Константин Адаев: идти по чужим следам — пустая трата времени, нужно искать свой путь

В Минске завершаются съемки остросюжетного детектива «Феникс», производства «Киностудии КИТ» по заказу телеканала НТВ. В основе сюжета судьба главного героя, который в одиночку вступил в неравную схватку с местным криминалом, защищая семью и свое дело. Теряя близких людей, он постепенно превращается в другого человека, чья цель отныне и навсегда — месть. В главной роли снялся известный российский актер Константин Адаев, который эксклюзивно для «ТН» рассказал о проекте, работе над ролью, семье и своих творческих планах.

ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

— Роль Ивана Колесникова в сериале «Феникс» писалась специально «под Адаева»?

— Не уверен на 100%, что под меня, наверное были и другие кандидаты. Но продюсер сериала Сергей Багиров в самом начале съемок как-то сказал: «Рад, что мы не ошиблись, у тебя есть абсолютно все, чтобы раскрыть этот персонаж». Мне это, конечно, польстило, но после таких авансов я всегда внутренне мобилизуюсь, понимаю, что доверие надо оправдывать делом.

— Вам близок и понятен типаж Колесникова — «плохой хороший» человек? Легко ли было воплотить на экране эти психологические переходы?

— Скажу честно, работать над ролью было очень интересно. Артисты всегда ищут некие ментальные параллели образа и своей жизни, и я, конечно, пронизывал эту историю своими переживаниями. Характер героя, его мотивы мне были понятны, так что роль давалась легко. Понятия плохой и хороший в жизни, я считаю, всегда относительны. Совершать насилие, лишать жизни людей — это, безусловно, плохо, но нужно учитывать контекст истории моего героя, причины, по которым он взялся за оружие. Тогда действия  героя становятся более понятны, почему он поступает именно так, а не иначе. 

1

— Иван Колесников, восстанавливающий жизненную справедливость насилием, он герой нашего времени или жертва обстоятельств?

— Он, безусловно, жертва обстоятельств, ставший в итоге героем. Конечно, он не хотел, чтобы в его жизни происходили такие драматические события. Обычный парень, который многое переосмыслил, расстался со своим лихим прошлым, он просто хотел жить спокойной семейной жизнью, растить ребенка. Но плохие парни не оставили выбора, прошлое напомнило о себе, и ему пришлось взять в руки оружие, чтобы совершить возмездие, восстановить справедливость теми способами, о которых он хотел бы забыть навсегда.

— По старым счетам рано или поздно придется платить — такова мораль этой истории?

— Понимаю, что кармический закон никто не отменял, но Иван Колесников не сделал ничего такого, чтобы пережить то, что уготовила ему судьба. Потеря близких — невообразимая трагедия, она все переворачивает в жизни человека. Никто из нас такого точно не заслуживает.

ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ

— Жестокая месть за обиду, тем более смерть близких, — это оправданное действие? Как бы вы поступили на месте главного героя?

— Жестокость — это результат трансформации личности героя на фоне колоссальной личной трагедии — смерти ребенка. Его одержимость мести на грани какого-то безумия, конечно, это сложно оправдать. Что касается меня, то я бы не хотел оказаться на его месте. Не знаю, какими бы средствами пользовался я, но суть была бы такой же.

— Иван Колесников хочет невозможного — прожить две совершенно разные жизни. У вас было желание переписать некоторые главы своей жизни?

— Соблазн подправить прошлое велик, но в моем случае эти правки точно не затронули бы основные этапы мой жизни. Я все в своей жизни принимаю, как есть, и не хотел бы как-то изменить свой выбор на каких-то рубежных моментах. Я считаю, именно эти моменты сделали меня таким, какой я есть. Переписывать прошлое — значит менять свое настоящее, которое сейчас меня вполне устраивает. Есть некоторые разочарования и большое желание продлить некоторые временные отрезки из прошлого. К примеру, мне не хватило общения с моей бабушкой, которая меня воспитала, она ушла очень рано. Вот этот черновик я бы переписал, и потратил на это общение значительно больше времени.

2

— На экране вы обычно играете жестких, бескомпромиссных людей, всегда готовых разменять око за око. Нет желания расширить амплуа, сыграть на контрасте — человека слабого, робкого, беззащитного?

— Если честно, я давно мечтаю сыграть в какой-нибудь комедийной роли. Мой педагог в театральном институте всегда говорил: «Костя, юмор — это твой конек». Даже спектакль «Женитьба Бальзаминова» ставили на меня, причем в двух составах. Я безумно обожаю комедии, и если когда-нибудь мне предложат поработать в этом амплуа, я буду несказанно рад.

ЛЕГЕНДЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

— Вы уникальный профессионал — актер и каскадер в одном лице. Всегда говорили, что хотите расширить возможности трюкового кино. В каскадерской ипостаси у вас есть какие-то проекты?

— Проекты есть, они всегда идут в параллели с моими актерскими работами. Я никогда не забываю, с чего начинал в большом кино, и стараюсь развивать это направление. Сегодня, когда я работаю в проектах как постановщик трюков, всегда стараюсь расширить границы этой профессии, сделать каскадеров полноправными участниками творческого процесса, создать им максимально комфортные условия для реализации потенциала. Ведь именно каскадеры делают образы героев по-настоящему героическими, а фильм — зрелищным.

— Кто из коллег-актеров удивил вас своей физической подготовкой во время работы, кто может быть максимально адаптивен к трюковому кино?

— Мне очень везло в этом плане, потому что работал с талантливыми и подготовленными во всех отношениях профессионалами. Я всегда восхищался и получал огромное удовольствие от работы с Алексеем Чадовым («Мертв на 99%»), Павлом Прилучным («Призрак»), Владимиром Епифанцевым («В клетке»), Константином Юшкевичем («Балабол»), Максимом Дроздом («Смотритель маяка»), все они, несмотря на свой звездный статус, всегда готовы учиться чему-то новому, совершенствоваться, делать во время съемок то, что они раньше никогда не делали. 

— Если посмотреть на работу в кино зарубежных коллег: Сталлоне, Шварценеггера, Лундгрена, — там много работы для дублеров?

— Понятно, что в начале творческого пути большинство трюков они делали сами. Но с возрастом ситуация меняется — это неизбежный процесс. Сейчас заметно, что им готовят более адаптивные постановочные сцены, а в сложных трюковых сценах чаще используют дублеров. Тем не менее, то, что они делают сейчас, — все равно достойно восхищения. Несмотря на возраст, они держат высокую планку зрелищности и гармоничности своих экранных героев в кадре. Это очень сложно, поверьте, и это реально круто.

— Из современных звезд трюкового кино кого бы хотели выделить в плане мастерства?

— Нынешней весной у меня был опыт работы в проекте известного голливудского режиссера Рене Харлина («Крепкий орешек-2», «Скалолаз», «Остров головорезов») «Каменщик». Там с главным героем, которого играл Аарон Экхарт («Падение Олимпа»), у меня были совместные экшн-сцены. Его работу на площадке я наблюдал воочию, и скажу определенно, что и сам Аарон — очень крутой парень, профессионал во всех смыслах, и команда каскадеров работает на очень высоком уровне в этом фильме.

— Кто из известных героев боевиков с кассет формата VHS был кумиром, на кого хотелось походить в юности?

— Хотелось бы Жан-Клоду Ван Дамму руку пожать, так как в какой-то период именно он вдохновлял меня и моих друзей на работу в спортзале. Это все перемешивалось с любовью к кино и в итоге, как видите, привело меня на съемочную площадку.

— Его знаменитый шпагатный трюк с грузовиками не хотелось повторить?

— Я вообще стараюсь не повторять чужие трюки. У меня есть свои амбиции, и я не очень люблю эти запросы: «а давай сделаем, как там-то» — ни в профессии, ни в жизни. Идти по чужим следам — это пустая трата времени, нужно всегда искать свой путь. Но я согласен, визуально трюк Ван Дамма уникальный, он всех восхитил в свое время.

АНАТОМИЯ СТРАСТИ

— Вашему сыну Герману уже 10 лет. Ему очень повезло, он может смотреть фильмы не только с Ван Даммом, но и те, где играют его папа и мама (актриса Екатерина Шпица. – Прим. автора). Собирается ли он продолжить актерскую династию своих звездных родителей или будет искать свой путь в жизни?

3

— Свой жизненный путь он будет столбить сам, в этом нет сомнений. У него уже были съемки с мамой в рекламе, есть записи самопроб: Катя мне их показывала. У него все хорошо получается, видно, что ему это интересно. Если сохранится желание, мы, конечно, поможем ему раскрыть свой потенциал. Сейчас он пробует различные возможности самореализации. Его свободное время распределено между футболом, баскетболом, кудо, рисованием, в школе — испанский язык. Конечно, мне греет душу его тяга к занятию единоборствами, причем он сам это выбрал. Еще он очень хочет научиться играть на гитаре, но я ему говорю: «Герман, у тебя должно быть в течение дня время, когда ты просто побудешь сам с собой наедине».

— Чем отличается семья, в которой оба супруга известные и популярные актеры, от среднестатистической семьи? Как строятся там взаимоотношения?

— Я думаю, на самом деле, ничем особо не отличается. Те же семейные ценности, такой же внутренний микроклимат — все это, я считаю, не зависит от профессии. Все семьи стремятся к гармонии, взаимопониманию, самодостаточности. Да, бывает, что когда выходим куда-то с сыном, люди подходят, просят сфотографироваться или автограф, Герман смотрит на все это пока немного удивленно.

— Помогает ли такой творческий союз в карьере?

— Любой союз должен помогать, наполнять желаниями, силами, вдохновлять человека. Людям, работающим в одной сфере, безусловно, делать это проще, они могут понять твои чаяния и переживания, поддержать в нужный момент.

—Тем не менее союзы двух творческих людей, как правило, не столь долговечны. Вы с Екатериной, к сожалению, тоже не исключение. Есть закономерность, почему распадаются такие красивые и успешные пары?

— Думаю, нет. В каждом случае причины разнятся, и это не зависит от профессии. Если люди не договариваются между собой, если они не достаточно искренни, тогда начинается копиться багаж претензий, появляется недоказанность. Насколько уважительные и доверительные отношения у пары, настолько их союз будет прочным. Возможно, у творческих людей немного иная палитра эмоций, кто-то в себя, кто-то наружу. И как в итоге эта эмоциональная синусоида вырисовывается — в унисон или разнобой — таков и будет итог отношений.

4

НАЧАЛЬНИК РАЗВЕДКИ

— Многие ваши коллеги с разной степенью успеха осваивают новые направления, например, инвестируют в бизнес? Есть ли у вас какая-то коммерческая деятельность помимо кинематографа?

— У меня такого нет, пока мои два главных источника дохода — актерская работа и постановка трюков. Видимо, я еще на пути к осознанию, что в жизни можно заняться чем-то еще, кроме кинематографа. Сейчас я получаю огромное удовольствие от того, чем занимаюсь. Новые роли, проекты — это для меня неиссякаемый источник энергии, который и подзаряжает и наполняет новыми идеями и возможностями. Моя работа — это ведь та самая работа мечты, которая дарит много новых историй и ярких впечатлений. Пока я ничего не хочу менять, и все мои помыслы и усилия связаны с кинематографом, пронизаны желанием обеспечить комфортную жизнь моим близким людям, чтобы они чувствовали себя спокойно и защищено, — это для меня сейчас важнее любого бизнеса. 

—Вы состоятельный человек? Какая самая дорогая покупка была в вашей жизни?

— Такая покупка еще предстоит, пока говорить не буду. (Улыбается.) Не так давно, правда, была забавная ситуация, когда мы с сыном ехали в школу, и он меня наивно так, по-детски, спрашивает: «Папа, почему у нас такая маленькая машина?». Я об этом как-то раньше не задумывался — ну машина и машина. Но после его слов спросил себя: действительно, почему? На следующий день поехали с братом выбрали и купили машину побольше (BMW пятой серии. — Прим. автора). Снял, так сказать, вопрос с повестки дня — сын доволен.  

— У вас огромный опыт, десятки сыгранных ролей, какую историческую личность хотелось бы сыграть в кино?

— Была у меня не так давно работа в одном проекте про шпионов и тогда зародилось стойкое желание воплотить на большом экране образ нашего легендарного разведчика Павла Судоплатова, которого называли гением и магистром спецопераций советской военной разведки. Его судьба драматична и наполнена увлекательными сюжетами — просто находка для сценаристов. Мне было бы очень интересно сыграть эту роль, развернуть и переосмыслить целый пласт истории нашей страны.

— Есть ли в планах перейти в другую «лигу» — стать режиссером, продюсером? Есть у вас такой потенциал?

— Я еще не пришел к осознанию, что надо попробовать себя на этом поприще. Хотя, что это за работа, мне хорошо известно: многие трюковые эпизоды мы сами режиссируем, снимаем, монтируем. Пока этого процесса вполне хватает. Для большой самостоятельной работы надо еще набраться разнопланового опыта, расширить необходимые компетенции. Считаю, что это время еще не пришло. Но я коплю в себе необходимые знания и навыки, возможно, в будущем они пригодятся.

Евгений Николаев