Алексей Чумаков: я всегда окружен женщинами, и мне очень комфортно в их мире

Успех пришел к Алексею Чумакову более 20 лет назад, когда он стал финалистом проекта «Народный артист». А сегодня он уже сам давно мэтр и строгий судья для молодых артистов. На канале «Россия» продолжается новый сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один», где одним из членов жюри стал Алексей Чумаков. О том, почему всегда важно быть честным и оставаться самим собой, что он считает моментом собственного жизненного триумфа, а также о жизни в женском царстве, воспитании любовью и вдохновении Алексей рассказал «ТН».
— Алексей, как ощущаете себя в кресле жюри проекта «Один в один» на телеканале «Россия»? Ваши главные эмоции и впечатления от нового сезона?
— К счастью, мне не впервой оказаться в этом кресле. Это, по-моему, мой третий опыт работы в жюри проекта «Один в один», который я очень люблю и который считаю абсолютно уникальным. Хоть его немножко уничтожили, на мой взгляд, количеством схожих шоу на телевидении, но, тем не менее, его номера остаются яркими и по-прежнему завоевывают сердца зрителей. Поэтому в кресле жюри я чувствую себя прекрасно. Надеюсь, и зрители во многом солидарны со мной относительно моих оценок или суждений, которые я могу выказывать после увиденной работы своих коллег в рамках шоу «Один в один». Я не с самого начала понял, каким нужно быть судьей, хочется одновременно быть и хорошим, и в то же время честным и справедливым. Потом я все-таки расслабился, понял, что не нужно бежать за попыткой всем угодить. Собственно, это не моя суть. Нужно оставаться самим собой и быть предельно честным, тем более в творчестве. Творчество не терпит лживости. Поэтому я расслабился и получил удовольствие.
— Каков ваш главный критерий оценки выступления, что вас трогает, на что откликается сердце?
— Мой главный критерий — это скорее не внешняя похожесть и даже, может быть, не совсем тембральная, манерная, потому что понятно, что это все пародии, они могут быть добрыми, могут быть злыми, абсолютно разными. В каждом оттенке перевоплощения есть свои плюсы и свои минусы. Для меня очень важно, когда человек, искренне работая в рамках номера той или иной персоны, как минимум старается попасть в энергию своего героя. Но ценность выступления для меня пропадает, когда я вижу, что человек пытается повторять движения один в один: мимику, жесты, восклицания. Вот я повел рукой, и артист повел рукой так же, как я, но ведь это не хореография, это ощущения, чувствование. Я за ощущения, пусть человек мог не повторять движения, как его герой в конкретных местах, или немножко иначе спел, но общая энергия артиста, которого показывают, при этом присутствует. Когда я понимаю, что мой коллега, который стоит на сцене шоу «Один в один» в чьем-то образе, не просто спародировал, а попытался вникнуть в суть персоны, которую показывает, прожил ее, — это ценно для меня. Вот на это у меня откликается сердце. А если человек спел похоже и благодаря гриму внешнее сходство, но за этим не стоит энергии, меня это не цепляет.
— Вас можно назвать самым уникальным из всех судей, ведь вы сами дважды победитель этого проекта. Поделитесь, что помогло вам победить в свое время? Помню, когда-то вы говорили, будучи участником шоу: «Безусловно, я отношусь к любому жюри с уважением, но их мнение никогда не было для меня первостепенным».
— Мнение судей не было для меня первостепенным и, к счастью, не является таковым, что касается любого жюри. Потому что творчество — это тонкая материя, когда ты начинаешь угождать кому-то в чем-то, особенно в творчестве, превращаешься в расщепленный атом, становишься не единым целым, за этим нет жизни. Все-таки Господь дал творческий талант, интуицию и опыт конкретно тебе, и вот эта выжимка, квинтэссенция из опыта, интуиции, одаренности — является творчеством. Если ты начинаешь симулировать то, что хотят от тебя увидеть другие — перечеркиваешь собственный опыт, собственный дар, собственную интуицию и, конечно же, самого себя. Творчество, в котором перечеркнут ты сам, оно мертворожденное, а истинное и живое — это то, в чем ты сам настоящий. А откликается ли это у публики или нет, это уже другой вопрос. Но не всегда нужно следовать за большинством. В основной своей массе в творчестве все нужно делать искренне, буквально остервенело. Нужно делать то, что хочешь делать ты, а все остальные подтягиваются очень часто к твоему рвению и начинают это любить. Поэтому для меня жюри — это прекрасно, но оно не является первостепенным. Никогда. Что помогло победить в проекте? Не знаю, может быть, стечение обстоятельств. Может быть, просто, если в количественном и в качественном варианте брать, где-то я чуть-чуть чаще попадал в цель. Но это не значит, что я талантливее или бездарнее кого-то. Просто вот как-то так получалось, что из десяти восемь раз я попал в цель. А кто-то из десяти семь раз. Не потому, что я такой уникальный. Просто вот так сложились звезды, персоны, настроение, внимательность, желание. Все совпадает, и что-то получается. Если бы кто-то знал рецепт, то все были бы победителями. Но, к сожалению, даже победители его не знают.
— Какой совет вы дали бы участникам этого сезона на правах жюри?
— Я не очень люблю давать советы, если меня не просят, поэтому не задумывался об этом. Все, что я хотел отметить относительно увиденного, я уже сказал, поскольку я в кресле жюри, и это моя работа — говорить то, что я вижу. Кто-то может подумать, что я разглагольствую! Но ведь это и была моя задача. Если бы я не был в жюри, я бы сидел дома с семьей, пил чай и общался о чем-то другом, но поскольку моя роль заключалась именно в том, чтобы озвучивать свои комментарии, и я их дал в шоу. Посмотрите его.
— Как с коллегами в жюри сложились отношения, часто спорите?
— С коллегами в жюри у меня прекрасные отношения. С Юрием Николаевичем Стояновым, с Мариночкой Мещеряковой, со всеми гостями, которые приходили в виде четвертого, перманентно меняющегося члена жюри. Со всеми я хорошо знаком: с кем-то не так близко, а с кем-то в приятельских отношениях. Но с каждым так или иначе есть какая-то, пусть небольшая, но история в жизни. Все они приятные люди, которых я знаю и уважаю, и этого достаточно. Я думаю, это взаимно.
— В первом выпуске вы сказали Жану Милимерову, что он не смог спеть тембром Стиви Уандера. К кому бы вы тут предъявили претензии: педагогу по вокалу или недоработал сам Жан? Какие еще недоработки отметите, вы ведь и сами дипломированный педагог по вокалу.
— Дело в том, что Стиви Уандер — это уникальный и эксклюзивный человек, голосом которого поет Бог. Таких людей рождается очень мало. Стиви Уандер, Майкл Джексон, Куинси Джонс — веховые фигуры в сфере музыки. Стиви Уандер поет совершенно особенно, не голосовыми связками, а какими-то особенными внутренними органами, возможно, не совсем физиологическими и материальными. Поэтому я еще не встречал тех, кто мог бы приблизиться к этому уровню. Я сам делал образ Стиви Уандера, это было ужасно, ну, честно. Чего греха таить? Ну плохо. Несмотря на то, что Жан — потрясающий певец, но Стиви Уандер — это галактика, до которой нам всем не долететь. Мое мнение. Могу ошибаться, но я не ошибаюсь. Сейчас точно.
— Но кого-то вы и похвалили, как, например, Валерию Ланскую за образ Зиверт и Нодара Ревия за образ Джони. А кто из участников удивил вас больше всего? И появился ли у вас свой фаворит?
— Образ Зиверт был очень ярким, да. Меня удивляли абсолютно все участники. Каждый из них пахарь, трудяга, талантище, я знаю, как им было непросто и физически, и психо-эмоционально, поэтому все они удивили. Я считаю, что это один из крепчайших сезонов всего шоу за всю историю проекта «Один в один».
— В вашей жизни было много побед, а что назовете главным достижением, моментом своего жизненного триумфа?
— Мое главное достижение, момент жизненного триумфа — это мои дети, моя семья и моя профессия, которая приносит удовольствие не только мне, но и большому количеству зрителей. И с помощью этого удовольствия мне удается зарабатывать на жизнь. Это величайшее благо, когда удовольствие приносит работа, и она еще приносит деньги. И самое главное, что у меня есть семья, которую я могу обеспечивать. Вот это и есть триумф вообще любого человека, на мой взгляд, вне зависимости от профессии.

— Сколько песен в вашем репертуаре посвящено любимым женщинам— жене и дочерям? Как вам живется в женском царстве?
— В женском царстве мне живется прекрасно, более того, понятно. Я женщин понимаю куда лучше мужчин, потому что на протяжении всей моей жизни они рядом со мной — мама, жена, дочери. То есть я всегда окружен женщинами, для меня это очень ясные создания и мне очень комфортно в их мире. А что касается песен — то можно сказать, что все. Есть песни, которые порывом и эмоционально пишутся, но откуда-то берутся же эти эмоции, а эмоции эти дают как раз-таки женщины, окружающие меня.
— Вы занимались музыкой с раннего детства, пожелаете выбрать этот путь своим дочерям? Расстроитесь, если они не пойдут по вашим с Юлей стопам?
— Если они захотят, пусть выбирают, почему нет. Это прекрасный путь, непростой, ответственный, потому что музыка — это единственный язык, который понятен вообще всем и всегда. То есть с архитектурой можно спорить, потому что та архитектура, которая на севере, не всегда соответствует той архитектуре, которая на юге. Математика — тоже спорная история, потому что кто-то что-то открывает, кто-то что-то опровергает. Оно такое все гипотетическое, потому что обычному человеку многое не понять. Высшая математика — это очень специальное знание. А вот если говорить о языке мировом, именно человеческом, то это исключительно музыка. Поэтому я буду только счастлив, если мои прекрасные мини-женщины, в смысле — маленькие, будущие женщины, захотят заниматься одним из самых уникальных видов искусства, если не самым уникальным. Если математики и физики объясняют материю, то музыка и есть материя и энергия!
— Каких принципов воспитания вы придерживаетесь? Можно вас назвать плюшевым папой, из которого дочки веревки вьют?
— Я придерживаюсь принципов воспитания в любви. Все остальное, оно может быть таким или другим, как-то меняться, но воспитание должно быть обусловлено в первую очередь любовью. Все остальное уже второстепенно. Один психолог говорит так, другой говорит по-другому, каждый человек уникален. Кто-то реагирует лучше, кто-то хуже, но всегда на первом месте должно быть чувство любви по отношению к тем детям, которых ты воспитываешь и которые являются, скажем так, первостепенными для тебя. Поэтому только любовь.
— Вы сами начали работать еще в детстве, признаваясь, что жили небогато, и вам важно было помогать родителям. Как относитесь к тому, что у современных детей (особенно в обеспеченных семьях) есть все и они не знают цену деньгам?
— Жил небогато, а кто жил тогда иначе? Сейчас у детей больше информации, больше возможностей, да, это очень сложная история, но дело в том, что мы тоже росли невероятно круто относительно детства своих родителей, а их детство проходило еще более круто, нежели у их родителей Так мы можем дойти до первобытного мира, где не было ничего, что было уже в нашей эре. Мир шагает, и это нормально, и как-то же мы выживаем. Поэтому я думаю, что к тем благам, которые есть у наших детей, которые кажутся нам страшными и, скажем так, меняющими сознание ребенка, они адаптируются и как-то будут жить дальше, и все у них будет прекрасно.
— От работы устаешь, даже от любимой. Как вы отдыхаете? Есть ли у вас место силы, где вы черпаете вдохновение и переживаете яркие эмоции?
— Нет, я от работы не устаю. Я перманентно нахожусь в работе. Даже если отдыхаю на море, я нахожусь в работе в этот момент. Потому что я думаю, мыслю над сценариями, над кино, над музыкой. Я рождаю творчество в себе, думаю, как это осуществить, осуществляю после, но сначала осуществляю всегда в голове, а это такая же работа. Поэтому я работаю перманентно, даже на отдыхе. И даже перед сном всегда пишу хотя бы страницу, другую, но книги. Для меня — это моя мантра, моя релаксация. Я к этому настолько привык, что без этого уже не вижу себя. Прав тот мудрец, который сказал, что человек, который любит свою работу, не проработает в своей жизни ни дня. Поэтому я не работаю, а получаю удовольствие, за которое мне платят. Возвращаемся к тому, что, безусловно, спасибо Боженьке за то, что все так произошло.
— Какое занятие доставляет вам истинную радость помимо профессии? Какие моменты в жизни вас вдохновляют в последнее время?
— Вдохновение черпаю из всего происходящего: мне доставляют удовольствие друзья, семья, успех моих друзей и мой собственный, спокойствие за свое вчера, за свое сегодня, надежда на спокойствие за свое завтра. Все очень обычные вещи меня вдохновляют. И, помимо профессии, именно душевный восторг — это спокойствие. Поэтому, когда говорят, что художник должен быть голоден — нет, он должен быть сыт. Но не перенасыщен, а именно сыт, потому что, когда художник голоден, он ни о чем не может думать, он ничего не рождает. Я никогда не забуду время, когда мы сидели на карантине в пандемию. Никто не писал песен, никто ничего не творил, хотя было огромное количество времени у всех. Все были в состоянии затравленности. Поэтому люди должны быть в удовольствии, в комфорте, чтобы что-то рождать. Вдохновляют меня и мои слушатели, именно поэтому по их многочисленным просьбам 15 марта мы увидимся с ними в концертном зале «Москва», где я выступлю с программой «Акустика», этот концерт приурочен к моему дню рождения. Буду рад всех видеть!
фото: Сима Мусатова, телеканал "Россия", личный архив