Павел Деревянко: стараюсь не экономить как минимум на чувствах

— Поздравляю со скорой премьерой «Подельников»! Это ведь очень нетипичная для вас роль, можно сказать, долгожданная? Расскажите, что она вам дала, чем дорога?

— Дорога открытием для меня нового жанра, новой ипостаси — настоящего злодея. А не просто обаятельного негодяя. Для меня эта работа очень знаковая, эпохальная. Во-первых, в процессе работы над «Подельниками» я полностью излечился от своей депрессии. А, во-вторых, открыл для себя новую грань, сыграл человека, который очень сильно отличается от меня и внешне, и внутренне.

— Что за герой вам достался?

— Витя Людоед, внук шамана. Где-то в юности пошел по беспределу, посидел немножко и вернулся в свою деревню, не стал развивать способности, а просто держал всю деревню в страхе. Воровал тихонечко, но при этом мог и помогать людям, но был злой на них, потому что все понимал про сущность человека, его страхи. Применял способности, которые достались от деда — лечил животных. И так получилось, что во время одной пьянки убил своего собутыльника за то, что тот назвал его козлом. Надо сказать, по старорежимным понятиям это ужасное слово, за которое действительно раньше могли убить. Вот он и убил. Вся деревня знала про это, но он остался безнаказанным. И только сын убитого решил отомстить за отца. Вокруг этого и строится вся история.

— Говорят, что история основана на реальных событиях?

— Это правда. Режиссер фильма Евгений Григорьев, известный режиссер-документалист — это его дебют в игровом кино, рассказал свою личную историю. Его отца так же убили, и убил человек по имени Витя Людоед. И этим мальчиком, который хотел убить Витю, был сам Женя. Но при этом он простил убийцу своего отца, и такое ощущение, что простив его, он поставил ему памятник. Не втоптал его в грязь, не сделал жутким типом. Пусть он убийца, но он все равно с понятиями, и так вышло, что зритель даже сопереживает Вите.

— А о самих съемках какие остались воспоминания?

— Мы снимали на Урале в деревне Кын Пермского края, на реке Кын. Удивительно живописные места. В этой деревне был первый кооператив, если не ошибаюсь, графа Шереметьева, чугунно-литейный завод, где добывали руду, плавили и сплавляли в большие города. Там до сих пор стоит целый и невредимый домик, в котором заседал Колчак, когда с остатками своей армии отходил на Урал. Люди там добрые, отзывчивые. А еще я такого скрипучего снега, как там, никогда в жизни не видал, это, видимо, от мороза. Морозы жуткие стояли, временами под 25-30 градусов, но ощущались как все 40. Особенно, когда мы снимали на реке, где была большая влажность. Вся съемочная группа надевала на себя все, что было, мерзла техника, порой мы вообще не могли снимать. Отогревали один объектив, быстро несли его, быстро ставили на камеру, снимали один дубль, меняли на другой. Это было довольно тяжело. Сразу на усах, лице образовывалась ледяная корка, по моему герою это будет видно.

— Все живы-здоровы остались, никто не простудился серьезно?

— Нет, потому что вечером была уже банька, ну и немножко мы согревались, конечно. Я привез из своего родного Таганрога самогон, и мы его попивали немножко, грелись и радовались, что занимаемся любимым делом. Знаете, там было так все очень по-честному, чисто как-то и внутри, и снаружи. Получилась такая человеческая, жизненная история.

с дочерьми Варей и Сашей

— Кын — древнее селение, может быть, чувствовалось там что-то такое мистическое?

— Чувствовалось не в самой деревне, а в ее округе. Когда подымаешься на горы, смотришь с высоты на деревню или едешь на снегоходе по реке. Кругом тайга, горы, завораживающая красота…

— Сами как к мистике относитесь, случались в вашей жизни какие-то необъяснимые вещи?

— Раньше бывало случались мистические моменты. Очень давно мы ставили спектакль «Вий» на малой сцене в театре имени Пушкина. И в день премьеры на улице разразилась грандиозная буря, настолько сильная, что было слышно даже в зале. Мы играем спектакль, я читаю якобы молитвы, а на улице просто жуть — завывания ветра, гром, бешеный дождь. Когда звуки усиливались, по залу пробегал ропот. И мы, артисты, все в таком трепете были, смотрели друг на друга за кулисами возбужденно: «Вот это да! Вот как бывает!» В общем, дух захватывало, даже страшно было временами.

— Вы кажетесь большим оптимистом и тем удивительнее слышать, что эту роль вы получили, когда прибывали в состоянии затяжной депрессии. Впервые было такое состояние?

— Не скажу, что депрессия была сильно затяжной, в итоге она продлилась месяца четыре. Раньше у меня и по полгода похожие состояния были, но не такой глубины. Чувствовал себя очень сильно потерянным и совершенно не понимал, как из этого состояния выбраться, что делать, как дальше быть, настолько все было ужасно в моей жизни в тот период. Как-то так все сразу навалилось, но ярко выраженной причины, почему меня накрыло это состояние, я не видел. Мы расстались на тот момент с Дарьей — матерью моих дочерей, но не это было причиной, а какие-то внутренние моменты. Когда раньше случались подобные состояния, гораздо слабее по форме, я тоже всегда не понимал причин. Просто на пустом месте мне вдруг становилось ужасно плохо, я превращался в жуткого социофоба, не хотелось никуда выходить, я не мог разговаривать, формулировать свои мысли. Пребывал в состоянии прострации. Но так же, как эта депрессия появлялась, так же она и исчезала.

— То есть сами справлялись, не обращались к психологу?

— Нет, никогда. Но вот перед тем, как поехать на съемки в Кын, я обратился к психологу, так как понимал, что сам не вырулю никак. Психолог выписала мне антидепрессанты, но я их не стал пить. Через неделю уехал в Кын и, собственно, все, я постепенно погрузился в работу, поиски образа, новых выразительных средств. И все — я вышел победителем из этой истории со всех сторон.

— В прошлом году вы отметили юбилей — 45 лет. Можно сказать, что тот год стал для вас удачным?

— Возможно, это был самый удачный год в моей жизни, самый яркий, бодрый, мощный, наполненный событиями — крутейший год был.

— Есть такое выражение «закрыть гештальт», решить какие-то давние проблемы. У вас в последнее время что-то такое было? Например, люди мечтают квартиру купить, дом построить, а у вас ведь это все как раз недавно случилось...

— Я не скажу, что это закрытые гештальты, они для меня только открылись. Впереди еще очень много свершений, много чего хочется сделать, купить, в том числе квартиры для детей. Есть, кому покупать и строить, на самом деле, так что этот гештальт я не считаю закрытым.

Павел Деревянко

— А вообще свой дом, свое место силы, где у вас?

— Сейчас оно в моей московской квартире, которую я купил год назад. Другое очень большое место силы находится в моем родном городе Таганроге, где каждый вечер разливается широчайший лиман, где солнышко, садясь за горизонтом, дарит удивительные закаты. Там просто райские места. И еще одно место силы у меня, думаю, будет на Алтае, но там дом пока не достроен.

— Помню, раньше вы говорили, что не любите экономить, что нужно уметь тратить деньги в больших количествах, чтобы они возвращались в том же объеме. Сейчас вы так же считаете или научились экономить?

— Экономить не научился. Моя природная широкая натура и щедрость остаются при мне. История показывает, что я двигаюсь в правильном направлении. Ничего передо мною не закрывается, а, наоборот, случаются новые начинания и что-то позитивное в жизни происходит. Значит, все верно, так и надо продолжать. Пока, по крайней мере. Не экономить ни на чувствах, ни на средствах.

— Не могу не спросить, вы с Дашей снова вместе, как пара, или нет? У вас были невероятно теплые семейные фотографии с январского отдыха в Таиланде…

— Мы семья, но мы не вместе физически. То есть у нас у каждого есть своя личная жизнь. Но, тем не менее, мы настоящая семья, любим друг друга, уважаем, заботимся. У нас все идеально, насколько это может быть в наших обстоятельствах сейчас. И я ни секунды не сомневаюсь, что мы на правильном пути.

— Говорят, что в голове каждого мужчины есть идеальный образ женщины. Это может быть мама, одноклассница — первая любовь, Мэрилин Монро… У вас есть такой идеал?

— Внешне это, пожалуй, типаж Моники Беллуччи. Такой теплой, красивой, женственной, обаятельной, доброй, сексуальной, ироничной, сильной и в то же время мягкой и умной женщины.

— А вообще насколько ваше личное счастье зависит от присутствия в жизни любимой женщины?

— Это очень важно. Долго время я действительно был временами в сильном раздрае, потому что бесконечные мои увлечения утомляли, я ничего не находил в этих отношениях цельного... Душе моей не было покоя, пока, после расставания, мы не начали вновь отношения с Дашей. И теперь наши отношения перешли в семейно-дружеские, если можно так их назвать. При этом у меня достаточно активная личная жизнь, но нет того раздрая, что я чувствовал раньше, потому что у меня есть семья. Вот вчера они у меня всей гурьбой ночевали — дети, Дашуля...

— То есть личное счастье именно с ними связано?

— Я думаю да. Во многом благодаря им я чувствую себя очень уравновешенно. Они у меня всегда есть и будут, и в то же время я свободен. Это гениально просто, я считаю.

— Девчонки ваши растут не по дням, а по часам. Успеваете контролировать процесс взросления?

— Да, они растут умницами и красотками. Им очень повезло с родителями. И нам с Дашей тоже, потому что наши дети растут очень свободными, открытыми, увлекающимися, цельными личностями. У меня пока никаких претензий тут нет.

— Творческие личности?

— Варька творческая, но посмотрим, куда это все разовьется. Позавчера, когда они ко мне приехали, у Вари было так себе настроение. Я говорю: «Варь, ну что нужно сделать, чтобы у тебя поднялось настроение?». Она отвечает: «Я готовить буду». Дочка прекрасно готовит, любит это делать. Возможно, этому способствовало то, что, когда она была маленькая, совсем не спала (есть такие дети «неспашки»), Дашка очень мучилась, и в процессе укладывания спать не сказки ей рассказывала, а рецепты начитывала. И сейчас Варя без ума от готовки. Вчера мне приготовила вкуснейшие булочки с корицей. Младшая Саша рисует, хорошо поет. А Варьке еще нравится математика. Посмотрим, что будет дальше. Ограничивать их мы не собираемся, хотим дать полную свободу, чтобы они понимали, что могут сами выбирать свой путь.

— Варя все больше становится похожа на вас. Очень яркая, оригинальная девица с характером. Как отреагировали, когда дочка в 11 лет покрасила волосы?

— Спокойно, почему нет, если ей хотелось так сделать. Причем она долго просила покрасить волосы, но Даша поначалу не разрешала. И вот на прошлый свой день рождения Варька проснулась в мрачном настроении и заявила: «Мам, я хочу побриться наголо». И Даша неожиданно говорит: «Окей». Варя не могла поверить: «Да ладно!». Тут же сели в машину, поехали в салон, за 350 рублей ей состригли волосы под машинку, оставили короткий ежик. И Даша на нее смотрит: «Ну, по-моему, надо покрасить волосы». Варя просто не верила своим ушам от счастья, тут же покрасили ее в фиолетовый цвет и поехали показать папе. А папа чуть не упал! Первые пару часов я был в растерянности: «Что это, я не понимаю!». А уже на следующий день мне так понравилось, я увидел, как ей идет эта стрижка. Сейчас у Вари тоже фиолетовые, малиновые волосы, она их отращивает. Потому что с короткой прической ей очень многие говорили: «Ты мальчик?», и ей это надоело: «Хочу быть девочкой!».

— А я подумала, что она в кино снимается, что это для роли преображение.

— А, кстати, у нее сейчас были первые пробы в кино у режиссера Юры Быкова. Хотя, уже неделя прошла, пока ничего не говорят, возможно, нашли какую-то другую девочку. Варя переживала, а я ей сказал, что нужно отпустить ситуацию и не думать об этом, потому что твое от тебя никуда не уйдет.

— Какой совет дадите дочкам, когда придет время выбирать профессию? Постараетесь отговорить от актерства, если проявят такое желание?

— Постараюсь, конечно. Ну, Саня точно не будет актрисой, а вот Варя вполне может. Пока не знаю, что скажу им. Раньше я говорил: «Актрисой, только через мой труп!». На что Варя молчала, а недавно ответила: «Посмотрим». И засмеялась. Конечно, что захотят, то и будут делать. Ни от чего отговаривать, по большому счету, не будем. Просто расскажем все возможные последствия, которые могут их ждать.

Лика Брагина

Фото: пресс-лужба фильма