В российский прокат выходит байопик о Сальвадоре Дали с Беном Кингсли в главной роли

Лика Брагина
Profile picture for user ed
фото: пресс-служба кинокомпании Вольга

Биографическая драма «Быть Сальвадором Дали» (Daliland) официально выйдет в российский прокат 25 мая. 

По сюжету, 1974 год. Сальвадор Дали — самый знаменитый и эпатажный художник на планете. Однако подлинная власть в мире искусства — в руках у Галы, его жены и музы. Их страстный брак переживает не лучшие времена, а охваченный бурными эмоциями гений закатывает бесконечные вечеринки вместо занятия творчеством. Юному ассистенту Джеймсу выпадает задача любой ценой добиться, чтобы Дали подготовился к большой Нью-Йоркской выставке. Невольно Джеймс оказывается затянут в безумный мир Дали и из первых уст узнаёт историю жизни самого необычного художника всех времен.

фото: пресс-служба

Режиссер Мэри Хэррон известна своими фильмами «Американский психопат» и «Я стреляла в Энди Уорхола», так что про эпатажных художников ей снимать не впервой.

В роли Дали — знаменитый сэр Бен Кингсли («Список Шиндлера», «Ганди»). Художника в молодости играет Эзра Миллер («Лига справедливости»). А в качестве Нью-Йорка выступает, что интересно, британский Ливерпуль.

Фильм стартовал в сентябре прошлого года на фестивале в Торонто и получил положительные отзывы критиков на ведущих сайтах.

Фильм БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ был снят за пять недель весной 2021 года в самый разгар пандемии. Съёмки велись в Великобритании – в Ливерпуле и в Северном Уэльсе.

фото: пресс-служба

Мэри Хэррон отдаёт должное невероятной команде, благодаря которой картина БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ всё же была снята: «Поначалу, смотря на собранный архив, мы думали, что это попросту невозможно. Но к счастью у нас была поистине фантастическая команда специалистов из Ливерпуля, Манчестера и Лидса. Люди работали так усердно и споро, что мы справились. Теперь я буквально влюблена в северную Англию».

Продюсер Крис Кёрлинг из Великобритании работал над фильмом БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ на протяжении двух лет. Вместе с продюсерами Эдвардом Прессманом, Дэвидом Саксом, Сэмом Прессманом и Дэниэлом Брантом он стремился сделать съёмки картины наиболее экономически выгодными. «В конце 60-х и начале 70-х Дали и Гала жили в нью-йоркском отеле, так что действие фильма по большей части должно было происходить в Нью-Йорке, – рассказывает Кёрлинг. – Мы искали подходящие локации в самом Нью-Йорке и Канаде, затем переключились на Румынию, Португалию и Испанию и, в конечном итоге, остановили выбор на Португалии. А затем начался ковид!»

Несмотря на связанные с пандемий ограничения и риск заболеть ковидом, Кёрлинг всё же стремился придерживаться установленного расписания съёмок. Дело в том, что Бен Кингсли сумел выкроить в своём графике время на съёмки, да и Мэри Хэррон была настроена продолжать работу. «Мне, как продюсеру, очень важно, чтобы режиссёр был заинтересован в проекте, – объясняет Кёрлинг, – и Мэри подтвердила своё намерение – она твёрдо решила, что БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ будет её следующим фильмом».

фото: пресс-служба

«У съёмок в Великобритании было одно явное преимущество – британское правительство ввело схему страховки на случай ковида, – продолжает Кёрлинг. – Была и ещё одна причина – мы нашли отель «Аделфи» в Ливерпуле, который можно было бы выдать за гостиницу в Нью-Йорке. «Аделфи» очень самобытен, и то, что отель не был полностью модернизирован, было нам только на руку – его было проще декорировать под старую гостиницу. Во всем мире мы не нашли бы лучшего места для предстоящих съёмок. Непростым оказался выбор локации для съёмок каталонского побережья в Испании, где происходит действие последней трети фильма. Графство Англси в северном Уэльсе, куда нетрудно добраться из Ливерпуля, стало нашим Средиземноморским побережьем. К счастью, погода нам благоволила – благодаря весеннему солнышку местность легко можно было спутать с Каталонией».

Вторая съёмочная группа работала на юге Франции. Снятые там экстерьеры должны были дополнить сцены, которые снимались в Уэльсе. Это было необходимо, чтобы убедить зрителей в том, что действие происходит в Коста-Браво.

«На этом проекте был какой-то сюрреалистичный производственный цикл, – вспоминает продюсер Сэм Прессман. – Чем-то он напоминал картину Дали «Постоянство памяти», известную также, как «Мягкие часы». Всякий раз, когда нам удавалось сделать шаг вперёд, казалось, что мы делаем два шага назад».

фото: пресс-служба

«Участие Бена Кингсли стало одной из важнейших составляющих успешного завершения работы над фильмом, – продолжает продюсер. – Мы анонсировали картину в Каннах три года назад, тогда же Бен согласился на роль и подписал контракт. Он казался нам идеальным Дали, а фирменные усы художника только дополняли иллюзию, делали её совершенной. Фотограф Денис Мур, который снимал самого Дали в отеле «Сан-Реджис» 50 лет назад, приехал в Ливерпуль, чтобы сфотографировать Бена Кингсли. По его словам, он словно оказался в машине времени и опять увидел живого Дали».

«Нам очень повезло с Ливерпулем, – убеждён Прессман. – Съёмки в городе во время пандемии могут показаться скучным занятием, но нас строгие меры предосторожности уберегли от беды. Мы не могли лишиться ни одного члена команды, и у нас никто не заболел ковидом. Мы регулярно сдавали тесты, и ни один не был положительным».

фото: пресс-служба

«Мне кажется, фильм Мэри вызовет у зрителей целую бурю эмоций, – размышляет продюсер. – Вы будете смеяться и плакать. Надеюсь, вы выйдете из кинозала с пониманием того, насколько загадочной, а не только исторической личностью был Дали. Всем знакомы легендарные усы художника и его «Мягкие часы», но немногие знают о том, что это был за человек. Картина Мэри, наверное, породит ещё больше вопросов и сделает Дали ещё более загадочным человеком. Но пытливый зритель начнёт искать ответы, пытаясь понять этого гения нашего времени».

АКТЁРЫ О СВОИХ ПЕРСОНАЖАХ

Бен Кингсли о роли Сальвадора Дали: «Питер Брук как-то сказал мне, что актёр должен найти в своём персонаже нечто большее, чем представляет собой сам. В случае с Дали это было всё равно, что попытаться влезть в массивные испанские рыцарские доспехи. Они мне явно великоваты и по росту, и по умственным способностям, и по воображению, и по страсти.

Готовясь к роли Дали, я просмотрел множество документальных фильмов о нём и, признаюсь, влюбился в персонажа. Он помог мне посмотреть на мир другими глазами, не бояться рискнуть, принять своё творчество так, как он принимал своё. Слава Богу, у меня было достаточно времени, чтобы свыкнуться с мыслью, что я буду играть эту роль. А то мне было очень страшно, я просто был в ужасе! Однако в какой-то момент между командами «Мотор!» и «Стоп, снято!» страх улетучивался, уступая место какой-то радости и стремлению рассказать историю этого человека. Это было куда важнее, чем любые человеческие треволнения.

Оказавшись на съёмочной площадке, я прекратил читать книги о нём и не притрагивался к DVD с материалами. В этот момент мне нужно было найти и усвоить отличие между отображением, переосмыслением и имитацией. К счастью, Мэри и Джон, а также наши продюсеры позволили мне создать своего Дали. Я писал свой портрет этого человека, а не следовал бездумно сценарию, трясясь от страха, что я могу пропустить какой-то физический или вокальный нюанс. Я никогда не стану им, существует чёткое разграничение, некое пространство, которое нас разделяет. Это как акробат на трапеции – он раскачивается вперёд и назад, в какой-то момент разжимает руки, делает в воздухе сальто и хватается за перекладину другой трапеции. Это захватывающе, и зрители платят свои деньги за то, чтобы это увидеть.

В конце дня мне нужно какое-то отключение от своего персонажа. Метафорически мне нужно сложить свои кисти и смыть краску с рук. Кроме того, я избегал оценочных суждений о своём герое. Выпущено немало книг, авторы которых беспощадно и безапелляционно осуждали Дали. Я же на некоторое время становился хранилищем его личности. Я рисовал его портрет, но никогда не брался его судить.

фото: пресс-служба

Сейчас мне предстоит как-то отпустить его из своей жизни. Это очень необычное чувство.

Везёт тому, кто работает с актёром, которому полностью доверяет. Мы с Барбарой Зуковой доверяем друг другу и наслаждались обществом друг друга, пусть и краткосрочным. То есть, чтобы вы понимали, я никогда не хожу по ресторанам со своими коллегами-актёрами. Можно сказать, что я отшельник и подобные выходы нарушали бы мой обет. Я люблю раскрывать актёра перед камерой. Камера вообще любит открытия. Мы открывали друг друга, как Дали и Гала, в своё время. Работать с Барбарой было легко и комфортно, поскольку мы не осуждали наших героев, а сопереживали им. Сценарий передаёт их непростые отношения. Но, несмотря на всю противоречивость этих отношений, работать с Барбарой было очень приятно.

С Андреа Пежич, сыгравшей роль Аманды Лир, мы составили более гармоничный дуэт. Наши герои наслаждались обществом друг друга, поскольку между ними не было отвлекающих факторов: не было удручающих разговоров о финансах, о необходимости работать, о горящих сроках при подготовке выставки, не было разборок в отношениях. Наш дуэт кардинально отличался от дуэта Дали и Аманды. Великие истории часто базируются на контрасте. Ты играешь какую-то ноту, приятную уху зрителя, затем играешь другую – у зрителя удивление и даже откровение. Лично мне было очень интересно исследовать эти отношения.

У Мэри Хэррон, должно быть, очень хорошие познания в межличностной химии. Она знает, как смешивать кислоту со щёлочью, чтобы получить химическую реакцию и, в конечном итоге, полезную энергию. Ей удалось подобрать феноменально хороший актёрский состав – будь то Крис Брини, Андреа, Барбара, Руперт и все прочие. Она каким-то образом знает, как энергия из одного актёра переходит к другому и умело пользуется этим знанием. Мэри позволяет актёру принять свою роль, её замечания минимальны. Она выставляет камеру в нужное место, и позволяет нам делать свою работу.

фото: пресс-служба

Барбара Зукова о роли Галы: «Я играла исторических персонажей прежде и предпочитаю читать их автобиографии, письма – словом, люблю изучать материал, в котором они раскрывают свои мысли. В случае с Галой это была проблема, потому что она не оставила практически ничего после себя. Я знала, что она из России, и перерыла весь Интернет, пытаясь найти какие-то видео с ней. Единственный ролик, в котором слышен её голос, я нашла на YouTube, да и то – она произнесла всего одно слово. Я прочитала две биографии о ней, авторы которых отзывались о Гале очень критично, а одна книга была просто написана женоненавистником.

Роль Галы в успехе Дали невозможно переоценить. Мне кажется, он однажды сказал, что она его спасла. Он также подписывал некоторые свои картины её именем. Встретив Галу, Дали просто сошёл с ума. В то время она была замужем за писателем Полем Элюаром, однако постель делила с любовником Максом Эрнстом. Встреча с Дали что-то кардинальным образом изменила в её жизни. Она была очарована и влюбилась в него. Гала поняла, что этому мужчине она готова посвятить свою жизнь.

Она продолжала поддерживать отношения со своим прежним мужем, с которым официально рассталась. Мне кажется, у Галы и Дали было физическое влечение друг к другу в начале их отношений, но не позднее, судя по тому, что я читала. Дали был вуайеристом, и в этом плане Гала удовлетворяла его потребности полностью. Ему нравилась её страсть, а она полностью посвящала свою жизнь ему, несмотря на то, что у неё были другие отношения, особенно в конце жизни. Её осуждали и порицали за сексуальную связь с мужчинами, которые были намного моложе её. Мне кажется, таким образом она пыталась вновь распалить страсть, которая связывала их с Дали в начале романа. Она была похожа на наркоманку, на которую кокаин больше не действовал, но которая пытается вновь повторить свой первый приход.

Наш фильм рассказывает о времени, когда они оба постарели, у них достаточно успешная и обеспеченная жизнь, поэтому они могли себе позволить создать вокруг себя своеобразный мирок. Дали и Гала окружали себя молодыми людьми в надежде удержать ускользающую сквозь пальцы юность.

фото: пресс-служба

Такие люди, как Элис Купер и Аманда Лир, появлялись в окружении Галы и Дали, поскольку те ценили красоту и хотели, чтобы их окружали красивые люди. Гале нравилось влиять на судьбы людей. Я думаю, в этом её талант. Джеймс, наверное, заметил это и стремился стать частью этого мира. Когда Гала увидела этого красавца, она попыталась соблазнить его. Когда это не сработало, её патронаж превратился для него в угрозу.

Костюмы, причёски и грим имеют для меня большое значение, особенно если я играю человека, который совсем на меня не похож, как в случае с Галой. У нас были фантастические костюмеры и визажисты, отличные парики и удивительные костюмы. Дизайнер Ханна Эдвардс нашла оригинальные винтажные костюмы 1970-х и невероятно красивые ювелирные украшения. Гала была очень стильной женщиной, повседневная одежда была не для неё! Она всегда должна была быть одета с иголочки.

Руководство Мэри Хэррон и Бен Кингсли в роли Дали стали определяющими для меня факторами. Он – великолепный актёр, я знаю его по многим другим ролям и очень уважаю. Было очень увлекательно поработать с ним вместе, и сейчас я могу с уверенностью сказать, что он очень великодушный партнёр. Мне невероятно понравилось работать с ним. Он был Дали каждую минуту, каждую секунду, вне зависимости от того, работает камера или нет. Даже во время первой репетиции я не могла не отметить, как виртуозно он скопировал каталонский акцент Дали. Он был в образе, так что временами можно было забыть о том, что на самом деле перед нами не сам Сальвадор Дали.

фото: пресс-служба

Мне очень понравилось работать с Мэри Хэррон, потому что она точно знает, чего хочет. У неё есть своё представление о персонаже, и она досконально знает сценарий. Наверное, потому что сама – сценарист. При этом на съёмочной площадке она отнюдь не тиран, она не нервничает и не напрягается, у неё отличное чувство юмора. Она очень чётко раздаёт указания, и всё, что она от меня хотела, было вполне выполнимо. Я доверяла ей на все 100%. При этом она очень смелая. У нас было несколько новичков на площадке, и всё же Мэри решила дать им шанс. Они все очень талантливы, и работать с ними было приятно. С двумя актёрами я уже раньше встречалась на других съёмках – с Александром Байером и с Рупертом Грейвзом. Я очень их уважаю, так что рада шансу поработать вместе вновь.

Гала, вне всяких сомнений, сложный персонаж. В сценарии она то появляется, то исчезает. О ней много говорят, и даже когда её нет в кадре, её присутствие незримо ощущается. Даже если она произносит всего одну или две реплики, они достаточно весомы.

Мне кажется, было очень важно создать вокруг моей героини атмосферу таинственности. Это неоднозначный персонаж. Она бывает грубой и жестокой, но вместе с тем, она очень уязвима. Я думаю, Мэри хотела показать Галу и с этой стороны. Вообще, Мэри стремилась показать каждого персонажа с разных ракурсов для достоверности восприятия. Другая сторона медали, возможно, хорошо скрывается, но она есть. Бравада Галы, возможно, не что иное, как маска, за которой она скрывала свою уязвимость. И это меня привлекало в роли больше всего».

фото: пресс-служба

Кристофер Брини о роли Джеймса: «Я записал свою презентацию на видео и отправил Мэри. Ей, по всей видимости, понравилось, и она предложила встретиться лично. Мэри доверилась мне. Просто потрясающе, что она решила дать мне этот шанс. Я снимался в короткометражках в колледже, но фактически роль в фильме БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ стала моей первой профессиональной работой.

Каждую секунду на съёмочной площадке я дрожал от страха, как осиновый лист! Но это было к лучшему, так и надо было. Если существует такое понятие, как позитивный страх, то это был он. Мне потребовалось какое-то время, чтобы прийти в себя. Думаю, я не до конца понимал, частью чего я стал и как много это значит для меня.

В первый день мы снимали первую сцену – я просто стоял позади Бена Кингсли, и мы смотрели на Эзру Миллера. Мне кажется, я никогда в жизни так не трясся. Было достаточно холодно, но озноб меня бил не из-за холода, а от осознания того, где я нахожусь и что я делаю. Я оглядывался по сторонам – всё было в движении, все трудились. Магия и наука работали сообща, и понять это было невозможно.

Работа с Беном Кингсли стала для меня незабываемой. Он – настоящий профессионал, но был очень добр ко мне, несмотря на то, что у меня не было никакого профессионального опыта. Я просто наблюдал за тем, что он делает и как уверенно он это делает. У него многому можно научиться, просто следя за ним.

Я думаю, уверенности мне придало именно наблюдение за Беном, Барбарой, Рупертом и Эзрой. Это были настоящий мастер-класс и практическое занятие разом.

От имени моего персонажа, Джеймса, рассказывается история. Он оказывается в мире Дали и представляет собой зрителя. В фильме рассказывается история Сальвадора Дали и его жены Галы, рассказывается о том, как они пытаются ухватиться за свою ускользающую молодость, и о том, что им мешает. Фильм описывает людей, которыми они себя окружили, и сам мир, в котором оказывается Джеймс. Мой герой влюбляется в этот мир, но тот пережёвывает Джеймса и выплёвывает его.

Джеймс влюбляется в Жинесту, роль которой сыграла Сьюки Уотерхаус. Сьюки просто очаровательна. К сожалению, Жинеста и Джеймс не подходят друг другу. Джеймс видит, что девушка им заинтересовалась, и влюбляется в неё. Всё бы хорошо, но она видит их отношения иначе, и это причиняет ему много боли. Если бы он мог заглянуть в будущее, он бы понял, что эти отношения не стоит начинать!

фото: пресс-служба

Мне кажется, никто в этой истории особо не заботится о Джеймсе, кроме Кристоффа и Аманды. Он – обычный прохожий. Возможно, финал для него не грустный и не депрессивный. Возможно он на всю жизнь запомнит то время, которое он провёл в мире грёз. Это были декорации, люди, которых он встречал, носили маски, да и сама жизнь была ненастоящей. Джеймс вспоминает о том времени с какой-то ноткой ностальгии и начинает ценить то, что имеет в реальном мире.

В целом о фильме я бы сказал, что это однодневная экскурсия в сказочный мир, в сюрреалистический мир, который Дали выстроил вокруг себя, а Джеймс оказался в нём лишь на короткое время.

Я знал о Дали немногое. Мне было знакомо имя, я знал его незабываемые усы и, пожалуй, помнил картину со стекающими часами. На этом мои познания о Дали, пожалуй, заканчивались. Я ничего не знал о Гале и о скандале, вообще об их жизни. Работая над ролью, я пытался понять, каким же был их истинный мир, пытался влюбиться в него ещё до того, как окажусь на площадке.

Гала и Дали не могли существовать друг без друга. Их отношения были самыми прекрасными в мире, даже с точки зрения Джеймса. Он понимал, что Галу необходимо уважать хотя бы уже за то, что она разжигала огонь в Дали и помогала ему творить. В сценарии есть сцена, в которой Кристофф рассказывает Джеймсу о Гале, о том, как она вдохновляла многих людей, но в конечном итоге отдала предпочтение Дали. Гала действительно была музой Дали. Мне кажется, его творчество жило в ней. В нашей истории Гала не проявляет к Джеймсу никакого уважения. Она бьёт его, плюёт на него, но он это терпит, потому что уважает её и уважает то, что Дали нуждается в ней.

фото: пресс-служба

Андреа Пежич о роли Аманды Лир: «Я сыграла роль Аманды Лир, которая была музой Сальвадора Дали, а он для неё был как бы духовным наставником. Аманда написала замечательную книгу «Моя жизнь с Дали», которую я всем рекомендую прочитать. Я была её поклонницей в подростковом возрасте и всегда мечтала встретиться с ней лично. Никогда не могла себе представить, что сыграю её роль в кино. Я в кинематографе недавно, всего три года и успела сняться всего в четырёх картинах.

Это был невероятно полезный опыт. Я старалась изо всех сил, поскольку хотела отдать Аманде дань уважения. Надеюсь, у меня получилось, потому что в юности она меня вдохновляла.

Аманда была фантастической женщиной. У неё были отношения с Дали, и она была в центре мира искусства Парижа и Лондона. Она встречалась с Дэвидом Боуи и была иконой, «it-girl» в 1970-е и 1980-е годы.

В начале фильма Аманда с Дали едва знакомы, её карьера только начинается. Ей ещё только предстоит стать королевой диско в Европе, как Грейс Джонс или Донна Саммер. Не знаю, удалось ли ей добраться до вершин популярности в Англии и Америке, но среди европейцев, связанных с миром моды, она была невероятно популярна. Аманда играла с двойственностью, с мужественностью и женственностью. Она была настоящей сорвиголовой.

Я вспоминаю Дэвида Боуи, Боя Джорджа и многих других, которые, если можно так сказать, опережали своё время. Все они были очень крутыми, чистый рок-н-ролл. Мне всегда было интересно, что же представляла собой Аманда. Она была сильна, но вместе с тем игрива и доступна.

фото: пресс-служба

Аманда ещё жива, слава Богу. Надеюсь, ей фильм понравится. Я сама начала строить карьеру, выступая на подиуме, и многие из мира моды хорошо знают Аманду. Я стремилась поработать над голосом и акцентом. Мне казалось, что у неё очень необычная манера речи. Я просмотрела массу видеороликов о ней, в YouTube их выложено достаточно.

Кроме того, мне нужно было разучить её танцевальные движения и зарядиться её харизматичностью. Надеюсь, фильм передаст атмосферу свободы, свойственную той эпохе. Возможно, тогда люди были более раскрепощены, чем теперь.

Работа с Беном Кингсли – это настоящая сбывшаяся мечта. Я до сих пор не могу поверить, что достойна этой чести! То есть, он же невероятный актёр. Я так многому у него научилась. Он был крайне дружелюбен и очень мил. Мне кажется, он стремился подружиться со мной, поскольку Дали и Аманду связывали весьма необычные отношения. Мне очень, очень повезло. Мэри – потрясающий режиссёр, она тоже очень мила и не страдает звёздной болезнью. Мне кажется, вся съёмочная группа была неким подобием маленькой семьи, особенно с учётом ковидных ограничений. Думаю, это требовало от каждого выложиться чуть больше и лучше, чем обычно.

Руперт Грейвз о роли капитана Мура: «Капитан Питер Мур был секретарём Дали и помогал ему во многом, в том числе, был его агентом по продаже литографий. Он работал за комиссионные и входил в ближайшее окружение Дали. Сейчас уже не скажешь, какую именно роль играл Мур, поскольку Дали удивительным образом преображал реальность вокруг себя – и на картинах, и в жизни. И многие в его круге, наверное, тоже были его фантазёрами. По словам самого Мура, он был одним из тех, кто занимался продажей работ Дали.

фото: пресс-служба

Я провёл нешуточное расследование. Есть несколько документальных фильмов, в которых появляется Мур, но не слишком много. Было немало заметок в газетах, но в них была противоречивая информация. Газетчики писали, что он был англичанином и служил в армии в чине капитана, на самом же деле он был ирландцем. Сейчас трудно сказать, в каком роде войск он служил. Возможно, он работал над пропагандистскими фильмами во время Второй Мировой войны. Дали называл его «разведчиком», но в разведке Мур никогда не служил.

Капитан Мур занимался финансами Дали. У художника было несколько сторонних источников дохода. Он продавал не только сами литографии, но и их фотокопии. Меня в этой истории привлёк мир искусства и вопрос объективной оценки произведений искусства. Когда, скажем, кладёшь деревянный пол, всё понятно – есть стоимость дерева и стоимость работы. А вот как оценить стоимость картины? Это форменный, хоть и необычный, капитализм – ни у чего нет фиксированного ценника.

Дали вызвал хаос в мире искусства. Он очаровывал богачей, закатывая умопомрачительные вечеринки. Он показывал различные фокусы с яйцами и муравьями, и все вокруг восклицали: «Боже мой! Он великолепен!» Дали создавал мистерию, затем капитан Мур собирал со зрителей плату за просмотр.

Мур не был таким, каким его описывали – капитаном английским армии с истинно английской выдержкой. Он играл свою роль в этой пьесе, и Дали, кажется, был этим доволен. Ему больше нравилось, когда люди подстраиваются под него, чем наоборот.

Мур умел себя преподнести и был очарователен. Да, он заключал сомнительные сделки, но многие в мире искусства заключают сомнительные сделки. Вообще, в мир искусства трудно ввести какие бы то ни было регуляторы, поскольку на продажу выставляются человеческие фантазии. Никто не знает, сколько стоит картина, пока кто-нибудь не решится выложить за неё кругленькую сумму. В мире искусства границы добра и зла очень размыты, когда дело касается бизнеса. А Дали делал эти границы ещё более иллюзорными.

Мэри Хэррон – феноменальный режиссёр. Её дотошность в детализации поражает. Время нас поджимало из-за пандемии, но Мэри очень чётко знала что делать, и это экономило драгоценные минуты. У неё фантастическое жизнелюбие и большая душа, она весьма эксцентрична и своенравна. Всё это она привнесла в фильм, и это замечательно. Кроме того, она очень умна. Вообще, о режиссёре можно многое понять по тому, как он или она высказывает свои замечания после окончания съёмки сцены. Мэри – настоящий подарок, я её обожаю.

Бен Кингсли – замечательный актёр. Он всегда предлагает что-то необычное, человеческое и интересное. Я настоящий фанат его творчества.

Мне эта история очень понравилась – история о сюрреалисте, живущем после окончания эпохи сюрреализма или на её закате. Он приезжает в Америку и возрождается в образе эксцентричного испанского художника-сюрреалиста. В некоторых документальных фильмах отмечается, что его речь была необычной из-за испанского акцента. На самом деле, он говорил по-английски гораздо лучше, чем многие подозревали, но ему нравилась загадочность, которую добавлял акцент. Можно сказать, что Уорхол брал с него пример. Дали собрал вокруг себя маленькую «фабрику». Меня, признаться, завораживало это самобытное, однотипное сообщество. Все они, включая моего героя, были не теми, кем стремились казаться. Это был своеобразный театр в театре».

фото: пресс-служба

Сьюки Уотерхаус о роли Жинесты: «Жинеста – вымышленный персонаж, поэтому мы могли немного пофантазировать о том, какой она была. Я много думала об этом фильме. Мне кажется, он об иллюзиях, о мире вокруг конкретного человека, хотя каждый найдёт в нём что-то своё. Будучи одной из муз Дали, Жинеста стремится устроиться в его мире. Вопрос в том, насколько далеко она готова зайти ради этого, насколько этот процесс её одухотворит или, напротив, разрушит.

Во многих интервью Дали говорит о том, как ему нравится быть Дали. Он говорит о наркотиках, о галлюциногенном восприятии самого себя. Дали безумно нравилось быть собой, и все вокруг вели себя с ним соответствующе. Мне кажется, Жинесте импонировало находиться в компании художника. Её цель – быть купленной и, я бы сказала, быть неким подобием аксессуара или украшения. Ей нравится погружаться в этот мир.

Костюмы произвели на меня незабываемое впечатление. Наша дизайнер костюмов Ханна Эдвардс проделала фантастическую работу. Всё было ярко и цветасто, вполне в духе того времени. Она делала какие-то немыслимые платки, тюрбаны, меха – все её находки были просто потрясающими. На мне было красивейшие украшения от Сваровски. Следует также отдать должное гримёрам – их стараниями появились яркие тени, помада и огромные парики, которые были в моде в 70-е.

Мы собрали много референсов и сделали много набросков. Я предполагала, что Жинеста могла копировать стиль у Аниты Палленберг или у Патти Бойд. Надевая эти наряды каждый день, я чувствовала, что превращаюсь в Жинесту.

С того момента, когда мы начали списываться с Ханной по электронной почте, она присылала мне всё новые и новые наброски. Я понимала, что съёмки в таком фильме – божье благословение. Мы обменивались тонами картинок и, кажется, сходились во мнении, какой должна быть Жинеста, поэтому я не сдерживала Ханну, даже когда она входила в раж.

Ещё до начала работы на фильме я кое-что знала о том, в чём Дали черпает вдохновение. Мне не давала покоя мысль, что все его картины – это зарисованные сны. Несколько лет назад я читала его биографии и помню, как разительно одна отличалась от другой. Мне это понравилось. Идея того, что восприятие и реальность зачастую отличаются друг от друга, проходит красной нитью по фильму Мэри, и она смогла найти в этом юмористические нотки.

фото: пресс-служба

Мэри – замечательный режиссёр. Она живёт очень интересной жизнью. В своё время она даже работала журналистом и специализировалась на панк-роке. Ей довелось побывать в самых различных местах. Она провела кропотливое исследование и искренне переживала за судьбу картины. Её любознательности можно только позавидовать, и это мне в ней очень нравится. Я считаю, что для хорошего режиссёра это неотъемлемое качество.

Крис в роли Джеймса, разумеется, одна из ключевых фигур в фильме, и он отлично справился с этой ролью, особенно учитывая то, что это его полнометражный дебют. В нём чувствуется невинность, неискушённость, которые пошли только на пользу роли. Мне было приятно с ним работать, пусть даже моя героиня и разбила сердце его герою.

Вообще, в отношениях Жинесты и Джеймса есть несколько важных стадий. В начале Жинеста симпатизирует Джеймсу, она заинтересована им, и у них даже зарождаются какие-то чувства друг к другу. Но мир фильма БЫТЬ САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ слишком уж динамичен, и Джеймс не поспевает за Жинестой. У них очень красивые отношения, которые в некотором смысле помогают ему возмужать.

Узнав, что Бен Кингсли будет играть Дали, я поняла, что величайшим даром будет просто наблюдать за ним, находится в одной комнате, видеть, как он вживается в образ своего персонажа. В такие минуты осознаёшь, что в твоей жизни происходит нечто особенное, то, что останется с тобой до конца твоих дней.

Работа с Беном и его импровизации воодушевляли всех актёров и закадровую команду, поскольку он практически не выходил из образа Дали. Для меня эта работа стала очень запоминающейся.

Сцены, в которых Джеймс, Аманда и Жинеста оказывались в кадре, Мэри любила снимать длинными дублями, просто наблюдая за тем, как мы ощущаем себя в сцене. Такие эпизоды затягивались и появлялось ощущение, что мы действительно переносимся в то гедоническое время».