Алена ХМЕЛЬНИЦКАЯ: для каждого человека счастье по-разному выглядит

— Что за героиня вам досталась в «Березовой роще»?

— Речь идет о семье, и мы с артистом Юрием Батуриным играем семейную пару. Он профессор, а я кинокритик, в основном сижу дома, практически не работаю, занимаюсь домом, семьей, детьми. Такая дама, которая страдает по работе и которой не хватает яркости и насыщенности в жизни.

— Чем вам запомнились эти съемки?

— Может быть, вам покажется это смешным, но съемки редко проходят в комфортной обстановке. Обычно это по классике: зимой снимаем лето, летом — зиму. Если съемки проходят в квартире: сюда не сядь, здесь не тронь. Тут же редкий случай, когда всем было невероятно комфортно, была прекрасная погода, загородный дом. Совершенно волшебная осень и замечательная компания, нас было очень много на площадке. Такая многонаселенность в кадре обычно очень сложна для режиссера и оператора. Но тут все люди подобрались очень приятные, и под конец мы чувствовали себя большой семьей, какую мы, собственно, и изображали.

— Роль потребовала какой-то особой подготовки?

— Нет, это домашняя достаточно история, когда не многое происходит за пределами одного большого загородного дома. Показывается обычное течение жизни семьи, с какими-то своими перипетиями. Действие происходит в середине 80-х, которые я помню прекрасно. Мне было на тот момент 14 лет. Я помню и эту моду, и прически, и то, как у нас началась перестройка. Прекрасные художники отлично создали атмосферу, так что мы с коллегами, кто помнит те времена, вздыхали, узнавая что-то, ностальгировали.

— Какие еще у вас остались воспоминания о том времени? Вам было 14 — самая пора первых влюбленностей, конфронтации с родителями.

— У меня не было конфронтации с родителями. Я чувствовала себя гораздо взрослее, чем была. Помню, у меня был внутренний конфликт с моим возрастом, потому что мне хотелось быть гораздо старше, мне нравились взрослые компании. На тот момент я уже определилась, чем хочу заниматься в жизни. Были и влюбленности, и тусовки, и учеба, много всего. У кого в 14-15 лет не было серьезных подростковых проблем, тот это время достаточно радостно воспринимает. У меня было именно так — радостно. Был лишь внутренний конфликт, когда мне казалось, что я гораздо старше, а ко мне относятся как к ребенку. Поэтому меня очень радовало, когда мне говорили, что я выгляжу старше. В общем, у меня было абсолютно счастливое, интересное, красочное детство, с большим количеством друзей. Моя лучшая подруга детства со мной до сих пор. И, мне кажется, это очень большое счастье, когда есть такой близкий человек, который рядом с тобой всю жизнь.

— И родители вас поддерживали?

— Родители очень много работали, они были артистами Большого театра, папа преподавал в хореографическом училище, мама балетмейстер и много работала за границей. Они все время летали на гастроли, я видела их фанатичное отношение к своей профессии. Но я не была заброшенным ребенком, все свободное время родители посвящали мне, и мне было с ними всегда безумно интересно. Для меня было большое счастье, когда родители присутствовали на моих днях рождения, праздниках, а ведь для подросткового возраста это редкий случай. Я всегда ими гордилась. Было много поездок, много всего, что не у всех тогда было, этакий флер заграницы. Поэтому, наверное, я немножко чувствовала, что мне в хорошем смысле повезло.

— Быть какой-то избранной отчасти?

— Да, наверное. Хотя, понимаете, мы жили в доме Большого театра, и там все ездили за границу, мы были в своей компании, гуляли во дворе, общались. Я не чувствовала такого, когда у кого-то есть, у кого-то нет. Это была данность. Я прекрасно понимала, что все это благодаря профессии моих родителей, а не то, что просто упало на голову, для этого пришлось много трудиться. Хорошо, что у меня был такой пример. Родители меня поддержали в выборе профессии, но я их в эту историю не особо втягивала. Это было мое желание, моя страсть, мое все, и я сама все, как мне кажется, по-взрослому решала. Поэтому не было такого: «Ты подумай. Может быть что-то другое»

— Они помогали готовиться к поступлению, где-то словечко замолвили?

— Нет, такого не было. Единственно, добились, чтобы я почитала кому-то программу перед поступлениями, чтобы мне помогли с материалом или еще что-то подсказали. Через Николая Петровича Караченцова меня познакомили с замечательной Ольгой Юльевной Фрид, которая потом была у меня педагогом во МХАТе. Потому что самим родителям я ничего не читала, не рассказывала, не советовалась. Первый раз я пришла к Ольге Юльевне и прочитала программу, которую сама подготовила. Она сказала, что мне нужен более, так скажем, героический материал, подсказала в какую сторону двигаться: «Имей в виду, что тебя будут рассматривать так... Поэтому ты должна у себя в программе иметь то-то, то-то и то-то». Я была безумно ей благодарна.

— Алена, каким был для вас юбилейный 2021 год?

— Очень непростой год, и дело не только в том, что он юбилейный. Совпало со всей той реальностью, в которой мы живем. В первую очередь он ознаменовался тем, что я заболела. Пришел ковид поздравить меня с днем рождения. А я планировала, естественно, провести его совершенно иначе, не в кровати. Но семья все равно устроила мне большой праздник, так начался мой год. А еще задолго до него я начала заниматься помощью детям со спинально-мышечной атрофией, и в феврале мы с моей подругой, коллегой Александрой Франк основали фонд помощи детям с этим диагнозом, который назвали «Звезда на ладошке». Это, конечно, был очень серьезный переворот в жизни, невероятная ответственность и дело, которое просто стало потребностью. Сейчас это огромная часть моей жизни, наверное, самая основная. И плюс еще в 2020 году меня утвердили в американский проект Netflix, и в феврале я поехала сниматься. Три месяца съемок в Мадриде в шпионской саге «Из холода» я восприняла, как невероятный подарок.

— Как вам дался этот опыт?

— Опыт потрясающий, первый для меня в съемках иностранного проекта. Но там были одни сплошные плюсы, какая-то такая энергия, которая тебе дается, и ты понимаешь свои возможности, что очень здорово. Сначала, когда нужно было делать самопробы, я не верила, что это возможно, потому что есть столько наших артистов, которые там уже живут, которые лучше знают язык и вообще. Но оказалось, что все возможно. Снимали мы в Испании, а сам проект американский, так что пришлось серьезно заняться языком.

— Сильно отличается их съемочный процесс от российского?

— Знаете, отличается количеством денег, вложенных в проект. Деньги — время, потому что есть возможность прорепетировать, пообщаться, обсудить то, что тебя интересует, все сцены. На площадку ты выходишь абсолютно готовым. И разговоров типа «А что я тут делаю?» уже нет. Потому что есть время на обсуждение заранее. Поэтому процесс более собранный. У нас в основном торопят, потому что другие вложения, надо все делать быстро. А в принципе процессы похожи. Если ты давно в профессии, тебе это не составляет большого труда.

С Юрием Батуриным в мелодраме "Березовая роща"

— Вернемся к юбилейной теме. Алена, сильно ли поменялся ваш характер с молодости?

— Наверное, я стала более уверенной в себе. Спокойной, в хорошем смысле этого слова. Не в смысле успокоенности, какой-то скучности, а когда ты начинаешь замечать определенную взаимосвязь вещей, когда для тебя выстраивается картинка и тебе становится все понятнее — про людей, себя. Я, наверное, стала более великодушна, что ли. Я больше понимаю для себя и оправдываю резкость, которая свойственна молодым, она уходит. Больше сосредоточения на том, что тебе важно, — не разбрасываться во все стороны, а выставлять более правильные приоритеты в жизни. И то, что появилась эта тема с фондом и благотворительностью, может быть, это как раз то, чего мне не хватало. Потому что наша актерская профессия очень зависима, тебя все время выбирают в течение всей жизни. Это раздражает, это не может очень сильно устраивать, особенно взрослых людей, которые давно находятся в профессии. Хочется какого-то своего собственного дела, где ты рулишь, где ты действительно можешь решать.

Очень много же всего происходит в течение жизни — разочарования, очарования, какие-то взлеты-падения. Моя жизнь абсолютно изменилась, я разошлась с мужем, с которым прожила 21 год. Все это вместе, конечно же, не может оставлять тебя прежней. Но я обнаружила в себе такую способность — все, что происходило в жизни, все перерабатывается в «плюс». У меня нет такого «Ой! Зачем это было? Зачем это так?». Я знаю почему, зачем и как это можно сейчас в хорошем смысле использовать.

Ваша старшая дочь Саша получила хорошее образование в Америке. Она режиссер-продюсер по профессии. Вот вам уже доводилось вместе работать?

— Саша моя вернулась после университета в Москву. И она абсолютно ушла в музыку, сама пишет, поет, делает сейчас музыкальную карьеру. Но она и продолжает работать с кино, работала со своим папой Тиграном на нескольких проектах, как второй режиссер. Саша очень любит кино, но музыка ее захлестнула. Я очень рада, что она так увлечена, и, мне кажется, что у нее должно все получиться, потому что она талантливый человек в музыке.

— А с Ксюшей на какие темы любите посекретничать? Изменилось ли что-то в подходе к воспитанию с младшей дочерью?

— Ксюша совершенно другой человек, поэтому те подходы в воспитании, что были раньше, уже не работают. И, естественно, подходы эти все время приходится искать. Ей сейчас 11 лет, но у нее уже по полной проявляет себя подростковый период, который мы избежали с моей старшей дочерью — с ней вообще не было проблем. С Ксюшей у нас уже проблемы, она такой угловатый сложный подросток с отрицанием всего на свете: «Мама, я лучше знаю!». В общем, ее во все стороны гормоны раздирают и немножко сложно сейчас, конечно. Я пытаюсь настроиться, на то, что это подростковый период и что он когда-то закончится.

С дочерьми Александрой и Ксенией

— Саша больше в вас темпераментом, а Ксюша более взрывная, видимо, в папу…

— Да, наверное, так. Ну, Саша она тоже не то, чтобы совсем, как я, она сразу была какой-то разумной, взрослой, много читала, она более структурный человек. Я все-таки более эмоциональна. Ну и потом, современные реалии со всеми этими телефонами, гаджетами. Совсем другое поколение растет, тут хоть лоб себе разбей, ситуацию не изменишь, просто из всего надо извлекать хорошее. Потому что быть противником всего этого — развязать войну.

Чем Ксюша сейчас увлекается? Она после съемок в сериале «Колл-центр» утвердилась в своем желании стать актрисой?

— Ой, нет. Это была скорее случайность, потому что она не занимается ничем актерским. Ксюша занимается теннисом, фигурным катанием, английским, вокалом, рисует. А «Колл-центр» случился, когда мне позвонила режиссер Наташа Меркулова. Они искали типажную девочку, и я сказала «Ничего не обещаю, потому что у меня не актерский ребенок». Но Ксюшу утвердили, да и ей самой понравилось, но ее очень бесит то, что я ей не даю посмотреть этот сериал. Он на самом деле очень жесткий, а серия с ней вообще 16+, а то и 18+. Когда она спрашивает: «Мама, когда же я увижу, где я снималась?», я отвечаю: «Позже, Ксюша, позже. Ты снялась в таком крутом проекте, практически хорроре».

— Сыграв столько семейных киноисторий, вы наверняка поняли, в чем секрет семейного счастья?

— Вообще я против всех этих секретов и мудростей, честно вам скажу, потому что их нет. Они для каждого свои. Они не подходят под общую планку, потому что для кого-то важно одно, а для кого-то совершенно другое. И для каждого человека счастье по-разному выглядит. Кто-то безумно поддерживает друг друга в работе, есть такие пары, которые работают-работают, больше партнеры, а есть кому необходимо, чтобы дома сидел человек и ждал тебя с работы и в этом тоже счастье.

Я думаю, что, конечно, люди лучше себя чувствуют, когда они сами являются самодостаточными. Не когда они пытаются найти счастье в чем-то, получить что-то от кого-то. Момент, когда ты чувствуешь себя хорошо и можешь что-то дать другим людям — это самая замечательная позиция в жизни. Любовь любовью, а потом жизнь и очень много всего происходит, люди сталкиваются с большим количеством проблем, и их тоже важно вместе проходить, все этапы. Поэтому не надо всегда винить кого-то в том, что у тебя происходит. У нас же бывают проблемы по работе, например, а мы можем выносить это все в семью. Человек пришел заведенный, и пошло-поехало, не потому, что его в семье что-то не устраивает, а просто у него где-то что-то не сложилось. И вот тут разобраться с самим собой очень хорошая помощь в отношениях. Я бы так сформулировала. Когда у тебя все в порядке и есть внутренняя гармония, то с тобой и легче, и интереснее жить. Я больше за то, что в отношениях можно дать и когда тебе есть что отдать, а не только взять. А то «Радость! Дайте мне радость, сделайте мне праздник, сделайте мне это, сделайте то!». Нет. Делай сам и посмотришь, как все вокруг будет меняться. Начни что-то делать для другого человека, начни так, как ты хочешь для себя, и тогда как-то оно все будет выстраиваться чудесным образом…

Лика Брагина