«Ревизор» Гоголя в стиле хип-хоп представили в Московском Губернском театре
21, 22 ноября в Московском Губернском театре– премьерахип-хоп-спектакля «Ревизор: комедия в стихах» в постановке Юрия Квятковского. Накануне премьерыпостановку показали представителям СМИ.

Соединить отечественную классику, пьесу Гоголя «Ревизор», с энергией рэп-баттла и хип-хоп культуры взялись режиссер Юрий Квятковский и Лев Киселев, основатель и художественный руководитель проекта «Рэп-театр», победитель крупнейших рэп-баттлов России. Именно он создал для спектакля оригинальное переложение авторского текста Гоголя в стихотворный формат.

«Я занимаюсь переработкой, интерпретацией русской классики уже четвертый год, это уже седьмой мой спектакль за это время, –говорит Лев Киселев.– Рэп тут используется как художественный инструмент. Я считаю, что для молодежи этот язык более понятен и доступен, он может «подружить» молодежь с классикой, а более взрослую аудиторию – с рэпом. Достаточно сложной творческой задачей было зарифмовать, не меняя текст Гоголя. Пришлось много работать над ритмикой и созвучиями. Ранее я работал с романами Достоевского - там был гораздо больший объем текста, но сам темпо-ритм его прозы был мне ближе. У Гоголя все гораздо динамичнее, и когда укладываешь пьесу в стихотворный текст, важно найти, в чем фишка каждой сцены, какая у нее структура. И так переработать авторский текст, чтобы четко и понятно донести идею автора в стихотворном тексте».

Знаменитая комедия в постановке Юрия Квятковского получила новое звучание в формате хип-хоп-спектакля, где классический гоголевский текст звучит ритмами бита, а монологи героев превращаются в зажигательные баттлы и откровенные рэп-исповеди. Ведь с XIX века люди не изменились. Просто теперь о проблемах говорят в рифму: о бюрократии, фейковой славе и всеобщем абсурде, который становится нормой.

Режиссер Юрий Квятковский уже не раз работал в этом жанре – первый опыт был еще в 2008 году, в его первой постановке "Копы в огне". «Очень хотелось в качестве основы попробовать проанализировать текст классический, хрестоматийный – отмечает Квятковский.–Я очень надеюсь, что от такого сочетания возникнет некая химия. Это, безусловно, великий текст. Гениальная комедия, породившая огромное количество последователей. Каждый день на репетициях мы наблюдали, как эта комедия рассказывает нам что-то новое о сегодняшнем дне. Это произведение было очень легко сочетать с форматом хип-хопа. Нам хотелось найти некий баланс, чтобы и те, кто придет на Гоголя как классика, и те, кто идет на хип-поп, могли найти для себя что-то неожиданное. Мы пытались сбить с этого произведения хрестоматийную пыль, некие штампы, чтобы открыть заново красоту и мелодику слов».

Композитор Сергей Азеев облек повествование в современные ритмы, а художник Антон Левдиков и видеохудожник Александр Плахин создали на сцене реальность в стиле неонуара и готического комикса, где действие разворачивается не в пространстве, а на плоскости, в черно-белом мире, населенном карикатурными персонажами.
«Работая над костюмами и над образами персонажей, я отталкивался от того, что в пьесе Гоголя нет положительных героев,они все как будто морально мертвы,– говорит художник Антон Левдиков.–Захотелось показать это в какой-то комиксовой реальности. Все персонажи у нас – такие полувампиры, их нутро выражено визуально таким образом. Если говорить о подходе, то он не новый, первооткрыватели – «Студия 1927» из Англии, мы приняли у них эстафету и показали свое видение этой эстетики через нашу культуру, на основе гоголевского «Ревизора».
По признанию режиссера, для артистов работа над этим спектаклем стала новым опытом, необходимо было овладеть другой актерской техникой: «Это была такая актерская школа – многим из них было сложно прийти к этому ритму, этому способу существования, здесь очень сложная партитура», – говорит Квятковский.

Андрей Исаенков, ассистент режиссера по речитативу и исполнитель роли Осипа, рассказал, что актеры осваивали новый для себя способ существованияв течение двух месяцев: «Первый месяц учились тому, что разговаривать в темпе недостаточно, нужно еще и ритмические рисунки выражать. А второй месяц потратили на то, чтобы почувствовать музыку слови научиться как-то пульсировать в этом».
Сергей Вершинин, исполнившийв спектакле роль Городничего, отметил, что это был очень интересный опыт: «С жанром хип-хоп я работал впервые. Играл в мюзикле, музыкальных спектаклях, но здесь все иначе: надо привыкать к ритму и легко существовать в нем, не зависеть от мелодии. Это непросто. Плюс мы существуем в таком формате комикса. Для меня эта история получилась даже интереснее, чем я ожидал. Я получаю удовольствие в этом спектакле».
А Евгений Сыркин, сыгравший роль Хлестакова, считает, что спектакль понравится молодежи: «Хочется этой формой заразить молодых зрителей, чтобы им стало интересно перечитать Гоголя, приблизиться к этому автору».

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков говорит об этой постановке как ояркомэскперименте, который необходим театру: «Уникальность этой постановки – в соединении, казалось бы, несоединимого. Это миксхип-хоп культуры, готического комикса, неонуара и великой русской классики, такой как «Ревизор» Гоголя. Важно было сделать эту постановку современной. Юрию Квятковскому это удалось.По духу, по смыслам - это действительно Гоголь, и его текст хорошо узнаваем. Режиссер не меняет время действия, но здесь - современные интонации, ритмы. И благодаря этому история про кровопийц-упырей - казнокрадов и взяточников, которых автор описал в этом произведении, звучит актуально до жути. Первый показ этой пьесы состоялся при Николае I, прошло почти 190 лет. Меняются времена, но, к сожалению, люди не меняются. Для нашего театра это очень интересный и важный эксперимент - мы вступаем в диалог с молодым зрителем, поскольку это молодежная культура. Мне кажется, этот спектакль позволит молодежи взглянуть по-новому на великую классику и еще ярче подчеркнет ее актуальность. Я был приятно удивлен, глядя на наших артистов в этой постановке - блестящие работы».