лаврова

Лика Брагина

Досье

Родился: 15 ноября 1975 года в Ленинграде

Образование: Санкт-Петербургская академия театрального искусства

Семья: родители заслуженные артисты России – Николай Лавров и Наталья Боровкова, женат, дочь Глафира (26 лет), дочь Марта (10 лет), сын Фрол (7 лет).

Карьера: снялся более чем в 100 фильмах и сериалах, среди которых «Краткий курс счастливой жизни», «Фурцева», «Чужое лицо», «Оттепель», «Ивановы», «Консультант», «Про любовь. Только для взрослых», «Годунов», «Давай разведемся» и др.