Анна Нахапетова: мама говорила нам, как важно, что вы есть друг у друга…
26 апреля на телеканале Dомашний состоится премьера 4-серийного проекта «Отверженная».О том, что выпадает на долю героини, а также о собственном жизненном и творческом пути, «ТН» рассказала исполнительница главной роли — актриса театра и кино Анна Нахапетова.
—Читала анонс проекта и думала: это ж надо и диагноз ВИЧ, и муж бросил, и к бандитам попала, и память потеряла — и это только часть свалившегося на нее.
—Да уж… За 4 серии Мария проходит огромное количество испытаний. Плюс к тому, что вы сказали, она еще не может иметь детей, очень хочет забрать дочку из детдома, откуда взяла и сына, но муж выкрадывает мальчика. Предательство близкого человека, разные перипетии, новая любовь и надежда… Такой сценарий — подарок для любой актрисы. Как я шутила и говорила своим друзьям — в этой истории есть все, что ты когда-то мечтал сыграть, но не сыграл. Было интересно и захватывающе, думаю, и зрителю понравится.
—Зрителю нравятся не только приключения, но всегда хочется сказки — счастливого финала…
— Любовь, как всегда, побеждает! Это самое главное, и не только любовь к мужчине, но и любовь к детям—именно она спасает героиню, движет ею. Все вспышки воспоминаний у Маши связаны с детьми. Больше ничего говорить не буду, премьера уже совсем скоро.
—А как проходил съемочный процесс?
—Мне очень посчастливилось работать с режиссером Александрой Бутько, я снималась у нее полтора года назад в проекте «Сжигая за собой мосты». С ней было комфортно работать тогда, и она же позвала меня в проект «Отверженная». Естественно, я проходила пробы, утверждение, все сложилось: хороший режиссер, отличные партнеры Петр Баранчеев и Алексей Вакулов, с которыми мы нашли общий язык, интересная история, и самое главное, получилось совместить работу в театре и съемки. Я на 100 процентов человек театра и для меня важно, чтобы кино было не в ущерб сцене (Анна более 5 лет служит в театре Романа Виктюка).
—Но вряд ли обошлось без сложностей…
—Съемки действительно были достаточно сложные. Мы снимали в ноябре, съемки на натуре пришлись на самый холодный день: температура упала до минуса, снег выпал. А я должна была практически полуголая бежать по лесу, прыгать в овраг. Условия спартанские, но рядом была прекрасная съемочная группа, готовая пожертвовать свои куртки и шапки, лишь бы я была в тепле. Рядом стояла наготове теплая машина, так что мне было не холодно. Мне казалось, что люди вокруг мерзнут намного больше меня. Забота команды меня настолько согревала, что мы быстро и легко снимали. 16 съемочных дней пролетели незаметно, хотя были и не простые. И как-то неожиданно быстро выходит фильм.
—А бывало, что на съемках вы подвергались реальной опасности?
—Что-то такого не припомню. Съемочному процессу предшествует подготовительный период, всегда все вымерено, выстроено. А где-нибудь поскользнуться, упасть можно всегда. Я была маленькая и в Вагановском училище делала паде-буре в репетиционном зале на деревянном полу. В какой-то момент запнулась и так упала, что меня увезли на скорой с двойным переломом руки. Так я с одним гипсом проходила 1,5 месяца, потом с другим месяц. Разве знаешь, где можешь споткнуться и упасть?
—Ваши мама Вера Витальевна Глаголева и папа Родион Рафаилович Нахапетов связаны с кино. Ваш дебют в кино состоялся в 6 лет в фильме «Воскресный папа». Как вы оказались в балетной школе?
—Насчет кинокарьеры— она началась, когда я уже почти четыре года танцевала. Конечно, ребенок сам не может определиться в выборе занятий, это скорее выбор родителей. Единственное, что я знаю из их рассказов, что очень любила танцевать и делала это везде и всюду! Я была девочкой скромной и застенчивой, но когда слышала музыку, мне становилось все равно, где я нахожусь и кто рядом, сразу начинала кружиться в танце. Сейчас-то понимаю, что, наверное, 90 процентов детей так делают. Но мои родители решили, что я такая одна, и в 3,5 года отвели меня во Дворец пионеров в кружок балета. А так как от природы у меня были неплохие данные — подъем и шаг хороший, растяжкой специально никто не занимался и мышцы достаточно мягкие от природы — меня сразу определили в среднюю группу, где я была самая маленькая. Мне нравилось. Потом поступила на подготовительные курсы при Московской академии хореографии, но вступительные экзамены не прошла, честно, до сих пор не знаю причину. А мы уже забрали документы из обычной школы, потому что были практически уверены, что меня возьмут в училище… И тогда родители приняли решение, что нужно ехать в Ленинград поступать в Вагановское училище и, проучившись там какое-то количество лет, перевестись в Москву или уже остаться доучиваться там.
—Вам на тот момент было около 9 лет. Понятно, что одну девочку вряд ли отпустили бы…
—Можно было оставить меня в интернате, но было решено отправить со мной бабушку. Четыре года мы прожили в съемной крошечной комнате метров не более 10 в коммунальной квартире на Моховой улице. До улицы зодчего Росси, где расположено училище, мы с бабушкой ходили пешком. Мама с сестрой Машей по возможности приезжали к нам на субботу и воскресенье. У нас не было стационарного телефона. И каждое воскресенье у нас с бабушкой был ритуал: мы ходили к нашему другу семьи, прекрасному композитору Сергею Петровичу Баневичу. Всегда приносили что-то вкусное, а заодно звонили в Москву маме. Я рассказывала своей дочке, как мы жили, что у нас не было телефона, даже домашнего, как писали от руки письма и относили на почту. Ребенку, рожденному в эпоху интернета, сложно поверить, как вообще в принципе люди так существовали.
—Но заканчивали вы все-таки московское хореографическое училище…
—Проучилась в Вагановском я 4 года, и потом бабушка сказала, что она больше не может в таких условиях жить, и нам пришлось уехать. Меня перевели в Московскую академию хореографии, позже меня взяла Софья Николаевна Головкина, под ее руководством я и закончила училище. После выпускного экзамена мне поступило три предложения: в театр Станиславского, Кремлевский дворец съездов и Большой театр. Я выбрала Большой, в котором прослужила 21 год.
—И ушли на драматическую сцену…
—Не сразу. Долгое время совмещала Большой театр и спектакли на драматической сцене. Играя как драматическая актриса в спектакле Гульнары Галавинской «Стеклянный зверинец», я познакомилась с ведущим актером театра Романа Виктюка Дмитрием Бозиным. Дмитрий приглашал меня на свои спектакли. Я была впечатлена постановками, игрой актеров, но даже в самых дерзких мечтах не могла предположить, что буду работать с ними. Жизнь же богата сюрпризами: актриса, исполняющая роль балерины Марго Фонтейн в спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» ушла в декрет, и Дима предложил ввести меня. Он же подготовил меня к показу Виктюку. Роман Григорьевич одобрил мой ввод, и сначала я играла спектакль как приглашенная актриса. А приблизительно через год Виктюк ставил новый спектакль «Крылья из Пепла», и позвал меня на главную роль. Когда стало понятно, что совмещать два театра все сложнее, Роман Григорьевич предложил перейти к нему в труппу, и я в тот же день забрала документы из Большого. Я счастлива, что до сих пор служу в театре Виктюка, и мы все вместе продолжаем дело нашего учителя.В этом сезоне у меня две новые главные роли. В начале года я сыграла Коломбину в спектакле Романа Виктюка «Король-арлекин». Это был ввод. Участие в нем было очень важным для меня. В 2016 году Роман Григорьевич сам хотел ввести меня на эту роль, но тогда не случилось. Возвращение к этой роли было для меня символичным. А в марте у нас в театре состоялась большая премьера, спектакль-посвящение Роману Григорьевичу «Во всем виноват театр». Это сценическая фантазия из архивных записей Виктюка, адаптированная для сцены молодым, талантливым режиссером Александром Карпушиным. Спектакль пронизан уважением к эстетике Романа Виктюка, поклонением сцене и свету. Он о театре, о любви к нему и о любви в нем. Моя героиня — молодая амбициозная актриса, готовая пойти на все ради своей мечты.
—Не верится, но у вас уже взрослая дочь. Чем занимается Полина?
—У Полины сейчас непростой возраст, ей 16 лет, она оканчивает 9-й класс. Она любит танцевать современные танцы, берет уроки в разных направлениях, готовится к экзаменам в школе. И уже не первый год ходит в школу кинокоучинга Антона Марданова, снимается в кино, озвучивает мультики, фильмы и компьютерные игры. Ей это нравится, и в дальнейшем свою жизнь хочет связать с кино, театром. Пойти по нашим семейным стопам.
—Можете представить ситуацию, что будете сниматься вместе?
—Мы года четыре назад уже снимались в сериале «Обратный билет» у режиссера Александра Франкцевича. Играли маму и дочку. Съемки были в Минске, мы там прекрасно провели время.
—Вы не раз говорили, что мама была с вами строга, и вы Полину лишний раз не хвалите. А если провести параллель, как мама с папой себя вели с вами на площадке и как вы с Полиной?
—Может показаться странным, но первый раз, когда я побывала на площадке, это были съемки фильма «Воскресный папа», где мы с мамой снимались. Я не выросла ни за кулисами, ни на съемочной площадке. Даже когда родители брали нас с собой, мы всегда были с бабушкой и съемочный процесс не видели, да и не очень им интересовались. В «Воскресном папе», не помню, чтобы мне кто-то давал советы или что-то объяснял. Вся съемка была выстроена режиссером в такой игровой форме, что я даже не замечала, что где-то есть камера. Естественно, когда снимали в машине, я ее видела, но не придавала этому значения. Запомнились какие-то совсем другие вещи, а не наставления: съемки были в Ленинграде, мы приехали с мамой на поезде, и нас встретили на большой красивой машине «Чайка», и я в первый раз села в эту машину. Мы приехали на Ленфильм, мне подарили какие-то игрушки. Я даже не помню, когда учила тексты. Видимо, такая была задумка режиссера, чтобы мама приехала сразу со своей дочкой и в кадр. Все было быстро, просто и не заметно.
—А как было с Полиной?
—А с Полиной, когда мы вместе снимались, она была постарше, и у нее уже был опыт съемок. Никаких советов я не давала, всегда считаю, что для этого есть режиссер, и я не лезу не в свое дело. Когда она снималась одна, как и каждая мама, сопровождающая ребенка актера, я сидела в вагончике. И это было для меня самое сложное, так как вокруг идет рабочий процесс, а ты сидишь и ничего не делаешь. Сейчас Полине уже не требуется сопровождение, она ездит сама.
—Какая из ее работ вам больше всего нравится?
—Очень хороший фильм «Тайна», где она снималась еще совсем маленькой. Новогодняя сказка для семейного просмотра про девочек из богатой и бедной семьи, которые меняются местами. К сожалению, у фильма не было официальной премьеры, но мы устроили ее сами: выкупили билеты, пригласили друзей и наслаждались просмотром. Наша маленькая актриса была очень счастлива, как и мы все.
—А что вы любите делать дома?
—У меня очень мало свободного времени, поэтому дома я в основном отдыхаю. Мы с Полиной любим смотреть новые сериалы, иногда можем что-нибудь испечь. К Пасхе мы всегда наряжаем дом, печем куличи и красим яйца. Вместе мы всегда все делаем с большим удовольствием!
—И вы едите пироги? Читала, что после балета равнодушны к мучному…
—Равнодушна к хлебу до сих пор. А так я ем все подряд. И не отказывать же себе в удовольствии испечь пирог с ребенком!
—Традиция красить яйца у вас в семье была всегда?
—В моем детстве не было, она появилась у нас позже, наверное, с появлением дочки. Полине это всегда нравилось. Забавная история произошла в Италии, когда она была совсем маленькая. Мы были там в дни нашей Пасхи, хотели все сделать по нашим традициям, но нечем было красить яйца. Кроме фломастеров. В итоге мы разрисовали яйца ими. Это было забавно и трогательно. До сих пор дочка любит вспоминать эту историю.
—А какие традиции сохранились из вашего детства?
—Проводить время вместе. Собираться всей нашей большой семьей за столом, путешествовать. Мама мне, моим сестрам Маше и Насте говорила, что придет время, и вы поймете, как важно, что вы есть друг у друга. В самые тяжелые моменты жизни понимаешь, как важно, что ты не один. Мы это осознали в те дни, когда мама ушла… И до сих пор не бывает дня, чтобы мы с сестрами не созвонились.
фото: Владимир Широков, Полина Капица