Дочь Анна рассказала подробности жизни Маргариты Тереховой
Мы встретились с актрисой Анной Тереховой в Анапе на фестивале «Киношок», где она получила награду «Госпожа Удача» за мужество и достоинство в профессии, присужденную своей маме — великой актрисе Маргарите Тереховой. Откровенно о том, как они с мамой живут сегодня, как борются с трудностями о в чем черпают радость и вдохновение, Анна рассказала «ТН».
— Чем вам запомнится этот приезд в Анапу, какие впечатления, эмоции вы получили?
— Я люблю этот город, и раньше приезжала сюда на фестиваль, но со спектаклями. А главное, что мама здесь была на самом первом фестивале в жюри «Киношока». И вообще я обожаю Черное море и его побережье. А в этот раз приехала получать мамин приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева за мужество и достоинство в профессии. Меня предупредили, конечно, но, когда я увидела очень хорошо смонтированную подборку кадров из самых главных маминых фильмов, не удержалась от слез. Все очень красиво, искренне, и в то же время ничего лишнего, я была очень тронута.
— В детстве вы приезжали в Анапу?
— Нет. Из детства я очень хорошо помню Крым, потому что мама его обожает, и она меня возила туда. Она много там снималась, начиная с «Собаки на сене», «Руси изначальной», где мама с Иннокентием Смоктуновским играли императоров Юстиниана и Феодору, и разных других фильмах. Объездила весь Крым от Севастополя до Коктебеля и меня брала с собой летом во время каникул.
— Вашей маме дали награду «Госпожа Удача». А как вы считаете, Маргарита Борисовна была везучим человеком? Удача сопровождала ее на жизненном пути или многое давалось тяжелым трудом — вопреки?
— То, что касается таланта и гениальности, — это точно дано маме свыше. Но при этом она всегда трудилась, серьезно относилась к своей профессии и не разбрасывалась талантом со студенческих лет, когда еще училась у Завадского, а потом встречалась с такими великими режиссерами, как Тарковский, Авербах. Это уже ее характер и заслуга в том, чтобы сохранять и развивать то, что было ей дано свыше. Мама всегда хотела стать режиссером, рассказывала, как еще в студенчестве ей хотелось посоветовать, помочь, что-то подсказать, даже когда она снималась в самом первом фильме «Здравствуй, это я». Мама рассказывала, что все время ходила с той стороны камеры, смотрела, что-то спрашивала. Так что у нее большое трудолюбие в сочетании с ее талантом. И удача, конечно, сыграла роль.
— А вы сами везучая?
— Мне повезло с мамой, с моими детьми, я имею в виду моего Мишеньку, и так же у меня есть крестные дети — племянница Верочка (дочка моего брата Сашеньки), и еще крестные сыновья — Гриша и Вася. Мне с ними очень повезло, и всех я одинаково считаю своими родными. Ну плюс повезло, что у меня такая династия, такие гены. Хотя, когда я училась в школе, у меня были мысли стать ветеринаром.
— То, что вы родились в актерской семье, сразу предопределило вашу судьбу или были сомнения?
— Я боялась актерской профессии, ничего в ней не понимая, но, когда в 10 лет снялась у Романа Григорьевича Виктюка, уже немного почувствовала вкус профессии и задумалась о будущем. Хотя и боялась, потому что я была жутко стеснительным ребенком, чересчур скромнягой, ведь я росла в основном с бабушкой, которая оберегала меня, как цветок. Она не специально это делала, а от большой любви ко мне, растила в тепличных условиях.
— Что окончательно повлияло на ваше решение поступать на актерский?
— Я поняла, что не смогу без этой профессии. Меня с детства окружала атмосфера театра, кино, съемочной площадки. Папу я видела на сцене, когда он приезжал к нам в Москву с театром, видела на сцене в Болгарии, когда впервые поехала к нему в 9 или 10 классе, жила в его семье, была у него в театре. Мой папа тоже был прекрасным актером, его очень любили в Болгарии. Помню, когда мы ходили получать мой болгарский паспорт, папу узнавали все люди, даже чиновники. Узнав, что я дочь Савы Хашимова, на меня смотрели уже другим взглядом, и мне было приятно, что моего папу тут знают и уважают. Но опять же я была очень стеснительной, и с первого раза мне не удалось поступить, только с третьей попытки.
— Может, вас сковывала известность вашей мамы?
— Это тоже, ведь был особый взгляд, отношение. Но когда поступала на третий год, мне это было уже особо не важно, я освоилась. Мама брала меня помимо съемок на выступления со своим коллективом, я поработала с ней на сцене, видела, как она работает, слушала ее стихи, видимо, я все это впитала и поняла, что у меня нет другого пути.
— Получается, мама за вас словечка не замолвила, не помогала с поступлением?
— Нет, у нас это не принято было вообще. Единственное, когда меня уже взяли по актерскому мастерству, но впереди оставались еще общеобразовательные экзамены, мама жутко волновалась, что я получу плохую оценку. Она попросила своих друзей, чтобы меня подготовили по русскому, литературе. Так же она просила позаниматься со мной Романа Виктюка, Анатолия Васильева, Юрия Катина-Ярцева, вот такие у меня были наставники. К Катину-Ярцеву я приходила домой, к Васильеву в театр на Таганку приезжала, ждала его после репетиции. Роман Григорьевич тоже репетировал, где-то ждала его, смотрела репетицию, потом он мне уделял время.
— Вы не были в школе отличницей?
— Нет, я училась нормально, но была чистым гуманитарием, а по всем техническим предметам были стабильные тройки. Но все равно мама волновалась, тем более что надо было еще историю КПСС сдавать. И она тогда бросилась к худруку курса Евгению Лазареву за помощью, стала звонить, но он не брал трубку. И тогда она побежала к нему домой, звонила в дверь, но он, как оказалось, был на даче… Мама хотела попросить, что, если я получу двойку за сочинение, чтобы мне разрешили пересдать, хотя я в итоге сама получила четверку. Но это был единственный раз, когда мама решила за меня попросить, и то у нее не вышло…
— Можете сформулировать главные жизненные принципы, наставления мамы?
— Конкретных не было, но так как мама всегда была очень собранная и ответственная, она мне часто говорила: «Анна, не расслабляйся. Старайся», научила меня прежде всего профессии, и то не специально, просто я за ней наблюдала. Она меня видела на сцене и подсказывала какие-то нюансы, вплоть до взгляда и поворота головы. Интонации никогда, даже когда «Чайку» снимали, она никогда не навязывала свою интонацию, просто со мной разговаривала и направляла, а дальше я сама. Это было самое важное.
— Какое-то из первых ваших детских воспоминаний о маме, ярко характеризующих ее?
— Прежде всего — это поездки с ней на съемки. Это было прекрасно, потому что вокруг мамы всегда были люди, мужчины с восхищенными взглядами и каким-то благоговением, я это видела и понимала. Понимала, что моя мама замечательная актриса, хотя тогда и не могла это полностью оценить. Но мне было ценно, то, что мама со мной все равно вела как мама, она окружала меня любовью, трогательностью, нежностью. Она меня гладила, читала книги, рассказывала совершенно удивительные вещи про природу. Помню, как-то я больная лежала дома с бабушкой, и она пришла вечером с мороза, кинулась ко мне, целовала, обнимала. От нее пахло ароматом прекрасных французских духов, и с ней был какой-то мужчиной, может, режиссер, который, глядя на нее, сказал: «Как Анна Каренина».
— Значит, у вас не было чувства, что мама вам не додала чего-то? Многие актерские дети вырастают с обидой на родителей, что их в детстве обделили вниманием…
— Нет. Вообще в моей семье не учили на кого-то обижаться, сердиться. Моим родителям пришлось расстаться, потому что у мамы очень хорошо началась и пошла в гору карьера, а у папы не складывалась. Хотя он собирался здесь работать, хорошо знал русский язык, при том, что в Болгарии ему предлагали и работу и в главном театре он уже служил. Папа уехал, потому что не смог смириться с невостребованностью в России. Но я ни слова плохого не услышала от мамы и бабушки про папу, вообще никогда.
— В каком возрасте вы начали общаться с папой?
— Папа стал приезжать на гастроли, когда я училась в школе, тогда я его уже и узнала. И я вам скажу, что у меня не было на маму никакой обиды, потому что я жила с бабушкой, а бабушка тоже актриса, и она мне много рассказывала про себя и свою жизнь. Я уверена, что бабушка была потрясающей актрисой, судя по тому, какие роли она играла.
— Тяжело всю жизнь чувствовать, как вас сравнивают с мамой?
— Нелегко. Хотя, по-разному бывает, например, в кино, когда утверждают, могут взять и потому, что я похожа на маму, и потому, что не похожа. Но я такой человек, считаю, что мне приходит — то и слава богу, а то, что не удалось, то ничего страшного. Или, например, нужно решить какой-то медицинский вопрос, бывает врачи, когда узнают, что я дочь Маргариты Тереховой, сразу идут навстречу, но бывало и по-другому.
— А сами как считаете, похожи вы с мамой?
— С одной стороны я похожа на маму, а с другой — на папу. Папа у меня тоже красавец, и они были очень красивой парой. Но точно знаю, с возрастом я сама стала это понимать, на сцене я похожа на маму, у меня появляются ее интонации, жесты, но это невольно. И люди мне говорят, что им это приятно наблюдать, и видно, что я не стремлюсь к этому специально.
— Недавно Маргарите Борисовне исполнился 81 год. Кто-то из бывших друзей, коллег поздравил?
— Да. Вячеслав Орехов, режиссер-документалист, он часто звонит и пишет мне, предлагает помощь материальную, а я ему отвечаю: «Вячеслав, дорогой, пожалуйста, не надо, вы лучше при случае сходите в храм и напишите маме за здравие». Он прекрасный человек, много снимал маму и сейчас Вконтакте выкладывает эти видео, это просто потрясающе, смотреть, как мама с кем-то в жизни разговаривает. Когда он звонил, я включала громкую связь, и мама слушала. Она смотрит на телефон, узнает имя, реагирует на голос, улыбается — вот это самое главное для меня. Так же старшая сестра звонила, тетя Света из Кемерово. Тетя Юля, еще одна сестра по папе, была с нами, она живет в Москве. А вообще люди известные пишут мне, например, Смехов Вениамин, у Михаила Боярского на страничке было поздравление, а в прошлом году они ее в видео поздравляли. Был вечер в театре Моссовета, где показывали мамины фильмы, записи с ней. Андрей Соколов, Смирнитский Валя, Долинский Володя, Боярский Михаил, Стасик Садальский, Виторган Эммануил — самые ее главные партнеры, все ее поздравляли, записывали видео.
— Как Маргарита Борисовна себя сейчас чувствует?
— Достаточно стабильно, но болезнь, к сожалению, как многие знают, необратима, лучше не становится, но главное не хуже. Мама под наблюдением врачей, регулярно проходит обследования, сдаем анализы. Мы же ковид пережили. Все болели, и мама тоже заболела, мы ее выходили. Я нашла врача, который по телефону консультировал, и в аренду брала кислородный аппарат, чтобы мама все время дышала кислородом, сейчас он у нас дома тоже есть, и лампа специальная синяя. Это все мне удалось приобрести, опять же благодаря людям, которые помогают, в том числе и материально, я им очень благодарна за это. У мамы сейчас хороший уход. Муж мой приезжает каждый день и поднимает ее, водит по квартире, вместе с сиделкой, под две руки потихонечку. Это необходимо, чтобы было хотя бы минимальное движение, чтобы не лежа ела, например, а сидя, это все надо контролировать обязательно. И я вижу, что мама старается, хотя иногда ей немного больно, мы это видим, чувствуем.
— А бывают моменты просветления, когда вы общаетесь как мать и дочь?
— Нет, сейчас уже нет. Но самое главное, то, что я могу ее держать за руки, могу гладить ее волосы, что-то ей рассказывать. Вот недавно откуда-то приехала, и делилась с ней впечатлениями, потом пришла сиделка и я стала ей говорить: «Вот понимаете…» и мама такая: «Угу» — отреагировала. Награду ее сейчас привезу, шоколада тут специального купила, там же все масла полезные.
— Всегда ли вам хватает душевных сил? Как удается не выгорать, ведь уже почти 15 лет как началась болезнь…
— У меня самой было за это время много всего разного. И со здоровьем, и психологические проблемы моральные, и депрессивные состояния. Все это я прошла. Когда пандемия началась, когда не было работы, было очень страшно нам всем. Но то, что мама с этим всем справилась, для меня самое главное. Я видела, что она очень переживала за меня, она всегда меня чувствовала, и мне было важно, чтобы я преодолела все трудности. Сейчас, когда есть работа и все более-менее наладилось, я вижу, как она вместе со мной радуется этому. Когда я прихожу, мама на меня смотрит оценивающе, ей очень важно, чтобы я была красиво одета, хорошо выглядела, сразу обращает внимание на это. Она чувствует мой посыл и то, что я с другим настроением.
— Кто сегодня ваша главная поддержка и опора?
— Я уже их всех перечислила — это все мои родные люди. Тети мои. Мой сын Мишенька. Мои друзья и их дети. Мой муж Борис, с которым мы познакомились, когда мама только заболевала, тогда она еще разговаривала. У меня есть видеозапись, где они вместе поют, улыбаются друг другу. Боря тоже со мной очень многое прошел.
— А кто он по профессии?
— Он и актер тоже, но по первой профессии Боря филолог, педагог английского языка. И на актерском учился в ГИТИСе, но еще закончил Московскую школу кино как сценарист. Сейчас очень много пишет, он и поэт, сочиняет детские истории.
— А совместные работы у вас есть?
— Только на сцене, когда в Театре Луны служила, там мы с ним играли на одной сцене, а сейчас я уже в театре Романа Виктюка. Муж помогает мне делать ролики, например, с мамой. Сделал трейлеры к фильмам «Чайки», «Миры Маргариты».
— А как фамилия вашего супруга? Удивительно, но везде в интернете указано, что вы в разводе.
— Борис Комаров. Мы не распространяемся о нашем браке, очень редко вместе в свет выходим. Даже когда я фотографирую его для себя, он всегда отворачивается — не хочу. Боря не любит публичность.
— А брат и сестра по отцу? С ними как-то поддерживаете связь?
— Раньше общались, когда я ездила в Болгарию, с младшим братом Николаем всегда встречались, когда папа был жив. Впервые я Николая увидела маленьким, была очень трогательная встреча, он смотрел на меня с обожанием, восхищением. И потом мы с ним общались, он учил русский язык. А со старшей сестрой Яной мы часто переписываемся, она живет в Америке в основном, преподает там в университете, на славянском факультете. Я с ними общалась, когда в Болгарию приезжала летом, но сейчас мы давно не виделись из-за происходящих событий. В Америке один раз виделись, когда была там на гастролях со спектаклем «Сергей и Айседора». Мы были в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, и Яна приехала в Чикаго, пришла на спектакль, познакомилась с Романом Григорьевичем Виктюком, показала мне город.
— Сын Миша какой путь для себя выбрал?
— Миша еще ищет себя. Он учился на психолога, правда, сначала поступил на экономический, но быстро ушел, недоучившись. Хотел дизайнером быть, но в итоге сейчас он всюду. У него очень хороший талант к общению и поддержке.
— Есть ли сожаления, что сын не продолжил актерскую династию?
— У него есть, у меня нет. Потому что я пыталась, мы с Колей Добрыниным готовы были ему помочь, чтобы он поступил, его даже уже брали, но Миша в последний момент отказался, а теперь жалеет. А вот сейчас уже можно учиться, есть актерские лаборатории, где ты для себя самого можешь научиться актерскому мастерству за несколько месяцев.
— Бабушкой сын вас еще не сделал?
— Нет еще, но я готова. Я ему об этом прямо говорю. Тем более я родила его рано — в 20 лет, и я уже давно могла бы быть бабушкой, но пока никак. Сын ни разу не был женат, он очень ответственно подходит к этому вопросу, говорит, что ему надо один раз и на всю жизнь, не хочет жениться, а потом развестись. Поэтому он еще в поиске.
— Какие моменты в жизни вас вдохновляли в последнее время?
— Театр прежде всего, я обожаю ходить на спектакли коллег. Недавно посмотрела «Мещане» — новый спектакль Павла Сафонова в театре «Современник», актер Саша Балуев меня пригласил. Такими вещами я вдохновляюсь. Потом, детки мои меня радуют, крестники. Гриша (ему 8 лет) полюбил ходить со мной в храм. Причем сам, я его этому специально не учила. Приезжаю к нему, и мы идем в храм Святого Николая, что рядом с их домом, молимся, он там обязательно причащается. Причем родители у него совсем не набожные, отец каскадер Юра Сысоев, супруга Полина тоже каскадерствовала, но она больше творческий человек.
— А в творческой жизни есть сейчас что-то интересное?
— Да, у нас в театре сейчас очень хорошая обстановка в том плане, что у нас работает худсовет, состоящий из наших же актеров и режиссеров. В прошлом сезоне мы выпустили спектакль по дневникам и стихам Марины Цветаевой «А все-таки Вы хорошая», где я играю Марину Цветаеву, режиссер Марина Перельман. И будут новые спектакли. Также я только что в августе снялась у Веры Сторожевой в четвертом сезоне сериала «Шифр». Честно скажу, раньше я себя не жалела, до того, как случились проблемы со здоровьем, но теперь я стараюсь себя беречь и выбирать только то, что мне действительно нравится. А зарабатывает у меня в основном муж, давая мне возможность заниматься именно любимым делом.
фото: личный архив, пресс-служба фестиваля "Киношок"