Наталия Лукомская: Другой жизни для реализации мечты не будет
Психология и искусство тесно взаимосвязаны: психология - наука о душе, искусство - то, что восхищает и вдохновляет. «Всё в жизни должно быть в балансе!» — это жизненное кредо художника Наталии Лукомской. Пять лет назад Наталия сильно изменила свою жизнь, сменив стабильную профессию архитектора на творческую деятельность художника. Наталия является художником-психологом - люди интерпретируют её работы через призму своей личности и находят в них ответы на волнующие их вопросы. Мы поговорили с Натальей синтезе психологии и искусства, о пробуждении в себе ребёнка, поиске смыслов жизни, познании и принятии себя.
- Ваши работы - синергия художественного творчества и психологии. Расскажите на своём примере, как произведения искусства могут положительно повлиять на состояние души человека?
- Я представляю человека, как губку, которая всё впитывает и проносит через себя. Человек всегда стремился к красоте - во все века он пытался украсить и облагородить пространство вокруг себя. Когда тебя окружают красивые вещи, виды, люди, ты внутренне исцеляешься. Есть исследование, что пациенты в больницах, чьи койки были у окна, наслаждались видами природы и выздоравливали быстрее, чем те, кто располагался в глубине комнаты. Искусство родилось из потребности человека к красоте. Современное искусство переходит на грань размышления, заставляет людей задумываться о проблемах, но мы начинаем упускать в искусстве понимание красоты. Направление «Искусство открытого сердца» появилась как раз из этого - оно соединяет красоту и психологию. Все мои проекты взаимосвязаны с психологией, философией. Благодаря метафорам человек видит не то, что рисует художник, а свои ассоциации - у каждого свои «зеркала». Основа психологии в том, что ответы на все вопросы заключены в самом человеке, нужно их найти и открыть. Метафора, образ, картина могут плавно обойти преграды и показать ответ. Таким образом работают метафорические карты, которые сейчас активно развиваются.
- Все мы понимаем, как важно сохранить в себе ребёнка - не терять с годами детскую открытость, непосредственность, умение удивляться и радоваться жизни. Ваш проект «Про Девочку» как раз об этом, расскажите о нём.
- Весь мой проект направлен не на детей, а на взрослых. В психологии есть такие понятия: «Взрослый, родитель, ребёнок». Когда человек вырастает, он чаще всего живёт в двух понятиях: взрослый-родитель, забывая о своём внутреннем ребёнке. Всё в жизни должно быть в балансе! Это моё жизненное кредо. По профессии я архитектор, успешно работала в этой сфере, но в какой-то момент осознала, что мой внутренний ребёнок страдает. Проанализировав прожитые годы, я поняла, что на протяжении всей жизни у меня получалось творить руками - всё, что я делаю через руки, находит отклик у окружающих. Я осознала, что это моё предназначение. Пять лет назад пришло понимание того, что я хочу заниматься живописью. Это был момент разрешения внутреннего ребёнку проявляться. Внутренний ребёнок отвечает за нашу открытость миру: с позиции взрослого мы видим рамки, с позиции ребёнка - возможности. Если мы не будем, находясь во взрослом возрасте, возвращаться в позицию ребёнка, мы будем утрачивать возможности.
В серии «Про Девочку» 52 работы: наш мир развивается циклично, за 52 недели Земля проходит вокруг солнца, каждый раз мы проходим разные проблемы и задачи на новом уровне. Во время создания серии «Про Девочку» я не понимала, что она станет фундаментом для познания себя. Когда я написала около 42 картин, мне казалось, что всё, серия завершена. Но потом удивительным образом родились картины, которые стали флагманами этого проекта. Картины «Родители», «Интуиция и выбор», «Мой дом» родились, когда у меня было ощущение, что серия завершена. И сейчас я продолжаю писать картины с девочкой, а они продолжают откликаться в людях. Серия «Про Девочку» — это выбор моего осознанного пути, знакомство с собой, со своим внутренним ребёнком. Есть метафора, что художник - сосуд: прорабатывая свой опыт и опыт мира, он транспонирует на холст и даёт людям возможность посмотреть на многие вещи с другого ракурса.
- В детстве палитра наших эмоций безгранична и в ней преобладают яркие краски, но зачастую с возрастом всё меняется. Что сделать, чтобы вернуть спектр чувств и вкус к жизни? Как пробудить в себе эту «Девочку»?
- Чтобы раскрыть в себе ребёнка, нужно задать себе вопрос: что я хочу? Мне очень нравится формулировка: наша душа знает, чего хочет. У нас всех есть базовые потребности (еда, быт) и мечты. Когда ты понимаешь, что базовые потребности закрыты, нужно проанализировать: что бы ты хотел сделать? У каждого из нас есть потребность создавать. Неслучайно в Библии сказано, что человек творец. Я здесь, чтобы что-то создавать. Моё призвание создавать эти образы и вспомнить истинных себя через ассоциации. В этом моё предназначение. В чём Ваше? Это знаете только Вы сами. Если человек не умеет ставить цели, он запутывается в лабиринте чувств и начинает жить на базовом уровне - дом, еда, сон, работа. Но ведь человек тем и отличается от животного, что является существом, которое свыше наделено возможностью мыслить, мечтать, фантазировать, чувствовать и осознавать свои чувства. Если мы утрачиваем эти способности, то превращаемся в животных. Человек может заставить себя думать, анализировать и действовать.
Нас в детстве учили держать эмоции под контролем, закрывать их глубоко - чтобы пробудить своего внутреннего ребёнка (девочку, мальчика) надо разрешать себе эмоции. Когда наши эмоции не имеют выхода, они переходят в болячки. Вся психосоматика — это наши непрожитые эмоции, которые мы зажимаем в себе. У меня была успешная работа, хорошая семья, но я ощущала, что живу не своей жизнью, как будто в «золотой клетке». Когда я приняла решение уйти из стабильной сферы и стать художником, моё тело откликнулось на это - ушли психосоматические заболевания, которые мучили меня на протяжении двух лет. Для меня моё тело - маяк моих состояний: проживаю я эмоции или держу их в себе? Ведутся большие исследования, что многие заболевания, в том числе и онкологические, тесно связаны с психосоматикой. Я верю в то, что через мои картины человек может вспомнить себя настоящего. Все картины в проекте «Искусство открытого сердца» направлены на то, чтобы человек вспомнил про себя и нашёл ответы на вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Какая моя миссия на Земле?», «Что я принёс в этот мир?».
- Метафора с родником является одним из ваших жизненных кредо. Вы придерживаетесь позиции: либо ты управляешь своей жизнью, либо жизнь управляет тобой! Пожалуй, это аксиома, не требующая доказательств. Но многим людям гораздо проще и удобнее быть ведомыми и плыть по течению. Как изменить курс своей жизни и научиться управлять ею?
- Осознанность — это тогда, когда человек понимает, что его жизнь зависит от него самого, когда он перестаёт находить причины: почему он это не делает? «Я бы покорял горы, но из-за работы не могу это делать» — это не аргумент, ведь есть люди, которые делают хобби своей профессией. Наша жизнь в наших руках — это аксиома. Но у многих есть «синдром самозванца». Когда человек не проживает свою жизнь, он как родник в заболоченной местности, постепенно себя изживает. У нас всего одна жизнь, у каждого есть шанс прожить её так, как он хочет. Осознанность принятия решений лежит на каждом человеке. Для меня, как для художника, это делать выставки, рассказывать о себе в социальных сетях, давать интервью: творчество, словно вода в роднике, оно пришло не ко мне, а к людям, которым это важно и нужно. Если эту «воду» оставить у себя, она станет болотом, а можно быть родником, который даёт всем «напиться». Я отдаю эти образы, свой мир - кому это нужно, они придут, кому нет - пройдут мимо.
Где найти силы, чтобы управлять своей жизнью? Только в себе! Жить без компромиссов. Я хочу чего-то - что я могу сделать, чтобы этого достичь? Все, кто занимается духовностью, про это говорят, но мы не слышим. Вся наша жизнь - приход к самому себе: что я хочу, для чего я нужен этому миру? К осознанию этих глобальных субстанций можно прийти маленькими шагами: нельзя построить дом, не начав закладывать фундамент. Да, предназначение женщины - родить и воспитать детей, но, кроме этого, она должна оставаться собой. Мои дети - главный фактор для реализации себя. Я говорю детям: выбери профессию, которая тебе нравится. Не нужно ждать одобрения от меня - реши сам, чего ты хочешь. В момент ответа на вопрос, что я хочу, происходит понятие и принятие фундаментального понимания жизни.
- Пандемия, депрессия, угнетённое состояние. Как с этим бороться? Как не принимать на себя негатив?
- В условиях турбулентности мира и отсутствия возможности менять какие-то процессы, человек может изменить только отношение к себе. Мы можем опереться только на себя. Если мы найдём опору внутри себя, мы перестаём реагировать на манипуляции: начинаем анализировать, принимать решения, искать для себя лучший выход. Переживать испытания не нужно - их нужно проживать: ничто не даётся нам случайно. Те выводы, которые мы делаем, когда проживаем какое-то испытание, становятся фундаментом для нашего роста. Мы живём очень ограниченным количеством чувств. Например, я не понимаю, почему я злюсь? Корень нашей эмоции - в нас самих. Мы часто злимся на людей потому, что не можем разрешить себе вести себя так, как они. Когда я работала архитектором, увидела пост одной художницы, которая открыла свою мастерскую, я разозлилась, но сама не поняла из-за чего. Когда спустя время я сама открыла свою мастерскую, поняла, что злилась на неё не потому, что у неё есть мастерская, а потому, что у меня её нет - на тот момент я не могла себе разрешить сфокусироваться на художественном искусстве. У нас много стереотипов, что художник должен быть голодным, что это нестабильная профессия, и, к сожалению, мало кто из родителей хочет, чтобы его дети выбрали такой путь. Эти стереотипы влияют на принятие решений: я была готова, что моя семья меня не поддержит. Но я понимала, что не будет другой жизни для реализации своей мечты.
- Как картина может изменить сознание?
- Люди, которые знакомятся с моим творчеством, говорят, что в моих картинах и образах они находят ответы на свои вопросы, приходят к принятию какого-то решения, что-то осознают и вспоминают. Картина работает на состояние образов - у нас у всех есть жизненный опыт, на который можно опереться: через картину можно обратить внимание на то, что раньше не замечал. Выставка - время остановиться: когда человек замедляется, он получает возможность понять, что он хочет. Картина-образ даёт человеку возможность увидеть себя с другого ракурса.
Люди покупают календари, картины - каждый в них видит своё. Кто-то носит их в качестве талисмана, кто-то вешает в квартире: они дают людям понимание того, что они хотят и что для них важно. Например, картина «Интуиция и выбор» о том, как делать выбор и как не ошибиться. Она словно говорит ему: «Загляни внутрь себя - там все ответы». Когда я рисовала картину «Перекрёсток жизни», вспоминала период, когда ушла из архитектуры. Количество работы у меня не сократилось, но моя жизнь явно стала счастливее. Это картина о судьбоносных перекрёстках, от каждого из которых зависит твоя жизнь, когда ты принимаешь решение идти своей дорогой, заняться своим делом, в моём случае — это живопись. На картине «Перекрёсток жизни» изображена девочка с чемоданом и дорожной картой у надписи «Жизнь»: она счастлива, что впереди у неё жизнь. Но каждый видит в картине что-то своё. Одна женщина пришла на выставку и около 15 минут плакала, глядя на эту картину, я спросила у неё: «Что она видит?» Она ответила, что видит кладбище, которое пробирает её до мозга костей. А ведь это символично: кости - сила, основа, фундамент: кость в физическом плане самоё твёрдое, что есть у нас в организме. Если тебе видеться на этой картине кладбище с костями предков, то это значит, что кто-то из твоих предков даёт тебе совет ЖИТЬ. Наши предки жили для того, чтобы мы жили здесь и сейчас и шли вперёд. Если мы живы, имеем возможность принимать решения, значит, мы для чего-то здесь нужны. Каждое моё решение несёт для моего рода какое-то предназначение. Например, дети часто выбирают картину «Одиночество», что кажется странным, ведь дети - символ радости и беззаботности. Но они бессознательно выбирают своё состояние: они живут в состоянии, что взрослые вокруг их не понимают. В прошлом году во время выставки в особняке К. Брюллова ко мне подошла девушка, дизайнер интерьеров, и рассказала историю, как случайно оказавшись на выставке, настолько погрузилась в мои картины, что отменила важную рабочую встречу и прожила каждый образ, нашла для себя ответы в принятии судьбоносных решений. Погружаясь в состояние моих картин, люди начинают лучше понимать себя и безболезненно находить ответы на свои вопросы. Есть художники, которые транслируют очень жёстко и конкретно, а есть те, кто мягко и нежно. Например, гнойник можно вскрывать резко, а можно постепенно. Картины «Про Девочку» помогают бережно, мягко, плавно решать проблему, не резать по живому. Мои картины обладают терапевтическим эффектом.
- Вы делитесь своим опытом и обучаете других художников. Поделитесь этим вектором Вашей деятельности.
- Весной родилась идея обучить на мастер-классах педагогов, которые сами будут преподавать. На эти мастер-классы приглашаем людей, которые владеют базовыми азами и хотят делиться своими знаниями.
Для тех, кто хочет научиться рисовать для себя, есть три направления мастер-классов:
Интуитивное рисование - чтобы понять, что вы умеете рисовать, нужно начать. Рядом с вами всегда есть мастер, который поможет и подскажет. Все мастер-классы проходят на базе моей мастерской, где создавались все мои серии. Второй вариант - пошаговое рисование картины, когда все участники шаг за шагом повторяют за автором. Третий вариант - более детальная, индивидуальная работа, которая выполняется за несколько встреч. Со временем планируем онлайн-формат мастер-классов, чтобы они были доступны жителям во всём мире.