Игорь Саруханов: никогда не хотел бы прожить жизнь иначе. Мне все нравится
— Свою профессиональную музыкальную карьеру вы начали в 70-х годах. Какие воспоминания остались у вас о том времени? Считаете ли вы своим счастливым билетом на советскую эстраду встречу со Стасом Намином или его участие в вашем становлении преувеличено?
— Да, конечно, главную роль в моей жизни сыграла группа Стаса Намина. Он и сам многому меня научил и с профессиональной точки зрения, как исполнителя и музыканта, и в продюсерской сфере.
— За время вашего нахождения на сцене вы были участником таких легендарных ВИА, как «Синяя птица», «Цветы», но особое место в вашем сердце занимает группа «Круг», которой, кстати, в этом году 40 лет. Почему ушли из «Цветов» и создали «Круг»? Какие планы были на группу и оправдались ли они?
— Так получилось, что мы каждый в свое время пошли своей дорогой ради индивидуального развития. Считаю, что это был единственно правильный путь для того, чтобы начать расти в собственном творчестве, поэтому и была создана группа «Круг», где мы все были авторы. Скажу без ложной скромности, планы у нас оправдались. Мы ведь хотели создавать свои произведения, быть абсолютно свободными в творчестве. И группа «Круг» добилась многого — она стала гипер популярным музыкальным коллективом, у нее много последователей, много учеников и мы знаем, что это такое — собирать очень большие стадионы. Смотрите сами, уровень репутации группы так велик, что спустя 30 лет у меня ушел всего год для того, чтобы поставить группу в строй и сделать ее вновь гастролирующим коллективом. У нас уже идут концерты по всей стране. В День Победы на 9 Мая мы играли в Екатеринбурге, а 29 мая — в Москве в Зеленом театре ВДНХ пройдет наш большой концерт в честь юбилея группы. Всех ждем!
— В 80-х из просто музыканта и гитариста вы превратились в автора-песенника и композитора. Ваши произведения исполняли мэтры того времени. Кто стал вашим первым «заказчиком»?
— Автором-песенником, на самом деле, я стал немного раньше, чем вы говорите, еще во время службы в армии. Там уже у меня появлялись первые ростки профессиональных текстов и музыкальных решений. Руку набивал еще в школе, мне всегда нравилось писать и стихи, и музыку, а маститым композитором да, скорее всего, я стал как раз в 80-х. Но на заказ я никогда не писал. Все, что я создавал, было или для себя или для группы «Круг». Возможно, под первым заказчиком вы имеете в виду Анне Веске, которая исполнила песню «Позади крутой поворот». Но это особенная история, автор текста этой песни как-то приехал ко мне в гости с Анне и сказал, что она хочет исполнить нашу песню на международном музыкальном конкурсе в Сопоте, это был 1984 год, и песню эту уже исполняла группа «Круг». Но я не отказался, и подарил ей песню. И как получилось, не напрасно, за ее исполнение она получила престижную премию.
— Уже в начале своей карьеры на ваших концертах были аншлаги. Как это — быть суперпопулярным артистом? Страдали звездной болезнью? Были ли у вас интересные истории, связанные с поклонниками? И как за годы изменились фанаты?
— Да, где-то в 1985 году я начал выступать и в конце этого же года уже стал хэдлайнером на различных музыкальных мероприятиях. Но звездная болезнь меня миловала, честно говоря, времени на понты совсем не было, было много работы. Да и мелкие популярности я прошел еще в школе, так что к вниманию и всяким проявлениям интереса к себе я привык еще с подросткового возраста. Если какие-то задатки звездности и были, то у меня их все выбили в армии, за что я очень благодарен своим старшим армейский друзьям. Помню, когда я пришел домой после армии, мама сказала, что меня не узнает, потому что я стал настоящим мужчиной — скромным, сильным и спокойным. Да и в группе Стаса Намина звездиться было нельзя, так что и он тоже помог стать мне приличным человеком. А что касается фанатов, то они, конечно, меняются, их активность меняется с годами, потому что фан-клубы и другие различные сообщества — это все-таки удел молодых. Но мне нравится, что среди моих поклонников есть не только люди моего возраста, но и те, кому 35+, 30+.
— Вы довольно титулованный музыкант, неоднократно получали престижные награды. Так для чего все-таки творит музыкант: ради оценок критиков, для поклонников или для собственного удовольствия?
— Дело в том, что любому человеку приятна оценка, но я уже давно перерос эти вещи. Хотя если смотреть со стороны продюсера, который продюсирует артиста Игоря Саруханова и группу «Круг», то мне, скорее, интересны оценки критиков, чтобы понимать, как дальше идти по творческому пути с учетом ошибок и замечаний. А нравиться поклонникам и хотеть их иметь как можно больше — это нормальная амбициозная реакция любого артиста, на мой взгляд. Мне, например, еще со школьной скамьи очень нравилась реакция публики на мое творчество, поэтому оценка поклонников тоже важна, аплодисменты, цветы и, конечно, награды. Когда я приезжаю на мероприятия, я с огромным удовольствием выхожу на сцену за своей наградой, потому что понимаю, что я это заслужил, так как речь идет о песнях, которые написал я и которые любят зрители. Что касается собственного удовольствия, то оно, безусловно, стоит в основе всего этого, ведь я иду на работу не из-под палки, а потому что мне очень это нравится, я очень это люблю.
— Были ли в жизни периоды, что вы пожалели, что связали свою жизнь с музыкой и не получили другую, более «земную» профессию?
— Нет, никогда не было таких мыслей. Однажды меня спросили, хотел бы я прожить жизнь иначе, если бы у меня была такая возможность, я тогда откровенно сказал, что мне очень нравится, как сложилась вся моя жизнь, вся моя судьба, и я так считаю до сих пор.. Я благодарен за все, что я сейчас имею, и все, что со мной происходило, мне дорого и важно — и встреча с группой «Цветы», и со Стасом Намином, и служба в армии в ансамбле песни и пляски, и все-все-все. Кстати, пока я пел в ансамбле в армии, я видел много известных артистов, о встрече с которыми и мечтать не мог, я постоянно находился за кулисами и на сцене самых больших залов страны. Я счастлив.
— Ваши поклонники не могут выделить самую лучшую песню. Ими любимы все без исключения. А какая композиция особенно дорога вам и без каких песен не обходится ни один ваш концерт?
— Да, в этом что-то есть. Я тоже не могу выделить из них самую-самую, потому что все они мои дети. Ни один концерт не обходится без песен «Дорогие мои старики», «Желаю тебе», «Скрипка лиса», «Лодочка» и других. Люди приходят, чтобы их услышать, и сколько бы новых песен у меня не было, я не могу отказать им в исполнении давно любимых хитов.
— Что для вас самое главное во встречах со своими слушателями?
— Самое главное во встрече со зрителями — это аншлаг. Вот что для меня важно. Полный зал преданных фанатов — это словно лакмусовая бумажка, которая определяет, правильно ли я все делаю как продюсер группы «Круг» и певца Игоря Саруханова.
— Часто музыканты, помимо музыки успевают писать картины, вести кулинарные шоу, открывать собственные студии вокала. Вы известны как дизайнер одежды. Как это случилось? Кто ваша целевая аудитория и сколько коллекций уже успели выпустить?
— В своем время мне предложили идею создать свою коллекцию одежды, и мы с командой ее поддержали. Над моделями, конечно, работали настоящие художники, дизайнеры, хотя и я принимал в этом некоторое участие. Дом моды стал дополнительной нагрузкой для меня, но не настолько, чтобы я отвлекался от своей первоочередной задачи — музыки. За время существования этого бренда у нас было 6 показов и 4 коллекции — «Платье», «Маскарад», «Коллекция вечерних платьев» и «В гостях». Писали о том, что наши наряды поражают не только смелостью и оригинальностью фасонов, но и яркими красками, поэтому каждый наряд обязательно дарил своей обладательнице ощущение праздника, феерии чувств. Показы у нас проходили на известных площадках и собирали большую аудиторию. На сегодняшний день мы пока не занимаемся этим активно.
— Известно, что вы давно и фанатично коллекционируете гитары. Сколько экземпляров уже есть в вашей коллекции? Как появился первый экспонат?
— На данный момент у меня порядка 50 гитар, и честно, признаюсь, я немного подостыл к своему увлечению. Первый экспонат появился у меня очень-очень давно, наверное, так гитары появляются у всех музыкантов. Тогда я был еще студентом и писал диплом, который был посвящен вокально-инструментальному искусству, в котором, с одной стороны, есть вокальная партия, а с другой — гитарная, и это не бренчание у подъезда, а профессиональное исполнение партии на гитаре. Гитара как инструмент мне нравится, он мне интересен. И появление моей коллекции во многом это часть моей профессии, потому разные композиции для своего исполнения требуют разных гитар. Так что здесь все было закономерно. Ты пишешь песню, а потом оказывается, что аранжировка требует той гитары, которой у тебя пока нет, и ее приходилось доставать. Вот и вся романтика моего увлечения.
— Какая из гитар вашей коллекции самая необычная и играете ли вы на них сейчас?
— Да, я до сих пор на концертах играю на гитаре Gibson Les Paul Standard 1996 года. Она мне очень нравится, у нее хороший звук, есть и другие, на которых я играю. Например, после создания песни «Скрипка-Лиса», я ввел в режим постоянного использования гитару и Chet Atkins с нейлоновыми струнами, великолепный инструмент.
— Вы мужчина, про которого можно сказать, что у вас привычка жениться. Свободно ли сейчас ваше сердце? Какие женщины наверняка вас интересуют и что для вас особенно важно и значимо в отношениях между мужчиной и женщиной?
— Да, я в разводе. Я свободен. А отношения между женщиной и мужчиной — это то, о чем я пишу в своих песнях на протяжении уже сорока лет своей творческой деятельности. Эти отношения, этот мир очень интересное невспаханное поле, и по мере проживания и взросления ты встречаешься с разными обстоятельствами этого явления и переживаешь их по-разному и оцениваешь. Какие женщины мне интересны? И блондинки и брюнетки, они великолепны, и рыжие, и русые, все прекрасны. Но лично для меня важен внутренний мир человека. Кто-то сказал, «любовь спасет мир, а красота украсит его», поэтому красоту никто не отменял, она мне нравится, как внутренняя, так и внешняя.
Марина Дорошева